Технологическая карта урока по окружающему миру для 2 класса
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Видякова Юлия Юрьевна

«Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №___

по окружающему миру для 2 класса

Организационная информация

Тема урока

«Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Автор урока

Методическая информация

Тип урока

Урок изучение нового материала (овладение учащимися новым материалом, усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности).

Цели урока

Деятельностная цель: создание условий для формирования у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать, почему вода необходима для жизни на земле,

- уметь определять признаки воды,

- уметь проводить несложные исследования,

- освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей

Личностные:

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,

- оценивать себя, границы своего знания и незнания,

- соблюдать экологическую культуру

Метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу,

- планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей,

- работать в паре, в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия,

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Цели для учителя

Образовательные: через практическую деятельность познакомить учащихся со свойствами воды; повторить значение экологически чистой воды для природы и человека; показать необходимость охраны воды.

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; развивать навыки экспериментального исследования свойств воды; развивать умение анализировать учебный материал, делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать готовность к сотрудничеству, умение работать в парах, в группах; воспитывать экологически правильную позицию школьников по отношению к воде.

Цели для ученика

Познавательные: формирование умений самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; строить логическое рассуждение; совершенствование способности анализировать условия поставленной задачи и поиска её рационального, совершенствование умений, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями

Регулятивные: организация своей учебной деятельности; формирование умения оценить качество и уровень усвоения материала, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. умение аргументировать своё предложение; развитие способностей сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания.

Личностные: формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности мотивация учения.

Используемые технологии

Технология деятельностного метода обучения; технология развития критического мышления (прием «верные – неверные суждения», прием «синквейн», прием «инсёрт», прием «толстых и тонких» вопросов»); информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)

Межпредметные связи

Математика, литературное чтение, изобразительное искусство.

Форма работы  

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группе

Ресурсы:

1. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания): учебное пособие / Миронов. – Ростов н/Д: Феникс,  2013. – 510 с.        

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения). В 2 ч. Ч.1 - 5-е изд.,перераб. - М. : Просвещение, 2011. - 400 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Начальное  общее образование. – М. 2012. – 110 с.  

4. Корбакова Н. И. «Деятельностный метод обучения» 1-4 классы. ФГОС. – М.: Учитель, 2013. – 101 с.

5. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006. – 72 с.

6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 1-4 кл. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 117 с.

7. Презентация «Загрязняя воду, мы убиваем себя» youtube.com/watch?v=L3JE3Ck_wQ8

Оборудование

Компьютер, экран, мультимедийная установка; репродукции картин; инструкции для выполнения практической работы; оборудование для проведения опытов (стаканы с водой, молоком, соком; ложки; ёмкости разного объёма и формы; сахарный песок, обычный песок, кусок льда, медицинская груша).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(формируемые УУД)

I.

Организацион- ный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.  

Психологический настрой на урок

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Обучающиеся готовы к началу работы

Учащиеся произносят после слов учителя:

У нас хорошее настроение.

Мы будем внимательны на уроке.

Мы будем терпеливыми.

Мы успеем сделать всё.

Коммуникативные: доброжелательное отношение к окружающим.

II.

Актуализация опорных знаний

- Ребята, отгадайте загадки:

1) С высоты большой срываясь,

    Грозно он ревёт.

    И, о камни разбиваясь,

     Пеною встаёт.

2) Утром падаю всегда –

    Не дождинка, не звезда –

    И сверкаю в лопухах

    На опушках и лугах.

3) Он без рук, он без ног

    Из земли пробиться смог.

    Нас он летом, в самый зной,

   Ледяной поит водой.

- Что объединяет все слова-отгадки?

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какие задачи поставим перед собой?

- Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: выдвигать версии; прогнозировать.

Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходство и различие объектов.

- Водопад.

- Роса.

- Родник.

- Все слова-отгадки связаны с водой.

- О воде.

- Рассказать, что мы знаем о воде, исследовать воду, открыть новые знания.

- Повторю знакомый материал. Узнаю что-то новое о воде. Хорошо поработаю на уроке. Получу положительную оценку…

III.

Стадия «Вызова»

- Начнём с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой.

(Приложение 1)

1

2

3

4

5

6

7

8

- Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле?

- Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?

- Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?

- Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?

- Верите ли вы, что лёд легче воды?

- Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что «вода дороже золота».

- Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?

- Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей?

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы.

Предметные: научиться точно отвечать на вопросы

Познавательные: читать и извлекать нужную информацию; умение работать с текстом.

Коммуникативные: умение точно и полно излагать свои мысли.

Учащиеся заполняют таблицу.

IV.

Стадия «Осмысления»

1. Беседа о воде.

- Первое из природных богатств, с которыми человек встречается в своей жизни, - это вода.  

   Французский лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который был вынужден по воле случая некоторое время провести в пустыне, так оценил цену и вкус воды: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

-  Как вы понимаете эти слова писателя?

- Что вы знаете о воде?

