Проект урока окружающего мира по теме: "Кто такие насекомые?". 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Бацына Наталья Владимировна

 

Как научить младших школьников учиться? Как проектировать урок, формирующий универсальные умения? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Класс: 1

УМК системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, автор Е.В.Чудинова

Предметная линия: материальный объект как система признаков и свойств

Тема: Кто такие насекомые?

Цель - найти (установить) способ определения насекомых среди других живых существ.

Задачи:

- формирование умения проводить простые наблюдения за объектом по плану, описывать (называть признаки) объект в знаковой модели;

- формирование универсальных умений.

ПРОЕКТ УРОКА

Этапы

урока

Содержание урока

Формируемые

универсальные умения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Форма

работы

Ситуация успеха

Демонстрация детьми владения «старым» способом (см. Приложение 1)

Организует работу учащихся

Выполняют задания, требующие демонстрации овладения «старым» способом

индивидуальная или коллективная

Самооценка

Оценка детьми степени своего овладения «старым» способом

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Организует работу учащихся

Оценивают свои действия, требующие владения «старым» способом

индивидуальная или коллективная

Создание ситуации интеллектуального разрыва

1. Учащимся предлагается выполнить задание: (см. Приложение 2)

- определить, сколько насекомых среди данных на рисунке существ (паук, бабочка, сороконожка, жук, стрекоза);

- оценить свою работу с помощью волшебной линеечки по заранее оговоренному критерию: могу ли я отличать насекомых от других существ.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

(оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и того, что еще подлежит усвоению)

- инициирует учащихся на выполнение задания;

- инструктирует детей

- воспринимают инструкцию по выполнению задания;

-  выполняют задание (указывают количество насекомых);

- оценивают свою работу

индивидуальная

2. Обсуждение результатов работы происходит через соотнесение собственного ответа с ответом другого ученика.

Ситуация: ученики 1-го «Мы» класса  выполняли такое же задание. Петя определил, что все изображенные существа являются насекомыми. Маша определила, что на рисунке 3 насекомых, остальные существа к насекомым не относятся.

С кем из ребят ты согласен? Предложи свое решение.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

- осуществление продуктивного взаимодействия с другими участниками учебного диалога;

- учет позиции других людей;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

организует учебный диалог, делая акцент на разные мнения учащихся

- соотносят свое решение с предложенными ответами детей;

- обосновывают свое согласие или несогласие;

- обсуждают результаты выполнения задания

общеклассное обсуждение

Постановка учебной задачи

В результате столкновений мнений учащиеся формулируют устно и фиксируют письменно или в знаковой форме возникшую проблему. Ставится учебная задача: найти способ  определения насекомых среди других существ.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Использование знаково-символических средств представления информации.

(целеполагание - умение указать, каких знаний и умений не хватает для успешного решения задачи)

- организует учебный диалог;

- помогает учащимся сформулировать и зафиксировать проблему

участвуют в:

- формулировке недостающего умения;

- фиксации вопроса «Как научиться отличать насекомое от других существ?»

общеклассное обсуждение

Решение учебной задачи

1. Выбор способа получения необходимой информации: наблюдение.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Использование различных способов  поиска

(определение способов получения информации: чтение, спрашивание и наблюдение)

организует учебный диалог

Участвуют в обсуждении выбора способа получения необходимой информации

общеклассное обсуждение

2. Определение плана наблюдения: составление схемы наблюдения по алгоритму.

  1. определение объекта наблюдения;
  2. выделение существенных признаков наблюдаемого объекта и фиксация в знаковой форме (см. Приложение 3)

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

планирование – составление плана действия

 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

- организует учебный диалог;

- осуществляет руководство в составлении схемы наблюдения

Участвуют в составлении схемы наблюдения, фиксируют в знаковой форме

общеклассное обсуждение

3. Организация работы в группах с целью - классификации объектов наблюдения по одному из признаков: количество лапок.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

- осуществление продуктивного взаимодействия с другими участниками учебного диалога;

- учет позиции других людей;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение презентовать свои достижения

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

организует групповое взаимодействие учащихся

Классифицируют объекты по выбранному признаку

групповая

4. Обсуждение результатов работы: выделение групп существ:

-  с 6-тью лапками;

- более чем 6 лапок;

- нет лапок

- организует учебный диалог

Презентируют результат работы своей группы

5. Обращение к способу получения информации: чтение текстов учебника, справочника.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Использование различных способов  поиска

Организует работу учащихся с источниками информации

Читают информацию в учебнике

6. Фиксация полученного ответа (способа) в знаковой или другой удобной форме.

Рефлексия.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Использование знаково-символических средств представления информации.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Осуществляет руководство в фиксации найденного способа

Фиксируют способ определения насекомых и их место в мире животных

Контроль и оценка собственных действий

Предлагается вернуться к выполнению 1-го задания  и применить полученный способ для определения насекомых среди существ и оценить свои действия:

- с помощью эталона;

- с помощью сравнения результатов работы с соседом.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

КОММУНИКАТИВНЫЕ  

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

 

Организует работу учащихся с эталоном

Возвращаются к выполнению 1-го задания и оценивают свои действия

индивидуальная или парная


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»

Цель:  Сформировать понятие «экономика».Задачи.Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»;-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;- сформировать умение видеть взаимоо...

Урок окружающего мира по теме: "Что такое снег и лёд" 2 класс

Проведённый урок составлен с требованием ФГОС, с использованием интерактивной доски....

Урок окружающего мира по теме "Кто такие рыбы?"1 класс.

Данный урок изучается в разделе «Разнообразие и красота животных». На данном уроке дети  познакомились с разнообразием  рыб, изучили новые понятия.На данном уроке учащиеся самостоятельно учи...

Урок окружающего мира по теме "Что такое почва?" 3 класс

Тип урока: обучение новым знаниям на основе системно-деятельностного метода.Вид занятия: урок с использованием практической деятельности.Метапредметная тема: постановка проблемы.Используемые технологи...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Урок-проект по окружающему миру по теме: «Кто такие звери?»

Урок-проект по окружающему миру по теме: «Кто такие звери?»...