Экономика и экология
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Экономика и экология»

Цель: познакомить учащихся с двумя сторонами экономики и влиянием экономики на окружающую среду.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать об «экологической катастрофе», «экологическом прогнозе»,

«экономике»;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;

- приводить примеры;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

Метапредметные:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- овладение базовыми предметными понятиями.

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

- овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Материально-техническое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, видеоролик, плакаты, раздаточный материал.

  1. Самоопределение к деятельности

- Добрый день, ребята, напоминаю меня зовут Оксана Владимировна, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Посмотрите на себя, на свою парту. Всё ли в порядке, всё ли готово к уроку? Я желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке.

  1. Актуализация знаний

Фронтальная беседа

- Ребята, но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке? (семейный бюджет).

- Что такое семейный бюджет? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц)

- Для чего он нужен? (мнения учащихся)

- Какие виды доходов может получать семья? (з/плата, пенсия, пособия)

- Перечислите самые необходимые семейные расходы (на питание, на одежду и обувь, на оплату жилья, транспорта, на обучение и лечение)

  1. Постановка проблемной учебной задачи

Я начну урок словами

- А вы, внимательно послушайте и скажите, какие мысли у вас возникли после прослушивания.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню, кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал их и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».

- Итак, какие мысли у вас возникли?

(Человек без природы не может существовать).

(На доске иллюстрации).

- Внимательно посмотрите на рисунок.

- Что вы видите?

- Что общего вы видите на рисунках?

(Природа под угрозой).

- Человек не может существовать как без природы и ее богатств, так и без развитой экономики, тем самым не нанося ей вред.

Ребята давайте вспомним.

  1. Что такое окружающая среда? ( все, что нас окружает)

2. Экология – это… (наука о связях между живыми существами и окружающей средой)

3. Экономика – это…(наука, которая изучает правила и законы ведения хозяйства)

- Связаны ли между собой экономика и экология? Приведите пример

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (экономика и экология).

- Какие задачи  мы поставим сегодня перед собой на уроке?

(Рассмотреть две стороны экономики и как влияет экономика на экологию).

  1. Открытие новых знаний

- Вот мы и вспомнили, что такое экономика, экология и окружающая среда.

- Назовите главную задачу экономики.

(Удовлетворение потребностей людей).

- Дом, который мы называем экономикой, имеет две стороны.

- Одна сторона – это та необходимая и полезная продукция, без которой ни отдельному человеку, ни всему обществу не прожить.       
- Это положительная сторона экономики.

- Вторую сторону экономики вы назовете сейчас сами.

- Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей?

  • бутылка пластиковая;
  • пакет.

(Демонстрирую пластиковую бутылку и пакет).

- Как?

- Что делает человек с этими предметами, когда их использует?

(Выбросит)

- Куда выбросит?

- Все ли люди так поступают?

- Что произойдет с планетой, если все будут разбрасывать мусор?

- Ребята, сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма и ответим на вопрос «Какой вред нанесла экономика экологии?»

Просмотр видеоролика

- Так какая же вторая сторона экономики? (отрицательная, загрязнение окружающей среды)

- Чему учит экология? (Вести правильную экономическую деятельность)

- Давайте откроем учебник на странице 80.

- Прочитайте заголовок.

(Две стороны экономики).

 - Так какими же могут быть эти две стороны экономики. Прочитайте в этом в учебнике самостоятельно

(Положительные и отрицательные).

- Исходя из этих позиций, ответьте на вопрос:

- Какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, воде, почве, растениям, животным, здоровью людей?

(Высыхание водоемов, загрязнение воздуха, отравление почвы ядохимикатами, истребление цветов, гибель животных, заболевание людей)

  1. Физминутка.

 Мы немножко отдохнем,                            

Встанем, глубоко вздохнем.                      

Дети по лесу гуляли,                                  

За природой наблюдали.                            

Вверх на солнце посмотрели                      

И их лучики согрели.                                

Чудеса у нас на свете                              

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали                      

Великанами мы стали.                              

Бабочки летали,                                      

Крыльями махали.              

Дружно хлопаем,                                      

Ногами топаем.                                      

Хорошо мы погуляли                                

И немножечко устали.                              

  1. Закрепление полученного материала

Теперь давайте поработаем в рабочих тетрадях. Откройте страницу 51. Выполним 1 задание

Выпишите из текста учебника (с. 79) какие живые существа пострадают от аварии нефтеналивного танкера.

От разлива нефти в море пострадают: птицы, рыбы, водоросли, морские моллюски, крабы.

Устно объясни, какой ущерб понесут при этом люди.

- Люди теперь не смогут отдыхать в этих местах, не смогут ловить рыбу.

Задание № 2

Папа Серёжи и Нади подготовил к уроку рисунок. Рассмотри его. Напиши экологический прогноз для этой ситуации. (Что нас ожидает, если такое случится)

_____________________________________________

Устно предложи меры охраны окружающей среды, необходимые в этом случае.

       Исследовательская работа

– Сейчас мы будем работать группами по рядами решать экологические задачи. Как только группа подготовится и определит кто будет отвечать, садимся на места, она сразу говорит о своей готовности.

Задача 1.

Какие цветы можно дарить на день рождения?

а) Любые цветы, которые тебе нравятся;

б) Букет можно составить только из тех растений и цветов, которые выращены человеком.

Задача 2.

Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток орешника или сорвешь всего три – четыре цветка?

а) Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы;

б) Да, природе будет нанесен вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе.

Задача 3.

Нанесешь ли ты вред природе, выискивая мелкие грибочки?

а) Да, нанесешь. Выискивая мелкие грибочки, ты разроешь весь мох и подстилку, погубишь грибницу, возраст которой может достигать 300 – 500 лет.

б) Нет, а мелкие грибочки очень вкусные.

  1. Итог урока.

- Какую тему изучали на уроке?

- Как связаны между собой экономика и экология?

- Какие стороны экономики существуют? В чем заключается полезная сторона?

- В чём заключается опасная сторона? Что вы нового для себя узнали?

- Над чем данный урок заставил вас задуматься?

 (Гибнет природа, ее нужно сохранить).

- Сможет ли современный человек развивать экономику, не причиняя вреда экологии?

  1. Домашнее задание

Читать стр. 79-83, р.т. стр. 51 № 3

  1. Рефлексия

-Поняли ли вы материал?

 - Какие были затруднения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические катастрофы.Экономика и экология.

Презентация может быть использована на уроках окружающего мира в начальной школе при изучении тем о влиянии экономики на экологию,внеклассных мероприятий по экологии....

Урок окружающего мира "Экономика и экология"

Урок окружающегомира , 3 класс (УМК "Школа России"). Урок изучения нового материала с применением ИКТ и приемов технологии развития критического мышления(ТРКМ), направлен на развитие универсальных уче...

Урок окружающего мира в 3 классе «Экономика и экология»

Цели и задачи. Учитель:   - организовывает понимание задач экологии, двух сторон экономики;   - создаёт проблемную ситуацию, выводящую уч-ся на изучение нового материала...

Урок по окружающему миру А.А. Плешаков 3 класс "Экономика и экология"

Цель:       познакомить обучающихся с двумя сторонами экономики, влиянием экономики на  окружающую среду.              ...

Презентация к уроку по окружающему миру А.А. Плешаков 3 класс "Экономика и экология"

Цель:       познакомить с двумя сторонами экономики, влиянием экономики на  окружающую среду.                 ...

Экономика и экология

Обобщение по теме: "Чему учит экономика?"3 класс...

Экономика и экология

Обобщающий урок по окружающему миру 3 класс...