урок по окружающему миру.Опасные места.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Освоение важнейших правил безопасности. Воспитание отношения к жизни как к ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

Дата :06.02.18г.

Класс:3

Урок №39(5)

Тема: Опасные места.

Цель:Освоение важнейших правил безопасности. Воспитание отношения к жизни как к ценности.

Задачи: создать условия для выявления опасных мест для человека; соблюдения правил безопасности при пользовании лифтом, при игре во дворе, находясь на балконе, около подоконника и т. д.; обучения прогнозированию опасных ситуаций и их избеганию, приёмам работы с информационным текстом; способствовать формированию знаний учащихся об опасных местах в жилище и вокруг него.

способствовать формированию коммуникативных навыков работы в группе и в паре; развитию                 мышления через чтение информационного текста, умения действовать решительно и четко в опасной ситуации.

содействовать воспитанию ответственности учащихся за свою жизнь, умения внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, уважать чужое мнение.

Тип урока:усвоение новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные УУД: Установление связи между целью учебной деятельности

и её мотивом.

Нравственно-этическая ориентация.

Предметные УУД: Учащиеся научатся правильно вести себя в квартире,

доме  и ближайших окрестностях, использовать текст и иллюстрации

учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных

сообщений.

Познавательные УУД: Самостоятельное выделение и формулирование

познавательной цели. Структурирование знаний.

Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками

Регулятивные УУД: Выделение и осознание учащимися того, что уже

усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Оборудование: лист с названиями групп дорожных знаков: «Дорожные знаки»,  «Предупреждающие знаки», «Запрещающие знаки», «Предписывающие знаки», «Указательные знаки», «Знаки сервиса»;; карточки со словами: дорога, трансформаторная будка, пустырь, лес, лифт, подоконник, стройплощадка, гололед, сосульки; листочки для тестов; таблицы для заполнения,презентация

Эпиграф к уроку: Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Ну-ка проверь, дружок,        Все ли правильно сидят?

Ты готов начать урок?        Все ль внимательно глядят?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:        Пусть пойдет ребятам впрок

Ручка, книжка и тетрадка?        Очень важный наш урок.

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос. По рядам по очереди

– Вспомним, что проходили на прошлом уроке.

Детям знать положено

Правила дорожные!

Ты, дружок, доверься им:

Будешь цел и невредим!

1. Человек, который ходит по улице пешком, а не едет. (Пешеход.)

2. Человек, который управляет машиной. (Водитель.)

3. Человек, находящийся в машине, кроме водителя. (Пассажир.)

4. Часть дороги для пешеходов. (Тротуар.)

5. Дорожка только для пешеходов. (Пешеходная дорожка.)

6. Часть дороги только для движения транспорта. (Проезжая часть дороги.)

7. Часть дороги для движения пешеходов, если нет тротуара. (Обочина.)

8. Переход, на котором нарисованы белые широкие полоски. (Пешеходный переход или «зебра».)

9. Устройство, которое световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов. (Светофор.)

10. Какие бывают светофоры? (Транспортные и пешеходные.)

На доске: дорожные знаки.

Посмотрите, что изображено на доске? (Дорожные знаки.)

– Для чего служат дорожные знаки?

– Почему дорожные знаки в тёмное время суток освещаются? (Поверхность знаков покрывают светоотражающими красками.)

– Почему дорожные знаки в разных странах одинаковые? Каково их назначение? (Чтобы не запутаться водителям и пешеходам в других странах. Они понятны без слов жителям всех стран. Дорожные знаки помогают водителям и пешеходам безопасно двигаться по дорогам и улицам.)

– На какие группы делятся дорожные знаки? (Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.)

– Расскажите, о чём говорят знаки каждой группы. Распределите дорожные знаки по группам.

Для чего важно знать правила дорожного движения и дорожные знаки?

Учащиеся делают вывод.

III. Сообщение темы и целей урока.

 Что произойдет, если вдруг  дорожные  знаки  поменять  местами?  (Опасная ситуация.) – Какая ситуация возникнет на дороге? Произойдет авария

 Я предлагаю вам  сформулировать задачи урока, продолжите предложения.