- Вспомните, в каких агрегатных состояниях может быть вода?

- Игра «Кто больше?»: поработайте в парах, подготовьте ответ на вопрос: какая бывает вода?

2. Практическая работа (работа в группах)

- Казалось бы, что о воде мы с вами всё знаем. Но оказывается много удивительного и чудесного хранит в себе вода. С этими свойствами, явлениями и фактами мы с вами сегодня и познакомимся.

    Сейчас вам предстоит поработать в «лабораториях». Прошу группы пройти к столам.  Прошу лаборантов подойти и взять задания для своих групп. Внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к работе. (Приложение 2)

- Ребята, поработав в группах и проведя опыты, вы увидели, что вода – это уникальное вещество, которое обладает свойствами. Давайте назовём эти свойства.

(По мере выступления групп учитель заполняет таблицу)

Вопросы

Полученный результат

Прозрачность и цвет воды

Вода прозрачная, бесцветная

Запах воды

Не имеет запаха

Вкус воды

Не имеет вкуса

Растворимость в воде других веществ

Некоторые вещества растворяются в воде

Есть ли в воде воздух

В воде есть воздух

Форма воды

Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Что легче: вода или лёд

Лёд легче воды

- Сделайте общий вывод.

- Как вы думаете, зачем необходимо знать свойства воды?

Физкультминутка
Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
На цветы- (круговое движение правой рукой)
И на дорожку- (обе руки перед собой)
Льется, льется- ой, ой-ой! (покачивание головы)
Побежали мы домой (бег на месте).

3. Беседа об охране воды.

- Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Но почему же люди её не берегут? Можно много говорить на эту тему, но лучше один раз увидеть.

 - О чём этот фильм?

- Решите такую задачу: «В квартире неисправен кран, из которого за 1 час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки? За 10 дней?»

- Что вы, дети, можете сделать для охраны воды?

Воду попусту не лей,

Дорожить водой умей,

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.

- Без воды не обойтись никому и никогда и заменить её нечем. А вода – главный строительный материал всего живого на Земле.  При недостатке воды жизнедеятельность организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные без воды тоже быстро погибают. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Человек без пищи может прожить более месяца, без воды всего лишь несколько дней. Очень важно, какая вода попадает в организм. Всему живому на Земле нужна вода чистая, природная.

- Какие водоёмы и источники находятся в нашей местности? Что вы скажете об их экологическом состоянии?

Коммуникативные: умение оформлять свою мысль в учебной речи; грамотно формулировать высказывания.

Предметные: научиться применять знания о воде в быту

Регулятивные: умения выполнять учебные действия в соответствии с планом.

- Вода – главное вещество в природе, главное богатство, без которого невозможна жизнь.

- Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими ручейками. Вода содержится и в почве, и в воздухе. В воде мы моемся, плаваем. Воду мы пьем и едим, потому что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить животные. Вода «добывает» электрический ток на электростанциях…

- Вода может находиться в трёх состояниях: жидком (вода), твёрдом  (лёд, снег), газообразном (пар).

 - Питьевая, пресная, солёная, морская, водопроводная, дождевая, кипяченая, талая, минеральная и т.д.

У каждой группы на столе микролаборатория для опытов. Лаборант (помощник учителя) получает задания для исследования от учителя.

Исследователи выполняют задание.

Эксперт заносит результат в лист исследования.

Каждая группа рассказывает о проведенных опытах и полученных результатах. Остальные группы внимательно слушают и делают свои комментарии.

- Вода – это жидкость, которая не имеет запаха, цвета, собственной формы, она прозрачная и текучая. Вода – растворитель.

- В быту, на различных производствах, в промышленности, в сельском хозяйстве человек использует свойства воды.

Учащиеся просматривают презентацию «Загрязняя воду, мы убиваем себя»

 

- Вся жизнь на Земле не может существовать без воды. Вода очень важна для человека. Человек с каждым годом оказывает все большее влияние на природу. Вода загрязняется промышленными стоками, удобрениями и прочими вредными веществами. Загрязнение воды несёт гибель всему живому. Возникла необходимость в охране природы. И каждый из нас должен бороться за чистоту воды.

- За сутки вытекает 24 стакана воды. За 10 дней вытечет 240 стаканов воды.

- Не загрязнять реки, озёра, пруды.

  Не бросать мусор в водоёмы.

  Не оставлять отходы на берегу водоёмов.

  Охранять родники, колодцы.

  Закрывать водопроводные краны, зря не  

  растрачивать воду.

  Можно нарисовать плакаты с призывом  

  беречь и экономить воду и развесить  их на

  улицах нашего села.

Отвечают на вопросы  

V.

Стадия «Рефлексии»

- Многие писатели, поэты, художники любовались красотой водной стихии, сочиняли стихи, рассказы, сказки, песни, загадки, пословицы о воде.  

- Вспомните, какие пословицы о воде вы знаете. Объясните их смысл.

- Отгадайте загадки:

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто я такая?

