Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему:
    Явления природы. Практическая работа.

    Киселёва Лариса Николаевна

    Цели урока.

    • Дать представление о различных явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, об их многообразии.

    • Расширить знания детей об изменениях в неживой природе.

    • Воспитывать эстетическое восприятие природы.

    • Обучение работы со словарем.

    • Развивать творческие способности учащихся.

    • Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы.

    • Развивать умение работать в команде.

    • Уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_8.docx502.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Явления природы. Практическая работа.

    Цели урока.

    • Дать представление о различных явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, об их многообразии.

    • Расширить знания детей об изменениях в неживой природе.

    • Воспитывать эстетическое восприятие природы.

    • Обучение работы со словарем.

    • Развивать творческие способности учащихся.

    • Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы.

    • Развивать умение работать в команде.

    • Уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

    Формировать УУД.

    Предметные: получить возможность расширить и систематизировать свои знания о природе; познакомиться с разными видами термометров.

    Личностные: вызывать интерес к учебной деятельности, развивать доброжелательное отношение к окружающему нас миру.

    Метапредметные:

    регулятивные УУД - предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении исследовательской деятельности; контролировать свои действия; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    познавательные УУД - учиться выдвигать предположения, использовать полученные знания о явлениях природы для решения задач творческого характера;

    коммуникативные УУД - учиться слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные, логические речевые высказывания, формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

    Ход урока.

    I. Организационный момент урока.

    II. Актуализация опорных знаний.

    1. Cтихотворение В. Лукша «Живой барометр».

    - О чем говорится в стихотворении? (О природе.)

    - Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О явлениях природы.)

    - Вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. Я медленно прочитаю стихотворение еще раз. Ваша задача: если вы услышите слово, которое относится к неживой природе, вы поднимаете одну руку. Если слово будет относиться к предметам живой природы – поднимаете обе руки.

    Работа с классом. Если допущены ошибки – заострить внимание, объяснить еще раз разницу между живой и неживой природой.

    III. Постановка целей урока.

    - Сегодня на уроке мы с вами поговорим о явлениях неживой природы, узнаем: откуда берутся облака, почему дует ветер и почему во время грозы гремит гром.

    Для этого я вам предлагаю перенестись в сказку.

    Жила-была матушка-природа. И все у нее было в порядке. Весной журчали ручьи. Зимой землю укутывал снег, осенью лили дожди, а лето радовало теплым солнцем. Но однажды случилась беда. Появилась злая колдунья, и все явления заколдовала и спрятала в разных местах. Исчезли дожди и ветры, грозы и туманы.

    Предлагаю вам на сегодняшний урок превратиться в отважных путешественников! Мы отыщем спрятанные сокровища и вернем природе все явления. Но путь к сокровищу долог и труден. Нужно будет решить немало головоломок и задач, ответить на многие вопросы, чтобы добраться до спрятанного клада. Вы согласны? Тогда – в путь!

    IV. Объяснение темы.

    - Нам предстоит отыскать явления природы. Как вы думаете, что означает слово «явление». И что это такое «явление природы»?

    - Явление - всякое проявление чего-либо, что можно увидеть, обнаружить.(Ожегов)

    Явление природы – изменения в состоянии природы.

    - Мы выяснили, что такое явление природы. Но где же нам их искать? К счастью, нам досталась карта, которую колдунья обронила, когда убегала.

    - Что это написано на указателе? Загадка. Но загадка зашифрована.

    НЕСГ на полях,

    ДЁЛ на реках,

    ВГЮЬА гуляет,

    Когда это бывает?

    - Переставьте буквы в словах так, чтобы получились правильные слова и отгадайте загадку.

    - Мы оказались в царстве зимы. А что вы знаете о снеге, вьюге и ледоставе?

    снег

    Снег – это вид атмосферных осадков. Зимой воздух холодный, и капельки воды, которые скапливаются в тучах, зимой замерзают и превращаются в снежинки. Рассматривали ли вы когда-нибудь снежинки? Какие они по форме? На что похожи?

