Главные вкладки

    Конкурсный урок окружающего мира на профессиональном конкурсе "Учитель года".
    план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

    Урок окружающего мира в 3 кл.

    Тема урока: «Воздух и его охрана»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_vozduh_i_ego_ohrana_mihaylova.doc122.5 КБ
    Файл samoanaliz_uroka.docx18.43 КБ
    Файл vozduh_i_ego_ohrana.rar2.8 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира в 3 кл.

    Тема урока: «Воздух и его охрана»

    Цели: Образовательные:

    •   Дать представление о воздухе, познакомить с составом и некоторыми свойствами воздуха;
    •  Расширить представление об использовании воздуха;
    • Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека;
    • Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, важнейшие меры по его защите.

    Развивающие:

    • Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах.
    • Развивать умение объективно оценивать свои знания.
    • Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
    • Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
    • Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
    • Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски. Воспитательные: 
    • Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
    • Воспитывать бережное отношение к природе.

    Задачи:

    1. Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о составе, свойствах, использовании и охране воздуха.
    2. Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
    3. Формировать познавательный интерес к окружающей природе.

    Оборудование: 

    • Учебник “Окружающий мир” 3 класс, А.А.Плешаков.
    • Мультимедийный проектор и презентация к уроку в программе Power Point.
    • Карточки для рефлексии.
    • Духи
    • Карточки с выводами
    • Карточки приложения 1,2 (по количеству учащихся)

    Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

    Ход урока:

    1. Организационный момент

    -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня я проведу с вами урок окружающего мира. Я рада встрече с вами и у меня прекрасное настроение. Я вам его дарю.

    - Покажите свое настроение смайликом.

    II. Введение в тему урока.

    - Отгадайте загадку.      

    1 слайд

    Через нос проходит в грудь

    И обратный держит путь.

    Он невидимый, и все же

    Без него мы жить не можем.

    Что это? (воздух)

    1. Сообщение темы и целей урока.  

    2 слайд

    - Как вы думаете, какова тема урока? (Воздух и его охрана)

    - Что вы хотите узнать по этой теме?

    3 слайд

    - Познакомьтесь с задачами урока.  

    IV.        Изучение нового материала.

    Подуйте на ладошки.

    Что мы ощущаем? (лёгкий ветерок- это и есть воздух)

    4 слайд

    Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Без воздуха невозможна жизнь на земле. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. 

    Чтобы справиться с поставленными задачами, поработаем с заданиями кейсов, используя различные источники информации: учебник, интернет- ресурсы, энциклопедии.

    5 слайд

    1 группа – теоретики.

    2 группа – исследователи

    3 группа- экологи

    Возьмите кейсы. Озвучьте тему кейса и цель.

    1 группа – теоретики. Вам слово.

    (Говорят дети: Тема кейса. Состав воздуха. Цель: изучить состав воздуха)

    2 группа – исследователи 

    (Говорят дети: Тема кейса. Свойства воздуха. Цель: исследовать свойства воздуха.)

    3 группа- экологи

    (Говорят дети: Тема кейса. Охрана воздуха. Цель: изучить источники загрязнения воздуха и способы его охраны.)

    Ребята, к нам пришло письмо от жителей города Челябинска, где много фабрик и заводов. Они обращаются к нам с просьбой.

    6 слайд

    (слушаем письмо)

    «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти. Что нам делать? Как быть? Помогите!!!».

    Чтобы помочь жителям города, вам необходимо решить проблему охраны воздуха, выполнив задания кейса.

    7 слайд

    Работу выполним по алгоритму.

    1. Прочитайте текст.
    2. Ответьте на вопросы.
    3. Запишите ответы в карточку.
    4. Подготовьте выступление.

    В группе работайте дружно и слушайте друг друга внимательно.

    Начинаем работу. Желаю вам успешно справиться с заданиями.

    Дети выполняют задания, учитель консультирует.

    V. Защита работы в группах

    -Группы закончили работу. Готовы к выступлению.

