Урок окружающего мира "Лес - природное сообщество" по УМК "Начальная школа 21 века"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) по теме

Лес рассматривается как природное сообщество: виды животных, растений, ярусы леса. Проводится работа в группах. Ученики выполняют мини-проекты на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les-kakprirodnoe_soobshchestvo.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Лес как природное сообщество.

Цели: 1. Образовательные:

- раскрыть и объяснить связи между членами лесного сообщества;

- организовать групповую работу по моделированию леса как лесного сообщества;

- помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу.

2. Развивающие:

- развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы;

- развивать умения анализировать, синтезировать, логическое мышление.

3. Воспитательные:

- научить детей бережному отношению к лесу;

- продолжить формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.

Ход урока.

1. Орг. момент.

 - Ребята, готовы вы к уроку?

   На вас надеюсь я друзья!

   Мы хороший дружный класс,

   Всё получится у нас.

2. Создание проблемной ситуации.

 - Сели правильно. Я вам предлагаю послушать тишину.

(звук моря, крик дельфина или кита).

На фоне кадра о китах.  (слайд №  )

 - Однажды мир облетела весть: несколько серых китов попали в ледяной плен. Они плавали в тесной полынье и быстро теряли силы. Киты дышат воздухом, а до свободной воды было далеко – китам подо льдом не доплыть. И тогда на помощь животным, меняя курс, рвались российские и американские суда. Затрачивалось драгоценное время.

 - Почему люди спешили на помощь китам?

 - Что необходимо для жизнедеятельности китов?

( Ответы детей)

- Воздух – это кислород, который необходим для всего живого: растений, животных, птиц, рыб, насекомых и человека.

- Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожник, торчавшие у края асфальтовой дороги. Исчезли все растения на земле. Сможет ли человек прожить на Земле без растений?

    (Нет.)

- Докажите.

(Для жизни человека необходим кислород, а его выделяют деревья, растения, поглощая углекислый газ.)

3. Сообщение темы урока.

 - Верно, поэтому    (Слайд №   )

Мы сегодня входим в лес,

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши его таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё узнаем без утайки!

Разгадаем леса тайны.

(Открывается тема урока «Лес – природное сообщество»)

4. Беседа.

 - Скажите, какие леса растут в России?

(Хвойные, смешанные и широколиственные)

 - Назовите какие деревья можно встретить в тайге (хвойном лесу)?

 (Ель, сосна, пихта, лиственница)  (Слайд №  )

 - Верно, всё это холодостойкие породы деревьев. Под пологом такого леса царит полумрак, а нижние ветви деревьев покрыты лишайниками.

 - Наблюдая за красотой леса, мы можем заметить, что деревья располагаются ярусами. Какие деревья образуют верхний ярус?

( ясень, вяз, липа, дуб)

 - А что растет ниже?

(черемуха, боярышник, орешник  - лещина, калина)

 - Молодцы. Ещё этот ярус называют подлеском.

 - Какие растения располагаются на нижнем ярусе?

 (кустарники: шиповник, малина, травы и грибы)

5. Разгадывание кроссворда.

 - Вы перечислили разные породы деревьев, кустарников, которые можно встретить в лесу.

 - А кого ещё мы можем увидеть на лесной полянке?

 (животных, птиц, насекомых)

- Давайте разгадаем кроссворд «Обитатели леса» (слайд №  )

1. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

           (Бабочка.)

2. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

                  (Медведь.)

3. В пестрой одежонке,

В красненькой шапчонке.

По лесу летает,

В барабан играет.

            (Дятел.)

4. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

                   (Лось.)

5. Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались

Напугал зверят тех … (Волк.)

6. Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

                     (Белка.)

7. Веток хруст в лесу

То тут, то там.

Ищет желуди…(кабан.)

- Какое ключевое слово получилось? (Человек.)

- А как он связан с животным и растительным миром леса?

 (Ответы детей.)

- Вы убедились, что жизнь всех обитателей природы – человека, растений, грибов и животных – тесно взаимосвязаны. Ведь растения служат кормом для многих животных и человека, а животные распространяют плоды и семена растений.

 - Какой вывод можем сделать?

(Все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща. Поэтому лес – это природное сообщество.)

6. История художника.

 Как – то однажды художник размышлял: - Что такое лес? – Конечно, деревья!

 Нарисовал березы, ели, осины и сосны, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка –Лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

 - Это не лес! – послышался голос старичка-Лесовичка из угла картины. _Без цветов без трав – не лес!

 Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

 -А насекомых нарисовал? – опять послышался голос Лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

 - Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, - не унимался старичок – Лесовичок.

 Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

 - Нарисуй жабу и ящерицу!

- Нет, - сказал художник.

 Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей.

  Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

 - Вот это лес! – сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в нем тысячи жителей. И все они и есть лес.

 - Давайте озвучим картину художника.

(Дети озвучивают шелест листвы (произносят ш-ш-ш), другие передают пение птиц ( например, ку-ку или фью – фью), кто-то передает жужжание насекомых (ж-ж-ж).

- На каждой парте лежит карточка со звуками обитателей леса. Прочтите и произнесите его.

7. Выполнение проекта.

 - Сейчас мы с вами будем работать  в группах, выполняя проект «Лес – природное сообщество». Рассмотрите рабочие материалы в папках. На каждом столе есть план выступления, справочные материалы, карточки. Время на подготовку 5-7 мин. Распределите работу в группах. Приступайте.

(Работа выполняется под «звуки леса»).

8. Защита проектов.

 - Итак, начнем представлять свои работы. Приглашаем 1 группу.

(Выступления детей.)

 - Какие вопросы возникли у других групп?

(Затем выступают 2 и 3 группы.)

- Что же у нас получилось в результате нашей работы? (Лес.)

- Теперь видна эта взаимосвязь6 животных, растений? (Да.)

9. Итог.

- Ребята, так объясните, почему же лес называют «легкими» Земли?

(Ответы детей.)

- Доказали ли мы с вами закон экологии «Все связано со всем».

(Ответы детей.)

- Природа – наш исцеляющий друг. И это полностью относится к зоне лесов. Лес, луг, речка – отличные места для отдыха. Здесь чистый воздух, что особенно важно для человека. Здесь ждет нас покой и радость.

  Но леса – это не только красивейшие уголки природы, которые доставляют эмоциональное наслаждение, но ведь лес «кормит», «лечит», «одевает» человека.

10. Рефлексия.

 - А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке. (Слайд №  )

«Сегодня на уроке Я..

  • доволен работой, так как …
  • не совсем доволен, потому что…

11. Д/з.

  - Предлагаю вам дома сделать рисунки тех животных и растений леса, которые находятся на гране исчезновения. Тем самым мы с вами создадим «Красную книгу леса»

- Спасибо за урок!

Рабочие материалы

1 группы

1. Выбрать из картинок животных и птиц леса, наклеить их на лист бумаги.

2. Подготовить выступление о животных и птицах леса, представленных на коллаже.

3. План выступления:

   а) название животного, птицы

   б) в каких лесах обитает

   в) особые внешние признаки

   г) чем питается

1. Выбрать из картинок растения и деревья леса, наклеить их на лист бумаги.

2. Подготовить выступление о деревьях леса, представленных на коллаже.

3. План выступления:

   а) название дерева, кустарника

   б) особые внешние признаки

   

1. Выбрать из знаков только те, которые указывают на то, что нельзя делать в лесу.

2. Раскрасьте их.

3. Составьте правила поведения в лесу.

Рабочие материалы

2 группы

Рабочие материалы

3 группы

1. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

           (Бабочка.)

2. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

                  (Медведь.)

3. В пестрой одежонке,

В красненькой шапчонке.

По лесу летает,

В барабан играет.

            (Дятел.)

4. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

                   (Лось.)

5. Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались

Напугал зверят тех … (Волк.)

6. Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

                     (Белка.)

7. Веток хруст в лесу

То тут, то там.

Ищет желуди…(кабан.)

Шелест листвы

Голос кукушки

Голос совы

Стук дятла по дереву

Жужжание насекомых

Шелест листвы

Голос кукушки

Голос совы

Стук дятла по дереву

Жужжание насекомых

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...

Конспект и презентация урока окружающий мир 1 класс УМК школа 21 века

Материал позволит учащимся научиться различать животных по типу питания.Красочная презентация....

Конспект урока окружающий мир "«Природные богатства». 3 кл школа россии

Конспект урока окружающий мир "«Природные богатства». 3 кл школа россии...

Конспект урока окружающий мир "«Природные ископаемые». 3 кл школа россии

Конспект урока окружающий мир "«Природные ископаемые». 3 кл школа россии...

Конспект урока окружающего мира "Природные стихии в народном творчестве" УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование знаний о значений стихий в жизни человека, изображением в прикладном искусстве и устном творчестве; формирование учебно-воспитательных и социокультурных компете...

Конспект урока окружающего мира «Природные богатства и труд людей – основа экономики» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: раскрытие роли природных богатств и труда людей в экономике; формирование бережного отношения к окружающей среде, уважение к труду людей;Планируемые результатыПредметные:Зна...