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

- Объясните смысл следующих фразеологизмов:

Как в воду глядел.

Воды в рот набрал.

Сухим из воды вышел.

Как с гуся вода.

- Поработайте в парах и составьте синквейн о воде.

- Учеными-исследователями было доказано, что вода впитывает в себя негативные и положительные эмоции живущих на Земле людей. Пусть ваши мысли и слова будут хорошими! И тогда вода будет вам только верным другом и трудолюбивым помощником! Берегите воду! Цените её и уважайте! Вода – это настоящая и будущая  жизнь на Земле!

Учащиеся рассматривают выставку репродукций картин русских художников.

Вода – всему голова.

У воды нос остёр – всюду пробьётся.

Была бы водица, а зелень народится. И др.

- Вода.

- Вода.

Ученики объясняют смысл фразеологизмов.

Вода.

Чистая, светлая, святая.

Напоит, умоет, вылечит.

Нужно её беречь.

Это жизнь!   И др.

Познавательные: давать оценку действиям, оценивать результат.

VI. Подведение итогов

1) – Итак, ребята! Вернёмся к таблицам, которые вы заполняли в начале урока. Проверим ответы. Возможно, что ваше мнение в течение урока поменялось.

2) Итог:

- Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

- Почему необходимо беречь и охранять воду?

- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?

3) Домашнее задание: составьте «тонкие» и «толстые» вопросы для одноклассников по теме урока.

«тонкие» вопросы

«толстые» вопросы

Что…?

Когда…?

Может…?

Зачем…?

Верно ли…?

Объясните, почему…?

Почему вы считаете…?

Предположим, что будет, если…?

4) Самооценивание:

- Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет сигнальной карточки, если вы были внимательными – жёлтый цвет, если вы были любознательными – зелёный.

- Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе. Вы, действительно, сегодня были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Очень приятно было с вами работать.

Учащиеся обсуждают вопросы.

Беседа о том, чему учились на уроке.

Познавательные: находить ответы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оценивают работу с помощью сигнальных карточек.

Приложение 1

1

2

3

4

5

6

7

8

Приложение 2 ОПЫТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СВОЙСТВ ВОДЫ.

Инструкция для проведения лабораторной работы:

1) Ребята, вам предстоит проделать несколько опытов.

2) Чтобы у вас все получилось, внимательно читайте задание к каждому опыту.

3) Старайтесь четко выполнять указания по проведению опыта.

4) Работайте дружно, соблюдая правила работы в группах и не забывайте о той роли, которая у вас есть.

5) После проведения опыта не забудьте записать вывод в лист исследователя.

Задания для 1-й группы

Опыт 1. Какова прозрачность и цвет воды?

- Перед вами стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите ложки. В каком из стаканчиков ложка видна, а в каком нет?  Почему?

- Обсудите ответ в группе.

- Запишите вывод в лист исследователя.

Опыт 2. Каков запах воды?

Когда мама печет пироги, мы чувствуем аппетитный запах.Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода?

- Возьмите стаканчик № 1 и понюхайте воду, а теперь стакан №2 и понюхайте воду. Что вы почувствовали?

- Чем это можно объяснить? Обсудите ответ в группе.

 - Запишите вывод в листке исследователя.

Задания для 2-й группы

Опыт 3. Какой вкус у воды?

- Попробуйте на вкус родниковую воду. Есть ли у неё вкус?

- Попробуйте для сравнения сок. Какой сделаете вывод?

- Обсудите группой. Запишите в свои листки.

- А какая на вкус морская вода? Почему? Обсудите.  

Опыт 4. Вода - растворитель?

- Положите в стакан с водой обычный песок и попробуйте его размешать ложкой. Что вы заметили?

- А теперь в другой стакан с водой положите ложку сахарного песка и размешайте. Что происходит? В каком из стаканов песок растворился?

- Какой можно сделать вывод? Обсудите.

- Запишите вывод.

Задания для 3-й группы

Опыт 5. Есть ли в воде воздух?

- Опустите медицинскую грушу в стакан с водой и нажмите.

- Что наблюдаете? Какой можно сделать вывод? Обсудите.

- Запишите вывод.

Опыт 6. Какая форма у воды?

- Возьмите стакан с водой и несколько емкостей разной формы. Аккуратно перелейте воду из стакана поочередно в разные ёмкости.

- Изменила ли вода свою форму? Почему?

- Обсудите.

- Запишите вывод.

Опыт 7. Что легче: вода или лёд?

- Возьмите стакан с водой и аккуратно положите в него несколько кубиков льда.  

- Что наблюдаете? Почему лёд не утонул?

- Обсудите.

- Запишите вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс -Занков

Тема урока: «Растительноядные и хищные животные на Земле»....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация

УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...

Технологическая карта урока по окружающему миру. 1 класс Тема урока: «Наступление Осени»

Задачи урока : Систематизировать знания об изменениях в неживой и живой природе осенью; актуализация понятий: явления природы, осадки, облачность температура; формирование понятийного...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"

Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...