Рабочая программа "Язык моей малой Родины"
рабочая программа

Кокова Елена Андреевна

Аннотация

к программе по внеурочной деятельности

курса «Язык моей малой Родины»

Программа по внеурочной деятельности курса «Язык моей малой Родины» рассмотрена на заседании КНМЦ МБОУ «Гимназия».

Направление: общеинтеллектуальное.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (7-11 лет)

Срок реализации: 4 года.

Программа курса внеурочной деятельности содержит:

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  3. Тематическое планирование.

 

Цель: формировать представление о хакасском языке как государственном языке  Республики Хакасия, формировать умение общаться на хакасском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме, развивать личность ребенка, его речевые способности, внимание, мышление, память, воображение, мотивацию к дальнейшему овладению хакасским языком.

Задачи программы:

  • обучать алфавиту хакасского языка, основным буквосочетаниям, звукобуквенным соответствиям, основным правилам чтения.
  • обучать правильно, произносить звуки хакасского языка, в том числе долгих и кратких гласных;
  • обучать ударению и членению предложений на смысловые группы;
  • дать начальное представление о способах словообразования (аффиксация), о заимствованных из других языков словах.

Формы:

  • игровая деятельность;
  • беседы;
  • экскурсии;
  • проекты;
  • виртуальные прогулки.

 Содержание программы  курса «Язык моей малой Родины» направлено на  развитие и воспи­тание коммуникативной культуры школьников, расширения и обогащения их коммуникативного и жизненного опыта в новом контексте общения, расширения кругозора учащихся.

Программа предусматривает достижение 3  уровней  результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

Предполагает приобретение знаний о специфике хакасского алфавита; об основных нормах произношения звуков хакасского языка.

Результат выражается в соблюдении обучающимися орфоэпических норм при чтении, говорении при разработке проектов, организации коллективной творческой деятельности; в способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Формируется мотивация к использованию знаний через внеурочную деятельность.

Предполагает овладение первичными навыками – чтения, письма, грамматики, слушания и говорения на хакасском языке: высказывать мнения, обобщать,  обсуждать; развитие ценностных отношений школьника к хакасскому языку.

Результат выражается в  заинтересованности деятельностью,  активностью мышления, идей, проектов.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Владение хакасским языком на уровне носителя языка. Проявляется в применении полученных знаний,  умений аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

Итоги реализации программы будут представлены через презентации проектов, участие в конкурсах рисунков, выставках, викторинах, составление буклетов. Получение опыта самостоятельного общения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_yazyk_moey_m.r._1.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ефремкинская СШ № 8

РАССМОТРЕНО

                                 УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического

объединения учителей начальных классов                       приказом директора МБОУ

протокол № 1  от 28.08.2020                                                                               «Ефремкинская СШ №8»  

                                                                                                                       №  110 от 31.08.2020

Рабочая программа  

курса «Язык моей малой Родины»

для 1-4 классов

Составитель:

учитель начальных классов

Кокова Елена Андреевна

С. Ефремкино, 2020

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

1. Планируемые результаты освоения курса «Язык моей малой родины»

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом;
  • учиться работать по плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Предметные результаты:

  • Знать алфавит, буквы, звуки хакасского языка;
  • Знать основные правила чтения и орфографии хакасского языка;
  • Знать особенности интонации основных типов предложений;
  • Называть название республики, ее столицы;
  • Знать имена известных людей Республики Хакасия (поэтов, писателей, композиторов, спортсменов и т.д.); основные литературные жанры хакасского народа (тахпахтар, сарыннар, чоохтар, нымахтар);
  • Понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность; время звучания текста для аудирования составляет 1 минуту;
  • Участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомства, поздравления, благодарность, приветствие);
  • Расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы («кем?», «ниме?», «хайда?», «хачан?») и отвечать на них, используя 4-5 реплик с каждой стороны (использование структуры полного предложения);
  • Кратко рассказывать о себе, своей семье, друге, любимом животном, используя 6-7 фраз;
  • Составлять небольшие описания предметов, картинки (о природе, школе, домашних животных и зверях) по образцу;
  • Читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на хакасском языковом материале;
  • Читать  «про себя», понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем.

В результате освоения программы ученики достигнут следующих уровней результатов:

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

  Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

   Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

1 класс

Содержание

Формы

Виды деятельности

ВСТРЕЧАЙТЕ НАС!

 Вводное занятие.

Знакомство.

Рассказ о себе.

Фронтальная

Групповая (парная)

анализировать информацию, представленную на рисунке;

контролировать правильность постановки ударения в словах;

осуществлять взаимный контроль, самоконтроль и оказывать помощь друг другу в сотрудничестве

самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении.

