Методический паспорт учебного проекта по теме "Вода, источники, свойства"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

В материале подробно описана подготовительная и практическая работа учителя по проведению проектной экспериментальной деятельности с учащимися на уроке окружающего мира во 2 классе.  В приложениях даны листы планирования работы в группе и материалы по экспериментальной работе. Материал можно использовать по любому УМК. В презентации отражены рабочие моменты и их результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Малоимышская средняя общеобразовательная школа»

Методический паспорт

эмпирического ученического проекта

«Вода, источники, свойства»

Автор:

учитель начальных классов:

Винтер Н.А.

первая квалификационная категория.

М - Имыш, 2012 г.

Актуальность проекта

    В рамках действующего стандарта 2009 г. одно из важнейших требований организации педагогической деятельности – применение деятельностного подхода в обучении.  Следовательно, необходимо использовать активные методы и формы работы учащихся на уроке. На наш взгляд самым продуктивным методом является поисковая, экспериментальная, исследовательская деятельность. Она дает возможность учащимся наглядно увидеть результат деятельности и самостоятельно сделать выводы. А с педагогической точки зрения является эффективным средством формирования ряда важных УУД.

     Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с ролью воды в нашей жизни. Учащиеся познакомятся с тремя состояниями воды, узнают о ее свойствах, определят роль воды в жизни живых организмов. Постараются ответить на самый главный вопрос: почему воды так мало, когда ее так много?

Продолжительность исследования-  2 урока

Цели и задачи проекта

Основания проекта – достижение результатов ФГОС, 2009 г.

Цель: создать журнал «Вода, источники, свойства»

Задачи:

- страница – виды водоемов

- страница – свойства воды

- страница – схема путешествия капельки

- страница – способы очистки воды в местных условиях.

- страница -  береги воду.

Педагогические  цели и задачи:

Цель: формирование представления о свойствах воды, и ее важности в жизни человека.

Задачи:

  1. отличать водоем от других сообществ, называть его особенности.
  2. различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний;
  3. знать меры сохранения и очистки воды;
  1. овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  2. выполнять требования работы в группе: планировать, договариваться, отвечать на вопросы, слушать собеседника, моделировать,  предъявлять результаты работы, оценивать работу группы.
  3. развитие способностей учеников взаимодействовать с миром природы, желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;
  4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе.  

   В результате реализации учебного исследования по предмету «Окружающий мир» во 2 классе учащиеся смогут: определять свойства воды, ее распространения в природе, определять состояния воды, назвать условия, необходимые для жизни живого существа, оценить воздействие человека на природу.

      Участники проекта - учащиеся 2 класса.

      После этапа актуализации знаний на уроке учащиеся делятся на 3 группы (по 3-4 человека) для решения проблемных задач:

- какие виды водоемов существуют на земле, какие особенности имеют?

- свойства воды, ее круговорот в природе?

- как сохранить водные ресурсы? Меры очистки воды.

   

     Предварительно оговариваются критерии оценивания  работы групп.

Затем, каждая группа повторяет правила работы, распределяет роли (возможна помощь учителя).

  В результате распределения ролей в каждой группе определяют:

«организатора» - ответственного за достижение результата и контролирующего все этапы работы группы  и оценивающего эффективность работы.

  «писаря» - ответственного за заполнение моделей или информационных таблиц.

 «мастерового» - ответственного за проведение практической работы (опыта).

 «оратора» - ответственного за публичное представление результатов.

Можно назначить еще  «часового» - ответственного за время (так же эту роль может исполнять учитель сам).

ГРУППЫ:

ЗНАТОКИ

ЛАБОРАНТЫ

ЭКОЛОГИ

Исследуют вопрос:  

Виды водоемов, их особенности.

Исследуют свойства воды.

Выяснят, как происходит круговорот воды в природе?

Исследуют вопрос: Почему надо беречь воду? Как ее очистить.

Методы исследования

Моделирование при работе с текстовой информацией.

Эксперимент, наблюдение по интерактивной доске.

Эксперимент,  видеопросмотр.

Результаты деятельности

Изготавливают страницу  альбома

«Виды водоемов» (по предложенной модели и указанным источникам информации).

Заполняют таблицу: Свойства воды,  проводят интерактивную экскурсию путешествие капельки.

Изготовят страницу "Берегите воду!"

Проведут опыт по очистке воды и результаты занесут в таблицу.

    На первом уроке учащиеся исследуют тему и оформляют  результаты, на 2 уроке презентуют и оценивают свою работу.

Этапы  исследовательской работы

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

Формируемые УУД

Планирование, уточнение и формулировка задач.

