Программа дополнительного образования "Моя малая Родина"
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

 Светлана Алексеевна Козлова

 

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

 

Цели и задачи:

Цель: Заложить основы активной гражданской позиции младших школьников  путем привлечения их к краеведческой работе.

Задачи:

  • Научить первичным навыкам проектно – исследовательской работе на основе краеведческого материала.
  • Сформировать мотивацию  к изучению истории и природы родного села.
  • Изучение истории и природы своего родного села.
  • Воспитывать любовь к своей малой Родине,
  • Воспитывать культуру общения.
  • Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
  • Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  • Развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся.
  • Познакомить с историческим прошлым и настоящим Москвы;
  • Воспитывать гордость за свой город, район, за высокое звание – москвич;
  • воспитывать патриотические чувства, любовь к своему району и городу;
  • повышать общую культуру и эрудицию школьников;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_malaya_rodina_4_goda_-_kopiya.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Моя малая Родина»

                                               

   Составитель:

 педагог дополнительного образования

Козлова С.А.

Возраст детей: 7 – 11  лет

Срок реализации: 4 года

Уровень:  I ступень - ознакомительный

               

Москва,   2016 г.

                                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность программы

Социально-педагогическая.

Актуальность и педагогическая целесообразность

«Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

Цели и задачи:

Цель: Заложить основы активной гражданской позиции младших школьников  путем привлечения их к краеведческой работе.

Задачи:

  • Научить первичным навыкам проектно – исследовательской работе на основе краеведческого материала.
  • Сформировать мотивацию  к изучению истории и природы родного села.
  • Изучение истории и природы своего родного села.
  • Воспитывать любовь к своей малой Родине,
  • Воспитывать культуру общения.
  • Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
  • Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  • Развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся.
  • Познакомить с историческим прошлым и настоящим Москвы;
  • Воспитывать гордость за свой город, район, за высокое звание – москвич;
  • воспитывать патриотические чувства, любовь к своему району и городу;
  • повышать общую культуру и эрудицию школьников;

Возраст детей: 7 - 11 лет

Срок реализации программы: 4 года

Формы и режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 мин в группах от 8 до 15 человек  в год 38 часов.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:

  • Игры
  • дидактический и раздаточный материал
  • физкультминутки
  • рифмовки
  • ребусы
  • кроссворды

Формы работы:

  • беседы,
  • самостоятельная работа,
  • работа по карточкам
  • работа в группах, в парах самостоятельно и совместно с педагогом
  • выставки,
  • конкурсы.

        Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.

        Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.

Учебно-тематический план.

Разделы, темы

Всего часов:

Теория

Практика

Раздел 1.    Природа моего поселка

38

24

14

Раздел 2. Род, семья и я

21

15

6

Раздел 3.  Мой поселок: прошлое, настоящее, будущее

17

7

10

Раздел 4. «Москва - наш город».

38

20

18

Раздел 5. «О чём рассказали названия московских улиц».

38

20

18

Итого:114

152

86

66

Содержание программы

Раздел 1. Природа моего поселка  (38 часов)

1. Вводное занятие.

Цели, задачи и содержание курса «Моя малая Родина». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятие «родной край», краеведение, экология.

2. Растительный мир.

Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своего края. Лекарственные растения.

3. Животный мир.

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые своего поселка.

Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб.

Птицы. Птицы своего края. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?

Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своего села. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека.

        4. Красная книга нашего поселка.

        Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги поселка.

Раздел 2. Род, семья и я (21 час)

1. Вводное занятие.

 Понятия «род», «семья», «родословная».

2. Моя Родословная.

Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора  и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность.

Составление генеалогического древа.

Составление семейного альбома, устное описание родственников.

 Выделение общих моментов в родословных различных семей.

 Презентация результатов проекта.

3. Семейные традиции.

Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в селе до сих пор с целью их обогащения.

4.Семейные реликвии.

Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.

5. Роль семьи в истории края.

