Конспект урока по окружающему миру "РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Пименова Наталья Владимировна

Цели урока: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае, познакомить с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство), расширить знания о растениях, развивать познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

ТЕМА: РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ.

Цели урока: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае, познакомить с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство), расширить знания о растениях, развивать познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду родителей.

Оборудование: гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, раздаточный материал для опроса каждой группы, рисунки, карточки с названиями растений, презентация «Растениеводство в нашем крае».

Ход урока.

I. ОРГ. МОМЕНТ (эмоциональный настрой)

Ровно  встали, подтянулись, и друг другу улыбнулись. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения (дети делают вдох и выдох три раза)…Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу. Садитесь.

Проводим разные, ребята, мы занятия,

И снова отправляемся в дорогу.

Нас ожидают интересные открытия.

Благодарим за это мы природу.

- Покажите своё настроение.

2 Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.  Как всегда мы начинаем работу с проверки домашнего задания. Какое задание было на дом? (Подготовить сообщение о любом обитателе водоёма, нарисовать иллюстрацию).

3. Постановка цели урока

1. Введение в тему урока.

- Ребята, сядьте поудобнее и представьте что мы находимся в машине времени и отправимся сейчас  путешествовать в далекое прошлое. Начали отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, пуск! И вот мы очутились в прекрасной долине у большой реки, рядом с пещерой, в которой поселились первобытные люди.

– Как они выглядят?

– А чем питаются? (Высказывания ребят.)

– Вы правы, ребята, люди собирают плоды, съедобные коренья, ягоды, орехи, съедобные листья. Но с каждым годом поселение людей увеличивается, все больше рождается детей, все меньше съедобной растительности остается в округе. Приходится ходить за пропитанием все дальше и дальше. И вот одному из членов человеческой общины пришла в голову мысль о том, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере, к своему жилью. Посадить и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц и зверей.  Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена. Так человек научился выводить разные сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те дикорастущие растения, от которых они происходят. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов.

Так зародилась наука…. Вы уже догадались о какой науке мы поговорим сегодня? О растениеводстве.

 -Сформулируйте тему урока?  

-Какие цели  вы поставите на этот урок?  (Сегодня мы узнаем, что такое растениеводство, познакомимся с его отраслями, разновидностями растений каждой отрасли и их пользой для человека)

4. Первичное восприятие усвоения нового материала.

- Что же такое  растениеводство? (версии учащихся) А сейчас давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. У вас на столах лежат карточки. Все 1 номера возьмите их и прочитайте всей группе. (Наука о разведении культурных с/х растений)

-Растениеводство делится на несколько основных отраслей

- А сейчас познакомимся с каждой отраслью поближе. (задание на листочках)Все 2 номера возьмите карточки под цифрой 1 и поработайте в группе:

Зачеркните лишнее слово в ряду и дайте название отрасли. Это и будет названием вашей группы.

(на 1 столе карточка группы –полеводство)

(на 2 столе –овощеводство)

(на 3 столе –плодоводство)

(на 4 столе –цветоводство)

А сейчас все 3 номера возьмите карточки под цифрой 2. Разложите веером в руке, а все остальные выбирают себе вопросы. Теперь начинаете читать текст и искать ответ на свой вопрос. Даю вам на это 3 мин., начали. И начиная с 1участника начинаете рассказывать свои ответы всей 1 группе. Выберите того, кто расскажет об отрасли, с которой вы познакомились.

Задание  для 1 группы: прочитать текст на с.190.  

1. Что такое полеводство?

2. Какие культуры являются главными? Что к ним относятся?

3. Что что люди делают из зерна этих растений?

4. Где выращивают кукурузу?

5. Какие ещё есть полевые культуры. Что вы о них узнали?

Задание  для 2 группы: прочитать текст на с.190-191.

