Технологическая карта
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Огородникова Виктория Ильинична

Технологическая карта урока по окружающему миру 

Тема: «В жаркой пустыни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pustynya.doc635.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру
Тема: «В жаркой пустыни»

Составитель: Огородникова Виктория Ильинична

ТЕМА: «В жаркой пустыни»

Цель урока: Познакомить с природой пустыни, географическим положением, особенностями растений и животных данной зоны.

Задачи урока:

-Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.

-Развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем, гербарием, дополнительной литературой.

-Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Воспитывать бережное отношение к природе; умение выслушивать мнение товарища.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формирование УУД:

Личностные:

- осознавать уникальность и ценность природной зоны пустынь и необходимость нести ответственность за ее сохранение.

- следовать в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;

Метапредметные результаты

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу урока (целеполагание);

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);

- осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности;

- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция).

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе);

- излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- задавать вопросы.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- устанавливать причино - следственные связи;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- осуществлять моделирование (опорные слова, план – схему).

Предметные результаты:

- находить и показывать на карте природную зону «пустыня», рассказывать о ней по карте;

- знать климатические условия пустынь;

- приводить примеры растительного и животного мира пустынь;

- рассмотреть деятельность человека в пустыни

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент(30 сек)

Здравствуйте, ребята. Проверьте, свою готовность к уроку, на парте у вас должны лежать: учебник, дневник, рабочая тетрадь и пенал. Садитесь.

Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку.

  1. Актуализация знаний (5 минут)

Перед тем, как отправиться изучать следующую зону, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. Поэтому вот небольшой тест на 5 минут. Все, закончили, проверяем.  

На листочках решают тест, потом меняются с соседом и проверяют друг-друга.

  1. Введение в тему урока (1 минута)

Снова пришел долгожданный миг
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. Разгадайте ребус. Кто разгадал ребус? Правильно, сегодня мы посетим с вами пустыню. Поставьте цели перед собой, чего мы должны достичь? 

Разгадывают ребус, отвечают на вопросы

ознакомится с новой  природной зоной, с животными, растениями и т.д

  1. Открытие новых знаний(30 минут)

Мы отправимся туда, где жаркое солнце, а дождей иногда не бывает по несколько месяцев. Там растут деревья, не дающие тени, живут ящерицы длиной в полтора метра, ходят по пескам верблюды.

Ребята, но сначала мы должны познакомиться с географическим положением пустыни. В России полупустыни охватывают довольно обширные пространства, а вот настоящих пустынь мало. Посмотрите на карту, они занимают небольшую площадь по берегам Каспийскоро моря, к западу и к востоку от низовьев Волги.

Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. Давайте откроем страницу 42-43 и обозначим зону пустыни и полупустыни. Посмотрите на слайд, вот так выглядят пустыни.  Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? Вы разделены на группы. 1 группа- климат, 2 группа- животные пустыни и полупустыни, 3 группа- растения пустыни и полупустыни. Я раздаю вам конверты, в них вы увидите тексты, которые вам надо будет прочитать и выбрать важную информацию, которую вы потом представите другим группам, в конвертах также вы найдете разные растения, животных, когда вы будете представлять свою часть, будете вывешивать на нашу пустыню их. Начинаем работать. У вас 8 минут, затем представляем. Время вышло, давайте начнем с первой группы. Молодцы, присаживайтесь, теперь вторая группа, и третья
Вы молодцы, посмотрите, какая пустыня у нас получилась.

Обозначают зоны пустыни и полупустыни.

(Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо). (Экватор – это воображаемая линия, окружающая земной шар в самой его широкой части – посередине, на равных расстояниях от Северного и Южного полюса).

  1. Итог урока(5 минут)

Кто вспомнит географическое положение пустыни в России? Как растения выживают в пустыни? До скольки градусов может достигать перепад температуры днем и ночью? Где животные добывают воду?

Отвечают на вопросы

  1. Домашнее задание (30 секунд)

Открываем свои дневники и записываем домашнее задание. Рабочая тетрадь страница 54, упражнение 3 и 4

Открывают дневники, записывают домашнее задание

  1. Организованный конец урока (30 секунд)

Давайте встанем и попрощаемся. Вы сегодня хорошо себя вели. Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо за урок.

