Урок окружающего мира на тему "Правила вежливости"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Глызина Ольга Петровна

Урок "Правила вежливости" проводится во 2 классе по предмету Окружающий мир (программа "Школа России"). Основной целью урока является уточнение и расширение представлений учащихся о вежливости, ее осознанной необходимости использования в жизни. В ходе занятия школьники  учатся использовать речевые формулы вежливости в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону. Формируется способность учащихся анализировать свое и поведение других людей с позиций правил вежливости, умение выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания в измененных условиях, работать в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План-конспект142 КБ
Microsoft Office document icon Задания для групп2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правила вежливости»

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Цель урока: уточнить и расширить представление учащихся о вежливости, ее осознанной необходимости использования в жизни.

Задачи урока: 1. Уточнить понятия: «вежливость», «хорошие манеры», «культура поведения», «этикет». Актуализировать знания учащихся о речевых формулах вежливости, используемых в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону. 2. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях между собой и со взрослыми. 3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим; создавать условия для формирования мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения.

Планируемые результаты:

Предметные:

     Знать и понимать основные термины: «вежливость», «хорошие манеры», «культура поведения», «этикет».

     Уметь использовать речевые формулы вежливости в разных жизненных ситуациях; анализировать свое и поведение других людей с позиций правил вежливости, выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания в измененных условиях.

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
  • искать разные способы решения задачи;
  • работать в группе и оценивать себя и товарища под руководством учителя;
  • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения, делать умозаключения по результату исследования;
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться.

Личностные: 

  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;
  • проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
  • проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, основанные на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Ресурсы урока: выставка книг на тему «Вежливость. Этикет», презентация, толковые словари В. Даля, С.И. Ожегова, словарь синонимов, памятки «Правила работы в группе», табличка на доску «вежливость», 4 листа для продвижения рабочих групп, конверт с нарезанными словами для 2 группы, клей-карандаш, плакат «Правила вежливости», 3 конверта с домашним заданием.

Для учителя:

Для обучающихся: 

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация познавательной деятельности

Приветствие:

- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.

Постараемся создать друг другу хорошее настроение, улыбнемся своим товарищам и всем нашим гостям.

Чтобы настроиться на рабочий лад, начнем с игры «Доскажи словечко». Я говорю часть фразы, а вы ее продолжаете по смыслу:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и .... (внимательным).

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не...( перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы всё было...(понятно).

Если хочешь отвечать,

Руку не забудь ...(поднять).

Будь прилежен на уроке,

Не болтай: ты не .....(сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши …(перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно …(руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты ….(звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда …(готовым).

Сегодня мы будем работать в группах, обязанности между вами мы уже распределили: организатор-контролер, чтец, секретарь, докладчик. Вспомним, какие существуют правила работы в группе. В этом нам поможет памятка (на столах учащихся)

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Договаривают фразы.

П а м я т к а

Правила работы в группе

  • Точно выполняй возложенную на тебя роль.
  • Слушай, что говорят другие, не перебивай.
  • Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  • Говори спокойно, ясно, только по делу.
  • Анализируй свою деятельность, вовремя исправляй недостатки.
  • Помогай товарищам, если они об этом просят.
  • Если что-то не ясно, подними руку, уточни информацию у учителя.
  • Помни, успех группы зависит от каждого из вас!

Актуализация необходимых знаний

- Но вначале одно задание для всех групп.

Послушайте внимательно мексиканскую сказку. В ней пропущено несколько однокоренных слов. Попробуйте догадаться, какие это слова, и каким образом то, что они обозначают, помогли главному герою?

(На экране текст сказки с пропущенными словами)

………….. КРОЛИК (мексиканская сказка)

        Жил-был Кролик, очень скромный и ………. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

        У Кролика дрогнуло сердце. Бежать – но куда?..

        Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность, – в пещере поселилась Змея.

        Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

        «Нужно поздороваться, – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно!»

        И, присев на задние лапки, Кролик ………… сказал:

        – Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

        До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

        – Входите, входите! – ответила она, желая обмануть Кролика.

        Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

        – Простите, что я побеспокоил вас,  – сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания! – и бросился бежать прочь со всех ног.

        Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что ………… никогда еще никому не повредила.

        Змея же свернулась в клубок и проворчала:

            –  Лучше бы я ему не отвечала! Ох, уж эти мне ………. кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!  

