Конспект урока в 2 классе по окружающему миру на тему «Вода, основные свойства воды»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Урок составлен в соответствии с обновлёнными ФГОС по программе "Школа России". 

Учебник: А.А. Плешаков "Окружающий мир" 2 класс в 2ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_osnovnye_svoystva_vody_2_klass.docx58.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 2 классе по окружающему миру на тему «Вода, основные свойства воды»

Цель урока – провести опыты по определению основных свойств воды и представить результаты на страницах научного журнала «Как я могу использовать свойства воды?»

Планируемые результаты:

Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, обеспечивают адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
  • Базовые логические действия:

 - понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;  

- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами;

- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма)

  • Базовые исследовательские действия:

- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;

- проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

- определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе, а также в социуме;

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами;

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

  • Работа с информацией:

- использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию;

- читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

- анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей;

- фиксировать полученные результаты в текстовой форме и графическом виде.

  1. Овладение универсальными коммуникативными действиями:

- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; 

- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; 

- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; 

- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; 

- готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

  1. Овладение универсальными регулятивными действиями:
  • Самоорганизация:

- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; 

- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

  • Самоконтроль:

- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; 

- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); 

- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

  • Самооценка:

- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; 

- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

  1. Совместная деятельность:

- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); 

- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; 

- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; 

- ответственно выполнять свою часть работы.

Предметные результаты:

- распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; 

- проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения; 

- приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, при меры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; 

- группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; 

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков. 

Оборудование: урок предполагает разделение на группы, поэтому необходимо подготовить рабочие места для групп (6 столов), на каждом столе расположить таблички с номером лаборатории (Лаборатория №1, Лаборатория №2 и т.д.), 6 кроссвордов (Приложение 1), инструкции (Приложение 2), таблица для записи наблюдений и результатов (Приложение 3), 6 комплектов небольших листов с номерами для распределения по группам, 6 комплектов карточек с примерами (Приложение 4), листы с названиями свойств, 6 листов А4.

Для опытов необходимо:

Опыт №1: четыре одинаковых стакана, один из которых наполнен водой, второй – дренажем для комнатных растений (можно заменить небольшими камешками)

Опыт №2: стакан с водой, разноцветные полоски бумаги 4см х 2 см (красная, жёлтая, зелёная, голубая, белая).

Опыт №3: стакан с водой, полоска бумаги, пропитанная духами.

Опыт №4: стакан питьевой воды, стакан сока, трубочки по количеству человек в группе.

Опыт №5: стакан с водой, ёмкости, которые отличаются по форме и размеру (например, форма для выпечки, бутылка, ваза и т.д.)

Опыт №6: два стакана с тёплой водой, чайная ложка, соль, сахар.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний, постановка цели урока, мотивация.

- Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о воздухе и его свойствах. Давайте вспомним, что вы узнали по этой теме.

У каждой группы на столе есть кроссворд «Воздух и его основные свойства» (Приложение 1), который необходимо разгадать.

- Молодцы! Обратите внимание на выделенные слова в вашем кроссворде (Свойства, вода). Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать и какую цель перед собой поставим? (Узнать основные свойства воды)

-     Вы сегодня – не просто ученики, а настоящие учёные-исследователи, цель которых - провести эксперименты с водой и определить, какие свойства есть у воды.  Но каждый учёный должен объяснить и рассказать, где его открытие будет полезным. Мы это сделаем с помощью научного журнала. Как дополним цель урока? (Провести опыты и представить результаты на страницах научного журнала)

  1. Планирование

- Давайте определим шаги, которые нам необходимо сделать, чтобы представить результаты таким образом.

Обсуждение шагов, выписывание их на доску:

  1. Обсудить в группе технику безопасности при проведении опыта.
  2. Изучить инструкцию.
  3. Провести опыт.
  4. Записать свои наблюдения в таблицу.
  5. Определить, какое свойство воды показывает опыт.
  6. Рассказать о ходе опыта и его результате другим группам, дополнить информацию в таблице.
  7. Выяснить, как используется свойство воды человеком.
  8. Оформить страницы научного журнала.

- Наши лаборатории начинают работу!

  1. Реализация проекта

У каждой группы на столе находится набор оборудования для проведения опыта и инструкция (приложение 2). 6 опытов – 6 групп. Каждому обучающемуся выдана таблица для записи наблюдений и результатов (приложение 3). Группа сообща выполняет опыт, фиксирует информацию. Учитель контролирует процесс работы, при необходимости оказывает помощь, задаёт наводящие вопросы.

- Отличная работа, ребята! Теперь нам нужно поделиться своими открытиями с соседними лабораториями. Для этого каждый из вас вытянет бумажку с номером лаборатории, куда он отправится вместе со своей таблицей наблюдений. Вам нужно по очереди рассказать другим учёным о том, какой опыт вы проводили, что видели, какой вывод сделали, а также записать результаты других экспериментов.