Узнаем…..

Будем учиться…..

Находить….

Оценивать….

.

Вывод: опасности нас ждут не только на дороге.

– Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые опасные ситуации, не в тропическом лесу и не в пустыне, а в своём доме и вокруг него. Порой люди настолько убеждены в его неприступности и надежности, что считают свое жилище абсолютно безопасным. Но жизнь показывает – это не всегда так.

– Как вы думаете, о каких опасных местах пойдёт речь? (Ответы учащихся.)

– Мы совершим путешествие по опасным местам квартиры и двора. Посетив эти места, мы должны научиться предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и четко, а также отвечать за свою жизнь. Побывав в опасном месте и преодолев его, мы сделаем его безопасным.

– Основные положения этой формулы вывел из личного опыта известный путешественник Яцек Палкевич (зачитывает):

•  Предвидеть опасность.

•  По возможности избегать ее.

•  При необходимости действовать – решительно и четко.

•  Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать.

– С перекрестка мы возвращаемся в свой двор.

Физкультминутка

– Давайте поиграем в волейбол. (Имитация движений.)

– А теперь в футбол; попрыгаем на скакалке и в классики.

– Пройдемся по тонкому бревну, а в песочнице построим замок.

– Надуем шарики и пустим в небо. Увидели бумажного змея и помахали ему.

IV. Изучение нового материала.

1. Беседа об опасных местах во дворе и на улице.

– Ребята, большую часть времени вы находитесь дома, за пределами школы и чаще всего сами решаете, как провести свободное время. Но часто можно слышать, что кто-то из ребят попал в опасную для жизни ситуацию. Различные неприятности могут произойти во дворе вашего дома и даже в вашей квартире. Для того чтобы не случилось несчастье, необходимо определить опасные места там, где вы чаще всего бываете, и выработать правила безопасного поведения.

– А какие опасные места могут быть во  дворе  и  его  окрестностях?  (Трансформаторная будка, стройка, парк, лес, пустырь.)

– Расскажите, какие правила безопасности нужно соблюдать. (Нельзя играть на стройплощадке; трансформаторная будка может быть смертельно опасной; на пустыре, в лесу или парке нельзя ходить и играть одному.)

– Гулять во дворе – безопасно. Но не стоит и на детской площадке забывать о мерах безопасности, ведь и там можно попасть в беду. Какие же опасные ситуации могут возникнуть на детской площадке?

Как здрово залезть на крышу

И быть домов, деревьев выше,

Гулять по крыше, словно кошка,

Смотреть в чердачное окошко…

Но миг! – и можешь ты сорваться,

На высоте не удержаться…

Ходить по крыше вам опасно –

Так не рискуйте вы напрасно!

– Чем опасно гулять по крышам? Во дворе опасны лесенка, горка, качели – это места для развлечений, а не для баловства. Нарушил правила – упал, а это очень больно, можно даже сломать что-нибудь.

Опасное место – трансформаторная будка. Там высокое напряжение электрического тока. Нельзя подходить к ней, а тем более заглядывать в неё.

Если рядом есть парк, пустырь или лес, нельзя ходить в такие места. Это опасно тем, что тебя может похитить преступник или ты можешь заблудиться. Особенно не гуляй с наступлением темноты. Вечером можно гулять только со взрослыми.

– Незнакомые люди могут называть тебя по имени, обращаться к тебе от лица твоих мамы или папы, бабушки или дедушки с просьбой пойти куда-то. Тебе могут предложить конфету, поискать котёнка или щенка, покататься на машине. На любые просьбы ты должен отвечать отказом. Помни! Взрослые обращаются за помощью только ко взрослым, а не к детям!

Некоторые ребята любят играть на стройке в прятки. Но там бетонные плиты, глубокие ямы, кирпичи, трубы. Все эти предметы очень опасны. Любая неосторожность может привести к несчастью.

На стройке работают, а не играют.

Лишь глупые дети об этом не знают.

Хоть вам интересно играть в жмурки, прятки,

Там бегать и прыгать опасно, ребятки!

