Открытое заседание секции НОУ "Любители природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Заседание секции НОУ "Любители природы" по теме "Знатоки природы" построено в форме соревнования двух команд  по нескольким направлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znatoki_prirody_13_noyabrya.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие «Знатоки природы».

Класс: 4

Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

1. Расширение и углубление знаний о природе, формировать познавательный интерес к окружающему нас миру.

2. Развивать сообразительность, быстроту мышления, умение работать в микро коллективе.

3. Воспитание заботливого отношения к природе.

Тип занятия: игра

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, жетоны, видеоклип «Живет повсюду красота»

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Учитель: Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни” - сказал Сухомлинский. (Высказывание заранее записывается на доске).

Звучит мелодия Поля Мория «В мире животных».

В это время выходит ученик и на фоне приглушенной музыке читает стихотворение.

Ученик:

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…? (Природа)

Ведущий:  Ребята, вы наверно уже догадались, что мы сегодня с вами будем говорить…о чем? Правильно, о природе.

Мы встретились сегодня с вами, чтобы подумать, как сохранить нашу природу.

Но чтобы сохранить природу, что нужно для начала сделать? (изучить ее) На уроках  окружающего мира мы уже многое изучили о природе, знаем  ее тайны и причуды. Давайте поделимся своими знаниями об удивительном мире растений и животных. Этой теме мы и посвящаем игру «Знатоки природы» (слайд 1)

Учитель: За столами собрались участники игры. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте познакомимся.

Представление команд (заранее обговаривается название команды и девиз, команда 8 человек).

Ученик-помощник: Приветствую всех членов команд и желаю вам победить. Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры.

- Игра состоит из 5 конкурсов.

- На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время, игрокам разрешается общаться между собой. После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.

- Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы будет жюри (представление членов жюри).

Итак, начнем игру!

(слайд 2)  «Разминка»  (каждой команде задается по несколько вопросов по очереди, на раздумье 5 сек. Если команда не отвечает, вопрос переходит команде соперника)

1. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья            (лиственница)

2. Что делает еж зимой?                                                           (спит) 

3. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый?           (Белка.)

4. У каких деревьев осенью листья красные?                         (рябина) 

5. Какой зверь похож на ежа?                                                   (дикобраз)

6. Какие цветы расцветают весной первыми?                          ()

7. Какая птица выводит птенцов зимой?                                    (клест еловик)

8. Какая птица весной прилетает первая?                                   (грач)

9. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов?                  (Кукушка.)

10. как называется птицы, которые остаются зимовать?           (зимующие)

ЗРИТЕЛЯМ

1. С прилетом каких птиц начинается весна?                             (грачей) 

2. Какая птица живет на болоте?                                                   (цапля) 

3. Какой цветок считается самым благородным?                      (роза)

4. Какая из птиц считается символом мира?                                 (голубь)

За каждый правильный ответ – 1 балл

1  ТРОПИНКА  «ЛЕСНАЯ»

Загадки о деревьях

  1. Весной зеленела, летом загорела,
    Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
    Ответ (Рябина)
  2. Не заботясь о погоде,
    В сарафане белом ходит,
    А в один из тёплых дней
    Май серёжки дарит ей.
    Ответ (Берёза)

3)Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ёль)

4) Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

Зрителям.

5) С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
                        (
Породы деревьев вывешиваются на доску.)

– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

- Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого мы проведём разминку, поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Если я буду поступать хорошо, то хлопаем, а если плохо, то все вместе топаем! 
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю
И убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

2 ТРОПИНКА  «ЗВЕРИНАЯ»

  1. Какой зверь самый чистоплотный? (барсук)
  2. Что теряет лось каждую зиму? (рога)
  3. Какое животное живет всегда под землей? (крот)
  4. У какого животного зубы растут на протяжении всей жизни (бобр)

Зрит   5. У кого на сучке кладовая? (белка)

ТРОПИНКА 3 ПТИЧЬЯ

- А в какое время года птицам особенно голодно?

- Как люди могут помочь птицам?

- Задание: из картинок, которые лежат у меня на столе выбрать только зимующих птиц, и поместить их в наш лес.

Физминутка

Давайте немножко отдохнем, Встанем. Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой, то дайте мне знать — хлопайте.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи....( хлопают)
Что не правильно? (Мухи-насекомые)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы... ( хлопают)
Что не правильно? (Куницы — млекопитающие)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки....(Хлопают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижы,
Аисты, кукушки,
Даже сплюшки,
Лебеди и утки-
И спасибо шутке!

- К нам пришли письма из леса. Нас просят о помощи! Давайте их прочитаем! И отгадаем, кто написал нам эти письма.

