календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс школа россии
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

ктп по окружающему миру 4 классс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4kl.docx38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А.А.Плешакова. Окружающий мир: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2011.

Уровень изучения учебного материала базисный

Примерное тематическое планирование составлено из расчета 2 часа в неделю – 68 часов.

Из них:

  • Проектов – 2;
  • Экскурсий – 3.

№ п/п

Содержание программного материала

Кол-во часов

по плану

Кол-во часов

по факту

1

Земля и человечество

 9 ч

2

Природа России

11 ч

3

Родной край – часть большой страны

12ч

4

Страницы всемирной истории

6 ч

5

Страницы истории Отечества

20 ч

6

Современная Россия

10 ч

ИТОГО

68

68

Материально – техническое  обеспечение

образовательного процесса

Книгопечатная продукция

Плешаков, А. А. Окружающий мир.  4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.

Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.

Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М. : Просвещение, 2011.

Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 4 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2014.

Плешаков, А. А. Зеленые страницы : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.

Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2014.

Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.

Т. Н. Максимова, Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»- М. «Вако»,2014

Компьютерные и  информационно – коммуникативные средства

Электронное приложение к учебнику «  Окружающий мир»,4 класс

 

                   Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира, 4 класс УМК «Школа России»

№ п/п

Тема урока

Материал

учебника

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата

Предметные

Личностные

Метапредметные (УУД)

план

факт.

                                                                                                                                Раздел «Земля и человечество» (9 ч)

1.

Мир глазами астронома

с 4 - 8

Познакомить с новым учебником и правилами работы по нему.

Воспроизвести представление о природе и ее значении в жизни человека.

Строить взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

Познавательные: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций, читать, извлекая нужную информацию, выполнять познавательные действия, делать обобщения, выводы, проверять информацию, использовать справочную литературу.

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи,  принимать и сохранять  осознавать границы собственных знаний о природе, ставить учебные задачи, определять последовательность действовать по плану, контролировать процессии результаты деятельности промежуточных целей.

2.

Планеты Солнечной системы.

с 9 - 15

Характеризовать различия звёзд  и планет на примере Солнца и Земли.

Проявлять доброжелательность, оказывать помощь

3

Звёздное небо - великая книга Природы.

с 16 - 21

Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба.

Уметь применять знания в жизненных ситуациях

4

Мир глазами географа.

с 22 - 28

Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков, показывать на глобусе и карте материки и океаны.

Установление связи между целью и мотивом

5

Мир глазами историка.

с 29 - 35

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию  из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения

Устанавливать связи между целью учебной Деятельности и ее мотивом

6

Когда и где? История – путешествие вглубь времен

с 36 - 40

Участвовать в групповой работе по поиску информации 

Проявлять желание больше узнать

7

Мир глазами
эколога

с 41 - 47

Характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе.

Осознавать свое единство с окружающим миром

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

с 48 - 56

Оценивать личную роль в охране природы.

Вести себя экологически грамотно в природной среде

9

Обобщение по теме «Земля и человечество». Проверочная работа.

с 206 - 209

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Оценивать собственную учебную деятельность

Раздел «Природа России» 11 (ч)

10

Равнины и горы России

с 60 - 65

Находить и показывать на физической карте  территорию России, её государственную границу, равнины и горы.

Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина.

Вести себя экологически грамотно в природной среде

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы,  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, уметь извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать, отвечать, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, осуществлять совместную деятельность в парах, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, отвечать на вопросы.

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, принимать и сохранять учебную задачу, формулировать учебные задачи, адекватно оценивать собственные достижения.

11

Моря, озера и реки России.

с 66 - 70

Находить и показывать на физической  карте России разные водоёмы и определять их названия.

Сравнивать и различать разные формы водоёмов.

Проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру

12

Природные зоны России

с 71 - 75

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

Желать выполнять учебные действия

13

Зона арктических пустынь.

с 76 - 83

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет)  о зоне арктических пустынь и обсуждать полученные сведения.

