Урок по окружающему миру «Почему радуга разноцветная?» 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Данчук Наталья Фёдоровна

Формировать первоначальное представление о свете и цвете; познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; объяснять природные явления; воспитывать интерес к изучению нового.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Почему радуга разноцветная?»

Цель урока: 
Деятельностная: формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление. 
Образовательная: формировать первоначальное представление о свете и цвете; познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; объяснять природные явления; воспитывать интерес к изучению нового.
Задачи урока:
Образовательные: -формировать первоначальные представления о цвете; - познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; - обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений. 
Развивающие: - развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.
Воспитательные: - развивать коммуникативные навыки, - учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя.
Планируемые результаты:
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять, как образуется радуга, называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма, отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок ,находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, работать в паре, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, осуществлять взаимопроверку. 
Метапредметные: 
Познавательные УУД: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться . Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Личностные УУД: Формировать интерес к изучению явлений природы, чувства прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга», уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.
Тип урока: изучение нового материала с элементами исследовательской деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Почему радуга разноцветная», карточки для работы в парах, картинки-раскраски, мыльные пузыри.

Учитель: Все ли готовы к уроку? 
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед! Желаю вам хорошего настроения и успехов!

Учитель: Ребята вы любите урок  окружающего мира?

                   За что?

                  Чего вы ждете от урока? 

Кто мне скажет какую тему мы изучали на прошлом уроке?

К нам пришел .Муравей – Вопросик (вывешиваю)позвал нас на лесную прогулку.  Вы готовы отправиться  в лес.

-Закройте глазки и представьте, что мы прогуливаемся по лесу, где можно  встретить много интересного. Вот впереди мы  обнаружили следы разных  животных, вдруг мы увидели  , как с ветки на ветку прыгает рыжая белка, а недалеко    в кустах прячется трусливый зайка .Мы не спеша идем дальше и вдруг мы слышим ? (дятел ) что это за звуки .Вот застучал дятел. Тук-тук.  Мы остановились, прислушался. Издалека раздалось: , кукушка, "Ку-ку",Жук  -пролетели жуки. , шум ветра -Подул сильный ветер, вокруг набежали тучи- гром-   раздался гром ,дождя и пошел дождь.(картинка –тучка с дождем).Мы с Муравьём  спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил не обычное  чудо … и промолвил
Что за чудо-красота! 
Расписные ворота

Показались на пути. 
В них ни въехать, ни войти. 
-Что появилось на небе? 
( Слайд №1) -Правильно. Радуга! 
- Почему вы считаете, что это радуга? (выделение признаков)
- Многие писатели и поэты посвящали этому природному явлению небольшие произведения. Послушайте некоторые из них. 

Радуга, ты, Радужка!
В небе задержалась.
Как красиво платьишко,
Что тебе досталось!
Ты, прекрасней радуга
Всех чудес на свете!
Объясни, твоя дуга
Почему так светит?
Отвечала Радуга
В небе расписная.
Всех хочу я радовать!
Потому такая!

Над землёю коромысло
Разноцветное повисло.
Льются вешние лучи,
В них купаются грачи.

И омытые водою
Долгожданной дождевою
Шепчут радостно луга:
"Здравствуй, радуга-дуга!"

О каком чуде шла речь?
- С чем оба автора сравнили радугу? 
( С аркой) 
- Почему? 
-Дети, а кто из вас видел радугу? Сколько в ней цветов ?

-А почему она семицветная? (научного объяснения дать не могут)

-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

-Прочитайте тему урока на с.40 учебника.( вывешиваю тему)

Как вы думаете , что мы узнаем нового , чемунаучимся сегодня на уроке?(как возникает, последовательность цветов)

Когда вы видели в небе радугу какое настроение было? (радостное)
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.

Как вы понимаете слово радость?

Есть такие замечательные слова о радости: «Радуйся - и свет солнца будет в твоей душе ярче!».

Как вы думаете о чем они? Всегда приятно общаться с человеком , который добрый веселый. Поэтому и девизом : нашего урока мы возьмем эти замечательные слова. (вешаю девиз)

«Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Покажите, как вы понимаете дуга?
- Мы привыкли видеть радугу в виде дуги,(Слайд №1) ведь мы смотрим на неё с земли Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом .(слайд №2)

А при каких условиях вы видели радугу когда она возникала?
Вопросик принёс нам конверты с Муравьишкой, выберите те условия, при которых возникает радуга?
Работа в паре ( время полминуты) 
Дождь
Нет дождя
Солнце
Нет солнца

(ответы детей)
Задание выполняли одно, а ответы получились разные?

 Почему?

С какими трудностями вы столкнулись?
(Дети пытаются ответить на вопрос.) 

- Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли.


- Давайте пронаблюдаем иллюстрацию, которую предлагают нам физики.(Слайд3)
-На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя) 
-Что при этом образуется? (Радуга). 
объяснение учителя 
-Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. 
Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. 
Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. 