- выявление проблемных задач на основе актуализации знаний учащихся,

-  распределение на группы,

- обсуждение критериев оценивания и методов работы учащихся.

- выбор и принятие  проблемных задач,

- распределение ролей в группе,

- определение методов работы..

- учащиеся распределены на группы для решения проблемных задач;

- выбраны методы проведения исследования.

Регулятивные

прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- выбирать методы работы.

Коммуникативные

- умение договариваться.

Личностные

-положительная мотивация  принятие  роли.

Информационно- аналитический этап

.

- обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы.

- уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования, заполнения таблиц результатов.

- следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам

- определить, где и какие данные им предстоит найти

. - сбор данных и отбор необходимой информации.

Учащиеся (с помощью учителя) работают с источниками информации.

Уточняют и формулирует собственную задачу,

- ищут и собирают информацию, проводят опыты.

Познавательные

- принимать и удерживать учебную задачу.

- извлекать информацию из текстов и других источников.

- ориентироваться в новом виде записей – таблице.

- проводить простой опыт.

Коммуникативные 

 - умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной  форме;

Регулятивные

- оценивать  и корректировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Выполнение исследования

- помощь по мере необходимости.

- предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта.

- обработка и систематизация полученной информации, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи.

- заполняют таблицы, модели

Регулятивные -Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знаково-символические Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта

Познавательные

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство.

Представление полученных результатов работы

- объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы.

- представляют не только полученные результаты и выводы, демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о                                 проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

Презентация проекта

Регулятивные

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные и регулятивные

- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

-усвоение нравственных норм.

Рефлексивный

- организует рефлексию с помощью памятки.

- анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин.  

- предъявляют уровень сформированности самооценки.

 

Практическая значимость проекта: его результаты (журнал) можно использовать при изучении темы «Вода» в других классах. Помимо информационной значимости его можно использовать  в практических работах как источник информации.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Лист планирования работы в  группе

«Знатоки»

Основополагающий  вопрос «Вода, источники, свойства»

Вопрос (проблема) «Виды водоемов, их особенности»

Этапы

Гипотеза: _______________________________________________________________________________________________________________

Цель: __________________________________________________________________________

Задачи:

 ____________________________________________________________________________________________________________

Что знаю:

 ________________________________________________________________________

Что еще нужно  найти:

 ____________________________________

Что можно использовать:

 Атлас, энциклопедии, учебник.

 

Организатор в  группе:____________________________

Распределение обязанностей и план работы:

1 ученик

2 ученик

3 ученик

4ученик

Что делать

 

 

 

1 изучи источники информации,

2 заполните  недостающую информацию в модели

3 представьте результаты работы классу.

     4 оцените свою работу.  

Водоемы

Задание : Прочитай внимательно и переведи текстовую и слайдовую информацию в рисунки водоемов и их составных частей.

  1. Водоемы можно разделить на две группы:
  2. Естественные водоемы – это __________________________________.
  3. Искусственные водоемы – это _________________________________.
  4. Люди создают искусственные водоёмы для ______________________.

(отдыха, быта, пищевой промышленности, для увеличения количества пресной воды, судоходство, электроэнергии)

Водоём - это место скопления или  хранения воды. Водоёмы можно разделить на две группы: естественные и искусственные.

Естественные (создала природа) водоёмы – океан, море, река, озеро, ручей и т.д. Искусственные (созданы при помощи человека) – водохранилище, пруд канал.

Океан – водный покров земли, окружающий материки и острова. На земле 4 океана. Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-Ледовитый.

Море – часть океана, обособленная сушей. Морская вода соленая и непригодна для питья.

Озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоем.

Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья.

Ручей.

 Водохранилище – искусственный водоём, образованный, как правило, в долине реки водопроводными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.

Пруд – запруженное место, водоём в естественном или выкопном углублении, а также запруженное место в реке. Для водоснабжения, орошения и разведения рыбы.

Канал – искусственное русло, наполненное водой.

                                             

«Части реки»

  1. Начало реки – это __________________.
  2. Устье реки – это ____________________.
  3. Русло  - это ______________________.
  4. Притоки – это ____________________.
  5. Какие берега бывают у реки и как это определить?

  Начало реки  называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют устьем. Углубление, по которому течёт река, - это русло. У реки есть правый и левый берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева – левый. Исток, устье, русло, берега – части реки.

В реку обычно впадают другие реки и ручьи – притоки.