Установление связи между целью и мотивом

14

Тундра.

с 84 - 94

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет)  о тундре и обсуждать полученные сведения.

Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности

15

Леса России

с 95 - 102

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет)  о лесах России обсуждать полученные сведения.

Положительно относиться к учению

16

Лес и человек.

с 103 - 109

Сравнивать и различать разные формы лесов.

Приобретать новые знания, умения

17

Зона степей

с 110 - 117

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет)  о зоне степей и обсуждать полученные сведения.

Способность к самооценке своих действий и поступков

18

Пустыни

с 118 -     125

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет)  о зоне пустынь и обсуждать полученные сведения.

Установление связи между целью и мотивом

19

У Черного
моря.

с 126 - 134

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет)  о природе Черного моря и обсуждать полученные сведения.

Поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья

20

Обобщение по разделу «Природа
России». Проверим и оценим свои достижения.

с 209 - 213

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

                                                                                                              Раздел «Родной край – часть большой страны» 12 (ч)

21

Наш край

с 138

Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна.

Находить на карте России родной регион.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные: осознавать познавательную задачу; делать обобщения, принимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, проверять информацию, находить дополнительную информацию

Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, работать в парах и малых группах, осуществлять совместную деятельность в парах, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, отвечать на вопросы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности,  формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, адекватно оценивать собственные достижения, формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

22

Поверхность нашего края

с 139 - 144

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности.

Проявлять интерес к культуре и истории своего края

23

Водные богатства нашего края

с 145 - 148

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений)  водоёмы нашей местности.

Вести себя экологически грамотно в природной среде

24

Наши подземные богатства

с 149 - 159

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края).

Выражать положительное отношение к процессу познания

25

Земля-кормилица

с 160 - 163

Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их.

Оценивать плодородие почв нашего края.

Применять правила делового сотрудничества

26

Жизнь леса. Экскурсия  в лес.

с 164 - 169

Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес.

проявлять положительное отношение к учению

27

Жизнь луга. Экскурсия на луг.

с 170 - 177

Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

28

Жизнь в пресных
водоемах.  Экскурсия на водоем.

с 178 - 186

Характеризовать природное сообщество водоём, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество водоём.

Приобретать новые знания, умения

29

Растениеводство
в нашем крае.

с 187 - 194

Участвовать в групповой работе по поиску информации  о растениеводстве нашего края

Проводить самооценку своих действий

30

Животноводство в нашем крае

с 195 - 203

Участвовать в групповой работе по поиску информации  о животноводстве нашего края

Выражать положительное отношение к процессу познания

31

Обобщение по разделу

«Родной  край – часть большой страны». Проверим и оценим  свои достижения.

с 214 - 218

Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о прошлом родного края, обычаях, религиозных и светских праздниках.

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.      

Осознавать свои трудности, стремиться к их преодолению

32

Презентация проектов.

с 204 - 205

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.      

Выражать положительное отношение к процессу познания

                                                                                                         Раздел «Страницы всемирной истории» (6 ч)

33

Начало истории человечества

с 4 - 7

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте.

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, проверять информацию, находить дополнительную информацию.

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать, отвечать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в общей беседе, формулировать собственные мысли, достаточной полнотой выражать свои мысли.

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, принимать и сохранять учебную задачу.

34

Мир древности: далекий
и близкий

с 8 - 14

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Проявлять желание больше узнать

35

Средние века: время рыцарей и замков

с 15 - 21

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по теме «Рыцари и замки», излагать их в виде сообщения, рассказа.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

36

Новое время: встреча
Европы и Америки

с 22 - 26

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

37

Новейшее время: история продолжается сегодня

с 28 - 32

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения о новейшем времени, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

38

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Проверим и оценим свои достижения.

с 206 - 210

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.      

