Открытый урок по окружающему миру на тему: «Комнатные растения»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Прищепа Марина Павловна

Цель:

  • Познакомить с особенностями жизни комнатных растений.
  • Выявить роль комнатных растений в жизни человека.
  • Учить ухаживать за комнатными растениями.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • комнатные растения (хлорофитум, бегония, спатифилум, монстера, диффенбахия, фиалка, восковой плющ, папоротник, драцена и др.);
  • иллюстрации комнатных растений;
  • инвентарь по уходу за растениями (лейка, пульверизатор для опрыскивания, совок, маленькие грабли и др.);
  • плакат «Комнатные растения»;
  • раздаточный материал: статьи о комнатных растениях (из атласа-определителя А.Плешакова)
  • конверты с индивидуальными заданиями для дифференцированной проверки домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye_rasteniya_13.11.17.docx50.79 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

  • Познакомить с особенностями жизни комнатных растений.
  • Выявить роль комнатных растений в жизни человека.
  • Учить ухаживать за комнатными растениями.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • комнатные растения (хлорофитум, бегония, спатифилум, монстера, диффенбахия, фиалка, восковой плющ, папоротник, драцена и др.);
  • иллюстрации комнатных растений;
  • инвентарь по уходу за растениями (лейка, пульверизатор для опрыскивания, совок, маленькие грабли и др.);
  • плакат «Комнатные растения»;
  • раздаточный материал: статьи о комнатных растениях (из атласа-определителя А.Плешакова)
  • конверты с индивидуальными заданиями для дифференцированной проверки домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

Все готовы к уроку. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Начнём урок с хорошим настроением.

II. Проверка домашнего задания.

- Что мы проходили на прошлом уроке? (Диких и домашних животных.)

- Сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили материал.

Ответьте на вопросы. (Игровой момент с мячом).

  1. Близкими родственниками каких домашних животных являются тигры и львы? (кошки)
  2. Какие домашние животные используются для производства шерсти? (овцы)
  3. Какие домашние животные произошли от диких кабанов? (свиньи)
  4. Какие домашние животные произошли от диких зайцев? (кролики)
  5. Эти домашние животные хорошо приспособлены к жизни в пустыне. Они могут преодолеть в день до 90 км пути даже в самую жаркую погоду. За один раз животное может выпить около ста литров воды. (верблюд)

У вас на партах лежит тест. Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста самостоятельно.

Карточка 1

Тест

Вопрос

Ответ

1. Как называют детёныша кошки?

2. Как называют детёныша овцы?

3.Как называют жилище свиньи?

4. Чем питается кролик?

5.Верблюд – это домашнее или дикое животное?

Карточка 2 (Индивидуальные) 

Приведи примеры домашних и диких животных. Впиши ответы.

Дикие животные

Домашние животные

 

 

 

 

Проведём взаимопроверку по тесту. Поставьте +, если тест выполнен в соответствии с образцом.

Тест

Вопрос

Ответ

1. Как называют детёныша кошки?

котёнок

2. Как называют детёныша овцы?

ягнёнок

3.Как называют жилище свиньи?

свинарник

4. Чем питается кролик?

сеном

5.Верблюд – это домашнее или дикое животное?

домашнее

- Молодцы!

- Листочки положите на край парты. Я обязательно оценю ваш труд. Работы по индивидуальным карточкам также будут оценены.

III. Актуализация знаний.

- А теперь  прочитайте задание.

- Назовём каждую картинку. (Рябина, астры, сосна, тыква, ель, нарцисс, ирис, яблоня.)

– Какое слово получится по первым буквам этих слов? (Растения.)

- На какие группы можно разделить эти растения? (Дикорастущие и культурные.)

- Дайте определение культурным и дикорастущим растениям. (Культурные растения человек сажает и выращивает в поле, в огороде, в саду.

Дикорастущие растения человек не сажал, и растут они в лесу, на лугу, в водоёме.)