Ученики встают с мест, прощаются с учителем

Климат

Для пустыни характерно долгое и очень жаркое лето, Перепад дневной и ночной температур очень велик (до 60⁰), ведь даже в тени температура днем поднимается до 40⁰. Это чрезвычайно засушливые территории (в течение лета может не быть ни одного дождя). Переход времен года также очень резкий: после жаркого лета достаточно быстро наступает суровая зима с сильными ветрами. Весна короткая, но цветущая. Таким образом, можно сказать, что для зоны пустынь характерно только два времени года: лето и зима. Пустыни разделяют на 2 основных вида: глинистые (почва часто потрескана) и песчаные (песчаные наносы, барханы).

ГЛИНИСТЫЕ   ПЕСЧАНЫЕ

   

                  

ЖИВОТНЫЕ

В пустыне не самая благоприятная атмосфера для живых организмов. Но, несмотря на это здесь поразительное разнообразие животного мира. Во время полуденного зноя этого всего разнообразия практически не видно. Но с приходом вечерних сумерек, когда жара постепенно идет на спад в пустыне начинается новая жизнь, она словно оживает. Можно увидеть тушканчиков, змейлиссусликов и многих других животных, которые выходят из своих убежищ для того, чтобы обеспечить себя едой. Ночью к этой живности добавляются совы и летучие мыши, которые парят в небесном пространстве и ищут свою добычу. Вопрос – где все они берут воду, которой панически не хватает в пустыне. Но для большинства животных зоны пустынь вполне хватает утренней росы или влаги из тел своей добычи. Травоядным животным хватает влаги, которая находится в растениях, употребляемых ими. Есть и такие животные пустынь и полупустынь, которые вообще не нуждаются в воде. Им достаточно той влаги, которая получается у них в организме в результате пищеварения.
В пустыне обитает 
верблюд – уникальное животное, которое может не пить до 45 дней подряд и питается колючками. В день верблюд может пройти до 40 км, неся на спине груз, равный половине собственного веса, Ученые выяснили причины таких уникальных умений верблюда: он отлично приспособился к жизни в пустыне, ведь его небо и ротовая полость не чувствительны к уколам колючек, может подолгу обходиться без воды и пищи, потому что в его горбах есть накопленный жир, который расходуется по мере надобности, а густая шерсть и толстые мозоли на ногах предохраняют животное от перегрева и ожогов. Смогли приспособиться к условиям жизни в пустыне и другие животные: днем они прячутся в норы или зарываются в песок, а ночью выходят на поиски пищи. В пустынях и полупустынях живут разные виды ящериц (варан – самая крупная ящерица России) и змей (среднеазиатская кобра), тушканчик, лисица корсакушастый еж, жук-скарабей, гиена, джейран, кулан. Тушканчик имеет очень необычную внешность: ноги, как у кенгуру, тело, как у мыши, уши, как у зайца, а хвост, как у льва. Это животное перемещается прыжками (до 3 метров в длину), удерживая равновесие при помощи длинного хвоста.

        

РАСТЕНИЯ

Несмотря на такие суровые климатические условия, растительный мир в пустынях и полупустынях нашей страны относительно разнообразен. Здесь произрастают такие представители флоры, как: полынь, кактусы, эфемероиды, верблюжья колючка (прорастает корнями на глубину до 20 м, питая себя подземными водами, поэтому даже в самое засушливое время и сильный зной она зеленая), злаки, песчаная акация, кендырь. Кроме того, на территории российских пустынь встречается немалое количество многолетних трав и даже цветов: Малькомии, тюльпаны, ремерии. Вот лишь немногие представители растительного мира пустынь. Приспособившись к суровому климату, многие растения быстро увядают, сохраняя свои клубни и луковицы в земле, некоторые же рекордно быстро проживают полный цикл, который может длиться в этих краях не более 2-х месяцев. К наиболее интересным представителям растительного мира можно отнести: мятлик луковичный, способный при наличии высокой влажности укрыть своим зелёным ковром обширные территории, элимус, достигающий высоты человеческого роста, саксаул, практически не имеющий листьев и чёрную полынь. Именно благодаря этому растению, укрывающему пустынные земли даже в период сильной засухи, представителям животного мира пустыни удаётся спасться от голода. Селин растение очень хорошо приспособилось к выживанию в условиях пустыни: если ветер выдует из-под него песок, его корни будут защищать специальные чехольчики, и, даже если песок полностью засыплет селин, его побеги заново прорастут. Поэтому люди высаживают селин, чтобы укрепить движущиеся пески.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...