4  ТРОПИНКА  «ЖАЛОБНАЯ КНИГА ЛЕСА»

 Ведущий  Вам предлагается вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы» животного и определить, о ком идёт речь, и какую пользу приносит оно.

Жалоба 1.

Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Кто это? 

(Сова с 1964 года сова находится под охраной государства. Одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба. Арифметика проста. Мышь съедает в год 1 килограмм хлеба. А сова уничтожает 1000 мышей)

Жалоба 2.

Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в другую сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? ? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.

 (Жаба. одна жаба сохраняет от гусениц и и червей целый огород)

Жалоба 3

 На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим, висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.

 Летучая  мышь. Она охотится только ночью, но польза от неё огромная. Они поедают вредных насекомых ночью. Как бы сменяя птиц, которые едят насекомых днём.

Жалоба 4

«Что хотите с нами делайте: Режьте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте! Но только не вырывайте с корнем, не раскапывайте вокруг лесную подстилку, иначе совсем перестанем расти»

(Грибы)

Дается время. После этого представитель команды  читает жалобу и дает правильный ответ. За правильный ответ – 3 балла.

– Нужно ли охранять природу? (да)

ТРОПИНКА 5 ОХРАННАЯ

 Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

Экологическая игра – “Мусор в лесу”.

- Ребята, сейчас вы будите работать парами.  Представьте, что, проходя через лес, вы обнаружили замусоренную поляну. (Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов). Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их из леса, и обосновать свои решения.

Надписи на карточках:

Пакеты из полиэтилена.
Металлическая консервная банка
Стеклянная бутылка.

Пластиковая бутылка.
Бумажные фантики от конфет.
Гвозди.
Кожура банана.

 Огрызки яблок.
Метла из веток.
Старая футболка.
Газеты.

Примеры обоснования ответов: Кожура банана, огрызки яблок - естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь. А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения полимерв требуется около 600лет), поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.

1. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – её краса,

А зовут её .. (лиса)

2. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (солнце)

3. На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок,

За травой не виден он,

А жильцов в нём – миллион. (муравейник)

4. Меньше тигра. Больше кошки,

Над ушами кисти – рожки…

С виду кроток. Но не верь:

Страшен в гневе этот зверь. (рысь)

5. Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход. (бобры)

6. Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живёт

Интерактивная игра «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Итоги занятия.

«Ситуации»

- Разрешите экологические ситуации

  • Придя с классом в лес, одноклассники увидели муравейник. Им стало интересно узнать что там внутри. Они взяли палку и начали разбрасывать жилище муравьев в разные стороны. В чем ребята не правы?
  • Идя по тропинке, вы нашли в траве птичье гнездо с яйцами. Ваш друг обрадовался и решил рассмотреть яйцо поближе. Он взял его к себе в руки. Что ваш друг сделал неправильно?
  • Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад, варили суп из консервов. Что вы сделаете с мусором? Что сделаете с костром?
  • В лесу, Петя увидел красивые подснежники, и долго не раздумывая решил сорвать букетик для учительницы. Прав ли Петя? Что он сделал не так?
  • Придя в лес, мальчишки из класса захотели выпить березового сока. Они начали ковырять ствол березы, чтобы выпить сок. В чем ребята не правы?

Жалоба 1.

Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Кто это? 

 

Жалоба 2.

Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в другую сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что?  Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.

Жалоба 3

 На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим, висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.

Жалоба 4

«Что хотите с нами делайте: Режьте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте! Но только не вырывайте с корнем, не раскапывайте вокруг лесную подстилку, иначе совсем перестанем расти»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое заседание кружка "Родное слово"

Привитие интереса и любви к родному языку находит отражение как на уроках, так и во внеурочной деятельности, поэтому я предлагаю вашему вниманию КВН по русскому языку "Хочу всё знать" для 1 класс...

Заседание секции НОУ "Улицы города в лицах"

У каждого губкинца возможно есть своя любимая  улица. Но есть в нашем городе улицы,  которые обладают памятью многих поколений. Одна из самых  значительных городских улиц, знакома каждо...

Практическое занятие по экологии "Зелёное ожерелье" (заседание Клуба любителей природы)

Занятие с использованием педагогической  технологии на основе гуманно- личностной ориентации и здоровьесберегающей технологии....

Внеклассное мероприятие "Заседание клуба любителей природы"

Материал можно использовать на классном часе....

Августовское заседание секции учителей начальной школы.

План работы учителей на августовском заседании учителей начальной школы....

ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ»

Тема: Почему дует ветер?Цель: дать импульс превращению процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей, в  пр...