- Перечислите культурные растения. (Астры, тыква, нарцисс, ирис, яблоня.)

- Перечислите дикорастущие растения. (Рябина, сосна, ель.)

- Какие ещё группы растений здесь можно выделить? 

(Деревья – рябина, сосна, ель, яблоня;

травянистые – астры, тыква, нарцисс, ирис;

плодовые – яблоня;

декоративные – астра, нарцисс, ирис;

овощные – тыква.)

- Вспомним, какую роль играют растения в жизни человека? (Ответы детей.)

- Питание, чистый воздух, строительный материал, лекарство, одежда, строительный материал, красота.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с прекрасным миром растений.

- Где же мы можем встретить растения? (На улице, в лесу, в водоёме, на огороде, дома.)

- Может кто-нибудь знает из вас как называются растения, которые растут у нас дома, в школе? (Комнатные.)

Итак, тема нашего урока: Комнатные растения.

Постановка задач урока

  1. Узнать особенности  жизни комнатных растений.
  2. Понять пользу комнатных растений в жизни человека.
  3. Уметь ухаживать за комнатными растениями.

Физкультминутка

Физкультминутка «Цветы».

Дети приседают, изображая нераскрывшиеся бутоны цветов. Педагог говорит: «Раз-два-три, выросли цветы!» Дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх, раскрывают пальчики.

К солнцу потянулись высоко:          Тянутся на носочках, смотрят вверх.

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебелёчки качал.  Раскачивают руками влево-вправо

                                                              над головой.

Влево качнулись – низко пригнулись.  Наклоняются влево.

Вправо качнулись – низко пригнулись.  Наклоняются вправо.

Ветерок, убегай!                                      Грозят пальчиком.

Ты цветочки не сломай!                         Приседают.

Пусть они растут, растут,                   Медленно приподнимаются, поднимают

Детям радость принесут!                    руки вверх, раскрывают пальчики.

IV. Работа по теме урока.

- Может быть вы знаете названия комнатных растений? Назовите.

- Сравним растения, которые можно увидеть сейчас за окном и комнатные растения.

 (Слайд 5)

- Сформулируйте, какие изменения происходят с растениями с наступлением осени. (Листья на деревьях и кустах желтеют и краснеют, отпадают, трава вянет…)

- Почему же комнатные растения в нашем классе остались зелёными? (Ответы детей.)

 (Слайд 6)

- Прочитаем задание. (Найдите в учебниках ответ на вопрос:«Почему комнатные растения остаются зелёными круглый год?)

(Самостоятельная работа с текстом учебника на с.76 абзац 3.)

- Кто нашёл ответ на вопрос?

Мини вывод

- Комнатные растения родом из тёплых стран, и им нет необходимости защищаться от холода.

- И действительно, в тропических лесах, пустынях очень тепло, поэтому и растения, которые там растут - вечнозелёные.

V. Определение растений.

(Слайд 7)

- Внимательно рассмотрите иллюстрации на слайде.

 (Хлорофитум, восковой плющ, диффенбахия, монстера, папоротник, бегония, сингониум, драцена.)

Дети презентуют растения в театральной форме

- А теперь пришло время определить, какие растения есть в нашем классе, схожие с теми, которые вы только что увидели на слайде.(Папоротник)

Знаете ли вы названия остальных комнатных цветов в классе?

(Фикус, Спатифиллум, Каланхоэ, Фиалка)

В горшках с цветами табличка с названием растения и местом его происхождения.

Физкультминутка для глаз

 (Слайд 8)

- Задание: с помощью листа 1 вспомним  родину комнатных растений на слайде, о которых нам рассказали ребята). Заполним  таблицу в карточках 3 по  группам. Вспомним правила работы в группах.

- Выполняем.