  1. Что такое овощеводство?
  2. Перечислите овощные культуры?
  3. Где выращивают овощи?
  4. Какое значение имеют овощи?
  5. Какие овощи вы выращиваете на своём огороде?

Задание  для 3 группы: прочитать текст на с.191.

  1. Что такое плодоводство?
  2. Какие плодовые растения распространены в нашей стране?
  3. В чём польза фруктов?
  4. Перечислите плодовые деревья, которые растут у вас на огороде?

Задание  для 4 группы: прочитать текст на с.192.

  1. Что такое цветоводство?
  2. Для чего выращивают цветочные культуры?
  3. Когда начали люди заниматься цветоводством?
  4. Какие цветы вы выращиваете у себя в саду?
  5. Какое значение имеет цветоводство для человека?

Выступления из групп по 1 участнику.

ФИЗМИНУТКА

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки. (копают грядки)

 Он принес чемодан (показывают, как он нес чемодан)

Полный разных семян, Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна, И взошли семена – (дети присели, затем встали)

Садовод любовался на всходы. (восхищаются)

Утром их поливал (поливают),

На ночь их укрывал (укрывают),

И берег от холодной погоды.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-А сейчас поиграем в игру «Угадай». Назовите растение и отрасль растениеводства. (Хором)

1.Закутан ребёнок в сто пелёнок.(Капуста, овощеводство).

2.Бусы красные висят,

    Из кустов на нас глядят.

    Очень любят бусы эти

   Дети, птицы и медведи. (Малина, плодоводство).

3.Посадили зёрнышко, вырастили солнышко. (Подсолнечник, полеводство).

4.Сарафан на сарафан, платьице на платьице.

   А как станешь раздевать, досыта наплачешься. (Лук, овощеводство).

5.Закопали в землю в мае и сто дней не вынимали.

   А копать под осень стали-

   Не одну нашли, а десять. Как её названье дети? (Картофель, полеводство).

6.Из луковицы в грядке цветочки по порядку,

    А лист, как меч, зелёный,

    Украсит он газоны. (Гладиолусы, цветоводство).

7.Она древностью гордится уже десять тысяч лет,

    Шумит в полях под синим небом

    И кормит всех нас белым хлебом. (Пшеница, полеводство).

8.В поле такого цветка не найду, он на кустах расцветает в саду.

    Он розовый, красный, он разных сортов,

    Его называют царицей цветов. (Роза, цветоводство).

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

- А сейчас вы поработаете самостоятельно. Все 4 номера возьмите  конверты под цифрой 3.

- Перед вами карточки с названиями растений: пшеница, рожь, огурцы, кабачки, помидоры, морковь, яблоки, груши, сливы, вишня, розы, астры, лилии, гладиолусы, подсолнечник, картофель. Распределите растения в свою группу. А сейчас прикрепите на доску.

(Каждая группа закрепляет карточки на магниты с названиями отраслей и растениями, которые к ним относятся)

Самопроверка по эталону.

                                  РАСТЕНИЕВОДСТВО

ПОЛЕВОДСТВО  ОВОЩЕВОДСТВО ПЛОДОВОДСТВО    ЦВЕТОВОДСТВО

7.Включение в систему знаний и повторение. Тест

А1. Отметь, где не выращивают овощи

    1) в поле                2) в огороде

 3)  в саду               4)  в теплице

А2. Укажи , что не является кустарником

 1)  смородина           2)  земляника

 3)   малина                4)   крыжовник

А3. Найди ошибку в названии отраслей растениеводства.

 1)  полеводство          2)  овощеводство

 3)  пчеловодство        4)  цветоводство

А 4. Укажи «лишнее» растение.

 1) ячмень                 2) кукуруза

 3) просо                   4) подсолнечник

В 1. Вспомни, какое растение нас одевает?

1) гречиха

2) подсолнечник

 3)   картофель

4)  лён

В 2. Найди «неверное» высказывание.

    1) Культурные растения  выведены человеком.