    Ученые еще не могут объяснить, почему снежинки имеют такие правильные, чёткие линии. Но по их наблюдениям, в мире не существует двух снежинок, похожих друг на друга! Только представьте, миллионы, миллиарды снежинок – и все разные! Удивительные чудеса творит природа.

    - Как вы думаете, зачем нужен снег природе? (Снег укутывает землю, сохраняет тепло и влагу.)

     - А что же происходит на реках? (В сильные морозы вода замерзает.)

    ледостав

    - Это явление называется ледостав.

    - Почему же вода замерзает?

    -  Вспомните, что произойдет с водой, если ее налить в бутылку и положить в морозильник? (Вода превратится в лед.)

    То же самое происходит и с водой в реках. Когда зимой температура воздуха опускается до нуля градусов, вода замерзает. И чем дольше стоят морозы, тем толще будет лед.

    Но лед образуется не только на реках. Лед появляется и на улицах городов. И тогда очень трудно ходить по тротуарам, а машины по дорогам двигаются медленно-медленно. Как называется это явление природы? (Гололедица.)

    - А вот еще одно явление природы, которое вы можете наблюдать зимой. Послушайте, что зашифровано в загадке?

    Я живу под самой крышей,
    Даже страшно глянуть вниз.
    Я могла бы жить и выше,
    Если б крыши там нашлись. (Сосулька.)

    - Итак, мы нашли уже некоторые явления природы. Отправляемся дальше. Вот новый указатель. Что же нас ждет здесь?

    Левитан Весна Большая вода

    И. Левитан "Весна. Большая вода"

     

    https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/uchitelu/Kuindji_Rannyy_vesna-350x258.jpg

    А. Куинджи "Ранняя весна"

     

    Васильев Мокрый луг

    Ф. Васильев "Мокрый луг".

    - Перед вами три картины известных русских художников. Какое время года изображено на картинах?

    (Весна.)

    - По каким признакам вы это определили?

    - Какие явления природы происходят весной? (Воздух прогревается, становится теплее, снег начинает таять, лед на реках ломается, начинается ледоход, первые грозы.)

    - Самое грозное и самое радостное явление весной – это гроза.

    гроза

    - Наблюдали ли вы когда-нибудь грозу?

    - Опишите, что происходит во время грозы? (Ветер, гремит гром, сверкает молния, идет дождь.)

    - Вот сколько явлений мы отыскали здесь! Откуда же появляется дождь, и почему гремит гром? Как вы думаете?

    - Весной солнце начинает пригревать землю. Снег тает, превращается в лужи и ручейки. А что происходит с водой, если ее нагревать? (Она испаряется.)

    То же происходит и в природе. Под действием солнечных теплых лучей вода начинает испаряться. Этот пар скапливается в небе. Так появляются облака. Они становятся все больше и больше. Из белых облачка превращаются в темные тучи. Это значит, что пара уже в них скопилось столько, что они не могут больше удерживать ее в воздухе. И вот края тучи темнеют, а скопившаяся вода начинает выливаться обратно на землю. И начинается дождь.

    Кроме воды тучи накапливают еще и электричество. Ветер гонит тучи, сталкивает их друг с другом. И от этого столкновения происходит электрический разряд. Это очень похоже, если соприкоснуться два оголенных провода. Так возникает молния.

    А гром – это тот звук, который получается в результате этого электрического разряда.

    Мы нашли уже немало явлений природы. Отправляемся дальше. Что это у нас на указателе? Задание: прослушайте песню и найдите явления природы.

    Звучит 1 куплет песни "Вот оно какое, наше лето"

    Итак, мы оказались в летнем царстве. Какие явления природы упоминаются в песне? (Ветер и дождь.)

    Какие еще явления природы вы наблюдаете летом? (Дожди, град, радуга.)

    Почему идет дождь, мы уже с вами знаем. Но летом очень часто вместе с дождем идет град. Град – это та же вода, которая скапливается в тучах. Но в высоких облаках часть воды замерзает. Градины не могут долго удерживаться в облаке и падают на землю. Видели вы когда-нибудь град? На что похожи градинки?

