Вода, ее свойства
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Чооду Аясмаа Чан-ооловна

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе, УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_ee_svoystva.docx71.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад» пгт. Каа-Хем

_______муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва________

667901, Республика Тыва, Кызылский район, пгт. Каа-Хем, ул. Малчын, д.9

Методическая разработка

 урока по Окружающему миру в 3 классе

на тему: «Вода, ее свойства»

(УМК «Школа России»)

Разработала:

учитель начальных классов

Чооду Аясмаа Чан-ооловна

пгт. Каа-Хем, 2018

Урок окружающего мира в 3 классе

УМК «Школа России»

Тема: «Вода».

Тип урока: урок-исследование объекта и понятия, открытие новых знаний.

Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой)

Цели урока:

Образовательные:

- создать условия для формирования понятия «свойства воды»;

- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- создать условия для формирования у детей представления о том, что чистая вода необходима для     жизни, через исследование её свойств;

-дать представления о применении воды в жизни человека.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций;

- развивать  мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД:

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);

- извлечение необходимой информации из увиденного;

- осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;

- выдвижение предположений и их обоснование;

-  самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- использование последовательных действий, контроль выполненной работы;

- осознание уровня и качества усвоенного.

Ожидаемые предметные результаты:

Учащиеся научатся:

 - определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,

- знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды;

- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки;

- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению    физических свойств воды.

Цель: Формировать представление у учащихся значимость и использование воды и её охране.

Задачи:

  • Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть свойства воды;
  • Обеспечить формирование учащимися исследовательских умений в практической деятельности; развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Способствовать формированию в учащихся бережного отношения к воде как ценному дару природы и источнику жизни.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

- Добрый день! Я рада видеть каждого из вас.

Вот опять звенит звонок, начинается урок.

Встали ровно и красиво…

Тихо сели вы сейчас.

Я желаю вам удачи – за работу! В добрый час!

Меня зовут Чооду Аясмаа Чан-ооловна.  Я работаю в школе учителем начальных классов.  Сегодня на нашем уроке гости. Это учителя начальных классов.

2.Актуализация знаний.

- Сейчас мы разгадаем кроссворд  и ответим  на вопрос: Без чего невозможна жизнь на Земле?

1.Кто он, сказочный герой,
  Жизнь свою связал с водой?
(Водяной)

2. Речка бежала,
   Упала с горы.
   Это явление ты назови.
(Водопад)

3. В огне не горит
   И в воде не тонет.
(Лед)

4.Без крыльев летит,
   Без ног бежит,
   Без паруса плывет
(Облако)

C:\Users\User\Pictures\2018-10-09 1\1 001.jpg

(Слайд 1. Кроссворд.) – Без чего невозможна жизнь на Земле? (Без воды)

3.Самоопределение деятельности. Постановка целей урока. Определение темы урока. (Слайд 2. Тема урока.)

- Исходя из этого, сформулируем тему сегодняшнего урока, о чем мы будем говорить?

(О воде).

- Да, правильно угадали. Давайте прочитаем стишок о воде (Слайд 3.):

Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

(Аудиозапись звука воды)

-И главная цель нашего урока - это? (узнать все о воде)

- Сформулируйте задачи нашего урока (Узнать о свойствах воды, её значимости, и охране. Научиться бережно к ней относиться. О роли воды в жизни человека).

4.Первичное усвоение новых знаний.

Формирование новых знаний.

- Предлагаю вам послушать поучительную историю и подумать, как она связана с темой сегодняшнего урока. (Читает учитель)

История: Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой. Первый осёл едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша, второй шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осёл вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться, но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата. 

-Что же произошло? Как вы думаете, почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?

(Соль растворилась в воде, а вата стала тяжелее. Она не растворима в воде)

-Какое очень важное свойство есть у воды? (1. Вода - растворитель)

-Но все ли вещества может растворять вода? (Нет)

- Да, вещества могут быть растворимые и нерастворимые в воде.