-Итак, как вы думаете, какие слова пропущены?

Я дам вам небольшую подсказку: обратите внимание на выделенные слова и словосочетания, они вам помогут.

Как вежливость помогла кролику?

- Как вы думаете, какого человека мы можем назвать вежливым?

-Для чего человеку нужна вежливость?

Перед вами несколько пословиц. Объясните их значение. Подумайте, какая из них подходит по содержанию к нашей сказке.

Лошадь узнают по езде, а человека в общении.

Перед вежливостью открываются все двери.

Вежливость ничего не стоит, но приносит много.

- Как вы думаете, существуют ли какие-то правила вежливости?

 Нужно ли их знать и для чего?  

Предположения учащихся.

- Это слова «вежливый», «вежливость».

Вежливое поведение помогло кролику уйти от опасности в пещере, где его поджидала змея.

Вежливый человек –это тот, который говорит вежливые слова и совершает добрые поступки. Вежливость нужна человеку, что легче жить среди людей, проявлять заботу и внимание.

- Вежливость всегда придет на помощь человеку, выручит даже в самую трудную минуту. Вежливость обезоруживает, заставляет окружающих быть благосклоннее, добрее по отношению к вам.

Правила, конечно же, существуют. Их нужно знать, чтобы уметь вести себя в разных жизненных ситуациях, проявлять заботу и внимание к окружающим людям и, они будут отвечать вам взаимностью.

Постановка целей и определение темы урока

- Ребята, как вы считаете, чему будет посвящен сегодняшний урок,

 какова его тема?

Какие основные задачи перед собой поставим? В этом вам поможет схема.

Тема урока «……………………….»

  • будем работать над понятиями …………., …………..;
  • выясним, для чего человеку нужно быть …………………;
  • повторим ………слова;
  • сформулируем правила …………………………………..
  • (На экране) 
  • Обратите внимание на нашу выставку книг: здесь представлены издания для людей разных возрастов от энциклопедий до веселых детских книг, в которых представлен познавательный материал, связанный с темой сегодняшнего урока. Эти книги помогли мне подготовить для вас разные интересные задания, а также окажут вам неоценимую услуги при подготовке домашнего задания.

Урок будет посвящен теме «Правила вежливости».

  • Будем работать над понятиями «вежливость», «вежливый человек», «правила вежливости»;
  • выясним, для чего человеку нужно быть вежливым;
  • повторим речевые формулы вежливости;
  • сформулируем правила вежливости.

Организация познавательной деятельности

Открытие нового знания, усвоение нового теоретического материала

Перейдем к работе в группах. Каждая команда получит свое задание, все необходимые для его выполнения материалы, а также лист продвижения группы по заданиям. Как только вы будете готовы, поднимите вместе руки и докладчик от каждой команды представит результаты вашей работы.

Итоги вашей деятельности мы будем вывешивать на доску.

1 группа «Лексическое значение слов»»

Лист продвижения группы

  1. Найдите в толковых словарях В.Даля и С.И.Ожегова лексическое значение слов «вежливость», «вежливый человек», «хорошие манеры», «этикет»,
  2. Подберите синонимы и антонимы к слову «вежливый», используя словарь синонимов.
  3. Объясните, как вы понимаете значение высказывания Мигеля де Сервантеса: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».
  4. Сделайте вывод о том, кого можно считать вежливым человеком.

     2 группа Речевые формулы вежливости

Лист продвижения группы

  1. 1. Познакомьтесь с информацией о том, как в языке возникли некоторые вежливые слова. Запишите парами современное слово и его первоначальную форму, значение.
  1. «Здравствуйте» — слово, которое употребляется при встрече как приветствие. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья.
  2. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: Спаси вас Бог! Эта фраза позднее превратилось в короткое» спасибо».
  3. Слово «пожалуйста» произошло от слова «жаловать», которое  означало оказывать внимание, уважение.
  4. Если кто-нибудь причинял другому неприятность или неудобство, не желая того, он просил не держать на него обиды, не винить и говорил: «Извините!», то есть – «снимите с меня вину».
  5. 2. Распределите слова и выражения по смысловым группам, учитывая, с кем и в каких ситуациях вы можете использовать данные выражения. Заполните таблицу.

Речевые формулы

вежливости

ребенок

 взрослый

приветствие

прощание

просьба

благодарность

извинение

  1. 3. Сделайте вывод о том, какие существуют речевые формулы вежливости  и для чего необходимо их  знать.

