Технологическая карта
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Технологическая карта урока по окружающему миру
Тема: «В жаркой пустыни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 635.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру
Тема: «В жаркой пустыни»
Составитель: Огородникова Виктория Ильинична
ТЕМА: «В жаркой пустыни»
Цель урока: Познакомить с природой пустыни, географическим положением, особенностями растений и животных данной зоны.
Задачи урока:
-Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.
-Развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем, гербарием, дополнительной литературой.
-Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
_ Воспитывать бережное отношение к природе; умение выслушивать мнение товарища.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формирование УУД:
Личностные:
- осознавать уникальность и ценность природной зоны пустынь и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
- следовать в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу урока (целеполагание);
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);
- осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности;
- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция).
Коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе);
- излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- задавать вопросы.
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- устанавливать причино - следственные связи;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осуществлять моделирование (опорные слова, план – схему).
Предметные результаты:
- находить и показывать на карте природную зону «пустыня», рассказывать о ней по карте;
- знать климатические условия пустынь;
- приводить примеры растительного и животного мира пустынь;
- рассмотреть деятельность человека в пустыни
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Здравствуйте, ребята. Проверьте, свою готовность к уроку, на парте у вас должны лежать: учебник, дневник, рабочая тетрадь и пенал. Садитесь. | Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку. |
| Перед тем, как отправиться изучать следующую зону, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. Поэтому вот небольшой тест на 5 минут. Все, закончили, проверяем. | На листочках решают тест, потом меняются с соседом и проверяют друг-друга. |
| Снова пришел долгожданный миг | Разгадывают ребус, отвечают на вопросы ознакомится с новой природной зоной, с животными, растениями и т.д |
| Мы отправимся туда, где жаркое солнце, а дождей иногда не бывает по несколько месяцев. Там растут деревья, не дающие тени, живут ящерицы длиной в полтора метра, ходят по пескам верблюды. Ребята, но сначала мы должны познакомиться с географическим положением пустыни. В России полупустыни охватывают довольно обширные пространства, а вот настоящих пустынь мало. Посмотрите на карту, они занимают небольшую площадь по берегам Каспийскоро моря, к западу и к востоку от низовьев Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. Давайте откроем страницу 42-43 и обозначим зону пустыни и полупустыни. Посмотрите на слайд, вот так выглядят пустыни. Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? Вы разделены на группы. 1 группа- климат, 2 группа- животные пустыни и полупустыни, 3 группа- растения пустыни и полупустыни. Я раздаю вам конверты, в них вы увидите тексты, которые вам надо будет прочитать и выбрать важную информацию, которую вы потом представите другим группам, в конвертах также вы найдете разные растения, животных, когда вы будете представлять свою часть, будете вывешивать на нашу пустыню их. Начинаем работать. У вас 8 минут, затем представляем. Время вышло, давайте начнем с первой группы. Молодцы, присаживайтесь, теперь вторая группа, и третья | Обозначают зоны пустыни и полупустыни. (Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо). (Экватор – это воображаемая линия, окружающая земной шар в самой его широкой части – посередине, на равных расстояниях от Северного и Южного полюса). |
| Кто вспомнит географическое положение пустыни в России? Как растения выживают в пустыни? До скольки градусов может достигать перепад температуры днем и ночью? Где животные добывают воду? | Отвечают на вопросы |
| Открываем свои дневники и записываем домашнее задание. Рабочая тетрадь страница 54, упражнение 3 и 4 | Открывают дневники, записывают домашнее задание |
| Давайте встанем и попрощаемся. Вы сегодня хорошо себя вели. Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо за урок. | Ученики встают с мест, прощаются с учителем |
Климат
Для пустыни характерно долгое и очень жаркое лето, Перепад дневной и ночной температур очень велик (до 60⁰), ведь даже в тени температура днем поднимается до 40⁰. Это чрезвычайно засушливые территории (в течение лета может не быть ни одного дождя). Переход времен года также очень резкий: после жаркого лета достаточно быстро наступает суровая зима с сильными ветрами. Весна короткая, но цветущая. Таким образом, можно сказать, что для зоны пустынь характерно только два времени года: лето и зима. Пустыни разделяют на 2 основных вида: глинистые (почва часто потрескана) и песчаные (песчаные наносы, барханы).