    1 группа. Дети выступают.

    8 слайд

    Вывод учителя: Воздух – это смесь газов. В его состав входят азот (78%), кислород (21%), углекислый газ (1%), водяные пары и другие газы. 

    2 группа Дети выступают

    9 слайд

    Вывод учителя: Воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что он прозрачный, бесцветный, не имеет запаха.

    Проблемный вопрос. (работают все вместе)

    Мы познакомились с некоторыми свойствами воздуха.

     - Давайте предположим, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

    - Проверим ваше предположение на опыте.

    10 слайд 

    Опыт 1 (показывает учитель)

    - Что происходит с воздухом?

    11 слайд

    Вывод: При нагревании воздух расширяется

      - Давайте предположим, что произойдет с воздухом, если его охладить?

    Проверим ваше предположение.

    «Опыт 2» (показывает учитель)

    Вывод: При охлаждении воздух сжимается.

    - О каких свойствах воздуха мы узнали? (прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. )

    VI.   Физкультминутка.

    12 слайд

    Давайте отдохнем.

    Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
    Выходи гулять! («зовут»)

    Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
    Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
    Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
    Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
    Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
    Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
    Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
    Самого кристального воздуха найду! («фонарик)

    13 слайд

    - Как вы считаете, почему зимой растения не замерзают под снегом?

    «Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни, растений.

    - Для чего многие звери меняют свой мех к зиме?

    Осенью белка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между   густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

    - Почему мы ставим на окна двойные рамы?

    Это происходит потому, что воздух хорошо сохраняет тепло

    Вывод: Воздух плохо проводит тепло, но долго его сохраняет.

    - Свойства мы выяснили, а какое значение имеет воздух для нас, животных и растений?

    Об этом нам расскажут экологи и дадут ответ на письмо жителей города.

    Выступление 3 группы.  Дети выступают.

    Вывод учителя: 

    14 слайд

    Чтобы воздух в городе был чистым необходимо:

    1. Высаживать деревья

    2. Убирать мусор.

    3. Устанавливать очистные установки на предприятиях.

    15 слайд

    Людям необходимо заботиться о чистоте воздуха. Снижение загрязнения атмосферы - одна из важнейших задач Нижневартовской ГРЭС. Поэтому в коллективе компании трудится группа экологов, ответственная за чистоту окружающей среды. Нижневартовская ГРЭС считается одной из самых экологически чистых электростанций.

    VII. Итог урока.

     Мы закончили исследовать воздух, узнали об источниках загрязнения и способах охраны воздуха. Сейчас мы обобщим знания о ВОЗДУХЕ, составив синквейн.

    16 слайд

    Воздух

    Чистый, прозрачный

    Дышим, расширяется, сжимается

    Воздух необходим всему живому

    Жизнь

    - Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.

    - А вы хотите проверить свои знания по теме урока?

    Предлагаю выполнить тест.

    Приготовьте сигналы.

    - Я буду называть утверждения. Если вы согласны, покажите «+», если нет «-»  

    1. Воздух – смесь газов.

    2. Воздух имеет запах.

    3. Воздух цветной.

    4. Чтобы воздух был чистым, нужно высаживать деревья.

    5. Воздух – это жизнь.

    - Молодцы! Все справились с тестом.

    VIII. Рефлексия.

    Над какой темой работали на уроке?

    Все ли задачи мы решили?

    Кому сегодня было легко, интересно? Встаньте.

    У кого остались еще вопросы? Чтобы найти ответы, обратитесь к энциклопедии.

    Мне приятно было с вами работать.

    А какое настроение у вас в конце урока? Покажите смайликом.

    Спасибо за работу на уроке.

    На память о нашей встрече я дарю вам памятку.

    17 слайд


    Карточка 1.

    1 кейс. Теоретики

    Тема кейса. Состав воздуха

    Цель: изучить состав воздуха.

    Источники: учебник с. 46, информация из интернета.