Название растения

Родина растения

Бегония

Папоротник

Хлорофитум

Монстера

Восковой плющ(хойя)

Диффенбахия

Драцена

Сингониум

 (Слайд 9)

- Для проверки себя откроем следующий слайд. (Слайд 10)

Название растения

Родина растения

Бегония

Тропические леса разных материков

Папоротник

Тропики и субтропики Земного шара

Хлорофитум

Африка

Монстера

Америка

Восковой плющ(хойя)

Австралия

Диффенбахия

Центральная и Южная Америка

Драцена

Африка

Сингониум

Центральная и Южная Америка

- А теперь я задам вам очень сложный вопрос. Что такое Африка, Австралия, Южная Америка? (Материки.)

 (Слайд 11)

- На мониторе карта мира. Найдите Африку, Южную Америку, Австралию – это материки.

- А какое ещё незнакомое понятие встретилось вам при определении родины комнатных растений? (Тропики, тропические леса.)

- Что это такое? Где они находятся? (Ответы детей.)

- Оказывается, тропики – это природная зона Земли, которая расположена между Южным тропиком и Северным тропиком (основные параллели, условные линии, расположенные на 23° 26′ 22″ к югу и северу от экватора).

Для тропических лесов характерен жаркий климат и большая влажность. (Слайд 11 – зона тропиков выделяется цветом)

- Кто запомнил, как называются растения над картой. Давайте ещё раз назовём родину этих комнатных растений. (Слайд 11 – по мере ответов детей нажимается клавиша Enter, на слайде появляются стрелки, указывающие на родину растений.)

Мини вывод

Итак, какие же особенности жизни комнатных растений вы узнали? (Растения вечнозелёные т.к. их родина тёплые страны. Им нет необходимости сбрасывать в природе листву)

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика Подсолнух

У подсолнуха ладонь о-го-го! (показать левую ладонь)
Сто семян в ладони щедрой у него (постучать пальцами)
В тесноте, да не в обиде все сидят, (сжать левую ладонь в плотный кулак)
С ясным солнышком о лете говорят. (Поднять обе руки наверх, растопырить пальчики).

VI. Уход за комнатными растениями.

Какова же польза комнатных растений в жизни человека? (задача 2)

- Для чего человек выращивает комнатные растения? (Ответы детей.)

Найдите ответ в учебнике (стр 77, абзац 1)

Мини вывод

- Комнатные растения люди выращивают с целью украшения жилых и служебных помещений. Они радуют нас своей красотой, вызывают в нас восторг, заставляют удивляться. Каждому приятно иметь дома экзотическое растение.

- Но что же нужно делать, чтобы растения хорошо росли, радовали нас? (Ухаживать.)

Научимся ухаживать за комнатными растениями (задача 3)

- Может вы уже знаете, как правильно ухаживать за комнатными растениями? (Ответы детей на слайде в картинках.)

  1. Учитывать отношение к свету.
  2. Поливать водой комнатной температуры.
  3. Почва должна быть слегка влажной.
  4. Лейку при поливе держать низко над горшком.
  5. Рыхлить только на поверхности и по краю горшка.
  6. Крупные гладкие листья очищать от пыли.

(Открывается плакат «Комнатные растения».)

- Сравним запись на доске с правилами в учебнике на стр. 78-79.

- Откроем следующий слайд. (Слайд 12)

- Сформулируем ещё раз правила ухода за растениями.

Физкультминутка для глаз

VII. Практическая работа в группах.

- У вас на столе растение. Сейчас мы поучимся применять правила ухода за растениями на практике.

(Ученики поливают, рыхлят землю, протирают листья, опрыскивают растение.)

Оценивание

VIII. Итог урока.

- Чему был посвящён наш урок?Вернёмся к задачам

- Комнатные растения родом из тёплых стран, и им нет необходимости защищаться от холода.

- И действительно, в тропических лесах, пустынях очень тепло, поэтому и растения, которые там растут - вечнозелёные.

- Комнатные растения люди выращивают с целью украшения жилых и служебных помещений. Они радуют нас своей красотой, вызывают в нас восторг, заставляют удивляться. Каждому приятно иметь дома экзотическое растение.

