Открытый урок по окружающему миру по теме: "Кто такие насекомые"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Годер Анастасия Валентиновна

На уроке ребята узнают, кто такие насекомые; знакомятся с их отличительными особенностями; узнают интересные факты жизни насекомых; их способах маскировки и выживания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Кто такие насекомые»

Цель урока: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях насекомых, об их пользе и вреде; показать их многообразие и красоту.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое»;
  • создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • Развивающие:
  • развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес к окружающему миру;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;
  • воспитывать умение слушать других.

Ожидаемые результаты.

В результате проведения урока обучающиеся смогут:

Предметные образовательные результаты:

  • сравнивать части тела различных насекомых;
  • узнавать насекомых в загадках, по рисункам;
  • приводить примеры насекомых;
  • пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного к данной группе;

Оборудование: учебник «Окружающий мир» (А.А.Плешаков); мультимедийный проектор; презентация к уроку

ХОД УРОКА

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришёл? Это старик-лесовичок.

- Он принёс с собой волшебный мешочек. Давайте заглянем в него! (дети достают предметы: осенние листики, морковку, колосок, зонтик, яблоко, грибок)

- Почему он положил в мешочек именно эти предметы? Кто догадался? (т.к. сейчас время года – осень)

- Ребята, а какие изменения происходят в природе с наступлением осени?  (Оговаривается живая эта природа или нет! Показываю листик – листья опадают; показываю зонтик – часто идут дожди; стало холоднее; дни становятся короче, а ночи длиннее; птицы улетают на юг…)

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся

Это время года – осенью зовётся!

- А почему птицы улетают в тёплые края? (с наступлением холодов прячутся, исчезают насекомые, которыми они питаются).

- А куда же исчезают насекомые? Об этом нам расскажет Настя.

  • С наступлением осенних холодов часть насекомых забирается в укромные места (под кору деревьев, в ложбиночки, в щели деревьев) и засыпают там, другие зимуют в стадии личинки или куколки. Некоторые виды бабочек совершают длительные перелёты в тёплые края. 

- Давайте сейчас посмотрим и послушаем отрывок из знакомого вам произведения (включается звуковой диафильм «Муха-Цокотуха» К.И. Чуковский – слушать онлайн в исполнении К.И. Чуковского)

- Узнали? Как называется эта сказка?

- Кто был в гостях у мухи?

- А почему муха не пригласила к себе в гости Зайца, Аиста или Медведя? (она пригласила насекомых)

- Так о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (о насекомых)

- О маленьких жителях нашей планеты.

- Откройте учебники. Посмотрите на картинки. Назовите насекомых, которых вы видите на этой странице.

2. Открытие новых знаний о насекомых. Практическая работа.

- Да, в природе насекомые такие маленькие, что их трудно разглядеть. Они приспособились и умеют очень неплохо маскироваться.

- Сейчас мы проведём с вами небольшое исследование.

- Лесовичок приготовил вам маленькие шаблончики насекомых. Каких?

-Посмотрите (достаю из конвертов – бабочка жёлтого цвета, кузнечик- зелёного; жук – коричневого цвета)

- А также осенние листочки. (желтого цвета, зелёного и коричневого)

- Попробуйте, чтобы насекомые спрятались на этих осенних листочках.

- Давайте посмотрим. Получилось?

- Почему насекомым удалось спрятаться и мы их можем не заметить на ваших столах? (потому что они сели на листики такого же цвета, как и они сами)

- Вот так и в природе. Они любят сидеть на таких местах, на которых их совсем не видно.

- В природе всё продумано. Посмотрите!     СЛАЙД

- За счёт своей окраски, они прячутся, маскируются от своих врагов.

ФИЗМИНУТКА

Звучит музыка «В мире животных»

- Представьте, что стоите вы на поляне, над головой деревья шумят, под ногами трава. Вот мы шагаем аккуратно, чтоб никого не раздавить (дети высоко поднимают ноги, как- будто перешагивают) И начинаете вы становиться всё меньше и меньше (дети садятся на корточки).

 - Вот вы становитесь с кустик, с травинку, с муравья.

-Что вы видите вокруг себя? (один ряд поднимается с корточек и изображает высокие деревья-великаны, качающиеся на ветру; другой ряд – изображает травку, которая тянется к солнышку; третий ряд изображает песчинки – как большие валуны, булыжники). Садятся.

3. Работа над темой урока.

  1. - Лесовичок приготовил вам загадку.

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко,

Это ………… (божья коровка)

- Посмотрите на неё. Вот её необязательно прятаться.

- А почему? Кто знает? (она своей яркой окраской предупреждает, что связываться с ней опасно)

- А как она защищается? Знаете? Об этом нам расскажет Андрей  (заранее подготовленный ученик)

  • Оказывается, божья коровка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет едкую жидкость, которая очень резко и неприятно пахнет. Она-то и отпугивает врагов.

- А питается сама божья коровка тлёй.  СЛАЙД

- Тля-это тоже насекомое, которое поедает листья растений и наносят растениям большой вред.