    Задание: Прочитайте текст. Рассмотрите схему в учебнике. Заполните таблицу.

    Хочу узнать

    Мы узнали, что

    1.Какие газы входят в состав воздуха?

    В состав воздуха входят ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    2. Какого газа в воздухе больше всего?

    В воздухе больше всего__________________________________________

    3. Какой газ из воздуха поглощают живые существа при дыхании?

    При дыхании живые существа поглощают________________________

    4. Какой газ выделяют живые существа при дыхании?

    А выделяют __________________________________________________

    Вывод:

    Воздух – это _________________________________________________

    5.Сколько литров кислорода необходимо человеку для дыхания на один день?

    Человеку для дыхания на один день необходимо __________литров кислорода.

     

    Карточка 2

    СИНКВЕЙН

    1 существительное

    Воздух

    2 прилагательных

    3 глагола

    Предложение из 4 слов

    1 существительное

    Информация из интернета

    Воздух – это смесь газов. В его состав входят азот, кислород, углекислый газ, водяные пары и другие газы.   При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу.

    Карточка 1

    2 кейс. Исследователи

    Тема кейса. Свойства воздуха.

    Цель: исследовать свойства воздуха.

    Источники: учебник с.46 -47.

    Задание: прочитайте текст. Рассмотрите схему в учебнике.

    Что изучаем

    Что выполняем

    Мы провели опыты и сделали выводы, что

    Опыт 1.

    Воздух прозрачен или не прозрачен.

    Сравниваем.

     Видно ли другие предметы через дверь? (да, нет)

    Видно ли другие предметы через   воздух? (да, нет)

    Через дверь______________

    другие предметы.

    Через воздух______________

    Значит воздух_________________  

    Опыт 2.

    Имеет ли воздух цвет.

    Сравниваем.

    Какого цвета комнатные растения_________  

    Какого цвета воздух_____________________

    Комнатное растение

    ____________цвета.

    Воздух______________цвета.

    Опыт 3.

    Имеет ли воздух запах.

    Сравниваем.

    1. Вдохните глубоко. Что Вы почувствовали? Пахнет чем–нибудь воздух? (да, нет)

    2. Закройте глаза. Брызните освежителем воздуха. Изменился ли запах, распространяющийся в помещении? (да, нет)

    3.Какой запах имел воздух до того, как он был насыщен разными запахами? ________

    Чистый воздух__________________запаха.

    Карточка 1

    3 кейс. Экологи

    Тема кейса. Охрана воздуха.

    Цель: Изучить источники загрязнения воздуха и способы его охраны.

    Источники: учебник с.48-49, информация из интернета.

     Задание. Прочитайте текст, информацию из интернета.

    Хочу узнать

    Мы узнали, что

    1. Что нужно человеку и другим живым существам для дыхания?

    Человеку и другим живым существам для дыхания нужен _____________________________________

    2. Перечисли источники загрязнения воздуха.

    К источникам загрязнения воздуха относятся ___________________________________________________, которые выбрасывают из своих труб______________________ ____________

    3. Чему угрожает загрязнение воздуха?

    Загрязнение воздуха угрожает________________________________

    __________________________________________________________

    4. Перечисли способы охраны чистоты воздуха.

    Для охраны чистоты воздуха на предприятиях работают____________________, которые улавливают___________

    _____________________. Учёные разработали __________________

    5. Что делается в нашей местности для охраны воздуха.

    В нашей местности ______________________________________________________________

    ______________________________________________________________

    Теоретики

    Исследователи

    Экологи

    Бесцветный

    Прозрачный

    Не имеет запаха

    При нагревании расширяется

    При охлаждении сжимается

    Плохо проводит тепло

    Долго сохраняет тепло


    На протяжении многих лет в ХМАО-Югре проводится акция «Спасти и сохранить» с целью – спасти и приумножить природные богатства нашего округа для будущих поколений. Жители высаживают тысячи новых саженцев, очищают огромные территорий от мусора.