Группы перемешиваются. Ребята обмениваются информацией, заполняют пустые ячейки таблицы, обсуждают результаты. Учитель также может принять участие в беседе, помочь с формулировкой результатов. Когда работа закончена, ребята остаются в этих группах.

- Теперь, когда мы знаем все свойства воды, нам нужно подумать, чем они могут быть полезны? Для этого нам помогут карточки, в которых описаны примеры, как человек может использовать эти свойства. Вам необходимо определить, какие карточки подходят тому свойству воды, что достанется вашей лаборатории.

Группам раздаётся одинаковый комплект карточек (приложение 4) и лист со случайным свойством воды. Ребята зачитывают примеры и, после обсуждения, решают, какие карточки им подходят. Учитель может направлять ребят при затруднении, объяснять значения непонятных слов, задавать наводящие вопросы.

  1. Самоконтроль и самооценка

- Какой наш следующий шаг для достижения цели? (Оформление страниц научного журнала). Верно! Сейчас нам нужно представить результаты нашей работы в научном журнале. Давайте обсудим, что вы изобразите? (Название свойства, рисунки, изображающие применение этого свойства, возможны небольшие тексты). Обязательно попробуйте добавить на свою страницу те примеры использования свойств, которые придумаете вы сами!

Каждая группа получает страничку (лист А4) и приступает к оформлению. В конце урока получается научный журнал, который можно оформить как выставку или собрать в книжку.

-  Лаборатории, расскажите нам о своих страницах. Поделитесь своими впечатлениями о проведённых исследованиях.

Ребята рассказывают, что изобразили на своих страницах, задают вопросы другим группам, делятся впечатлениями от урока.

-  

Приложение 1

Кроссворд «Воздух и его основные свойства»

6

3

8

2

7

1

9

4

5

  1. Газ, который поглощают из воздуха живые организмы.
  2. Тёплый воздух лучше холодного, воздух не имеет вкуса – это всё… воздуха.
  3. При охлаждении воздух…
  4. Воздух невозможно увидеть, так как он обладает этим свойством.
  5. Чистый воздух этого не имеет.
  6. Газ, который выделяют в воздух живые организмы.
  7. Смесь газов – это…
  8. Воздух при нагревании…
  9. Оказывается, из неё можно выйти сухим.

Кроссворд «Воздух и его основные свойства» (ответы)

6У

Г

Л

3С

Ж

И

М

А

Е

Т

С

Я

К

И

8Р

2С

7В

О

Й

С

Т

В

А

О

Л

С

З

Ы

Ш

1К

И

С

Л

О

Р

О

Д

Й

И

9В

У

4П

Р

О

З

Р

А

Ч

Н

О

С

Т

Ь

Х

Я

Д

Е

5З

А

П

А

Х

Т

С

Я

  1. Газ, который поглощают из воздуха живые организмы.
  2. Тёплый воздух лучше холодного, воздух не имеет вкуса – это всё… воздуха.
  3. При охлаждении воздух…
  4. Воздух невозможно увидеть, так как он обладает этим свойством.
  5. Чистый воздух этого не имеет.
  6. Газ, который выделяют в воздух живые организмы.
  7. Смесь газов – это…
  8. Воздух при нагревании…
  9. Оказывается, из неё можно выйти сухим.

Приложение 2

Опыт №1

Уважаемые учёные, перед работой над опытом проверьте оборудование и не забудьте о соблюдении техники безопасности!

Оборудование: два пустых стакана, один стакан с водой, один стакан с дренажем.

Инструкция:

  1. Перелейте воду в один из пустых стаканов. Что заметили? Как движется вода?
  2. Попробуйте так же переместить дренаж в другой пустой стакан. Есть ли отличия?
  3. Сделайте вывод: каким свойством обладает вода?
  4. Запишите свои наблюдения в таблицу

Выбери подходящий вариант: вода прозрачна и бесцветна, безвкусна, текуча, принимает форму сосудов, не имеет запаха, является растворителем.

Опыт №2

Уважаемые учёные, перед работой над опытом проверьте оборудование и не забудьте о соблюдении техники безопасности!

Оборудование: стакан с водой, разноцветные полоски бумаги 4см х 2 см (красная, жёлтая, зелёная, голубая, белая).

Инструкция:

  1. Приложите каждую полоску цветной бумаги к стакану в водой. Совпадает ли вода по цвету с какой-нибудь полоской? Какого цвета вода?
  2. Опустите в стакан с водой любую полоску цветной бумаги. Видно ли её сквозь воду?
  3. Сделайте вывод: какими свойствами обладает вода?
  4. Запишите свои наблюдения в таблицу

Выбери подходящий вариант: вода прозрачна и бесцветна, безвкусна, текуча, принимает форму сосудов, не имеет запаха, является растворителем.

Опыт №3

Уважаемые учёные, перед работой над опытом проверьте оборудование и не забудьте о соблюдении техники безопасности!

Оборудование: стакан с водой, полоска бумаги

Инструкция:

  1. Понюхайте полоску бумаги. Чем она пахнет?
  2. Понюхайте воду. Чувствуете ли вы её запах?
  3. Сделайте вывод: каким свойством обладает вода?
  4. Запишите свои наблюдения в таблицу

Выбери подходящий вариант: вода прозрачна и бесцветна, безвкусна, текуча, принимает форму сосудов, не имеет запаха, является растворителем.