МОЯ СЕМЬЯ

Мои родители.

Братья и сестры.

Традиции моей семьи.

Групповая, индивидуальная,

проект

ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА

Части тела.

Туловище и голова.

Беседа. Групповая работа.

ОДЕЖДА

Верхняя одежда.

Национальная одежда хакасов. Орнамент в одежде.

Игры. Работа в парах.

МЕСТОЖИТЕЛЬСТВО

Моя республика, город. Жилища хакасов.

Мой домашний адрес.

Игры-путешествия

ПРИРОДА ХАКАСИИ

Животные.

Звери.

Птицы.

Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов

ИГРУШКИ

Моя любимая игрушка.

Игрушки – обереги.

Беседа.

Групповая работа

МОИ ДРУЗЬЯ

Лучший друг.

Интересы моих друзей.

Игры. Инсценирование

ВРЕМЕНА ГОДА

Осень. Зима. Весна. Лето.

Режим дня.

Игры. Инсценирование

МОИ УВЛЕЧЕНИЯ

Коллекции.

Хобби.

Игры.

Работа в парах.

ОТДЫХ

Выходной день. Национальные хакасские игры.

Активный отдых.

Игры.

Работа в парах.

МОЯ ШКОЛА

Мой класс.

Одноклассники.

Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов

ХАКАСИЯ – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА.

Моя республика. Города Хакасии.

Беседа.

Групповая работа

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Групповой проект

2 класс

Содержание

Формы

Виды деятельности

МОЯ СЕМЬЯ

Приветствие.

Я и моя семья

Семейный фотоальбом.

Отдых с семьей.

Игры моей семьи.

Фронтальная

Групповая (парная), проекты.

анализировать информацию, представленную на рисунке;

контролировать правильность постановки ударения в словах;

осуществлять взаимный контроль, самоконтроль и оказывать помощь друг другу в сотрудничестве;

самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении.

КРАСНАЯ КНИГА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ Мои любимые животные. Растения.

Беседа. Групповая работа. Проект.

МЕСТОЖИТЕЛЬСТО

Моя малая Родина.

Улицы города Абакана.

Игры-путешествия,

Игры. Работа в парах.

ПРАЗДНИКИ

Национальные праздники хакасов.

Проект.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ Разучивание национальных игр. Настольная игра хакасов «Хазых».

Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов

МОИ ДРУЗЬЯ

Мой лучший друг.

Беседа. Групповая работа. Индивидуальный проект.

ВРЕМЕНА ГОДА

Сезонные изменения.

Погода.

Игры. Инсценирование

ОТДЫХ

Мои увлечения.

Моё хобби.

Выходной день.

Традиции выходного дня.

Гостеприимство хакасов.

В гости к бабушке.

Игры.

Работа в парах.

МОЯ ШКОЛА

Мой класс.

Одноклассники.

Школьные традиции.

Мой любимый урок.

Игры.

Работа в парах.

ХАКАСИЯ НА КАРТЕ РОССИИ

Районы республики.

Карта республики.

Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов.

ДЕТСКИЕ ХАКАССКИЕ ПИСАТЕЛИ

Литературные персонажи популярных детских книг. Хакасские сказки.

Беседа.

Групповая работа.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Групповой проект.

3 класс

Содержание

Формы

Виды деятельности

МОЯ СЕМЬЯ

Мои родственники.

Мои бабушки и дедушки. Профессии моей семьи.

Фронтальная

Групповая (парная)

наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;  

оценивать уместность использования слов в тексте;

соблюдать нормы хакасского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

самостоятельно находить при сомнении в правильности

словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю;

проектная деятельность;

творческие работы;

самостоятельная работа.

ОДЕЖДА

Национальная одежда народов, проживающих на территории республики Хакасия.

Праздничная одежда.

Групповая,

проект

МОИ ДРУЗЬЯ

Портрет моего друга.

Подарок другу.

Беседа. Групповая работа. Проект.

ЖИВОТНЫЕ

Любимый зверек.

Домашний питомец.

Игры-путешествия,

Игры. Работа в парах.

МЕСТОЖИТЕЛЬСТВО

Мой дом.

Проект.

ПРАЗДНИКИ

Знакомство с национальными праздниками.

Хакасские обряды и традиции.

Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов Беседа. Групповая работа

ВРЕМЕНА ГОДА

Погода. Лето. Осень. Зима. Весна.

Беседа. Групповая работа. Индивидуальный проект.

МОЯ ШКОЛА

Школьная жизнь.

Режим дня.

Урок.

Игры на перемене.

В библиотеке.

История школы.

Школьные праздники. Традиции школы.

Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов Игры. Инсценирование.

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА!

Села, города, районы республики.

У истоков создания городов Хакасии.

Игры. Инсценирование

ДЕТСКИЕ ХАКАССКИЕ ПИСАТЕЛИ

Литературные персонажи. Герои сказок.

Национальные герои.

Игры. Работа в парах. Групповой проект

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Игры. Работа в парах.

4 класс

Содержание

Формы

Виды деятельности

МОЯ СЕМЬЯ

Мое родословное древо. История моей семьи. Генеалогическое древо.

Фронтальная

Индивидуальная работа.

наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;  

оценивать уместность использования слов в тексте;

соблюдать нормы хакасского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

самостоятельно находить при сомнении в правильности

словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

ЖИВОТНЫЕ

Дикие и домашние животные, Уход за животными.

Групповая,

проект.

ПРАЗДНИКИ

Народные праздники.

«Тун Пайрам».

«Чыл пазы».

Беседа. Групповая работа. Проект.

ИГРЫ

Игры и состязания.

Курес.

Игры-путешествия,

Игры. Работа в парах.

МОИ ДРУЗЬЯ

Письмо другу.

Рассказ о друге.

Пословицы о друзьях.

Проект.

ВРЕМЕНА ГОДА

Погода.

Сезонные наблюдения. Народные приметы.

О здоровье.

Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов Беседа. Групповая работа

МОЯ ШКОЛА

Мой учитель.

Традиции школы.

Мой любимый урок.

Школьные конкурсы.

Подарок школе.

Беседа. Групповая работа. Групповой проект.

АБАКАН – СЕРДЦЕ ХАКАСИИ

Прогулка по городу и селу. Окрестности моего города. Достопримечательности города.

Экскурсия по городу.

Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов

Игры. Инсценирование

ХАКАССКИЕ ПИСАТЕЛИ

Литературные персонажи. Авторские и народные персонажи.

Иллюстрации к народным произведениям.

Театр.

Игры. Инсценирование. Экскурсия в театр.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Игры. Работа в парах. Групповой проект

3. Тематическое планирование

1 класс

№ занятия

Тема

ВСТРЕЧАЙТЕ НАС! – 3ч 

1

Вводное занятие

2

Знакомство.

3

Рассказ о себе.

МОЯ СЕМЬЯ –   3ч

4

Мои родители.

5

Братья и сестры.

6

Традиции моей семьи.

ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА – 2 ч

7

Части тела.

8

Туловище и голова.

ОДЕЖДА – 3ч

9

Верхняя одежда.

10

Национальная одежда хакасов. Орнамент в одежде.

11

Орнамент в одежде.

МЕСТОЖИТЕЛЬСТВО – 2ч

12

Моя республика, город. Жилища хакасов.

13

Мой домашний адрес.

ПРИРОДА ХАКАСИИ – 3ч

14

Животные.

15

Звери.

16

Птицы.

ИГРУШКИ – 3ч

17

Моя любимая игрушка.

18-19

Игрушки – обереги.

МОИ ДРУЗЬЯ – 2ч

20

Лучший друг.

21

Интересы моих друзей.

ВРЕМЕНА ГОДА – 2 ч

22

Осень. Зима. Весна. Лето.

23

 Режим дня.

МОИ УВЛЕЧЕНИЯ – 3ч

24

Коллекции.

25-26

Хобби.

ОТДЫХ – 2ч

27

Выходной день. Национальные хакасские игры.

28

Активный отдых.

МОЯ ШКОЛА – 2ч

29

Мой класс.

30

Одноклассники.

31-32

ХАКАСИЯ – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – 2ч

Моя республика. Города Хакасии.

33

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

2 класс

№ занятия

Тема

МОЯ СЕМЬЯ – 5ч

1

Приветствие.

2

Я и моя семья.

3

Семейный фотоальбом.

4

Отдых с семьей.

5-6

Игры моей семьи.

КРАСНАЯ КНИГА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ – 2ч

7

Мои любимые животные.

8

Растения.

МЕСТОЖИТЕЛЬСТВО – 2ч    

9

Моя малая Родина.

10

Улицы города Абакана.

ПРАЗДНИКИ – 2ч

11-12

Национальные праздники хакасов.

НАЦИОНАЬНЫЕ ИГРЫ – 3ч

13-14

 Разучивание национальных игр.

15

 Настольная игра хакасов «Хазых».

 МОИ ДРУЗЬЯ – 2ч  

16-17

Мой лучший друг

ВРЕМЕНА ГОДА – 2ч

18

Сезонные изменения.

19

Погода.

ОТДЫХ – 5ч

20

Мои увлечения.

21

Моё хобби.

