«Окружающий мир» Растениеводство в нашем крае, 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Крыгина Вероника Николаевна

сформировать представления учащихся о растениевод­стве в своем крае; ознакомить с отраслями растениеводства; рас­ширить знания о растениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_4_kl.doc55.5 КБ
Microsoft Office document icon klyuchi.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Растениеводство в нашем крае, 4 класс

 

Цели: сформировать представления учащихся о растениеводстве в своем крае; ознакомить с отраслями растениеводства; расширить знания о растениях.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно находить информацию в материалах учебников, делать обобщения, выводы; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проводить самооценку своих действий.

Оборудование: презентация, гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зерна полевых культур, раздаточный материал для опроса.

Учебник: «Окружающий мир» А.А. Плешаков

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Край, в котором мы живём,  называется …..  

Столица нашей области ……                          

Соседи нашей области ….

Природные зоны Оренбуржья …..

Самые крупные реки …..

Самое знаменитое озеро Оренбургской области …. в ……

Под землей добывают ……

Какие подземные богатства  означают данные знаки ……

Где добывают на территории Оренбургской области ископаемые: нефть, газ, яшма, железная руда, золото, каменная соль?

Расскажи о природных богатствах: нефть, газ, яшма, железная руда, золото, каменная соль.

2. Тест ( выполняют индивидуально)

. Месторождения полезных ископаемых отыскивают:

а) археологи

р) геологи

ж) строители

2. К полезным ископаемым относятся:

и) кирпич, бетон, бензин

б) станки, вазы, ножницы

а) нефть, газ, глина

3. В строительстве используются:

в) торф, железная руда, самоцветы

с) песок, глина, гранит

у) мрамор, каменный уголь, малахит

4. Металлы получают из:

а) каменного угля, янтаря, мела

о) жемчуга, известняка, торфа

т) железной руды, медной руды

5. При помощи буровых установок добывают:

е) нефть, природный газ

н) калийную соль, алмазы

я) мрамор, гранит

6. В шахтах добывают:

и) известняк, ракушечник, гранит

н) каменный уголь, антрацит, железную руду

с) поваренную соль, жемчуг, графит

7. В карьерах добывают:

и) известняк, песок, глину

б) золото, малахит, мрамор

т) нефть, торф, бурый уголь

8. Полезные ископаемые, обладающие способностью к горенью, — это:

р) алмаз, известняк, графит

ж) железная руда, поваренная соль, мел

я) каменный уголь, нефть, торф

взаимопроверка по ключу  (на доске)

1

2

3

4

5

6

7

8

р

а

с

т

е

н

и

я

Ключевое слово: РАСТЕНИЯ

На какие 2 большие группы делятся все растения: дикие и культурные растения

Назовите дикорастущие растения нашего края: _______________________________

III. Самоопределение к деятельности

IV. Открытие нового знания.

А культурные растения нашего края.

1. Рассказ учителя

В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и корешки... И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна — получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать растения рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой ее поросят. Детенышей помещали в загон, кормили их, растили. Так возникли земледелие и скотоводство. Время шло, развивался человек, совершенствовалось земледелие — все разнообразнее становились растения, которые он выращивал. Вырастить хороший урожай — дело непростое, для этого очень много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды. Так образовалась наука — растениеводство.

Как вы понимаете растениеводство? (варианты детей)

Правильные ответы:

1) Одна из основных отраслей сельского хозяйства, занимающаяся главным образом возделыванием культурных растений.

2)  Возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных, целей.

«Растениеводство в нашем крае».

Какие задачи, цели мы можем поставить себе для работы по этой теме:

Уточнить на какие группы делятся все культурные растения: (4)

Научится соотносить растение с отраслью.

Какая группа культурных растений является приоритетной в нашей области?

2. Работа со справочной литературой

—  Узнайте из текста на с. 188 учебника, на какие отрасли делится растениеводство. (Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.)

РАСТЕНИЕВОДСТВО

Полеводство

Цветоводство

Овощеводство

Плодоводство

Рассмотрите схему, предположите, чем занимается каждая отрасль. (Высказывания детей.)

В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности. Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты.

—  Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель с поля (огорода), а что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают лучшие клубни на семена для посадки в следующем году.)

Больной картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.

—  Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства. Как удобнее работать? (Удобно поработать в группе, чтобы узнать обо всех отраслях.)

—  Сколько будет групп? (Четыре - по количеству отраслей.)