 Изучение истории своей семьи в истории развития края.

 6.Итоговое занятие.

Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села».

Раздел 3. Мой поселок: прошлое, настоящее, будущее. (17 часов)

История образования села, происхождение названия. Первые жители и строители поселка. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. Умельцы нашего поселка.

Разделы 4, 5  строится по следующим блокам:

В I блоке «Средневековая Москва»   учащиеся узнают как выглядела средневековая Москва, быт и нравы древних жителей города, как выглядели и чем питались средневековые москвичи, как и чему учились юные москвичи и так далее. Для закрепления пройденного материала при изучении тем данного блока рекомендуются пешеходная экскурсия по Красной площади и Александровскому саду с посещением Могилы Неизвестного солдата, а также тематическая экскурсия «Жили-были москвичи» в музей Истории Москвы.

Во II блоке «Радиально-кольцевая планировка улиц Москвы» дается общее представление о том, как на протяжении веков рос город и менялся его облик. Здесь учащимся даются понятия о топонимике и гидронимике, «кольцах» и «радиусах» Москвы, включены дополнительные материалы по Камер-коллежскому валу, который служил таможенной границе Москвы, здесь большое внимание уделяется работе с картами и схемами, которые вклеиваются в тетрадь. Для закрепления пройденного материала рекомендуется проведение учителем автобусного методического занятия-экскурсии на маршруте по теме «Радиально-кольцевая планировка» с остановками на всех «кольцах» города.

В III блоке «Кольца Москвы» идет более детальное изучение «колец» Москвы по историко-хронологическому признаку. Этот блок разделен на три раздела: Кремль, Китай-город и Белый город. При  изучении памятников центральных районов города используется система вопросов так называемого экскурсионного анализа, отвечая на эти вопросы необходимо не только отобрать из большого объема информации четкие лаконичные сведения, но и запомнит облик самого объекта, никогда не путая его с другими. Здесь также ведется работа со схемами, которые вклеиваются в тетрадь, на схемах учащиеся отмечают не только изучаемые улицы, но и памятники районов. Изучение улицы или района города условно состоит из трех частей:

-  история и топонимика, наиболее известные события;

- наиболее значительные историко-архитектурные и культурные памятники, как сохранившиеся, так и исчезнувшие;

- наиболее известные лица и исторические деятели, когда-либо проживавшие в этой местности;

Методически изучение IV блока «Радиусы Москвы» отличие идет по территориальному признаку. Здесь берутся радиальные улицы Москвы от «Золотого» полукольца площадей вокруг центра города до Бульварного кольца. Также изучается история и топонимика улицы или района, памятники архитектуры и скульптуры, работа идет параллельно с изучением карт и схем районов. При изучении III и IV блоков большое внимание уделяется литературным и театральным местам Москвы, а также музеям центральной части города. В качестве закрепления пройденного материала также рекомендуются ученические и профессиональные пешеходные экскурсии: по улицам Волхонке и Воздвиженке, Большой Никитской и Тверской, Петровке и Неглинной и другим.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

        К концу  1- 2  года  обучения обучающиеся должны достичь первый уровень результатов. Они должны приобрести социальные знания, иметь представление об основных явлениях социальной реальности и повседневной жизни в соответствии с задачами программы:

Знать:

1.Историю своей семьи,

2. Традиции своей семьи,

3. Реликвии своей семьи,

4. Роль семьи в истории поселка.

5. Историю своего поселка.

6.Вклад односельчан в историю страны.

7. Экологические проблемы.

Уметь:

  1. Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи,
  2. Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми.