    +

    -

    +

    -

    +

    -

    +

    -

    +

    -

    +

    -

    +

    -

    +

    -

    +

    -

    +

    -

    +

    -

    +

    -



    Предварительный просмотр:

    Самоанализ урока окружающего мира

    по теме «Воздух и его охрана»

    3 класс

            Уважаемые члены жюри! Вашему вниманию сегодня было предложено учебное занятие окружающего мира в 3 классе по теме «Воздух и его охрана», содержание которого основывалось на программе автора А.А. Плешакова.

    В основу проектирования содержания урока мною были заложены следующие принципы (основные правила):

    - Принцип развития, означающий выстраивание обучения в «зоне ближайшего развития» школьника и учет особенностей конкретного возрастного этапа.

    - Принцип поиска, предполагающий, что знания не даются в готовом виде, а выводятся в процессе решения кейсов. Во время УЗ применяла задания, содержащие проблемную ситуацию.

    - Принцип наглядности, предполагающий использование наглядных материалов, как средств, улучшающих восприятие учебного материала. Учащимся были предложены слайдовая презентация к основным этапам УЗ, карточки, опыты.

     - Принцип систематичности и последовательности, главным в котором  является логическое построение содержания учебного материала, а также обоснованная последовательность этапов УЗ.

    Учебный материал и технологии его освоения являются системой, где каждая часть переходит в другую или связана с ней (например, актуализация знаний перешла в целеполагание и изучение нового материала).

    Моей основной целью в данном УЗ, было создание условий для формирования учащимися универсальных учебных действий по теме «Воздух и его охрана» (учебно-логические умения: анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, решать проблемные вопросы, обобщать и делать выводы)

    Учащиеся включились в процесс целеполагания.

    Решалась триединая задача (образовательная, развивающая, воспитывающая):

            - познакомить учащихся в ходе исследовательской работы с составом и

    свойствами воздуха;

            - рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны.

            Организовано действие учащихся по принятию цели урока. Для этого были использованы следующие методы и приёмы: создание ситуации успеха, доверия; проблемная ситуация, которую дети пытались разрешить; частично-поисковые методы.

            На уроке реализованы следующие линии развития личности ребёнка

    средствами предмета «Окружающий мир»: овладение научной картиной мира; формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – экологическое воспитание.

            Использованы различные формы работы: исследовательская, фронтальная, индивидуальная, в малых группах.

            Применяемые формы организации познавательной деятельности обеспечивали сотрудничество между школьниками, которые способствовали включению каждого ученика в деятельность по достижению цели.

            На этапе изучения нового материала для выхода из проблемной ситуации предложено самостоятельное выполнение опытов в малых группах, в результате которых дети доказывали наличие воздуха, «открывали» свойства воздуха, опираясь при этом и на предыдущие знания. Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Дети учатся выдвигать свои гипотезы, строить предположения. В этом процессе развиваются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость.

            Из урока видно, что данная исследовательская работа эффективна, так как она выполнима, соответствует возрастным особенностям детей, решение её полезно участникам исследования.

            Применены здоровьесберегающие технологии. В середине урока проведена физкультминутка, которая предупреждает и снимает умственное утомление.

            Большая работа ведётся по экологическому воспитанию учащихся. Дети осознают важность воздуха, необходимость его охраны. На этом этапе

    используются нестандартные задачи, решая которые, дети самостоятельно,

    работая в группе, находят способы защиты воздуха.

            На этапе закрепления дети применяют полученные знания на практике,

    составляя «синквейн», повторяя свойства воздуха.

    Для проверки усвоения знаний на уроке предложила тест.

            Анализируя результативность работы кейс-метода на уроке, можно сделать выводы:

    - усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию

    научного мировоззрения учащихся;

    - значительно расширяет кругозор школьников;

    - вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, самоорганизации.

