Конкурсный урок окружающего мира на профессиональном конкурсе "Учитель года".
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок окружающего мира в 3 кл.

Тема урока: «Воздух и его охрана»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vozduh_i_ego_ohrana_mihaylova.doc122.5 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx18.43 КБ
Файл vozduh_i_ego_ohrana.rar2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 кл.

Тема урока: «Воздух и его охрана»

Цели: Образовательные:

  •   Дать представление о воздухе, познакомить с составом и некоторыми свойствами воздуха;
  •  Расширить представление об использовании воздуха;
  • Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека;
  • Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, важнейшие меры по его защите.

Развивающие:

  • Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах.
  • Развивать умение объективно оценивать свои знания.
  • Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
  • Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
  • Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
  • Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски. Воспитательные: 
  • Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

  1. Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о составе, свойствах, использовании и охране воздуха.
  2. Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
  3. Формировать познавательный интерес к окружающей природе.

Оборудование: 

  • Учебник “Окружающий мир” 3 класс, А.А.Плешаков.
  • Мультимедийный проектор и презентация к уроку в программе Power Point.
  • Карточки для рефлексии.
  • Духи
  • Карточки с выводами
  • Карточки приложения 1,2 (по количеству учащихся)

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня я проведу с вами урок окружающего мира. Я рада встрече с вами и у меня прекрасное настроение. Я вам его дарю.

- Покажите свое настроение смайликом.

II. Введение в тему урока.

- Отгадайте загадку.      

1 слайд

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Что это? (воздух)

  1. Сообщение темы и целей урока.  

2 слайд

- Как вы думаете, какова тема урока? (Воздух и его охрана)

- Что вы хотите узнать по этой теме?

3 слайд

- Познакомьтесь с задачами урока.  

IV.        Изучение нового материала.

Подуйте на ладошки.

Что мы ощущаем? (лёгкий ветерок- это и есть воздух)

4 слайд

Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Без воздуха невозможна жизнь на земле. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. 

Чтобы справиться с поставленными задачами, поработаем с заданиями кейсов, используя различные источники информации: учебник, интернет- ресурсы, энциклопедии.

5 слайд

1 группа – теоретики.

2 группа – исследователи

3 группа- экологи

Возьмите кейсы. Озвучьте тему кейса и цель.

1 группа – теоретики. Вам слово.

(Говорят дети: Тема кейса. Состав воздуха. Цель: изучить состав воздуха)

2 группа – исследователи 

(Говорят дети: Тема кейса. Свойства воздуха. Цель: исследовать свойства воздуха.)

3 группа- экологи

(Говорят дети: Тема кейса. Охрана воздуха. Цель: изучить источники загрязнения воздуха и способы его охраны.)

Ребята, к нам пришло письмо от жителей города Челябинска, где много фабрик и заводов. Они обращаются к нам с просьбой.

6 слайд

(слушаем письмо)

«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти. Что нам делать? Как быть? Помогите!!!».

Чтобы помочь жителям города, вам необходимо решить проблему охраны воздуха, выполнив задания кейса.

7 слайд

Работу выполним по алгоритму.

  1. Прочитайте текст.
  2. Ответьте на вопросы.
  3. Запишите ответы в карточку.
  4. Подготовьте выступление.

В группе работайте дружно и слушайте друг друга внимательно.

Начинаем работу. Желаю вам успешно справиться с заданиями.

Дети выполняют задания, учитель консультирует.

V. Защита работы в группах

-Группы закончили работу. Готовы к выступлению.

1 группа. Дети выступают.

8 слайд

Вывод учителя: Воздух – это смесь газов. В его состав входят азот (78%), кислород (21%), углекислый газ (1%), водяные пары и другие газы. 

2 группа Дети выступают

9 слайд

Вывод учителя: Воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что он прозрачный, бесцветный, не имеет запаха.

Проблемный вопрос. (работают все вместе)

Мы познакомились с некоторыми свойствами воздуха.

 - Давайте предположим, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

- Проверим ваше предположение на опыте.

10 слайд 

Опыт 1 (показывает учитель)

- Что происходит с воздухом?

11 слайд

Вывод: При нагревании воздух расширяется

  - Давайте предположим, что произойдет с воздухом, если его охладить?

Проверим ваше предположение.

«Опыт 2» (показывает учитель)

Вывод: При охлаждении воздух сжимается.