После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся должны знать:

  • исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;
  • топонимику и историю центральных улиц и районов города;
  • быт и нравы жителей древней Москвы;
  • имена и биографии знаменитых москвичей;
  • «адреса» известных жителей города;
  • «литературную и театральную» Москву;
  • «военную историю» Москвы;
  • правила поведения и безопасности в городе;

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в городе;
  • работать с картой Москвы;
  • выбирать наиболее оптимальный вариант;
  • отбирать материал, обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала;
  • логически и правильно излагать усвоенный материал;
  • использовать навыки исследовательской работы;
  • работать с цифрами и датами;
  • делать сжатые деловые записи;
  • отличать архитектурные памятники один от другого;
  • рассказать о своем городе, провести своеобразную экскурсию по Кремлю, Китай-городу, белому городу,
  • пользоваться приемами реконструкции событий при рассказе о городе:
  • давать словесное описание объектов;
  • наблюдать и мыслить образами, сохранять их в памяти;
  • уметь составлять зрительный ряд;
  • работать в коллективе;

Проводится:

Начальный контроль (сентябрь)

Текущий контроль (в течение года)

Итоговый контроль (май)

Формы подведения итогов.

Анкетирование и тестирование учащихся.

Критерии оценки.

-соответствие уровня теоретических и практических знаний программным требованиям

- культура организации своей деятельности

- культура поведения

- широта кругозора

                                        Методическое обеспечение

Принципы организации деятельности:

  • гуманизации
  • личностно-ориентированный подход
  • научность
  • доступность
  • дифференцированный подход
  • практическая направленность.

Формы организации деятельности:

  • групповые
  • коллективные
  • индивидуальные.

Формы занятий:

  • игра
  • экскурсия
  • беседа
  • практическая работа
  • творческая работа
  • викторина
  • проект

Условия реализации программы

  • возможность копирования раздаточных материалов;
  • цветные карандаши, чертежные инструменты, калькулятор, картон, цветная бумага, клей и другие инструменты;
  • наличие дидактических материалов для индивидуальных занятий;

Список литературы для педагога.

  1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
  2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
  3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г
  4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
  5. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
  6. В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.
  7. В.Блохина. Литературные игры и занятия.— Горький, 1960г.
  8. Б.Болховитинов Твое свободное время.— М, 1975.
  9. В. Володченков Выходи играть во двор.— М.,1989 г.
  10. О.С Газман  В школу с игрой, М., Просвещение, 1991.
  11. В.   И.   Даль    Пословицы   русского   народа,-—М,   1957.
  12. Т., Кедрина .  Большая книга игр и развлечений.—М., 1992г
  13.  М. Литвинова Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателей детского сада.— М, 1986.
  14. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым,—М.,1990.
  15. Тридцать три пирога. Игры, считалки, скороговорки,//Собрал и обработал М. Булатов.— М., 1962.
  16. В.Д. Осиповский  Родная старина. - Современник, 1999.
  17.  Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 1993.

Список литературы для обучающихся и родителей.

  1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
  2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
  3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г
  4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
  5. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
  6. В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.

Календарно-тематический план 1 класс

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Что такое краеведение?

1

2.

Экскурсия «Приметы осени».

2

3.

Мир растений нашего края.

2

4.

Культурные и дикорастущие растения поселка.

2

5.

Что растет на подоконнике?

2

6.

«Аптека» на моем огороде. Конкурс рисунков.

2

7.

Экскурсия «Здравствуй, зимушка – зима».

2

8.

Насекомые моего края.

2

9.

Обитатели реки Пахра.

2

10.

Зимующие птицы моего края.

2

11.

Перелетные птицы края.

2

12.

Экскурсия «Приметы весны».

2

13.

Животные моего края.

2

14.

Роль человека в жизни животных.

2

15.

Красная книга России.

2

16.

Составление Красной книги поселка.

2

17.

Экскурсия «Здравствуй, лето».

2

18.

Проект «Природа моего края». Создание книжки-малышки.

4

19.

Обобщение по разделу. Выставка детских работ.

1

Календарно-тематический план 2  класс

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Вводное занятие.

1

2.

Что такое семья? Конкурс рисунков.

2

3.

Семья глазами  ребенка. Сочинение «Моя семья».

2

4.

Моё имя.

1

5.

Моё отчество.

1

6.