-Назовите мне вещества, которые растворяются в воде (сахар, соль, сок и т.д.) Не растворяются? (песок, глина).

- Молодцы! Правильно!

5. Первичная проверка понимания.

Проведение экспериментов.

- Мы с вами узнали, что вода растворяет некоторые вещества. Чтобы узнать о других свойствах воды, мы разделимся на группы и проведем эксперименты. У вас на партах есть все необходимое для проведения опыта. Прочитайте инструкцию и проведите опыт.

Работа в группах. (Слайд 4)

-Ребята разбиваемся  на 5 рабочих групп, чтобы определить свойства воды.

Читает инструкцию командир группы, все вместе выполняют опыт, делает вывод тоже командир группы.

1 группа работает над первым свойством воды – прозрачность.

2 группа работает над вторым свойством воды - цвет.

3 группа работает  над третьим свойством воды – запах.

4 группа работает над свойством - вкус.

5 группа работает над свойством - форма.

- Сначала давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд 5)

1 группа работает над первым свойством воды – прозрачность.

Оборудование - стаканы с водой и молоком, чайная ложка.

Инструкция по проведению опыта:

Опусти ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Видна ли она? Что вы заметили? О каком свойстве воды это говорит?

Рассуждения:

Когда ложка опускается в воду, то ее видно. Когда ложка опускается в стакан с молоком, ее не видно.

Вывод: 2. вода прозрачная

 2 группа работает над вторым свойством воды - цвет.

Оборудование-стакан с водой, разноцветные полоски.

Инструкция по проведению опыта:

Сравни цвет воды с цветом полосок. О каком свойстве воды это говорит?

Рассуждения:

Рассматривая полоски, мы увидели, что полоски имеют цвет, а вода нет.

Вывод: 3. вода не имеет цвета, бесцветна.

3 группа работает  над третьим свойством воды – запах.

Оборудование-стакан с водой и стакан с вишневым соком.

Инструкция по проведению опыта:

Понюхай жидкости в стаканах. Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!! (что нельзя нюхать что попало!!)

Что вы заметили?

Рассуждения:

Мы понюхали жидкости в стаканах и определили, что сок имеет запах, а вода не пахнет.

Вывод: 4. вода не имеет запаха.

4 группа работает над свойством - вкус.

Оборудование: стакан с водой, стакан с соком.

Инструкция по проведению опыта.

Попробуй жидкости в стаканах. Что ты определил? Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

Рассуждения:

Сок имеет вкус, а вода нет.

Вывод: 5. вода не имеет вкуса.

5 группа работает над свойством - форма.

Оборудование: стакан с водой, различные емкости (пробирка, пузырек и.т.п.), кусочек мела.

Инструкция по проведению опыта.

Рассмотрите кусочек мела.

Попробуйте перелить воду из стакана в разные емкости, пролить воду на стол. Что вы заметили?

Рассуждения.

Рассматривая мел, мы увидели, что он имеет форму. Вода при переливании в разные сосуды принимала их форму, а когда пролили на стол, потеряла форму.

Вывод: 6. вода не имеет формы, вода текучая.

-Есть еще одно свойство воды ребята. Если воду нагреть, то она расширяется, а если охладить, то сжимается.

Вывод: 7. При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается.

Оценивание работы групп (Слайд 6. Лестница успеха)

-Давайте, оценим работы групп по «лесенке успеха». Нижняя ступенька 3, средняя – 4, верхняя – 5.

- Как вы думаете? Первая группа на какой ступени?

- Почему? Кто быстро работал? (потому что работали дружно, объясняли понятно, работали все)

Физминутка. (Слайд 7)

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два (марш)

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились (наклоны)

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали (вверх)

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора. (сели за парты) 

- Давайте прочитаем итоги нашей работы. (Слайд  8. Эталон проверки.)