V. Первичное закрепление

1. Работа в группах

Полеводство. Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, лен, их зерна, зерна кукурузы, подсолнечника, картофель; пользуются учебником (с. 189-190).

Овощеводство. Дети получают муляжи овощей. Пользуются учебником (с. 190-191).

Плодоводство. Дети получают муляжи фруктов, иллюстрации ягодных культур. Пользуются учебником (с. 191).

Цветоводство. Дети получают иллюстрации цветов, атлас-определитель. Пользуются учебником (с. 192).

(Ученики готовятся в группах, выполняют записи на с. 86 рабочей тетради.)

2. Сообщения учащихся

(Выступления групп.)

Полеводство. Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры

Овощеводство. Эта отрасль занимается выращиванием овощей. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а еще в теплицах.  

Игра «Узнай меня»

(С закрытыми глазами учащиеся должны узнать овощ на ощупь.)

Плодоводство. Эта отрасль растениеводства занимается выращиванием плодовых культур  (Показ муляжей и рисунков.)

Игра «Узнай меня»

(С закрытыми глазами учащиеся должны узнать фрукт на ощупь и по вкусу.)

Цветоводство. Одни цветы выращивают в открытом грунте, другие — в теплицах, а третьи — в комнате. В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов. Цветы бывают теплолюбивые и не очень. Мир цветов поразительно разнообразен и красив. (Показ иллюстраций.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Беседа

—  Какие отрасли развиты в нашем крае? (Предположения детей.)

 –   Какая группа культурных растений является приоритетной в нашей области?

— Откуда мы можем получить точный ответ на поставленный вопрос? (Из справочной литературы, краеведческой литературы, ресурсов сети Интернет, узнать у взрослых.)

(Ученики узнают, какие отрасли растениеводства развиты в их крае.)

2.  Просмотр презентации. Ответы на вопросы по материалу.

 

3. Игра «Узнай растение»

—  Угадайте растение и назовите отрасль растениеводства, которая занимается его выращиванием.

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь, овощеводство.)

На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Слива, плодоводство.)

Удивительное солнце,

В этом солнце сто оконцев.

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат. (Подсолнечник, полеводство.)

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (Мак, цветоводство.)

В поле — метелкой,

В мешке — жемчугом. (Рожь, полеводство.)

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста, овощеводство.)

VIII. Подведение итогов урока

—  Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.)

—  Какова была цель урока?

—  Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 192 учебника.)

—  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

(Оценивание работы группы.)

—  Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

—  Что помогло?

—  Что помешало?

—  Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?

—  Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе группы?

—  Как вы оцениваете свою работу в группе?

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 187— 194 учебника.

2.  Выполнить задания на с. 87 рабочей тетради.

3. Подготовить сообщение на тему «Культурные растения моего края».



Предварительный просмотр:

1

2

3

4

5

6

7

8

р

а

с

т

е

н

и

я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Растениеводство в нашем крае".

Технология проблемного обучения на данном уроке дает возможность учащимся самостоятельно добывать знани и я и работать в группе. Материал урока содержит большой объем информации, позволяющий расширить...

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" "Растениеводство в нашем крае"

Урок-конференция на базе исследовательских работ учащихся по теме "Растениеводство в нашем крае" (Тульская область")....

Презентация к уроку "Растениеводство в нашем крае". Окружающий мир. Плешаков. 4 класс.Школа России

В данной презентации представлены отрасли растениеводства в Тульской области, основные предприятия в этих отраслях. Презентация сделана на основе исследовательских работ учеников по этой теме....

Урок по окружающему миру в 4 классе "Растениеводство в нашем крае"

Урок по окружающему миру в 4 классе "Растениеводство в нашем крае"...

Урок окружающего мира 4 класс УМК "Школа России" по теме "Растениеводство в нашем крае"

Урок окружающего мира, 4 класс, УМК «Школа России». Тема: «Растениеводство нашего края». Данный урок предполагает познакомить учащихся с отраслями растениеводства. На основе поиска и отбора информации...

Урок окружающего мира "Растениеводство в нашем крае»

Предлагаю материал по теме "Растениеводство в нашем крае" окружающий мир, 4 класс. Данный конспект урока заставит учащихся проявить интерес к поисковой и исследовательской деятельности, понимать причи...

Конспект урока по окружающему миру "РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ"

Цели урока: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае, познакомить с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство), расширить знания о раст...