Моя фамилия.

1

7.

Мои мама и папа.

1

8.

Мои бабушки и дедушки.

1

9.

Исследование старых фотографий и их анализ.

2

10.

Традиции моей семьи.

2

11.

Реликвии моей семьи.

2

12.

Вклад моей семьи в историю и развитие края.

2

13.

Генеалогическое  древо семьи.

2

14.

Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села».

1

15.

История создания моей школы.

1

16.

Школьная символика. Традиции школы.

1

17.

История моего посёлка.

1

18.

Я -  житель Ерино. Мой адрес.

1

19.

О чем шепчут названия улиц. Конкурс рисунков.

1

20.

След Великой Отечественной войны в нашем крае.

2

21.

Экскурсия в школьный музей.

2

22.

Экскурсия в санаторий «Ерино».

2

23.

Экскурсия «Прогулка к Прасковье Пятницкой».

2

24.

Создание лэпбука  «Мой поселок»

3

25.

Защита проекта «Мой поселок».

1

Календарно-тематический план 3 класс

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Большая Москва.

2

2.

Кто основал Москву?

2

3.

Как Москва стала Москвой.

2

4.

Родословная москвичей.

2

5.

Как Москва стала столицей.

2

6.

Герб и флаг Москвы.

2

7.

Главная площадь Москвы.

2

8.

У стен Кремля.

2

9.

«Прогулка по Кремлю».

2

10.

Мемориал в Александровском саду.

2

11.

Московская  архитектура.

3

12.

Городская природа.

2

13.

Московский зоопарк.

2

14.

Реки Москвы.

3

15

Московские музеи и театры.

3

16

Государственный Исторический музей.

2

17

Проект «История Москвы»

2

18

Обобщающий урок по курсу «Москва - наш город».

1

Календарно-тематический план на 4 класс

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

1.

В лесном краю московском.

1

2.

Москва деревянная.

1

3.

Прогулка по древней Москве.

1

4.

Московские сады.

2

5.

Ботанический сад.

1

6.

Как выглядели москвичи в старину.

2

7.

Как жили москвичи в древности.

2

8.

Как жили русские цари-государи.

1

9.

Праздники, забавы, игры и игрушки москвичей в далёком прошлом.

2

10.

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

1

11.

Как встречали гостей на Руси.

1

12.

Обобщающий урок по курсу «Путешествие в прошлое Москвы».

1

13.

План Москвы.

3

14.

Московские кольца.

2

15

Викторина «Московские кольца».

1

16

Как появились московские улицы.

1

17

Город мастеров.

2

18

Природа Москвы на плане города.

2

19

Национальный природный парк «Лосиный остров».

2

20

Недаром помнит вся Россия.

2

21

В грозные годы.

3

22

Проект Имена знаменитых людей в названиях улиц Москвы.

3

23

Обобщающий урок по курсу «О чём рассказали названия московских улиц».

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка " Моя малая родина"

Программа кружка рассчитана на учащихся 1-4 классов ОУ. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллектитвно- творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний ...

программа кружка " Моя малая родина" для 3 ,4 класса

Предлагаемая программа кружка   «Моя  мала  родина»   ставит  перед  собой  такие  цели:·        создать  усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Моя малая Родина"

Программа "Моя малая Родина"расчитана на 7-11 лет, дополнена возможностью реализации принципа разноуровневости, который позволяет получать дополнительное образование всем детям независимо от...

Программа кружка "Моя малая родина"

Программа кружка "Моя малая родина" 3 класс...

Рабочая программа "Язык моей малой Родины"

Аннотацияк программе по внеурочной деятельности курса «Язык моей малой Родины»Программа по внеурочной деятельности курса «Язык моей малой Родины» рассмотрена на заседании КНМЦ ...

Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «ПО МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ»

Дополнительная   общеразвивающая программа  туристско-краеведческой направленности   «ПО МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ» рассчитана на возраст обучающихся 7-11 лет. Срок реализ...