Исследовательская работа. Окружающий мир.
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему

Коломойцева Любовь Гавриловна

Организация групповой работы на уроках окружающего мира как один из способов  формирования универсальных учебных действий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыты, практикумы по предмету окружающий мир (2 класс).

Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Он предназначен для работы на уроках окружающего мира и охраны безопасности жизнедеятельности с детьми, обучающимися во 2 классе. Материал помогаем учителю организовать учебный процесс так, чтобы ученики не только усвоили материал программы, но и им было на уроке интересно и нескучно. Данный материал позволяет учителю добиться не только прочных знаний у каждого ребёнка по предмету окружающий мир и охрана безопасности жизнедеятельности, но и воспитания интереса к предмету.

Тема. Глаза – главные помощники человека.

Яркий свет - зрачок сужается, слабый – расширяется (дети наблюдают). Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.

- Как защищены глаза? (Веки, ресницы защищают их)

- Что ещё оберегает глаза?

Отгадай загадку:

« Под мостом – мостищем, под соболем – соболищем, два соболька разыгрались» (Брови и глаза.)

Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

- А зачем человеку слёзы?

Тема. Уход за ушами.

Опыт 1

- Заткните уши ватой. Что произошло? (Ответы детей)

Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. С помощью органов слуха нам подвластен целый мир звуков: шум дождя, журчание ручейка, музыка и речь окружающих людей.

Опыт 2

- При проведении этого опыта глаза должны быть закрыты. Возьмите часы и медленно приближайте к уху до момента, когда станет слышно едва заметное тиканье. Измерьте расстояние от часов до уха.

Чем больше расстояние от звучащего предмета до уха, тем выше слуховая чувствительность. Далее можно показать рисунок с изображением строения уха.

Тема. Уход за зубами.

Практическое занятие.

Возьмите зеркало и рассмотрите свои зубы. Найдите молочный и постоянный. Чем отличаются молочные зубы от постоянных?

1. Постоянные больше по размеру.

2. Временные бело-голубоватого цвета.

Это отличие. А сходство спрятано внутри. Оказывается, строение молочных и постоянных зубов одинаковое. Давайте рассмотрим схему внутреннего строения зуба и назовём его части. Зуб состоит из трёх основных частей:

коронка-часть зуба, которая видна в полости рта;

корень-часть зуба, которая располагается в челюсти;

шейка-часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

- Итак, мы знаем, как устроены наши зубы, как вы думаете для чего нужны эти знания?

- О сохранении какой части мы должны заботиться в первую очередь?

Тема. Забота о коже.

Опыт 1.

Закройте глаза. Пусть кто-нибудь из ребят положит вам на руку сначала тёплый предмет, а затем холодный (например металлические ножницы). Что вы почувствовали? (Тепло, холод.)

Опыт 2.

Слегка уколите палец иглой. Что вы почувствовали?

Вывод: кажа очень важна для нашего организма. Она помогает человеку почувствовать тепло, холод, жару, мороз, боль, в какой-то мере заменяет глаза.

- С закрытыми глазами, на ощупь, что мы можем определить?

Это всё мы можем определить благодаря осязанию – одному из чувств человека.

Вспомните, что появляется на грязной коже? (Микробы.)

Тема. Надёжная защита организма.

Практическая работа.

Наблюдение 1.

Рассмотрите кожу на кисти руки. Потрогайте её.

– Что можете сказать? Какая кожа? (Гладкая, мягкая, эластичная, тонкая, прочная.

Наблюдение 2.

Обратите внимание – на местах сгибов (суставы пальцев рук, ног, коленей) кожа имеет складки. Случайно ли это?

Опыт 1.

Положите руки на парту ладонями вниз. Правой рукой захватите складки кожи на суставах, а теперь медленно согните палец.

– Что происходит с кожей?

Вывод: Складки нужны для того, чтобы не затруднять движение пальцев рук, ног и других частей тела. Без складок на коже руки, ноги, пальцы не могли бы сгибаться.

Наблюдение 3

Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия – поры.

– Как вы думаете, для чего они? (Кожа дышит.)

Через поры кожа впитывает свежий воздух, который необходим каждой клеточке.

Опыт 2.

Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу.

– Что видите? (осталось жирное пятно).

Зачем коже жир?

Вывод: Жир смазывает кожу, не даёт ей пересыхать, делает её мягкой и эластичной.

Тема. Как следует питаться.

Проведение опыта.

– Как определить, жирная ли пища?

Взять небольшие порции разных продуктов: кусочек хлеба, яблока, колбасы и т.д. Срезанной частью положить на лист бумаги. Через 10 – 15 минут посмотреть. Если продукт жирный, на бумаге останется жирное пятно.

Тема. Как избежать отравлений.

Практическая работа.