- О каких свойствах воздуха мы узнали? (прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. )

VI.   Физкультминутка.

12 слайд

Давайте отдохнем.

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарик)

13 слайд

- Как вы считаете, почему зимой растения не замерзают под снегом?

«Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни, растений.

- Для чего многие звери меняют свой мех к зиме?

Осенью белка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между   густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

- Почему мы ставим на окна двойные рамы?

Это происходит потому, что воздух хорошо сохраняет тепло

Вывод: Воздух плохо проводит тепло, но долго его сохраняет.

- Свойства мы выяснили, а какое значение имеет воздух для нас, животных и растений?

Об этом нам расскажут экологи и дадут ответ на письмо жителей города.

Выступление 3 группы.  Дети выступают.

Вывод учителя: 

14 слайд

Чтобы воздух в городе был чистым необходимо:

1. Высаживать деревья

2. Убирать мусор.

3. Устанавливать очистные установки на предприятиях.

15 слайд

Людям необходимо заботиться о чистоте воздуха. Снижение загрязнения атмосферы - одна из важнейших задач Нижневартовской ГРЭС. Поэтому в коллективе компании трудится группа экологов, ответственная за чистоту окружающей среды. Нижневартовская ГРЭС считается одной из самых экологически чистых электростанций.

VII. Итог урока.

 Мы закончили исследовать воздух, узнали об источниках загрязнения и способах охраны воздуха. Сейчас мы обобщим знания о ВОЗДУХЕ, составив синквейн.

16 слайд

Воздух

Чистый, прозрачный

Дышим, расширяется, сжимается

Воздух необходим всему живому

Жизнь

- Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.

- А вы хотите проверить свои знания по теме урока?

Предлагаю выполнить тест.

Приготовьте сигналы.

- Я буду называть утверждения. Если вы согласны, покажите «+», если нет «-»  

1. Воздух – смесь газов.

2. Воздух имеет запах.

3. Воздух цветной.

4. Чтобы воздух был чистым, нужно высаживать деревья.

5. Воздух – это жизнь.

- Молодцы! Все справились с тестом.

VIII. Рефлексия.

Над какой темой работали на уроке?

Все ли задачи мы решили?

Кому сегодня было легко, интересно? Встаньте.

У кого остались еще вопросы? Чтобы найти ответы, обратитесь к энциклопедии.

Мне приятно было с вами работать.

А какое настроение у вас в конце урока? Покажите смайликом.

Спасибо за работу на уроке.

На память о нашей встрече я дарю вам памятку.

17 слайд


Карточка 1.

1 кейс. Теоретики

Тема кейса. Состав воздуха

Цель: изучить состав воздуха.

Источники: учебник с. 46, информация из интернета.

Задание: Прочитайте текст. Рассмотрите схему в учебнике. Заполните таблицу.

Хочу узнать

Мы узнали, что

1.Какие газы входят в состав воздуха?

В состав воздуха входят ________________________________________________________________

________________________________________________________________

2. Какого газа в воздухе больше всего?

В воздухе больше всего__________________________________________

3. Какой газ из воздуха поглощают живые существа при дыхании?

При дыхании живые существа поглощают________________________

4. Какой газ выделяют живые существа при дыхании?

А выделяют __________________________________________________

Вывод:

Воздух – это _________________________________________________

5.Сколько литров кислорода необходимо человеку для дыхания на один день?

Человеку для дыхания на один день необходимо __________литров кислорода.

 

Карточка 2

СИНКВЕЙН

1 существительное

Воздух

2 прилагательных

3 глагола

Предложение из 4 слов

1 существительное

Информация из интернета

Воздух – это смесь газов. В его состав входят азот, кислород, углекислый газ, водяные пары и другие газы.   При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу.

Карточка 1

2 кейс. Исследователи

Тема кейса. Свойства воздуха.

Цель: исследовать свойства воздуха.

Источники: учебник с.46 -47.

Задание: прочитайте текст. Рассмотрите схему в учебнике.

Что изучаем

Что выполняем

Мы провели опыты и сделали выводы, что

Опыт 1.

Воздух прозрачен или не прозрачен.

Сравниваем.

 Видно ли другие предметы через дверь? (да, нет)

Видно ли другие предметы через   воздух? (да, нет)

Через дверь______________

другие предметы.

Через воздух______________

Значит воздух_________________  

Опыт 2.