ГЛИНИСТЫЕ ПЕСЧАНЫЕ
ЖИВОТНЫЕ
В пустыне не самая благоприятная атмосфера для живых организмов. Но, несмотря на это здесь поразительное разнообразие животного мира. Во время полуденного зноя этого всего разнообразия практически не видно. Но с приходом вечерних сумерек, когда жара постепенно идет на спад в пустыне начинается новая жизнь, она словно оживает. Можно увидеть тушканчиков, змей, лис, сусликов и многих других животных, которые выходят из своих убежищ для того, чтобы обеспечить себя едой. Ночью к этой живности добавляются совы и летучие мыши, которые парят в небесном пространстве и ищут свою добычу. Вопрос – где все они берут воду, которой панически не хватает в пустыне. Но для большинства животных зоны пустынь вполне хватает утренней росы или влаги из тел своей добычи. Травоядным животным хватает влаги, которая находится в растениях, употребляемых ими. Есть и такие животные пустынь и полупустынь, которые вообще не нуждаются в воде. Им достаточно той влаги, которая получается у них в организме в результате пищеварения.
В пустыне обитает верблюд – уникальное животное, которое может не пить до 45 дней подряд и питается колючками. В день верблюд может пройти до 40 км, неся на спине груз, равный половине собственного веса, Ученые выяснили причины таких уникальных умений верблюда: он отлично приспособился к жизни в пустыне, ведь его небо и ротовая полость не чувствительны к уколам колючек, может подолгу обходиться без воды и пищи, потому что в его горбах есть накопленный жир, который расходуется по мере надобности, а густая шерсть и толстые мозоли на ногах предохраняют животное от перегрева и ожогов. Смогли приспособиться к условиям жизни в пустыне и другие животные: днем они прячутся в норы или зарываются в песок, а ночью выходят на поиски пищи. В пустынях и полупустынях живут разные виды ящериц (варан – самая крупная ящерица России) и змей (среднеазиатская кобра), тушканчик, лисица корсак, ушастый еж, жук-скарабей, гиена, джейран, кулан. Тушканчик имеет очень необычную внешность: ноги, как у кенгуру, тело, как у мыши, уши, как у зайца, а хвост, как у льва. Это животное перемещается прыжками (до 3 метров в длину), удерживая равновесие при помощи длинного хвоста.
РАСТЕНИЯ
Несмотря на такие суровые климатические условия, растительный мир в пустынях и полупустынях нашей страны относительно разнообразен. Здесь произрастают такие представители флоры, как: полынь, кактусы, эфемероиды, верблюжья колючка (прорастает корнями на глубину до 20 м, питая себя подземными водами, поэтому даже в самое засушливое время и сильный зной она зеленая), злаки, песчаная акация, кендырь. Кроме того, на территории российских пустынь встречается немалое количество многолетних трав и даже цветов: Малькомии, тюльпаны, ремерии. Вот лишь немногие представители растительного мира пустынь. Приспособившись к суровому климату, многие растения быстро увядают, сохраняя свои клубни и луковицы в земле, некоторые же рекордно быстро проживают полный цикл, который может длиться в этих краях не более 2-х месяцев. К наиболее интересным представителям растительного мира можно отнести: мятлик луковичный, способный при наличии высокой влажности укрыть своим зелёным ковром обширные территории, элимус, достигающий высоты человеческого роста, саксаул, практически не имеющий листьев и чёрную полынь. Именно благодаря этому растению, укрывающему пустынные земли даже в период сильной засухи, представителям животного мира пустыни удаётся спасться от голода. Селин растение очень хорошо приспособилось к выживанию в условиях пустыни: если ветер выдует из-под него песок, его корни будут защищать специальные чехольчики, и, даже если песок полностью засыплет селин, его побеги заново прорастут. Поэтому люди высаживают селин, чтобы укрепить движущиеся пески.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305517-1610873445.jpg)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...