Главные вкладки

    Технологическая карта по ОКМ
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Трубина Татьяна Александровна

    Михаил Васильевич Ломоносов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okm.konspekt.doc80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК ОКМ

    ТЕМА: МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

    Цели деятельности учителя: Способствовать формированию представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»;

    Тип урока: Построение системы знаний

    Планируемые образовательные
    результаты: Предметные
    (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

    Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

    Этапы
    урока

    Обучающие
    и развивающие компоненты,
    задания
    и упражнения

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формы организации взаимодействия

    на уроке

    Формируемые умения (универсальные учебные действия)

    Промежуточный

    контроль

    Технологии

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    I. Мотивация (самоопределение) к учебной

    деятельности

    Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

    к усвоению учебного
    материала. Проверка д/з

    Приветствует в стихотворной форме:

    – Какая тема урока?

    Хотите об этом узнать?

    Тогда постарайтесь скорее

    Этот кроссворд разгадать.

    – Разгадайте кроссворд и, отгадав ключевое слово, скажите, о ком будем вести разговор на уроке .

    На доске и в тетрадях тема: «М. В. Ломоносов».

     Сегодня на уроке узнаем, про великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова

    Слушают учителя, принимают участие в диалоге

    с учителем.

    Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
    к уроку

    Фронтальная, индивидуальная, коллективная

    Коммуникативные:

    умеют оформлять свои мысли в устной

    форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

    Личностные: понимают значение знаний для человека
    и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

    Устные ответы,

    организация рабочего места

    Технология личностно-ориентированного обучения

    II. Актуализация  опорных

    знаний

    Опрос

    - Вспомните урок про Петра 1. И попробуйте составить план урока. Поставьте цели.

    Обсуждают.

    -Детство

    -Путь в науку

    -Вклад в развитие страны

    Фронтальная,

    индивидуальная

    Познавательные: 

    осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера;

    Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки;

    Коммуникативные:

    обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации;

    Устные ответы,

    выполненные

    задания

    Проектные технологии

    III. Изучение нового материала

    Работа в группах.

    Начнем работать по нашему плану:

    1. Детство. Я вам расскажу  о детских годах Ломоносова. А вы послушаете и постараетесь ответить на вопросы.

    Вопросы: Какие отношение были с мачехой? Почему?

    -Чем любил заниматься Ломоносов?

    1. Переходим ко второму пункту плана. Работать будем с дополнительным текстом, с помощью приема инсерт. Вспомним. Работаем простым карандашом.

    Обсуждение.

    1. Ребята, а сейчас мы узнаем какой вклад внес Ломоносов в развитие нашей страны. А поможет нам это узнать учебник. Открываем страницу 84. Проследите , какие заслуги Ломоносова перед отечеством. Читаем вслух. Обсуждаем.

    Предлагаю заполнить таблицу.

     

    Предп.ответы

    Работают

    Заполняют.

    Фронтальная

    Дополнительная информация

    Рассказ учителя

    – Не надо думать, что Ломоносов целыми днями занимался наукой, был нелюдимым и скучным человеком. Он был очень подвижным, энергичным. Говорят, что у него был неуравновешенный и взрывной характер и это иногда ему мешало в работе. Трудно перечислить все открытия, сделанные им. Он отдавал работе всё своё время и все силы. Это привело к тому, что ученый рано постарел; здоровье, подорванное в молодости изнуряющими занятиями, часто изменяло ему. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды.

    Когда не стало света мысли,

    Казалось, мир осиротел,

    А Ломоносов так хотел

    Добиться своей цели в жизни.

    Эх! Не успел достичь всего!

    Но навсегда его ученья

    Нам будут символом того,

                      Что с нами на земле жил ГЕНИЙ!

    V. Итоги

    урока.

    Рефлексия

    Обобщение полученных на уроке сведений.

    – Какие цели мы поставили на уроке?

    - Что для вас было самым интересным на уроке?

    – О чем захотелось еще узнать?