Имеет ли воздух цвет.

Сравниваем.

Какого цвета комнатные растения_________  

Какого цвета воздух_____________________

Комнатное растение

____________цвета.

Воздух______________цвета.

Опыт 3.

Имеет ли воздух запах.

Сравниваем.

1. Вдохните глубоко. Что Вы почувствовали? Пахнет чем–нибудь воздух? (да, нет)

2. Закройте глаза. Брызните освежителем воздуха. Изменился ли запах, распространяющийся в помещении? (да, нет)

3.Какой запах имел воздух до того, как он был насыщен разными запахами? ________

Чистый воздух__________________запаха.

Карточка 1

3 кейс. Экологи

Тема кейса. Охрана воздуха.

Цель: Изучить источники загрязнения воздуха и способы его охраны.

Источники: учебник с.48-49, информация из интернета.

 Задание. Прочитайте текст, информацию из интернета.

Хочу узнать

Мы узнали, что

1. Что нужно человеку и другим живым существам для дыхания?

Человеку и другим живым существам для дыхания нужен _____________________________________

2. Перечисли источники загрязнения воздуха.

К источникам загрязнения воздуха относятся ___________________________________________________, которые выбрасывают из своих труб______________________ ____________

3. Чему угрожает загрязнение воздуха?

Загрязнение воздуха угрожает________________________________

__________________________________________________________

4. Перечисли способы охраны чистоты воздуха.

Для охраны чистоты воздуха на предприятиях работают____________________, которые улавливают___________

_____________________. Учёные разработали __________________

5. Что делается в нашей местности для охраны воздуха.

В нашей местности ______________________________________________________________

______________________________________________________________

Теоретики

Исследователи

Экологи

Бесцветный

Прозрачный

Не имеет запаха

При нагревании расширяется

При охлаждении сжимается

Плохо проводит тепло

Долго сохраняет тепло


На протяжении многих лет в ХМАО-Югре проводится акция «Спасти и сохранить» с целью – спасти и приумножить природные богатства нашего округа для будущих поколений. Жители высаживают тысячи новых саженцев, очищают огромные территорий от мусора.

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока окружающего мира

по теме «Воздух и его охрана»

3 класс

        Уважаемые члены жюри! Вашему вниманию сегодня было предложено учебное занятие окружающего мира в 3 классе по теме «Воздух и его охрана», содержание которого основывалось на программе автора А.А. Плешакова.

В основу проектирования содержания урока мною были заложены следующие принципы (основные правила):

- Принцип развития, означающий выстраивание обучения в «зоне ближайшего развития» школьника и учет особенностей конкретного возрастного этапа.

- Принцип поиска, предполагающий, что знания не даются в готовом виде, а выводятся в процессе решения кейсов. Во время УЗ применяла задания, содержащие проблемную ситуацию.

- Принцип наглядности, предполагающий использование наглядных материалов, как средств, улучшающих восприятие учебного материала. Учащимся были предложены слайдовая презентация к основным этапам УЗ, карточки, опыты.

 - Принцип систематичности и последовательности, главным в котором  является логическое построение содержания учебного материала, а также обоснованная последовательность этапов УЗ.

Учебный материал и технологии его освоения являются системой, где каждая часть переходит в другую или связана с ней (например, актуализация знаний перешла в целеполагание и изучение нового материала).

Моей основной целью в данном УЗ, было создание условий для формирования учащимися универсальных учебных действий по теме «Воздух и его охрана» (учебно-логические умения: анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, решать проблемные вопросы, обобщать и делать выводы)

Учащиеся включились в процесс целеполагания.

Решалась триединая задача (образовательная, развивающая, воспитывающая):

        - познакомить учащихся в ходе исследовательской работы с составом и

свойствами воздуха;

        - рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны.

        Организовано действие учащихся по принятию цели урока. Для этого были использованы следующие методы и приёмы: создание ситуации успеха, доверия; проблемная ситуация, которую дети пытались разрешить; частично-поисковые методы.

        На уроке реализованы следующие линии развития личности ребёнка

средствами предмета «Окружающий мир»: овладение научной картиной мира; формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – экологическое воспитание.

        Использованы различные формы работы: исследовательская, фронтальная, индивидуальная, в малых группах.

        Применяемые формы организации познавательной деятельности обеспечивали сотрудничество между школьниками, которые способствовали включению каждого ученика в деятельность по достижению цели.