Нарушение сердечного ритма определяется по частоте пульса. Пульс хорошо прослушивается на запястье, пониже основания большого пальца, в ложбине между двумя костями. Нащупайте его двумя пальцами и слегка надавите. Просчитайте свой пульс в течение одной минуты. Запишите.

Тема. Правила обращения с огнём.

Практическая работа.

Рассмотрите «План эвакуации при пожаре» вашей школы. Опишите словами маршрут эвакуации.

Тема. Первая помощь при травмах.

Практическая работа.

Подготовка и наложение холодного компресса:

  1. возьмите кусок марли или другой хлопчато-бумажной ткани, сложенной в несколько слоёв;
  2. смочите холодной водой (лучше, если вода со льдом);
  3. отожмите;
  4. приложите к больному месту.

Менять компресс надо через 2 - 3 минуты в течение 1 - 2 часов.

Практическая работа (парная или групповая).

Наложение шины:

  1. приготовьте шины (дощечки, кусочки фанеры);
  2. приложите шины к сломанному месту так, чтобы обеспечить ему спокойное состояние;
  3. прибинтуйте шину к сломанному месту.

Практическая работа (парная или групповая).

Как правильно забинтовать рану:

1) приложите конец бинта к ране, сделайте один полный оборот;

2) сделайте два или три оборота ниже раны, два-три оборота на месте раны и заканчивайте перевязку после двух-трёх оборотов выше раны;

3) разрежьте конец бинта пополам и завяжите узел (только не над раной).



Предварительный просмотр:

     Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
   «Средняя общеобразовательная школа № 1 ст. Сторожевой»

              Выступление на МО
      учителей начальных классов

                    с докладом

 «Организация групповой работы на уроках окружающего мира как один из способов  формирования универсальных учебных действий.»  

                                         

                                         Выступила:
                                                    Коломойцева Л.Г.

Организация групповой работы на уроках окружающего мира как один из способов  формирования универсальных учебных действий.


Одна голова хорошо, а две лучше.

Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности? Осуществить это возможно через рациональное сочетание традиционных методик преподавания и развивающего акцента новых технологий. Одной из таких технологий является обучение в группах через сотрудничество.

Я хочу поделиться с вами методикой организации обучения детей, которая  вызывает восторг у детей и даёт неплохие результаты с точки зрения качества знаний. Это групповая работа на уроках окружающего мира.

В чём преимущества групповой работы как методического приёма учителя, стремящегося не только дать ребёнку определённый набор знаний, но и воспитать его коммуникабельным, мобильным, грамотным в сфере межличностных отношений?  

Эти преимущества я условно разделяю на три позитивные группы.

Позитивные:

- с точки зрения познавательной деятельности;

- с точки зрения воспитания личностных отношений;

- с точки зрения развития классного коллектива.

К первой группе я отношу активный характер познания, который предполагает групповая работа, взаимодополнение и взаимораскрытие детей в группе, улучшение качества знаний при групповой организации обучения.

Ко второй группе я причисляю стирание обидных различий между детьми по принципу успеваемости. В группе сильные и слабые ученики. Учатся выслушивать и учитывать мнение друг друга. Кроме того, групповые занятия способствуют формированию у детей адекватной (не заниженной, но и не завышенной) самооценки.

К третьей группе преимуществ я отношу создание в классе положительного эмоционального настроя на учёбу и отношения со сверстниками, оживление и активизацию межличностных контактов среди одноклассников.

Деятельность школьников является коллективной. Цель этой деятельности осознаётся как единая, требующая объединения усилий всего коллектива; организация деятельности предполагает разделение труда; в её процессе между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности и зависимости; контроль над деятельностью частично осуществляется самими членами коллектива.

 Ученик индивидуально воспринимает информацию, но в процессе усвоения знаний ему необходимо высказываться, давать обоснования решениям. С точки зрения теории поэтапного формирования знаний наиболее эффективно осмысление материала учащимся осуществляется в форме внешней речи для других, т. е. когда свои мысли он излагает вслух.

Одной из форм коллективной деятельности учащихся на уроке является групповая работа. Учащиеся включаются в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы. Я практикую при проведении уроков окружающего мира формирование групп из 4-5 человек. Группы могут быть постоянного и временного состава. С целью лучшей организации учебной деятельности учителю целесообразно самому определить рабочее место каждому ученику. При отборе школьников в группу постоянного состава следует учитывать их психологическую совместимость, желания, потенциальные возможности для их успешной совместной деятельности, санитарно-гигиенические и медицинские условия.

От этого зависит эффективность работы группы. Учитель же здесь играет главную роль, он должен быть тонким психологом и руководителем.

В ходе работы в группах ученики лучше узнают друг друга. Иногда возникают трения между ними, появляются желающие перейти из одной группы в другую. Оптимальный состав учебных групп формируется постепенно. В большинстве групп состав остаётся стабильным в течение учебного года. Учащиеся привыкают друг к другу, чувствуют локоть товарища в совместной работе. Это доставляет им удовольствие.