22

Выходной день.

23

Традиции выходного дня.

24

Гостеприимство хакасов. В гости к бабушке.

 МОЯ ШКОЛА – 5ч

25

Мой класс.

26

Одноклассники.

27-28

Школьные традиции.

29

Мой любимый урок.

ХАКАСИЯ НА КАРТЕ РОССИИ – 2ч

30

Районы республики.

31

Карта республики.

ДЕТСКИЕ ХАКАССКИЕ ПИСАТЕЛИ – 2ч

32

Литературные персонажи популярных детских книг.

33

Хакасские сказки.

34

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ – 1ч

3 класс

№ занятия

Тема

МОЯ СЕМЬЯ – 3ч

1

Мои родственники.

2

Мои бабушки и дедушки.

3

Профессии моей семьи

ОДЕЖДА – 2 ч

4

Национальная одежда народов, проживающих на территории республики Хакасия.

5

Праздничная одежда

МОИ ДРУЗЬЯ – 3ч

6

Портрет моего друга.

7-8

Подарок другу.

ЖИВОТНЫЕ – 2ч

9

Любимый зверек.

10

Домашний питомец.

МЕСТОЖИТЕЛЬСТВО – 2ч

11-12

Мой дом.

ПРАЗДНИКИ – 3ч

13

Знакомство с национальными праздниками.

14-15

Хакасские обряды и  традиции.

ВРЕМЕНА ГОДА – 5ч

16

Погода.

17

Лето.

18

Осень.

19

Зима.

20

Весна.

МОЯ ШКОЛА – 8ч

21

Школьная жизнь.

22

Режим дня.

23

Урок.

24

Игры на перемене.

25

В библиотеке.

26

История школы.

27

Школьные праздники.

28

Традиции школы.

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА!

29

Села, города республики.

30

У истоков создания городов Хакасии.

ДЕТСКИЕ ХАКАССКИЕ ПИСАТЕЛИ – 3ч

31

Литературные персонажи.

32

Герои сказок.

33

Национальные герои.

34

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ – 1ч

4 класс

№ занятия

Тема

МОЯ СЕМЬЯ – 3ч

1

Мое родословное древо.

2

История моей семьи.

3

Генеалогическое древо.

ЖИВОТНЫЕ – 3ч

4

Дикие животные.

5

Домашние животные.

6

Уход за животными.

ПРАЗДНИКИ – 3ч

7

Народные праздники.

8

«Тун Пайрам».

9

 «Чыл пазы».

ИГРЫ – 2ч

10

Игры и состязания.

11

Курес.

МОИ ДРУЗЬЯ – 4ч

12-13

Письмо другу.

14

Рассказ о друге.

15

Пословицы о друзьях.

ВРЕМЕНА ГОДА – 5ч

16

Погода.

17-18

Сезонные наблюдения.

19

Народные приметы.

20

О здоровье.

МОЯ ШКОЛА – 6ч

21

Мой учитель.

22-23

Традиции школы.

24

Мой любимый урок.

25

Школьные конкурсы.

26

Подарок школе.

АБАКАН – СЕРДЦЕ ХАКАСИИ – 3ч

27

Прогулка по городу и селу. Окрестности моего города.

28

Достопримечательности города.

29

Экскурсия по городу.

ХАКАССКИЕ ПИСАТЕЛИ – 4ч

30

Литературные персонажи.

31

Авторские и народные персонажи.

32

Иллюстрации к народным произведениям.

33

Театр.

34

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военное прошлое моей малой родины. Освобождению станицы Гундоровской посвящается.

В презентации представлен материал, посвященный освобождению станицы Гундоровской от немецко-фашистских захватчиков. Ежегодно учащиеся нашей школы проводят уроки мужества у памятника погибшим воинам в...

Проектная работа "7 чудес моей малой Родины".

Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушки, бабушке, к с любви к своему дому, к своей улице, на которой ты живешь, своей школе, к городу. В результате проектн...

Образовательное путешествие «ТОП-10 города Кизела» (ТОП-10 моей малой Родины)

Разработка «ТОП-10 города Кизела» (ТОП-10 моей малой Родины) (Образовательное путешествие) представляет собой внеклассное мероприятие для  учащихся начальной школы. Образовательное путешеств...

Урок окружающего мира по теме: "Символы РФ и моей малой родины"

Создать обучающимся  условия для расширения знаний о своей стране:            ввести в словарный запас детей предметные понятия: Росси...

Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"

Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....

Презентация к внеурочному занятию "История моей малой родины"

Приложение к внеурочному занятию "История моей малой родины"....

Методическая разработка занятия "История моей малой родины".

Тема занятия "Родной свой край люби и знай"....