        На этапе изучения нового материала для выхода из проблемной ситуации предложено самостоятельное выполнение опытов в малых группах, в результате которых дети доказывали наличие воздуха, «открывали» свойства воздуха, опираясь при этом и на предыдущие знания. Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Дети учатся выдвигать свои гипотезы, строить предположения. В этом процессе развиваются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость.

        Из урока видно, что данная исследовательская работа эффективна, так как она выполнима, соответствует возрастным особенностям детей, решение её полезно участникам исследования.

        Применены здоровьесберегающие технологии. В середине урока проведена физкультминутка, которая предупреждает и снимает умственное утомление.

        Большая работа ведётся по экологическому воспитанию учащихся. Дети осознают важность воздуха, необходимость его охраны. На этом этапе

используются нестандартные задачи, решая которые, дети самостоятельно,

работая в группе, находят способы защиты воздуха.

        На этапе закрепления дети применяют полученные знания на практике,

составляя «синквейн», повторяя свойства воздуха.

Для проверки усвоения знаний на уроке предложила тест.

        Анализируя результативность работы кейс-метода на уроке, можно сделать выводы:

- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию

научного мировоззрения учащихся;

- значительно расширяет кругозор школьников;

- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, самоорганизации.

        Использованные приёмы, новые технологии, применяемые на уроке, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию

любознательности, повышают активность, приносят радость, формируя у

ребёнка желание учиться.

        Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с

образовательными.

        Поставленная мною цель достигнута, планируемые задачи занятия удалось реализовать, используя современные педагогические технологии, в частности кейс-методику и ИКТ.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Через нос проходит в грудь ВОЗДУХ Отгадайте загадку: И обратный держит путь . Он невидимый, а все же Без него мы жить не можем.

Слайд 3

Задачи: изучить состав и свойства воздуха; выяснить источники загрязнения воздуха и способы охраны.

Слайд 4

Слой воздуха, окружающий нашу планету называется атмосферой .

Слайд 5

1 кейс- теоретики. Состав воздуха 2 кейс – исследователи. Свойства воздуха. 3 кейс – экологи. Охрана воздуха

Слайд 6

Письмо с просьбой о помощи . г. Челябинск Жители города Конкурс «Учитель года - 2018» Михайловой Елене Николаевне пер. Строителей, д. 5, г.п. Излучинск, Нижневартовский р-н, ХМАО-Югра 628634 454025

Слайд 7

1. Прочитайте текст. 2. Ответьте на вопросы. 3. Запишите ответы в карточку. 4. Подготовьте выступление.

Слайд 9

1. Прозрачен. 2. Бесцветен. 3. Не имеет запаха.

Слайд 10

Выясним, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении.

Слайд 11

- ВОЗДУХ ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ. - ВОЗДУХ ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ СЖИМАЕТСЯ

Слайд 13

Воздух плохо проводит тепло, но долго его сохраняет.

Слайд 15

Нижневартовская ГРЭС

Слайд 17

Тест 1. Воздух – смесь газов. 2. Воздух имеет запах. 3. Воздух цветной. 4. Чтобы воздух был чистым, нужно высаживать деревья. 5. Воздух – это жизнь.

Слайд 18

Задачи: изучить состав и свойства воздуха; выяснить источники загрязнения воздуха и способы охраны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект конкурсного урока окружающего мира

 Урок окружающего мира с использованием ИКТ был  представлен на городской конкурс методических разработок и занял 2 место...

урок окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, ее этапами, героями....

Презентация к уроку окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Данная презентация является материалом к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...

Урок окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Методическое рекомендациипо использованию проекта в учебном процессе.Урок окружающего мира в 4 классе по программе  А.А.Плешакова на тему « Отечественная война 1812 года» связан с проблемой патри...

Урок окружающего мира по теме "Времена года"

Урок окружающего мира по теме «Времена года» по программе « Планета знаний». На этом уроке дети узнают о том, как происходит смена времен года на Земле, какие изменения в природе происходят со сменой ...

Урок окружающего мира "Путешествие по временам года" 1 класс

Цель: Создать условия для уточнения представлений детей о характерных особенностях разных времен года. Задачи:- Совершенствовать навыки разговорной речи;- Обогащать словарный запас детей;- Развив...

Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Урок проведён в 4 классе УМК "Планета знаний"....