 - Как вы думаете, полезное насекомое божья коровка?

б) – Ребята, что собирают в лесу летом? (грибы и ягоды) 

- Вот представляете в лесу у дерева лесную гору, а вокруг суетятся, бегают маленькие насекомые. Кто-то из них тащит иголку от ёлки, кто-то сухой листик, кто-то гусеницу.

- Как вы думаете, кто это? (муравьи)       СЛАЙД

- А что это за гора? (муравейник)

- Ребята, лесовичок-старичок хочет познакомить вас с интересным фактом…

- Оказывается, многие птицы (дрозд, кукушка) прыгают на муравейник, разгребают лапками его верхушку и садятся на него, вытянув в стороны крылья.

- Муравьи заползают им под крылья и быстро вычищают всё, что там скопилось, а заодно и опрыскивает тело птицы остро-пахнущей кислотой.

- Как вы думаете, полезное насекомое муравей? (да, очищает лес, растения от гусениц, разносит по лесу семена)

ФИЗМИНУТКА (песня «Нёс однажды муравей» - движения под слова песни)

в) Ребята, а кто нашей Мухе-Цокотухе  мёду приносил? (бабушка пчела)

- Посмотрите.            СЛАЙД

- Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? (защита)

- Своей окраской говорит «Не подходи! Ужалю!

- А полезное насекомое пчела? (опыляет цветы, собирает нектар)

- А что даёт человеку? ( лечебный мёд, воск)

г) – Ребята, а кто ещё был у нашей именинницы в гостях? (бабочка-красавица)       СЛАЙД

- Интересный факт. Послушайте! (подготовленный ученик)

  • Крыло бабочки всё покрыто маленькими чешуйками, которые очень важны для бабочек. Если даже некоторые чешуйки будут стёрты, бабочка не сможет летать и погибнет.

- У бабочки длинный хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Она также опыляет цветы.  Это что, польза или вред? (Это польза).

- Но, бабочка приносит и вред! Какой, кто знает? (она откладывает яйца на капусту, а из яиц появляются гусеницы, которые очень прожорливые и поедают листья).

д) – Послушайте загадку:

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит

Сядет и укусит.      (комар)       СЛАЙД

- Кусали вас комары? Да. Его укусы чешутся, долго зудят.

- Давайте проведём небольшой опыт (учитель показывает: пустым шприцом всасывает из прозрачного стакана воду, окрашенную в красный цвет)

- Вот так своим хоботком комар всасывает кровь.

- Но есть, ребята опасные комары. Кто знает, как они называются? (малярийные комары)

- Они и являются разносчиками опасной болезни - малярии.

Поэтому надо применять меры – мазаться специальными мазями от укусов.

4. Работа в группах.

- Ребята, у вас на партах коробочки с насекомыми. Давайте их рассмотрим и сравним.

- Чем они все похожи? (есть голова, грудка, брюшко, усики, шесть ножек)

- Давайте рассмотрим брюшко насекомых.

- Что заметили? (на нём полосочки)

- Это насечки. Вот почему насекомых так назвали!

- Послушаем Веронику.

  • Учёные считают, что пауки – не насекомые. Это совершенно другой вид живых существ -паукообразные. У паука 8 ног, нет усиков и крыльев

 5. Подведение итогов.

- Как много мы сегодня услышали и узнали.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие интересные факты вы запомнили?

- Почему насекомых так называют?

Проведение игры

- Если называю полезных насекомых – встаём, если вредных – сидим.

Божья коровка, комар, бабочка-капустница, муравей, муха, шмель.

- Давайте поблагодарим ЛЕСОВИЧКА и попросим снова нас сделать большими.

Раскрашивание насекомых по рядам. Выставка лучших работ.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытй урок по окружающему миру на тему "Кто такие насекомые?"

Открытй урок по окружающему миру на тему "Кто такие насекомые?" Программа "Школа России" к учебнику А.А.Плешаков "Окружающий мир"...

Самоанализ открытого урока по окружающему миру на тему "Кто такие рыбы?" Школа России.

Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Кто? Что?»...

открытый урок по окружающему миру по теме "Что такое почва"

Урок по окружающему миру построен как урок изучения и первичного применения новых знаний.Для развития познавательных интересов и творческой активности на уроке учитель применяет активные методы ...

конспект урока по окружающему миру по теме "Кто такие насекомые?"

Данный конспект урока составлен для 1 класса по теме "Кто такие насекомые?"...

Проект урока окружающего мира по теме: "Кто такие насекомые?". 1 класс

Как научить младших школьников учиться? Как проектировать урок, формирующий универсальные умения?...

Конспект урока окружающего мира по теме «Кто такие насекомые»

Цели:Познавательные-формирование первичного понятия «насекомые» как группа животных;-формирование представлений об отличительных признаках насекомых от других групп животных.-расширение представлений ...

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Кто такие насекомые?"

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Кто такие насекомые?" 1 класс...