     2) Земля в огороде защищенный грунт

 3) В овощах много витаминов.

 4)  Кукурузу могут выращивать на силос.

С 1. Отметь, для чего выращивают картофель.

 1)  используют в пищу       2)  на корм скоту

 3)   получают масло           4)   получают крахмал

-Ребята, как вы считаете, какая из отраслей растениеводства наиболее развита в нашем крае? Что же выращивают на наших полях?

-Наука растениеводство не стоит на месте. Учёные занимаются выведением новых сортов растений. Демонстрация фотографий.

В настоящее время в мире:

-лука – 1000 сортов;

-крыжовника – 1500 сортов;

-груш – 5000 сортов;

-яблонь – 10000 сортов.

а)Рефлексия.

- Уроки разные бывают.

  Каким же был у нас урок?

  Согласны – слышу я хлопок,

  А не согласны – помолчите,

  И тихо-тихо посидите.

- Наш урок был:

-интересным;

-необычным;

-скучным-скучным;

-вкусным-вкусным;

-тёплым-тёплым;

-очень светлым;

-грустным-грустным;

-очень вялым;

-аппетитным;

-витаминным.

Давайте подведём итог нашей работы и вспомним тему урока.

- Над какой темой  мы работали?

 - Какие цели поставили?

- Достигли ли вы цели?

- Покажите сейчас своё настроение в конце урока?

- Что посоветуете делать ребятам, которые подняли облако. (Не расстраиваться, а тренироваться.)

- Что-то  нового сегодня для себя узнали? Что было самым интересным?

- Можно ли обойтись без растений? Почему?

- Для чего люди занимаются растениеводством? (Продукты питания, корм для животных, материал для промышленности) Пригодиться вам эти знания  в жизни?

А теперь приготовьте смайлики и оцените свою работу:

-У меня отличное настроение, я хорошо поработал на уроке, могу оказать помощь одноклассникам.

-У меня хорошее настроение.  Я  хорошо работал, но мне нужна ещё помощь.

-Я расстроен, потому что мне было трудно, я не понял

- За долгую зиму наш организм устаёт, ему необходима помощь. Ешьте побольше овощей и фруктов и получите за хорошую работу витаминные оценки!

6) Д/з

С.187-194, На выбор: ответить на 1,2, или 3 вопрос  или подготовить сообщение о культурном растении любой отрасли, с загадками и рисунками.

Рефлексия

На уроке я работал                   активно /пассивно

Своей работой на уроке я        доволен /не доволен

Урок для меня показался         коротким /длинным

За урок я                                    устал /не устал

Моё настроение                        стало лучше /стало хуже

Материал урока мне был         понятен /не понятен

                                                    полезен /бесполезен

                                                    лёгким /трудным

              Кл. руководитель: Пименова Н.В.

Значение слова  по Ожегову:
Растениеводство Наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений.

1 группа

Пшеница, рожь, морковь, ячмень.          ____водство

Объясни своё решение.

2 группа

Томат, капуста, лук, слива.                    _____водство

Объясни своё решение

3 группа

Яблоня, кукуруза, вишня, абрикос.    ______водство

Объясни своё решение

4 группа

Огурец, пион, лилия, нарцисс.          _____ водство

Объясни своё решение 

1. Что такое полеводство?

2. Какие культуры являются главными? Что к ним относятся?

3. Что что люди делают из зерна этих растений?

4. Где выращивают кукурузу?

5. Какие ещё есть полевые культуры. Что вы о них узнали?

  1. Что такое овощеводство?
  2. Перечислите овощные культуры?
  3. Где выращивают овощи?
  4. Какое значение имеют овощи?
  5. Какие овощи вы выращиваете на своём огороде?

  1. Что такое плодоводство?
  2. Какие плодовые растения распространены в нашей стране?
  3. В чём польза фруктов?
  4. Перечислите плодовые деревья, которые растут у вас на огороде?