Опыт №4

Уважаемые учёные, перед работой над опытом проверьте оборудование и не забудьте о соблюдении техники безопасности!

Оборудование: стакан воды, стакан сока, трубочки

Инструкция:

  1. Сделайте небольшой глоток сока с помощью трубочки. Есть ли у него ярко выраженный вкус?
  2. Сделайте небольшой глоток воды с помощью трубочки. Отличается ли вкус?
  3. Сделайте вывод: каким свойством обладает вода?
  4. Запишите свои наблюдения в таблицу

Выбери подходящий вариант: вода прозрачна и бесцветна, безвкусна, текуча, принимает форму сосудов, не имеет запаха, является растворителем.

Опыт №5

Уважаемые учёные, перед работой над опытом проверьте оборудование и не забудьте о соблюдении техники безопасности!

Оборудование: стакан с водой, форма для кекса, бутылка.

Инструкция:

  1. Форму чего имеет вода в стакане?
  2. Перелейте воду из стакана в форму для кекса. Изменилась ли форма воды?
  3. Перелейте воду из формы в бутылку. Форму чего приняла вода?
  4. Сделайте вывод: каким свойством обладает вода?
  5. Запишите свои наблюдения в таблицу

Выбери подходящий вариант: вода прозрачна и бесцветна, безвкусна, текуча, принимает форму сосудов, не имеет запаха, является растворителем.

Опыт №6

Уважаемые учёные, перед работой над опытом проверьте оборудование и не забудьте о соблюдении техники безопасности!

Оборудование: два стакана с тёплой водой, чайная ложка, соль, сахар.

Инструкция:

  1. Добавьте в первый стакан немного соли, а во второй – сахара. Видно ли их крупинки?
  2. Хорошо перемешайте воду в стаканах, подождите немного. Можем ли мы увидеть крупинки? Что произошло с солью и сахаром?
  3. Сделайте вывод: каким свойством обладает вода?
  4. Запишите свои наблюдения в таблицу

Выбери подходящий вариант: вода прозрачна и бесцветна, безвкусна, текуча, принимает форму сосудов, не имеет запаха, является растворителем.

Приложение 3

Таблица для записи наблюдений и результатов

Номер опыта

Что наблюдали?

Свойство воды

Опыт №1

Опыт №2

Опыт №3

Опыт №4

Опыт №5

Опыт №6

Приложение 4

Карточки с примерами использования свойств воды

  1. У многих одноклассников Матвея есть домашние животные: кошки, собаки, хомяки, попугаи и даже ящерицы. Учитель попросила ребят принести фотографии их питомцев, чтобы оформить выставку. Матвей решил сфотографировать своих золотых рыбок. Будет ли видно рыбок на фото?

  1. Как пожарные тушат огонь? У них есть машины, которые снабжены цистерной с водой. Огонь заливают водой из специальных шлангов-рукавов. Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине.

  1. Саша решила подарить маме на День Рождения поделку из льда. Для этого она взяла стакан, воду, яркие красители, а также формочки цветов и лисы. В каждую форму помещается равно один стакан воды. После заморозки у девочки получились разноцветные цветы и рыжая лиса.

  1. Летом семья Воронцовых поехала на юг. Кирилл вместе с родителями отправился на пляж. Когда мальчик купался в море, то заметил, как много причудливых камней и ракушек видно на дне. Но для того, чтобы дотянуться до них, нужно глубоко нырнуть.

  1. В море, в речке, в океане

Волны плещутся всегда.

Не пойму откуда в кране

Появляется вода?

  1. Фильтр для воды – необходимая вещь в каждом доме. Вода в нашем кране появляется из рек, проходит через очистку, но можно ли её пить? В воде всё ещё много вредных веществ, которые человек может увидеть невооружённым глазом. Такую воду можно пить только после того, как её пропустили через фильтр и прокипятили. Тогда она становится чистой, без посторонних привкусов.

  1. Маленькая Соня заболела, поэтому врач прописал ей микстуру и лекарство-порошок, который мама высыпала в стакан и залила тёплой водой. Порошок куда-то исчез, а вода в стакане стала оранжевой.

  1. Артём очень любит помогать маме. В этот раз они вместе накрывали на стол. Мама попросила мальчика добавить всем членам семьи сахар в чай. Артём задумался над тем, сколько ложек сахара ему нужно положить в свою кружку, чтобы чай не был таким безвкусным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром по теме:" Растения весной".

Цель: дать представления об изменениях в жизни растений с приходом  весны.Задачи:- продолжать учить замечать сезонные изменения в природе;- поплнение и активизация словарного запаса;- воспитывать...

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Растения в домашней аптечке"(2 класс)

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Растения в домашней аптечке"(2 класс)...

Конспект урока и презентация по окружающему миру по теме "Звери"

развернутый конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Звери" для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа" и презентация....