    3 группа Моделирование ситуации «Разговор по телефону»

Лист продвижения группы

     1. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с.53. Прочитайте, какой разговор получился между Попугаем и псом Рыжиком.

     2.  Подумайте, почему героям не удалось понять друг друга?

     3. Расставьте этапы ведения разговора по телефону в нужной последовательности.

     4. Разыграйте сценку, в которой пригласите по телефону вашего одноклассника в кино.

      5. Сделайте вывод, о том, что нужно делать, чтобы состоялся разговор по телефону.

     4 группа Анализ ситуации «Волшебные поступки»

Лист продвижения группы

1. Прочитайте рассказ Серёжи и Нади в учебнике на стр.54, ответьте на вопросы:

а) Какие «волшебные» поступки совершал папа, когда рядом были мама или другие люди?

б) Как вы объясните поведение папы?

      в) Почему люди благодарили папу? Почему такие поступки названы «волшебными»?

2. Рассмотрите картинки на стр. 55 учебника. Найдите ошибки в поведении детей, перечислите их.

3. Сделайте выводы о том, какие поступки мы можем назвать вежливыми. В чем проявляется культура поведения?

Словарь В. Даля

Вежливость – учтивость.

Вежливый человек (вежа)– знающий, сведующий в чем-то.

Манеры – приемы, обращение в обществе.

Словарь С.И.Ожегова

Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный учтивый.

Манера – 1.Способ что-нибудь делать, та или иная особенность поведения, образ действия.2. Внешние формы поведения.

Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

Словарь синонимов

Синонимы – учтивый, корректный, уважительный, обходительный, предупредительный, любезный, галантный.

Антонимы – невежливый, неучтивый, некорректный.

Вывод: вежливым человеком можно считать того, кто знает, как себя вести и имеет хорошие манеры, соблюдает правила приличия.

Здравствуйте – пожелание здоровья.

Спасибо – спаси вас Бог.

Пожалуйста – жаловать, оказывать внимание, уважение.

Извините – снимите с меня вину.

Речевые формулы

вежливости

ребенок

другие взрослые

приветствие

привет, здравствуй

здравствуйте, добрый день (утро, вечер), приветствую вас

прощание

пока, до свидания, до завтра, прощай

до свидания, до завтра, прощайте, до скорой встречи, всего хорошего

просьба

пожалуйста, будь добр

пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас

благодарность

спасибо

спасибо, благодарю

извинение

прости, извини

простите, извините

Вывод: для каждой жизненной ситуации существуют свои вежливые слова. Знать их необходимо для того, чтобы окружающие люди чувствовали, что их уважают,  о них заботятся и   любят.

Разговор не получился, так как Попугай и Рыжик друг друга не поняли. Они не знали как правильно вести разговор, что нужно соблюдать последовательность общения.

Основные этапы разговора по телефону:

  • Приветствие.
  • Представление себя.
  • Объяснение цели звонка.
  • Благодарность
  • Прощание.

Вывод: для того, чтобы разговор по телефону состоялся, необходимо соблюдать основные этапы и использовать  нужные речевые формулы.

1. Папа всегда учтиво обращался с теми, кто рядом:

  • пропускал маму, чтобы она вошла первой в дверь,
  • ждал когда выйдет другая женщина,
  • первым выходил из транспорта и подавал руку маме или пожилой женщине.

Папа был вежливым и знал правила поведения. Люди благодарили его за добрые поступки. Волшебными их называют потому, что они делают окружающих приветливее и добрее.

  1. Ошибки:
  • во время похода мальчик отдал все тяжелые вещи девочке;
  • у девочки рассыпались листочки, а мальчик прошел мимо и не помог ей;
  • мальчик не помог девочке выйти из транспорта;
  • мальчики не пропустили девочку первой при встрече в дверях.

Выводы: вежливыми называются добрые поступки по отношению к другим людям, помощь и заботу о них. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе. Культура поведения проявляется в вежливом отношении к другим людям.

Физкультминутка

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

Пожалуйста, докладчики от групп, готовы ли вы представить результаты вашей работы? По-очереди выходите к доске, читайте задание и прокомментируйте вашу работу.

Ваши выводы лягут в основу формулировки правил вежливости, которые должен соблюдать каждый образованный, культурный человек, то есть каждый из нас.

- Итак, сформулируем вместе основные правила вежливости.