    – Что было трудным?

    – Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок?

    Читают вывод в учебнике (с. 104).

    Отвечают
    на вопросы

    Фронтальная, индивидуальная

    Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

    Устные ответы

    Выставление оценок

    Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке

    VI. Домашнее задание

    Инструктаж по выполнению домашнего задания

    тест

    Задают уточняющие вопросы

    Фронтальная, индивидуальная

    Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач


    1. Прозвище Петра I. (Великий.)

    2. Первая крепость Санкт-Петербурга, построена на Заячьем острове. (Петропавловская.)

    3. Вторая крепость на берегах Невы. (Адмиралтейство.)

    4. Название полка Петра I. (Потешный.)

    5. Название реки, на берегах которой расположился Санкт-Петербург. (Нева.)

    6. Название морской крепости в Санкт-Петербурге. (Кронштадт.)

    7. Название первого музея в России. (Кунсткамера.)

    8. Титул, который присваивался правителям некоторых крупных монархий. В переводе с латинского – «повелитель». (Император.)

    9. Место постройки и ремонта судна. (Верфь.)

    Ключевое слово: ЛОМОНОСОВ.

    Направления научных исследований Ломоносова

    1. Литература, поэзия:

    а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»;

    б) выпустил «Риторику»;

    в) в 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».

    2. Физика:

    а) открыл закон сохранения материи;

    б) сконструировал термометр;

    в) изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.

    3. Химия:

    а) открыл первую в России химическую лабораторию;

    б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;

    в) разработал принципы новой науки «Физическая химия».

    4. Астрономия:

    а) открыл атмосферу на Венере;

    б) построил телескоп.

    5. География:

    а) составил «Полярную карту»;

    б) разработал приборы для морского кораблевождения;

    в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.

    6. Геология:

    а) теория о возникновении металлов и минералов;

    б) «О причине землетрясений».

    7. История:

    а) закончил 1-й том «Российской истории»;

    б) составил «Краткий летописец с родословием».

    8. Ломоносов – художник:

    а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;

    б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе «Полтавскую битву»;

    в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.

    Фронтальный опрос

    1-й этап. «Лучший знаток дат».

    – Я буду задавать вам вопросы, касающиеся темы, а вы быстро отвечайте:

    – В каком веке правил Петр I? (В XVIII веке.)

    – Когда родился Петр I? (30 мая 1672 года.)

    – Сколько лет прожил Петр I? (53 года.)

    – Назови рост Петра I? (2 м 4 см.) 

    – Сколько лет длилась Северная война? (20 лет.) 

    – Я показываю таблички с датами, а вы называете событие, которое происходило в этом году? 

     (Строился Санкт-Петербург.)

     (Создаются «цифирные школы».)

     (Напечатан первый номер газеты «Ведомости».)

     (Петр Первый стал императором.)

    2-й этап. «Объясни понятия».

    На ромашке написаны понятия. Ромашка прикреплена на доске. Представители групп отрывают по два лепестка, совещаются с командой и затем дают ответы на вопросы.

    Понятия:

    •  Кунсткамера – это… («кабинет редкостей» – музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы).

    •  Цифирные школы – это… (школы, где главными предметами являются арифметика и геометрия). 

    •  Бородовой знак (бородовая копейка) – это… (возможность сохранить бороду, надо заплатить деньги и получить специальный знак).

    •  Стрельцы – это… (воины-пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием).

    •  Медаль – это… (знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть).

    •  Ассамблеи – это… (балы-собрания, в которых должны были принимать участие женщины).

    •  «Чертово яблоко» – это… (картофель).

    •  Верфь – это… (место на берегу для постройки и ремонта судов).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

    Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

    Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

    Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

    Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

    по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

    Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

    по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

    Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

    Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

    Технологическая карта классного часа "Мой край на карте Родины"

    Тема: «Мой край на карте Родины» Класс: 2 Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с государственной символикой; рассказать об истории родного города и его достопримечательностях; воспи...

    Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

    Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....