Технологическая карта по ОКМ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
УРОК ОКМ
ТЕМА: МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
Цели деятельности учителя: Способствовать формированию представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»;
Тип урока: Построение системы знаний
Планируемые образовательные
результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль | Технологии |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Приветствует в стихотворной форме: – Какая тема урока? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее Этот кроссворд разгадать. – Разгадайте кроссворд и, отгадав ключевое слово, скажите, о ком будем вести разговор на уроке На доске и в тетрадях тема: «М. В. Ломоносов». – Сегодня на уроке узнаем, про великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека | Устные ответы, организация рабочего места | Технология личностно-ориентированного обучения |
II. Актуализация опорных знаний | Опрос | - Вспомните урок про Петра 1. И попробуйте составить план урока. Поставьте цели. | Обсуждают. -Детство -Путь в науку -Вклад в развитие страны | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера; Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; | Устные ответы, выполненные задания | Проектные технологии |
III. Изучение нового материала | Работа в группах. | Начнем работать по нашему плану:
Вопросы: Какие отношение были с мачехой? Почему? -Чем любил заниматься Ломоносов?
Обсуждение.
Предлагаю заполнить таблицу. |
Предп.ответы Работают Заполняют. | Фронтальная | |||
Дополнительная информация | Рассказ учителя | – Не надо думать, что Ломоносов целыми днями занимался наукой, был нелюдимым и скучным человеком. Он был очень подвижным, энергичным. Говорят, что у него был неуравновешенный и взрывной характер и это иногда ему мешало в работе. Трудно перечислить все открытия, сделанные им. Он отдавал работе всё своё время и все силы. Это привело к тому, что ученый рано постарел; здоровье, подорванное в молодости изнуряющими занятиями, часто изменяло ему. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды. Когда не стало света мысли, Казалось, мир осиротел, А Ломоносов так хотел Добиться своей цели в жизни. Эх! Не успел достичь всего! Но навсегда его ученья Нам будут символом того, Что с нами на земле жил ГЕНИЙ! | |||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. | – Какие цели мы поставили на уроке? - Что для вас было самым интересным на уроке? – О чем захотелось еще узнать? – Что было трудным? – Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок? | Читают вывод в учебнике (с. 104). Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. | Устные ответы | |
Выставление оценок | Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | ||||||
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | тест | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
1. Прозвище Петра I. (Великий.)
2. Первая крепость Санкт-Петербурга, построена на Заячьем острове. (Петропавловская.)
3. Вторая крепость на берегах Невы. (Адмиралтейство.)
4. Название полка Петра I. (Потешный.)
5. Название реки, на берегах которой расположился Санкт-Петербург. (Нева.)
6. Название морской крепости в Санкт-Петербурге. (Кронштадт.)
7. Название первого музея в России. (Кунсткамера.)
8. Титул, который присваивался правителям некоторых крупных монархий. В переводе с латинского – «повелитель». (Император.)
9. Место постройки и ремонта судна. (Верфь.)
Ключевое слово: ЛОМОНОСОВ.
Направления научных исследований Ломоносова
1. Литература, поэзия:
а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»;
б) выпустил «Риторику»;
в) в 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».
2. Физика:
а) открыл закон сохранения материи;
б) сконструировал термометр;
в) изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.
3. Химия:
а) открыл первую в России химическую лабораторию;
б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
в) разработал принципы новой науки «Физическая химия».
4. Астрономия:
а) открыл атмосферу на Венере;
б) построил телескоп.
5. География:
а) составил «Полярную карту»;
б) разработал приборы для морского кораблевождения;
в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.
6. Геология:
а) теория о возникновении металлов и минералов;
б) «О причине землетрясений».
7. История:
а) закончил 1-й том «Российской истории»;
б) составил «Краткий летописец с родословием».
8. Ломоносов – художник:
а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;
б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе «Полтавскую битву»;
в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.
Фронтальный опрос
1-й этап. «Лучший знаток дат».
– Я буду задавать вам вопросы, касающиеся темы, а вы быстро отвечайте:
– В каком веке правил Петр I? (В XVIII веке.)
– Когда родился Петр I? (30 мая 1672 года.)
– Сколько лет прожил Петр I? (53 года.)
– Назови рост Петра I? (2 м 4 см.)
– Сколько лет длилась Северная война? (20 лет.)
– Я показываю таблички с датами, а вы называете событие, которое происходило в этом году?
(Строился Санкт-Петербург.)
(Создаются «цифирные школы».)
(Напечатан первый номер газеты «Ведомости».)
(Петр Первый стал императором.)
2-й этап. «Объясни понятия».
На ромашке написаны понятия. Ромашка прикреплена на доске. Представители групп отрывают по два лепестка, совещаются с командой и затем дают ответы на вопросы.
Понятия:
• Кунсткамера – это… («кабинет редкостей» – музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы).
• Цифирные школы – это… (школы, где главными предметами являются арифметика и геометрия).
• Бородовой знак (бородовая копейка) – это… (возможность сохранить бороду, надо заплатить деньги и получить специальный знак).
• Стрельцы – это… (воины-пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием).
• Медаль – это… (знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть).
• Ассамблеи – это… (балы-собрания, в которых должны были принимать участие женщины).
• «Чертово яблоко» – это… (картофель).
• Верфь – это… (место на берегу для постройки и ремонта судов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305517-1610873445.jpg)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...