Лист планирования работы в  группе

«Лаборанты»

Основополагающий  вопрос «Вода, источники, свойства»

Вопрос (проблема) «Свойства и круговорот воды в природе»

Этапы

Гипотеза:___________________________________________________________________Цель: __________________________________________________________________________

Задачи:

 ___________________________________________________________________________

Что знаю:

 ________________________________________________________________________

Что еще нужно  найти:

 ____________________________________

Что можно использовать:

Экспериментальная работа, интерактивный ресурс

 

Организатор в  группе:____________________________

Распределение обязанностей и план работы:

1 ученик

2 ученик

3 ученик

4 ученик

Что делать

 

 

 

1 Изучи источники информации,

2 Проведи опыт и зафиксируй результат в таблице.

3 Пронаблюдай и создай схему круговорота воды.

4 Представь свою работу одноклассникам

5 Оцените работу.  

Свойства воды

 

Оборудование: стакан с водой, чашка, ваза, кусочек сахара, деревяшка, гранитный камень

Выполни опыт:

1 Понюхай жидкость и сделай вывод.

2 Посмотри на жидкость и определи цвет

3 Попей воду и определи вкус

4 Перелей часть воды в другие сосуды, определи форму

5 Возьми с подноса кусочек сахара и брось в стакан, понаблюдай что с ним произошло

6 Опусти в стакан дерево, запиши результат

7 Опусти в стакан гранит, запиши вывод.

ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ

Запах

Цвет

Вкус

Форма

Сахар

Дерево

Гранит

Вывод о растворимости веществ в воде ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист планирования работы в  группе

«Экологи»

Основополагающий  вопрос «Вода, источники, свойства»

Вопрос (проблема) «Почему нужно беречь воду? Как ее очистить?»

Этапы

Гипотеза: ____________________________________________________________________________Цель: __________________________________________________________________________

Задачи:

 ____________________________________________________________________________________________________________

Что знаю:

 ________________________________________________________________________

Что еще нужно  найти:

 ____________________________________

Что можно использовать:

Источник информации / ресурс

Вид информации

 Электронный

Экспериментальная работа, интерактивный ресурс

 

Организатор в  группе:____________________________

Распределение обязанностей и план работы:

1 ученик

2 ученик

3 ученик

4 ученик

Что делать

 

 

 

1 Изучи источники информации,

2 Проведи опыт и зафиксируй результат в таблице.

3 Посмотри и сделай рисунки «.

4 Представь свою работу одноклассникам

4 Оцените работу.  

Эксперимент «Очистка  воды»

Оборудование: стаканчики с водой, салфетки, газета, бумага, гуашь, вата, сосуд с песком.

Задание проведи эксперимент, заполни таблицу.

Эксперимент

1 В один из стаканчиков с водой добавь немного гуаши и размешай. В пустой стаканчик положи салфетку и пропусти  через нее грязную воду. Занеси результат в таблицу.

2 Повтори тоже самое с газетой. Зафиксируй результат.

3 Выполни эксперимент с ватой, песком.  Сделай выводы о фильтрах.

Салфетка

Газета

Вата

Песок

Вывод: воду можно очистить с помощью ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2: Нарисуй правила  охраны воды.

             Путешествие капельки

Задание: Дополни схему недостающими названиями,  проследив круговорот воды в природе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рабочие моменты реализации проекта «Вода, источники, свойства» М – Имыш 2 класс

Слайд 2

Работа группы «Знатоки» Процесс работы

Слайд 3

Результат

Слайд 4

Работа группы «Лаборанты» Выявление свойств воды - эксперимент

Слайд 5

И нтерактивное путешествие капельки Нажимая на стрелки интерактивной доски н аблюдаем круговорот воды в природе.

Слайд 6

Результат работы

Слайд 7

Работа группы «Экологи» Проводим эксперимент

Слайд 8

Результат работы

Слайд 9

Спасибо за внимание Н.А. Винтер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический паспорт учебного проекта

Методический паспорт учебного проекта...

Методический паспорт учебного проекта "Чтение с увлечением"

Методический паспорт учебного проекта "Чтение с увлечением в клубе Знатоков"...

Методический паспорт учебного проекта "Кто нас защищает?"

Методический паспорт учебного проекта "Кто нас защищает?"...

методически паспорт учебного проекта Экология нашей школы

Содержит описание этапов проекта, критерии оценивания...

Методический паспорт учебного проекта "Чтение с увлечением"

Почему современные дети не любят читать? Как использовать ресурсы Санкт-Петербурга: музеи, выставки, городские проекты, творческие встречи с писателями, театры, библиотеки для развития интереса к чтен...


 

Комментарии

Материал рекомендован для использования учителями начальных классов на уроках и во внеурочное время.