Рассмотрите  рисунок на стр. 40. Назовите цвета радуги по порядку, начиная сверху? (ребенок называет и выходит на доску вывешивает радугу)

-Чтобы не путать этот порядок цветов радуги люди придумали «запоминалку».

 -Кто из вас может быть знает? В чем суть этой подсказки? ( каждое слово начинается на первую букву, слова обозначающий один из цветов радуги? (на доске собираем фразу)
-Сегодня ночью мне приснился странный сон: Как будто у нас урок физ-ры , вы ушли в спорт зал , а я осталась в классе., проверять ваши тетрадки. И вдруг окно распахнулось и в класс влетела красивая яркая радуга. С собой у нее был маленький конверт, на котором было написана ученикам 1-А класса. Она мне улыбнулась и сказала , что будет жить у нас в классе.

 –Никто из вас не видел ее , когда сегодня пришел?(выполни задание в рабочей тетради на стр. 26) (мелодия).

(Взаимопроверка)

Физминутка (дети встали)

-Я дома тоже раскрашивала радугу, проверьте все ли я правильно сделала.

Если правильно покачайте головой кивок. Если нет покрутите туловищем.
-Обычно солнечный луч и дождевые капли строят за раз одну радугу, и то нечасто. Но бывает, что всем на радость и удивление, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Когда дождь стихает, будто кто–то стирает радугу с неба.(Слайд         )
Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг,- такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды.
Природа очень изобретательна! (слайд           )

А еще зимой бывает радуга) (слайд    )

-Радуга- природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах. 
(Слайд  ) 
-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте… 
(Слайд   ) 
-В брызгах фонтана… 
(Слайд      
-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов… 
(Слайд     ) 

Ребята, вернемся к Письму от радуги . Она приготовила вам сюрприз,  принесла вам еще подарки , найдите их в боковом кармашке вашего портфеля.

Что это ? Как вы думаете для чего?

-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу. А в этом нам помогут мыльных пузырей . С их помощью мы увидим эффект радуги. 
Практическая работа 
«Радуга на мыльном пузыре» 
Надувает несколько пузырей на белый лист - Мы с вами получили каждый свою радугу.

- Подумайте, какой ваш любимый цвет? Ответ дадите по моему знаку одновременно:

-Оказывается, каждый цвет радуги влияет на ваше самочувствие и на ваше зрение.
Красный цвет  (если долго смотреть) утомляет  глаза, но,  если периодически   повышает работоспособность.

 Оранжевый цвет способствует усвоению и запоминанию материала. Это цвет радости. Если вы огорчены, то посмотрите на картинку в оранжевых тонах, и к вам вернется хорошее настроение.
Желтый хорошо снимает чувство усталости, самый теплый и ласковый цвет.

Зеленый – успокаивающий, самый полезный для зрения цвет. Чаще смотрите на такие изображения.

Голубой – цвет неба, цвет воды, снимает напряжение.  Хорошо  повесить такие картины в спальне.

Синий – цвет покоя и уверенности, создает обстановку для успешной  работы.

Фиолетовый – цвет преодоления трудностей.  Если  у вас не решается задача, то посмотрите на фиолетовую картинку, и вы обязательно найдете решение.

-У вас на столе есть конверты с радугой откройте их и выполните задания (ответы на доску  по рядам). (музыка)(пока дети выполняют –я меняю местами  слова во фразе).

- Подводим итоги

-Что за цифра 7?

 Как расположены цвета? В каком порядке?

-Строители радуги?

-Кто нашел ошибку?(фраза перепутана).

Давайте повторим.

Итог урока 
- На какой вопрос мы ответили? 
- Какое предположение выдвинули?
- Какое настроение у вас сегодня было на уроке?(Давайте повторим наш девиз.) 
- Какие задания больше всего вам понравились?
- Какие задания вызвали у вас затруднения?

Ребята, на память о нашем уроке радуга вам дарим эти мыльные пузыри, что бы вы дома смогли еще раз провести эксперимент и  порадовать себя и своих близких таким явление как радуга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?"

урок разработан на основе  УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру «Почему радуга разноцветная?» ( УМК Школа России ,1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ           Тема: «Почему радуга разноцветная?»Цели деятельности учителя: формирование представления о ра...

Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?" УМК "Школа России" 1кл.

Цели деятельности учителя: формирование представления о радуге, её цветах и их последовательности, о разложении солнечного света. Планируемые результаты: Предметные: - знать, как образуется раду...

Урок по окружающему миру "Почему звенит звонок" 1 класс (Школа России)

Данный урок по окружающему миру является уроком открытия новых знаний. Весь урок построен в соответствии системно - деятельностного подхода.На уроке созданы проблемные ситуации.  Не все...

Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?" (УМК "Школа России", 1 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?" 1 класс...