  1. Что такое цветоводство?
  2. Для чего выращивают цветочные культуры?
  3. Когда начали люди заниматься цветоводством?
  4. Какие цветы вы выращиваете у себя в саду?
  5. Какое значение имеет цветоводство для человека?

пшеница  рожь огурцы  кабачки помидоры морковь  яблоки груши   сливы вишня   розы астры   лилии гладиолусы подсолнечник картофель

                                 

ПОЛЕВОДСТВО    

ОВОЩЕВОДСТВО        

ПЛОДОВОДСТВО          

ЦВЕТОВОДСТВО

А1. Отметь, где не выращивают овощи

    1) в поле                2) в огороде

 3)  в саду               4)  в теплице

А2. Укажи , что не является кустарником

 1)  смородина           2)  земляника

 3)   малина                4)   крыжовник

А3. Найди ошибку в названии отраслей растениеводства.

 1)  полеводство          2)  овощеводство

 3)  пчеловодство        4)  цветоводство

А 4. Укажи «лишнее» растение.

 1) ячмень                 2) кукуруза

 3) просо                   4) подсолнечник

В 1. Вспомни, какое растение нас одевает?

1) гречиха

2) подсолнечник

 3)   картофель

4)  лён

В 2. Найди «неверное» высказывание.

    1) Культурные растения  выведены человеком.

     2) Земля в огороде защищенный грунт

 3) В овощах много витаминов.

 4)  Кукурузу могут выращивать на силос.

С 1. Отметь, для чего выращивают картофель.

 1)  используют в пищу       2)  на корм скоту

 3)   получают масло           4)   получают крахмал

А1. Отметь, где не выращивают овощи

    1) в поле                2) в огороде

 3)  в саду               4)  в теплице

А2. Укажи , что не является кустарником

 1)  смородина           2)  земляника

 3)   малина                4)   крыжовник

А3. Найди ошибку в названии отраслей растениеводства.

 1)  полеводство          2)  овощеводство

 3)  пчеловодство        4)  цветоводство

А 4. Укажи «лишнее» растение.

 1) ячмень                 2) кукуруза

 3) просо                   4) подсолнечник

В 1. Вспомни, какое растение нас одевает?

1) гречиха

2) подсолнечник

 3)   картофель

4)  лён

В 2. Найди «неверное» высказывание.

    1) Культурные растения  выведены человеком.

     2) Земля в огороде защищенный грунт

 3) В овощах много витаминов.

 4)  Кукурузу могут выращивать на силос.

С 1. Отметь, для чего выращивают картофель.

 1)  используют в пищу       2)  на корм скоту

 3)   получают масло           4)   получают крахмал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Животноводство в нашем крае"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Животноводство в нашем крае"....

Конспект урока по окружающему миру "Водоемы нашего края".

Очень хочется рассказать детям как можно больше о том месте, где они лечатся, расширить их кругозор об окрестностях СПб....

Презентация к уроку по окружающему миру "Водоемы нашего края"

Презентация - виртуальное путешествие по водоема Курортног района СПб поможет детям наглядно познакомиться с реками и озерами нашего края и с их историей....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ.» 3 КЛАСС ЗПР

Цели:1. Обобщить знания детей об органах чувств человека.2. Развивать практические навыки, наблюдательность, умение работать в группе.3. Воспитывать бережное отношение к своему организму.Планируемый р...

Конспект урока по окружающему миру "Животноводство Пермского края"

Тема «Животноводство Пермского края» выбрана с как региональный компонент на уроках окружающего мира, а также как актуальная проблема, которую ставит перед нами (гражданами РФ) правительство и президе...

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Наши ближайшие соседи» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные:- уметь находить и показывать на карте страны и и...

Конспект урока по Окружающему миру. Тема: "Наши ближайшие соседи" (3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с государствами- ближайшими соседями России.Планируемые результаты:Предметные: ·        знать:государства, граничащие ...