- Вы научились ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю, протирать листья растений.

Рефлексия

- Ну а теперь, каждый из вас сможет воспользоваться осенними  листочками берёзы и определить, на сколько вы уяснили тему урока.

Цвет  листочка обозначает: Жёлтый – понял урок отлично, зелёный – тему понял, но необходимо повторить , Коричневый- в теме не слишком разобрался. Тема сложная.

Выбирайте цвет листочка, выходите к доске и прикрепляйте их к стволу дерева.

Вот такое получилось у нас дерево. Прекрасный получился урок!

IX. Домашнее задание.

- Запишем домашнее задание: с. 76-79 (читать, ответить на вопросы)

Лист №1

Хлорофитум (в переводе с греческого – зелёное растение) замечателен длинными свешивающимися усами, на которых вырастают молодые растеньица. Родина – Африка.

Монстера – мощная лиана из тропических лесов Америки. У неё большие, причудливо вырезанные листья и длинные воздушные корни, похожие на змей. Название ей дали от слова «монстр». Родина – тропики Южной Америки.

Бегония имеет листья необычной формы: они как будто кособокие. Бегонии очень разнообразны. У многих из них листья яркие, пёстрые. Родина бегоний – тропические леса разных материков.

Восковой плющ (хойя) – лиана с мясистыми листьями. Душистые цветки-звёздочки как будто вылеплены из воска. Родина – Австралия.

Герань (пеларгония) очень распространённое комнатное растение. Родина – Африка.

Драцена имеет вид деревца, нередко высокого (может вырасти до 3 м). Это растение родом из Африки.

Сенполия (узумбарская фиалка) имеет мясистые листья, густо покрытые волосками, и многочисленные небольшие цветки. Может цвести почти весь год. Родина растения – Африка (Узумбарские горы).

Диффенбахия – декоративное растение. Ценится за свои великолепные листья. Взрослая диффенбахия может достигать в высоту 2 метров. Нтжние листья при выращивании в комнатных условиях опадают. Родина – тропики Центральной и Южной Америки.

Карточка 2 . Приведи примеры домашних и диких животных. Впиши ответы.

Дикие животные

Домашние животные

 

 

 

 

Карточка 2 . Приведи примеры домашних и диких животных. Впиши ответы.

Дикие животные

Домашние животные

 

 

 

 

Карточка 2 . Приведи примеры домашних и диких животных. Впиши ответы.

Дикие животные

Домашние животные

 

 

 

 

Карточка 2 . Приведи примеры домашних и диких животных. Впиши ответы.

Дикие животные

Домашние животные

 

 

 

 

Карточка 2 . Приведи примеры домашних и диких животных. Впиши ответы.

Дикие животные

Домашние животные

 

 

 

 

Задачи урока

  1. Узнать особенности  жизни комнатных растений.

  1. Понять пользу комнатных растений в жизни человека.

  1. Уметь ухаживать за комнатными растениями.

Название растения

Родина растения

Бегония

Папоротник

Хлорофитум

Монстера

Восковой плющ(хойя)

Диффенбахия

Драцена

Сингониум

Название растения

Родина растения

Бегония

Папоротник

Хлорофитум

Монстера

Восковой плющ(хойя)

Диффенбахия

Драцена

Сингониум

Название растения

Родина растения

Бегония

Папоротник

Хлорофитум

Монстера

Восковой плющ(хойя)

Диффенбахия

Драцена

Сингониум

Папоротник.

То, что у папоротника напоминает лист — вовсе не лист, а по своей природе — целая система ветвей.

Распространены в Южной и Центральной Америке, Азии.

Фи́кус . Листья очередные, цельные, зубчатые или лопастные . Произростает в тропических странах (на островах и побережьях Индийского и Тихого океанов, в южной Африке и в Средиземноморье).

        

Спатифиллум — теплолюбивое растение, хорошо растёт только при температуре более 18 °C

Распространены от Центральной Америки до Южной Америки 

Каланхоэ. Листья разнообразны по форм.

Произрастают в тропической и Южной АфрикеЮжной и Юго-Восточной Азии и в тропиках Южной Америки.

Карточка 1

Тест

Вопрос

Ответ

1. Как называют детёныша кошки?

2. Как называют детёныша овцы?

3.Как называют жилище свиньи?

4. Чем питается кролик?

5.Верблюд – это домашнее или дикое животное?

Карточка 1

Тест

Вопрос

Ответ

1. Как называют детёныша кошки?

2. Как называют детёныша овцы?

3.Как называют жилище свиньи?

4. Чем питается кролик?

5.Верблюд – это домашнее или дикое животное?

Карточка 1

Тест

Вопрос

Ответ

1. Как называют детёныша кошки?

2. Как называют детёныша овцы?

3.Как называют жилище свиньи?

4. Чем питается кролик?

5.Верблюд – это домашнее или дикое животное?

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ЧЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10»

142300 МО, г.Чехов, мкр Губернский, ул.Уездная, стр.6

gubernskyschool@mail.ru, 8(496)727-97-49

Открытый урок по окружающему миру на тему: «Комнатные растения»

во 2 классе

Подготовила : учитель начальных классов Прищепа М.П.

13.11.2017г.

Происходит хлорофитум из тропиков и субтропиков Америки и Южной Африки, где растёт во влажных окрестностях рек и ручьёв. Это растение отличается высокой степенью приспособляемости к домашним условиям, однако при уходе следует помнить и родные для него природные условия.

восковой плющ род вечнозелёных тропических растений (лиан или кустарниковсемейства Ластовневые, естественный ареал которых — Южная и Юго-Восточная Азия, западное побережье АвстралииПолинезия.

Диффенбахия (лат. Dieffenbachia) — род вечнозелёных растений семейства Ароидные (Araceae), распространённых в тропиках Южной и Северной Америки.

Для многих видов характерны крупные пёстрые удлинённо-овальные очерёдные листья

Монстера — вечнозеленая лиана с крупными — до 45 см — резными листьями.

Виды этого рода распространены во влажных тропических лесах экваториального пояса Америки. На юге ареал охватывает почти всю территорию Бразилии, а на севере включает полуостров Юкатан и большую часть территории Мексики. В XIX веке монстера была завезена в Юго-Восточную Азию и успешно интродуцирована там.

Орляк широко распространён, встречается повсеместно по земному шару, кроме арктических районов, степей и пустынь.

В России растёт он в европейской части

Один из самых распространённых и крупных папоротников в России и сопредельных странах.

Больше всего видов бегоний в Южной Америке, ареал которых на севере доходит до Мексики. В Азии бегонии произрастают в Восточных Гималаях, горных областях Индии, Южной Индии, на Малайском архипелаге и острове Шри-Ланка. В Африкебегонии тяготеют к её наиболее влажной западной части. Данные проведенных исследований показали, что существуют родственные связи между видами, обитающими в Африке и Америке. Существует даже мнение, что именно Африка явилась тем континентом, откуда в далёком прошлом бегонии распространились и в Азию, и в Америку. По числу произрастающих видов бегоний Африка занимает третье место в мире.Листья, как правило, асимметричные, часто красивой окраски

СингониумВстречаются в Центральной АмерикеРастения часто начинают цвести раньше, чем у них появятся взрослые листья. Молодые листья могут быть меньше листочков взрослых листьев. 

драценаПопулярное комнатное растение. Имеются сорта с красными и бледно-жёлтыми краями листьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру на тему" Разнообразие растений" по УМК Школа России, 3 класс

Открытый урок по окружающему миру на тему " Разнообразие растений"...

Урок окружающего мира по теме "Комнатные растения"

Включает в себя: технологическую карту урока, приложение, презентацию...

Конспект открытого урока во 2 классе по окружающему миру на тему "Комнатные растения"

конспект урока по оркужающему миру по учебнику А.Плешакова 2 класс...