– Поиграв во дворе, мы возвращаемся домой. Угадайте: на чем? Отгадайте загадку:

•  Без шофера, без колес, а домой меня привез? (Лифт.)

2. О правилах поведения в лифте.

Рассказ учителя.

– Чтобы не попасть в беду, нужно правильно вести себя в лифте. Лифт не любит детских шалостей. Нельзя прыгать и играть в кабине лифта; не надо ничего поджигать. Кабина может наполниться дымом, и тогда можно задохнуться.

Запрещено спускаться в шахту лифта и пробовать прокатиться на крыше кабины. Эта «игра» может закончиться трагически.

Нельзя входить в лифт с незнакомым человеком, даже если он будет тебя звать.

Если ты застрял в лифте, нужно нажать кнопку «Вызов» и сообщить диспетчеру об остановке. Не пытайтесь открыть лифт самостоятельно. Он может начать движение. Нельзя пользоваться лифтом во время пожара. При пожаре нужно спускаться только по лестнице.

– К сожалению, в лифте, тоже может случиться беда. Поэтому необходимо знать правила пользования лифтом. Табличка с правилами прикреплена к стене рядом с ним в каждом подъезде или в кабине лифта.

Работа с таблицей.

– Давайте все вместе заполним таблицу, что можно делать в лифте и чего нельзя. (Таблица у каждого ученика.)

Правила обращения с лифтом

Можно делать

Нельзя делать

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

Работа по учебнику (с. 21).

– Прочитаем правила безопасности при пользовании лифтом.

3. Рассказ с элементами беседы о балконе и окне.

– Что является самым опасным местом в квартире? Почему? (Карточки слов прикрепляются на доске.)

– Ребята, расскажите, как нужно вести себя на балконе и около подоконника? (Ответы учащихся.)

– Из многих мест квартиры особо опасным может оказаться балкон. Нельзя сидеть на перилах, свешиваться через перила. Запрещено играть на балконе в подвижные игры, а также разжигать на балконе костёр. Огонь быстро распространяется в квартиры верхних этажей, и безопасность многих людей окажется под угрозой.

Окно и подоконник тоже опасное место. Если окно открыто, нельзя вставать, садиться или ложиться на подоконник. Не надо высовываться из окна, можно потерять равновесие и упасть. На закрытое окно не следует опираться. Стекло – хрупкий материал. Оно может треснуть и больно поранить.

– Вы пришли домой, а кто-то остался гулять. Безопасно ли гулять в одиночку с наступлением темноты?

Физкультминутка

        Дружно встали. Раз, два, три!

        Мы теперь богатыри!         (Руки в стороны.)

        Мы ладонь к глазам приставим,

        Ноги крепкие расставим.

        Поворачиваясь вправо,         (Поворот вправо.)

        Оглядимся величаво,

        И налево надо тоже         (Поворот влево.)

        Поглядеть из-под ладошек.

        И направо, и еще         (Поворот вправо.)

        Через левое плечо.         (Поворот влево.)

        Буквой «Л» расставим ноги.

        Точно в танце – руки в боки.

        Наклонились влево, вправо.

        Получается на славу!

4. Беседа об опасных явлениях природы зимой.

– Ребята, отгадайте загадку:

•  Его полным-полно зимой.

  Так скользко – не дойдешь домой.

  На речках и прудах встаёт

  Прозрачный, хрупкий, чистый… (лёд).

– Опасное явление природы – гололёд. В холодное время года становится опасным всё, что покрыто льдом: горки, дороги, реки. Какие опасности угрожают детям зимой?

Нельзя ходить одному на реку.

Нельзя кататься на ногах с горки – можно упасть.

Ходить надо осторожно, по тротуару, посыпанному песком, наступая на всю подошву.

– Какую помощь мы можем оказать при гололеде? (Посыпать дорогу песком, оградить место под сосульками.)

– А как мы сможем обезопасить себя от падения? (Приклеить пластырь на подметки, выйти из дома пораньше, чтобы не торопиться.)