Постараюсь пояснить всё сказанное на примере одного из разработанных мной уроков окружающего мира.

Прежде всего, напомню, что каждая группа должна подбираться из детей, разных по уровню знаний, характеру и темпераменту, разного пола. 
Итак, когда группы в моём классе уже были сформированы с учётом этих принципов, постепенно, начиная со второго класса, я стала активно использовать групповую форму работы на своих уроках.

К примеру, на уроках окружающего мира в 2 классе по теме «Разнообразие животных и растений», дети делятся на три группы: группа ботаников, группа экологов и зоологов.  После этого, ребята получают задание (план деятельности), каждое для своей группы. Первой группе требовалось составить рассказ о видах и способах приспособления растений к данной местности. Второй – о видах и местах обитания животных в данной местности. А группа экологов выявляет экологические проблемы данной природной зоны и разрабатывает  рекомендации и предложения по охране ее территории, рисуют экологические знаки.

Выполняя задание в группах, дети пользуются справочной литературой, учебником, используют метод поиска и отбора нужной информации, обсуждают прочитанное, таким образом происходит взаимообмен информацией, где каждый участник группы активно вовлечен в деятельность.  Одни в процессе изучения темы лучше усвоили раздел «Виды животных», другие «Виды растений», третьи – экологические темы. Затем представители из группы выступают с полученными выводами перед другими участниками  и, в результате такой работы, ребята обмениваются усвоенными знаниями, а «чужие» знания становятся общими».

Наблюдая за речевым поведением детей во время составления рассказа по плану, я заметила использование детьми таких приёмов речевого общения, как полемика  (разновидность спора, отличающаяся тем, что основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу), дополнения, разъяснения, доказательства, создание определений. Часто ли дети задействуют такие широкие возможности своей речи при индивидуальных ответах или коллективном опросе? 
Анализируя межличностный климат в группах, я обратила внимание на стремление слабоуспевающих учеников «выделиться», показать себя в группе, что обусловлено меньшим количеством детей в группе по сравнению с классом и, соответственно, более определённым и ясным микроклиматом группы.

Таким образом, групповая работа на уроках окружающего мира расширяет возможности познания детьми природы, живых организмов или исторических фактов, поскольку в своей мыслительной деятельности ученики опираются не только на резервы своей памяти, резервы памяти своих товарищей, но используют учебные пособия. Данная работа способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения слушать других людей, искать компромиссы и нести ответственность за свои слова. Групповая работа  улучшает микроклимат классного коллектива, работает на сплочение учеников.

В результате организации групповой работы на уроках окружающего мира, я не только достигала поставленной образовательной цели через активные поисковые методы обучения самими учащимися, но и параллельно решала воспитательные задачи, что наглядно доказывает неразрывность воспитания и обучения в системе классно-урочного обучения,  научила ребят уважать друг друга, мнение собеседника, сплотила детский коллектив, чему очень рада. Учащиеся моего класса, по - мнению родителей,  активные, терпеливые, идущие на контакт, умеющие доказать свою точку зрения.

Поэтому, можно сделать вывод, что групповая форма организации обучения – это «золотая середина» между индивидуальной и коллективной формами работы.

Рекомендую вам, дорогие педагоги, чаще использовать групповое обучение на своих уроках, ведь даже народная мудрость гласит: «Одна голова – хорошо, а две – лучше».



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыты, практикумы по предмету окружающий мир Учитель Коломойцева Л.Г.

Слайд 2

Тема. Глаза – главные помощники человека. Как защищены глаза?

Слайд 3

Забота о коже. Микробы. Надёжная защита организма Надёжная защита организма

Слайд 4

Жир смазывает кожу

Слайд 5

Первая помощь при травмах. Очищаем загрязнённую воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно- исследовательская работа по окружающему миру (3 класс). Охрана окружающей среды

Проектно - исследовательская работа по окружающему миру и презентация к ней....

Проектно- исследовательская работа по окружающему миру (3 класс). Охрана окружающей среды

Консект к презентации проектно - исследовательской работы "Вторая жизнь мусора"....

исследовательская работа (окружающий мир 2 класс) по теме "Сохраним дерево" и презентация.

Исследовательская работа, которая была проведена в рамках районной конференции исследовательских работ и творческих проектов обучающихся 2 классов "Хочу все знать". Текст выступления и презентация....

Исследовательская работа - окружающий мир

Исследовательская работа - окружающий мир...

Научно-исследовательская работа .Окружающий мир «Игра – дело серьёзное. Настольные игры -это наука, обучающая жизни в социуме"

Иногда во дворе и на переменах я наблюдал, что дети ссорятся, не умеют общаться друг с другом. А почему? Да потому, что играть в общие игры разучились. Теперь даже для взрослых придуманы деловые игры....

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...