Свойства воды:

1

Способность растворять вещества

растворитель

2

Прозрачность

прозрачна

3

Цвет

нет цвета

4

Запах

нет

5

Вкус

нет

6

Текучесть/форма

формы нет, текучая

7

Что происходит при охлаждении

Что происходит при нагревании

сжимается

расширяется

6. Первичное закрепление.

Воспитательный момент урока. 

- Как вы понимаете смысл предложения «Без воды нет жизни»? (Без воды нет гигиены, без гигиены нет жизни. Всем живым организмам необходима вода) 

- Про какую воду говорится: " Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок?" (О чистой воде)
— Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя и употреблять в пищу.

Сообщение ученика: «О воде».

- Для вас подготовил сообщение ____________________. Внимательно послушаем.

Вывод учителя:

- Я немного расскажу о воде. (Слайды 9, 10, 11)

Проблемный вопрос: Как защитить воду от загрязнения? Давайте составим правила охраны воды. Будем работать в паре. Сначала вспомним правила работы в паре(Слайд 12)

Работа в паре «Как защитить воду от загрязнения?» (Слайд 13)

Оценивание работы групп (Слайд 6. Лестница успеха)

-Давайте, оценим работы пар по «лесенке успеха». Нижняя ступенька 3, средняя – 4, верхняя – 5.

- Как вы думаете? Первая пара на какой ступени?

-Почему? Кто быстро работал? (потому что работали дружно, объясняли понятно, работали все)

Правила охраны воды (Слайд 14)

- У меня получились вот такие правила. А какие правила у вас получились?

1.Экономно расходовать воду.

2. Не оставлять краны открытыми.  

3. Беречь воду от загрязнения.

4. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины.

7. Домашнее задание. (Слайд 15)

На оценку «5» - Выполнить задание 6 на странице.32 «Рабочей тетради».

На оценку «4»  - Задание на странице 54 учебника. Отмечай в рабочей тетради, сколько стаканов воды, чашек чая, других напитков ты и члены твоей семьи выпиваете в день. Сделай вывод.

На оценку «3» - Задание на странице 29 «Рабочей тетради». Нарисовать фрукты и овощи, в которых содержится много сока.

8.Рефлексия. (Слайд 16)

- Ребята! Какой момент урока вам больше всего запомнился?

- Где нам могут пригодиться новые знания?

- Как вы думаете, достигли  ли мы цели  урока?

-Плавала одна маленькая капелька в одном огромном озере. Вокруг плавали такие же маленькие капельки. Им было хорошо и весело вместе. Наша капелька легкая-легкая и полетела вверх прямо к солнышку.

- Чтобы похвалить себя за работу на уроке, выберите каждый свою капельку. И вместе создадим из наших капелек веселое облачко.

- Что означают цвета капель?

Голубая  капелька – понял на «отлично»  

Белая  капелька – понял на «хорошо»  

Серая  капелька – немного не понял

 (Аудиозапись «Облака»)

- Мы узнали, что вода – самое главное на Земле. Поэтому давайте прочитаем, что мы должны делать, чтобы нам было хорошо (Слайд 17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода (состав, свойства, значение, распространение в природе)

Интегрированный урок, проведённый в кабинете химии. Материал расчитан на 2 урока....

Методический паспорт учебного проекта по теме "Вода, источники, свойства"

В материале подробно описана подготовительная и практическая работа учителя по проведению проектной экспериментальной деятельности с учащимися на уроке окружающего мира во 2 классе.  В приложения...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Вода, её свойства и назначение"

Работа на уроке проводится в мини-группах по исследованию свойств воды....

Презентация на тему: "Вода и свойства воды".

Презентация на тему: "Вода и свойства воды"....

Конспект открытого урока "Вода.Ее свойства"

Открытый урок Окружающего мира в 3 классе...

Конспект урока в 2 классе по окружающему миру на тему «Вода, основные свойства воды»

Урок составлен в соответствии с обновлёнными ФГОС по программе "Школа России". Учебник: А.А. Плешаков "Окружающий мир" 2 класс в 2ч....