– Все ребята любят кататься зимой с горы. Но надо кататься только там, где нет дорог. Иначе санки могут вынести вас под колёса выехавшей машины. Также нельзя кататься с горы около рек. Лёд может оказаться непрочным, и вы рискуете провалиться в холодную воду. Да, кататься очень весело, но опасно!

– Отгадайте загадку:

•  Белая морковка зимой растёт. (Сосулька).

– Сосульки тоже могут быть опасны. В каких ситуациях?

Сосульки образуются на выступающих участках фасада здания, на карнизах, отливах, козырьках балкона, краях крыши. При «благоприятном» стечении обстоятельств за одни сутки вес сосульки может увеличиться на несколько десятков килограммов. Вес некоторых из них может достигать 300 килограммов. Сосульки могут ломаться и падать вниз, повреждая все, что встречается им на пути. Падающие с крыш зданий сосульки нередко причиняют травмы прохожим, а иногда приводят и к летальным исходам. Особенную опасность представляет падение на голову человека, обычно такое явление может вызвать сильный ушиб или лёгкое сотрясение мозга. Под тяжестью сосулек могут обрываться электропровода, ломаться конструкции зданий и сооружений.

Причинами падения сосулек является повышение температуры и таяние льда, сильный ветер, большой вес сосульки с налипшим на нее снегом.

V. Закрепление изученного материала.

– Надо запомнить правило безопасности:

Выходя на улицу, приготовь заранее

Вежливость и сдержанность, а главное – внимание!

– Проверим ваши знания с помощью теста. Вам надо выбрать правильный ответ на данный вопрос.

1. Можно ли вставать на стул на балконе?

        К) Можно. Я пробовал и не упал.         М) Нет. Можно упасть.

2. Можно ли играть на стройке?

        А) Не знаю, не пробовал.         О) Нет. Это запрещено.

3. Чем может закончиться игра на стройплощадке?

        Л) Можно получить травму. Б) Ничего страшного, даже интересно.

4. Чем опасно выглядывать в открытое окно?

        О) Можно потерять равновесие и упасть.         А) Ничем.

5. Можно ли играть на крыше?

        Т) Да, там очень интересно.         Д) Нет, это опасно.

6. Как достать воздушного змея с дерева?

        В) Залезть на дерево, наступить на ветку и снять.

        Ц) Позвать на помощь взрослых.

7. Что ты будешь делать, если тебе незнакомец предложит конфету?

А) Возьму её.         Ы) Я откажусь и уйду.

– Какое слово получилось у вас? (МОЛОДЦЫ.)

VI. Итог урока. Рефлексия.

– Итак, какие же опасности могут вас подстерегать у себя дома, во дворе и в других местах?

– Правильно, ребята. Некоторые места в квартире и во дворе, на улице могут быть опасны: это балкон, окно, лифт, стройплощадка, пустырь, парк, лес, а зимой – места, покрытые льдом. Чтобы с вами не случилась беда – помните о безопасности всегда!

Вывод:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – всё избежать,

А где надо – на помощь позвать!

Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке:

 Зелёный квадратик: я работал хорошо, у меня всё получилось.(красное сердечко

 Жёлтый смайлик: я хорошо работал, но были трудности.

Красный квадратик: я мог бы  работать  лучше.

Домашнее задание: учебник, с. 20–24; ответить на вопросы рубрики «Проверь себя!».* 

подготовить сообщения об опасных местах в ваших домах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Опасные незнакомцы" во 2 классе по программе Школа России.

Конспект урока по окружающему миру "Опасные незнакомцы" во 2 классе по программе Школа России....

Открытый урок по окружающему миру "Опасные незнакомцы"

конспект урока по окружающему миру "Опасные незнакомцы"...

Открытый урок по окружающему миру "Опасные незнакомцы"

по окружающему миру "Опасные незнакомцы"...

Конспект урока по окружающему миру «Опасные места» 3 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Опасные места»Цели деятельности учителя: формирование знаний о опасных местах в квартире, жилых домах, во дворах; формировать представление о правильном безопасном поведе...

Урок по окружающему миру "Опасные места" 3 класс

Технологическая карта к уроку окружающего мира  "Опасные места" , по программе Школа России...