Учащиеся представляют свои работы, прикрепляя результаты на доску.

Правила вежливости

  • Будь вежлив со всеми окружающими тебя людьми.
  • Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
  • Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
  • Соблюдай правила вежливого поведения  при разговоре по телефону.
  • Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова! Пусть добрая улыбка красит вас!

Физкультминутка

Предлагаю вам встать и  поиграть в игру на внимательность. Если я говорю  о вежливом поступке, вы хлопните в ладоши, если о невежливом, вы топните ногой. Но помните о том, что топать надо не очень сильно, ведь под нами в классе тоже идёт урок. Будем вежливыми по отношению  к другим.

- Поздороваться при встрече.

- Свистеть, кричать, шуметь в школе.

- Уступить место пожилому человеку в автобусе.

- Перебивать того, кто говорит.

- Пробираясь к выходу в транспорте, толкать других пассажиров.

- Громко разговаривать с соседом во время спектакля в театре.

- Помочь маме помыть посуду.

- Друг вам подарил вещь, которая не нужна. Её нужно вернуть и потребовать другой подарок.

- Помочь пожилому человеку подняться по лестнице.

- В столовой за обедом громко разговаривать.

- После еды вытереть рот рукавом.

- Извиниться, если случайно наступил на ногу товарищу.

- Помогать младшим.

Рефлексия учебной деятельности

Проверим, как хорошо вы усвоили  вежливые слова и в каких ситуациях их нужно использовать.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... (спасибо).

 Зазеленеет старый пень,

 Когда услышит… (добрый день).

 Если больше есть не в силах

 Скажем маме мы... (спасибо).

 Мальчик вежливый и развитый

 Говорит, встречаясь... (здравствуйте).

 Когда нас бранят за шалости,

 Говорим... (простите, пожалуйста).

 И во Франции, и в Дании

 На прощанье говорят... (до свидания).

 Нужно знать как дважды два

 Все волшебные слова,

 В день, пожалуй, раз до ста

 Говорю... (пожалуйста).

 

Подведение итогов

- Понравился ли вам урок?

- Что нового для себя вы сегодня узнали?

- Какие задания для вас были более простыми, а какие заставили подумать?

- Решили ли вы поставленные вначале урока задачи?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке, довольны ли вы собой сегодня и почему? Используйте для ответа следующие фразы (на экране):

Я высказывал свое мнение.

Я выслушивал точку зрения других учеников.

Я комментировал высказывания других учеников.

Я выполнял ту роль, которую мне поручала группа.

Я высказывал свое мнение.

Я выслушивал точку зрения других учеников.

Я комментировал высказывания других учеников.

Я выполнял ту роль, которую мне поручала группа.

Домашнее задание

      Каждый ряд получает конверт с формулировкой одной из тем:

  • Как дарить подарки?
  • Как написать пригласительную открытку?
  • Как вести себя в гостях?

   Выполните на выбор одно из заданий:

  • Найди информацию на заданную тему в книгах, Интернете. Подготовь небольшое сообщение (по желанию сделай иллюстрацию).
  • Составь памятку на выбранную тему.
  • Разыграй с одноклассниками сценку на выбранную тему.

Спасибо вам за урок, вы все – молодцы!

Я благодарю всех вас за прекрасную работу и на память хочу оставить вот такие «ладошки» с благодарностью.

Мне бы хотелось, чтобы вы поделились благом с нашими гостями (раздать ладошки)

Если будем вежливы каждый день и час,

Станет мир счастливее в миллионы раз!

Самоанализ

Достижения:

Сложности:

Предложения:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Правила вежливости. К вам пришли гости" 2 класс."

В материале содержится конспект урока вежливости.На уроке дети обучатся нормам этикета при проведении праздника - дня рождения; дети научатся правильно вести себя в гостях и побудут в роли хозяина....

Урок окружающего мира по теме "Правила вежливости.Слова нужные и важные"

Методическая разработка урока окружающего мира с использованием ЭОР, 2 класс, УМК  "Школа России" по теме "Правила вежливости. Слова нужные и важные"...

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС

Открытый урок  по  окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС

Открытый урок  по  окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Правила вежливости"

Цели урока: ¨             обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению к человеку любого возраста.Задачи:¨...

Открытый урок окружающего мира во 2 классе. Тема: "Правила вежливости".

Данный урок разработан в рамках районного смотра-конкурса "Учитель года-2016"....