            Использованные приёмы, новые технологии, применяемые на уроке, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию

    любознательности, повышают активность, приносят радость, формируя у

    ребёнка желание учиться.

            Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с

    образовательными.

            Поставленная мною цель достигнута, планируемые задачи занятия удалось реализовать, используя современные педагогические технологии, в частности кейс-методику и ИКТ.



    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Через нос проходит в грудь ВОЗДУХ Отгадайте загадку: И обратный держит путь . Он невидимый, а все же Без него мы жить не можем.

    Слайд 3

    Задачи: изучить состав и свойства воздуха; выяснить источники загрязнения воздуха и способы охраны.

    Слайд 4

    Слой воздуха, окружающий нашу планету называется атмосферой .

    Слайд 5

    1 кейс- теоретики. Состав воздуха 2 кейс – исследователи. Свойства воздуха. 3 кейс – экологи. Охрана воздуха

    Слайд 6

    Письмо с просьбой о помощи . г. Челябинск Жители города Конкурс «Учитель года - 2018» Михайловой Елене Николаевне пер. Строителей, д. 5, г.п. Излучинск, Нижневартовский р-н, ХМАО-Югра 628634 454025

    Слайд 7

    1. Прочитайте текст. 2. Ответьте на вопросы. 3. Запишите ответы в карточку. 4. Подготовьте выступление.

    Слайд 9

    1. Прозрачен. 2. Бесцветен. 3. Не имеет запаха.

    Слайд 10

    Выясним, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении.

    Слайд 11

    - ВОЗДУХ ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ. - ВОЗДУХ ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ СЖИМАЕТСЯ

    Слайд 13

    Воздух плохо проводит тепло, но долго его сохраняет.

    Слайд 15

    Нижневартовская ГРЭС

    Слайд 17

    Тест 1. Воздух – смесь газов. 2. Воздух имеет запах. 3. Воздух цветной. 4. Чтобы воздух был чистым, нужно высаживать деревья. 5. Воздух – это жизнь.

    Слайд 18

    Задачи: изучить состав и свойства воздуха; выяснить источники загрязнения воздуха и способы охраны.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект конкурсного урока окружающего мира

     Урок окружающего мира с использованием ИКТ был  представлен на городской конкурс методических разработок и занял 2 место...

    Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру на тему: "Времена года. Осень".

    Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему: "Времена года. Осень".Внеклассное мероприятие во 2 классе.Праздник  « Осенины».Цели: 1) сформировать представление о времени года; о...

    Конспект урока окружающий мир на тему "Времена года."

    Цели:познавательные: учить детей распознавать времена года по их описанию, по отдельным признакам;учить воспринимать мир живым и одушевлённым, ощущать его красоту и беззащитность.воспитательные: воспи...

    Презентация к уроку окружающего мира на тему "Разнообразие растений" (3 класс) на школьный конкурс "Учитель года 2014"

    Презентация к уроку окружающего мира на тему "Разнообразие растений" (3 класс) на школьном конкурсе "Учитель года 2014"Данная презентация к уроку "Разнообразие растений" по УМК "Школа России" в помощь...

    Презентация к уроку окружающего мира на тему "Размножение и развитие животных" (3 класс) на городском конкурсе "Учитель года 2014"

    Презентация к уроку окружающего мира на тему "Размножение и развитие животных" (3 класс) на городском конкурсе "Учитель года 2014"Данная презентация к уроку "Размножение и развитие животных" по УМК "Ш...

    Конспект урока по "Окружающему миру" на тему "Времена года. Смена времен года" для 2 класса.

    Конспенкт урока по предмету "Окружающий мир" 2 класс УМК "Перспектива"....

    Конспект урока окружающего мира на тему «Страницы истории 1920-1930 годов» (УМК «Школа России», 4 класс)

    Цели деятельности учителя:формирование знаний об образовании новой страны - СССР;формирование представлений о жизни страны в 1920-1930 годов.Планируемые результатыПредметные:знать историю 1920-1930 го...