    - А что же такое ветер?

    ветер

    Ветер – это движение воздуха. Чем быстрее двигается воздух, тем сильнее дует ветер. Он может быть могучим и сильным. Помните как у Пушкина "Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч." А может быть ветер легкий и ласковый.

    Какие ветры дуют летом? (Легкие.)

    В какое время года мы наблюдаем сильный ветер? (Весной и осенью.)

    А иногда ветер разгоняется с такой силой, что сметает все на своем пути. Такой ветер называют ураганом.

    Физкультминутка.

    - Мы нашли немало явлений природы. А впереди еще одна остановка. Посмотрите, что это зашифровано на указателе?

    ПЛИОТСАД, МАНУТ, СОРА (Листопад, туман, роса.)

    - В какое время года мы можем наблюдать это явление природы? (Осенью.)

    листопад

    - Почему деревья сбрасывают листья осенью?

    - Какого цвета туман? (Серый, молочный, белый.)

    туман

    Туман – то же облако. Просто оно еще не успело подняться до неба. Капельки воды собираются вместе и образуют облако у самой поверхности земли. Иногда таких капелек так много, что даже вытянутой руки не видно.

    Туманы могут появляться в любое время года. Но чаще всего они образуются осенью.

    • А что такое роса?

    роса

    Капельки росы – это вода, которая испаряется из растений с наступлением ночи. Ближе к утру роса самая обильная. По народной примете – если много выпало росы, то день будет ясный.

    Чем ближе зима, тем меньше росы.

    иней

    А с наступлением морозов роса замерзает – так появляется иней.

    - Итак, мы нашли самые главные явления природы. Но явлений этих намного больше. Порой природа творит настоящие чудеса. Многие из этих явлений вы знаете.

    V. Закрепление темы.

    Класс разделить на 4 группы. Каждая группа получает картинку с изображением одного времени года. Задание: Собрать пазл, объяснить, что за время года изображено на картине, подобрать явления природы, характерные для этого времени года. Объяснить свой выбор.

    VI. Рефлексия.

    - Что нового вы узнали на уроке?

    - Какие задания вам понравилось выполнять?

    - Что вам было непонятно?

    VII. Оценивание учащихся.

    VIII. Домашнее задание.

    1. Записать, какие явления природы вы будете наблюдать в эти дни.

    2. Творческое задание: подготовить сообщение о каком-либо явлении природы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Неблагоприятные явления природы на Кубани

    Презентация знакомит учащихся с различными явлениями природы, оказывающими негативное воздействие на природу Кубани....

    "Неживая и живая природа. Явления природы."

    План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе в соответствии с ФГОС "Неживая и живая природа. Явления природы." В ходе урока используются ЭОР....

    Творческая научно-практическая работа: "Песок - Песчинка неповторимое чудо природы"

    В работе представлены материалы по истории  использования песка в производстве стекла,строительстве, здравоохранении, искусстве. Практическая часть работы показывает, как происходиточистка воды в...

    Исследовательская работа по теме: «ГОЛУБИНАЯ ПОЧТА – УДИВИТЕЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ ИЛИ ЗАСЛУГА ЧЕЛОВЕКА?»

    В данной работе ученица исследует можно ли выдрессировать почтового голубя, что такое голубеграмма, какие существуют породы почтовых голубей, как их разводят, кормят и тренируют?...

    1.Конспект урока в 1 классе по теме: Природа и мы. Практическая работа: Составление памятки правильного поведения в природе (ОС «Школа 2100».)

    Тема: Природа и мы. Практическая работа: Составление  памятки  правильного поведения в природе.Цели: формировать умения правильного поведения  в природе; умения работать в пар...

    Неживая и живая природа. Явления природы.

    Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России". Знакомит детей с понятиями "неживая и живая природа", "явления природы"....

    Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: " Неживая и живая природа, явления природы".

    Учащиеся познакомятся с понятием «явление природы», «сезонные явления».Объекты природы – это все то, что окружает нас.Природа бывает:живая и неживая....