Оценивать собственную учебную деятельность, достижения, самостоятельность

                                                                                                                Раздел «Страницы истории России» (20 ч)

39

Жизнь древних славян

с 34 - 39

Пересказывать своими словами текст учебника о событии, обсуждать его в классе

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, воспроизводить по памяти информацию, необходимую  для решения учебной задачи, самостоятельно формировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознавать познавательную задачу, делать выводы, обобщения. Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения,  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, создавать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать, отвечать, формулировать собственные мысли, высказывания.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, понимать перспективы дальнейшей учебной работы, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей.

40

Во времена Древней Руси

с 40 - 45

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события о Древней Руси

Проявлять внимание, желание больше узнать

41

Страна городов

с 46 - 54

 Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

42

Из книжной сокровищницы Древней Руси

с 55 - 58

Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох.

Осознавать единство с окружающим миром

43

Трудные времена на Русской земле

с 59 - 64

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

Целостно воспринимать окружающий мир

44

Русь расправляет крылья

с 65 - 69

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Осознавать единство с окружающим миром

45

Куликовская битва

с 70 - 74

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Проявлять внимание, желание больше узнать

46

Иван Третий

с 75 - 81

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. 

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

47

Мастера печатных дел

с 82 - 86

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Осознавать свое единство с окружающим миром

48

Патриоты России

с 87 - 93

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. 

Целостно воспринимать окружающий мир

49

Петр Великий

с 94 - 100

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

Устанавливать связи между учебной деятельностью и ее мотивом

50

Михаил
Васильевич Ломоносов

с 101 - 104

Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

Осознавать свое единство с окружающим миром

51

Екатерина
Великая

с 105 -111

Пересказывать своими словами текст учебника.

Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

Проявлять внимание, желание больше узнать

52

Отечественная война 1812 года

с 112 -121

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Осознавать свое единство с окружающим миром

53

Страницы истории
XIX века

с 122 - 126

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по истории XIX века, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

54

Россия вступает в XX век

с 127 - 135

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по истории XX века, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

55

Страницы истории 1920–1930-х годов

с 136 - 140

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

56

Великая война и Великая Победа

с 140 -146

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Формировать положительное отношение к себе и к окружающему миру

57

Страна, открывшая путь в космос

с 147 - 152

Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом

58

Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества. Проверим и оценим свои достижения.

с 211 - 216

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе

Оценивать собственную учебную деятельность: достижения, инициативу, самостоятельность, причины неудач

                                                                                                         Раздел «Современная Россия» (10 ч)

59

Основной
закон России и права человека    

с 156 - 163

Познакомить с основным законом России на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта.

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, владеть навыком смыслового чтения,  воспроизводить по памяти информацию, необходимую  для решения учебной задачи, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать, отвечать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные высказывания.

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, принимать и сохранять учебную задачу.

60

Мы – граждане России

с 164 - 167

Познакомить с текстом  Государственного гимна России, уметь выразительно декламировать (петь) его.  

проявлять внимание, желание больше узнать

61

Славные символы России.

с 168 - 174

Обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди других гербов.

Осознавать свое единство с окружающим миром

62

Такие разные праздники

с 175 -179

Различать праздники,  знать опраздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации.

Осознавать себя, как индивидуальность и одновременно членом общества

63

Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

с 180 - 185

Познакомить с историческими памятниками, сооружениями Дальнего Востока и Сибири, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом

64

Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России)

с 186 - 196

Познакомить с историческими памятниками, сооружениями Урала, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом

65

Путешествие по России (по Волге, по югу России)

с 197 - 203

Познакомить с историческими памятниками, сооружениями юга России, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом

66

Обобщение по разделу «Современная Россия». Проверим и оценим наши достижения.

с 216 - 219

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе

Способность к адекватной самооценке

67

Презентация проектов.

с 204 -205

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Способность к адекватной самооценке

68

Обобщение по всем разделам

с 206 - 219

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе

Способность к адекватной самооценке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса. Составлено по учебнику Н.Виноградовой. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс

СОДЕРЖИТ: РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ, ХАРАКТЕРИСТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....

календарно-тематический план по технологии для 3 класса Школа-России

Общая характеристика учебного предмета    Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом ...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс....