Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по УМК  "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мари Булярская основная общеобразовательная школа»

 Муслюмовского  муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено на заседании ШМО

«Согласовано»

Утверждена приказом

Протокол №1 от «28» августа 2017 года»

заместитель директора по УВР

                    директора

Руководитель ШМО

____________Л.М.Гильфанова

__________А.А.Изибаева

_________/И. П. Ямилова

« 28 » августа 2017 г

№ 54 от 29 августа 2017 года

Рабочая программа по  учебному предмету

«Окружающий мир»

2 класс

Разработана учителем начальных классов  первой квалификационной категории Ямиловой Ириной Платоновной

                                                                                                                                                                                Рассмотрено

                                                                                                                                                                                                        на заседании педагогического совета        

                                                                                                                                                         протокол №1 от « 29» августа 2017 года

Мари Буляр

2017 год

 

Планируемые результаты  освоения учебного предмета

Название раздела

Планируемые результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Человек и природа

-узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

-описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  существенные признаки;

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств

-проводить несложные наблюдения в окружающей среде

-использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

-обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить опыты. Научатся наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь. Наблюдать звёздное небо; сопоставлять иллюстрации с описанием; использовать модели. Устанавливать причинно-следственные связи; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия. Учитывать различные мнения и стремиться к  координации различных позиций в сотрудничестве. Задавать вопросы; контролировать действия партнёра. Учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Человек и общество

-узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

-используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы

-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

-определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей

Правила безопасности жизнедеятельности

-определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

-понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

-соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

-выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде

Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.  Глобус как модель Земли. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.  Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода и ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).

Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Общее представление о строении тела человека. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

44

Человек и общество

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Забота о детях, больных — долг каждого человека. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России, Республики Татарстан и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Железнодорожный транспорт. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; Государственная символика Татарстана. Праздники в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности. День весны и труда. День защиты детей. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь.  Санкт-Петербург. Главный город родного края - Казань. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов.

17

Правила безопасной жизни

Физическая культура, закаливание. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасного поведения на водоёме в разное время года. Правила безопасного поведения в лесу. Правила безопасного поведения на дорогах. Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте.

7

Календарно-тематическое планирование

(Окружающий мир. 2 класс.  В 2-х частях. А.А.Плешаков, -  М.: «Просвещение», 2012 .)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Срок пров.

Дата пров.

I четверть

  Человек и природа (17 ч)

1.

Родная страна.

НРК.    Символы РТ

1

Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке и делиться своими знаниями.

2.09

2.

Город и село. Проект «Родное село»          НРК.     Наши предки

1

7.09

3.

Природа и рукотворный мир.

1

Приводить примеры объектов; различать объекты природы и рукотворного мира.

9.09

4

Проверим  себя и оценим свои достижения по разделу

« Где мы живём»

1

Проверить остаточные знания второклассников по предмету. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями.

14.09

5

Неживая и живая природа.

1

Классифицировать объекты по существенным признакам.

16.09

6

Что такое погода .

Практическая работа № 1 «Измерение температуры».

1

  Наблюдать и описывать погоду за окном класса, характеризовать погоду, как сочетание температуры воздуха, осадков, облачности, ветра. Вести дневник наблюдений за погодой. знакомиться с различными видами термометров, измерять и записывать температуру, работать в парах.

21.09.

7

Явления природы.

1

Рассказывать о результатах своих наблюдений, определять сезон по характерным явлениям природы.

23.09

8

В гости к осени (экскурсия)

1

Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы.

28.09

9

В гости к осени

        1

Наблюдать изменения в неживой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в неживой природе. Вести дневник наблюдений за погодой.

30.09

10

Звёздное небо

         1

Находить на рисунке знакомые созвездия, моделировать созвездия Ориона, Лебедя, Кассиопеи, формулировать выводы.

5.10

11

Заглянем в кладовые Земли Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами».

         1

Исследовать с помощью лупы состав гранита, различать горные породы, формулировать выводы. Работать в паре.

7.10

12

Про воздух

         1

Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека.

12.10

13

И про воду

1

Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека.

14.10

14

Какие бывают растения. Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав».

1

Устанавливать по схеме различия между группами растений, классифицировать растения и делать самопроверку, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края.

19.10

15

Какие бывают животные

1

Соотносить группы животных и их существенные признаки, знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию, выступать с сообщениями. Сравнивать животных. Выявлять зависимость между строением тела животного и местом его обитания.

21.10

16

Невидимые нити

1

Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.

26.10

17

Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».

1

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; приводить примеры, находить и обсуждать новую информацию. Формулировать выводы. Работать в парах.

28.10

II четверть  

Человек и природа (14 ч)

18

Дикие и домашние животные

1

Сравнивать и различать диких и домашних животных; моделировать значение домашних животных для человека. Формулировать выводы. Работать в парах.

7.11

19

Комнатные растения

Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».

1

Узнавать комнатные растения на рисунках; осуществлять самопроверку. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. Работать в группе.

9.11

20

Животные живого уголка.

Практическая работа №6

«Отработка приёмов ухода за животными живого уголка».

1

Рассказывать о животных живого уголка и особенностях ухода за ними. Определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошек и собак в хозяйстве человека. Работать в группах.

14.11

21

Про кошек и собак

1

16.11

22

Красная книга

1

Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране. Работать в группах

21.11

23

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»

1

Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. Работать в

группах.

23.11

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов.

28.11

25

Что такое экономика

1

Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, моделировать взаимосвязи отраслей экономики, читать тексты, находить в них ответы на поставленные вопросы.

30.11

26

Из чего что сделано

1

Классифицировать предметы по характеру материала, прослеживать производственные цепочки, моделировать их и составлять

рассказ.

5.12

27

Как построить дом

1

Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых товаров и продуктов.

7.12

28

Какой бывает транспорт

1

Рассказывать о строительстве городского и сельского домов. Узнавать по фотографиям виды транспорта и классифицировать его.

12.12

29

Культура и образование

1

Различать учреждения культуры и образования, узнавать их и приводить примеры. Посещать музеи.

14.12

30

Все профессии важны. Проект

« Профессии»

1

Различать учреждения культуры и образования, узнавать их и приводить примеры. Посещать музеи.

19.12

31

В гости к зиме (экскурсия)

1

Наблюдать над зимними природными явлениями. Обсуждать зимние явления за прошедший день, исследовать пласт снега и выявлять зависимость от чередования оттепелей, снегопадов и морозов.

21.12

III четверть.

Человек и природа (6 ч). Правила безопасной жизни (8 ч). Человек и общество (7 ч).

32

В гости к зиме

1

Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями. Формулировать правила поведения на улице зимой. Работать с текстами учебника, делать выводы.

9.01

33

Проверим и оценим свои достижения по разделу "Жизнь города и села".

1

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов.

11.01

34

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или возьмем под защиту», «Профессии»

1

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

16.01

35

Строение тела человека

1

Называть и показывать внешние части тела человека, определять на страницах учебника или на муляже положение внутренних органов

18.01

36

Если хочешь быть здоров

1

Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника, формулировать правила личной гигиены.

23.01

37

Берегись автомобиля!

1

Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов, моделировать сигналы светофора. Практически учиться соблюдать правила дорожной безопасности.

25.01

38

Школа пешехода

Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц».

1

Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов, моделировать сигналы светофора. Практически учиться соблюдать правила дорожной безопасности.

30.01

39

Домашние опасности

1

Объяснять с опорой на иллюстрацию учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций, формулировать правила безопасности в быту.

1.02

40

Пожар.

1

Характеризовать пожароопасные предметы, запомнить правила предупреждения пожара, моделировать вызов пожарной охраны по мобильному и обычному телефону по номеру МЧС

6.02

41

На воде и в лесу

1

Характеризовать потенциальные опасности в лесу и на воде, определять с помощью дополнительной литературы опасных насекомых.

8.02

42

Опасные незнакомцы

1

Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми, предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, моделировать звонок в милицию и МЧС.

13.02

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов.

15.02

44

Наша дружная семья

1

Формировать понятие «культура общения», рассказывать о семейных взаимоотношениях, моделировать ситуации семейной трапезы.

20.02

45

Проект «Родословная»

1

Формировать понятие «культура общения», рассказывать о семейных взаимоотношениях, моделировать ситуации семейной трапезы.

22.02

46

В школе

1

Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, в школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе, моделировать различные ситуации

27.03

47

Правила вежливости

Обсуждать, какие правила вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формировать правила поведения, моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

1.03

48

Ты и твои друзья

1

Обсуждать морально-эстетические аспекты дружбы, правила поведения за столом. Формулировать правила этикета в гостях. Моделировать различные ситуации за столом.

6.03

49

Мы – зрители и пассажиры

1

Обсуждать правила поведения в театре, в общественном транспорте, формулировать их на основе иллюстраций учебника.

8.03

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

1

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов.

13.03

51

Посмотри вокруг

1

Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; находить на схеме и называть указанные стороны горизонта.

15.03

52

Ориентирование на местности

1

Находить ориентиры на рисунке учебника, на дороге от дома до школы, в своём городе. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним. Знакомиться со способами ориентирования по местным признакам.

20.03

53

Ориентирование на местности

Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу»

1

Находить ориентиры на рисунке учебника, на дороге от дома до школы, в своём городе. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним. Знакомиться со способами ориентирования по местным признакам.

22.03

IV четверть

Человек и природа (5 ч). Человек и общество (9 ч)

54

Формы поверхности

1

Сопоставлять фотографии равнин и гор, анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Сравнивать по схеме гору и холм, описывать красоту гор.

5.04

55

Водные богатства

1

Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения. Анализировать схему частей реки.

10.04

56

В гости к весне (экскурсия)

1

Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, появлением первых птиц и т.д., используя дополнительную литературу. Формулировать выводы о весенних явлениях природы

12.04

57

В гости к весне

1

Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, появлением первых птиц и т.д., используя дополнительную литературу. Формулировать выводы о весенних явлениях природы

17.04

58

Россия на карте

1

Находить Россию на карте, столицу. Знакомиться с городами России извлекать из дополнительной литературы сведения о стране.

19.04

59

Проект  «Города России»

1

Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приёмы чтения карты, учиться правильно показывать объекты на настенной карте.

24.04

60

Путешествие по Москве

1

Находить Москву на карте России, знакомиться с планом Москвы. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого россиянина, извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Москвы.

26.04

61

Московский Кремль

1

Находить Москву на карте России, знакомиться с планом Москвы. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого россиянина, извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Москвы.

1.05

62

Город на Неве

1

Находить Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом Санкт-Петербурга. Извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Санкт-Петербурга.

3.05

63

Путешествие по планете

1

Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны.

8.05

64

Путешествие по материкам

1

Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны.

10.05

65

Страны мира. Проект «Страны мира.»

1

Сравнивать политическую и физическую карты мира. Приводить примеры стран, расположенных на разных материках.

15.05

66

Промежуточная аттестация. Тест.

1

Обобщить знания . Выполнять тестовые задания

17.05

67

Впереди лето Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

1

Приводить примеры летних явлений в живой и неживой природе, определять цветущие травы с помощью дополнительной литературы.

22.05

68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

1

Применять полученные знания .

24.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...