Урок решения проектной межпредметной задачи:«Осторожно - в лесу дети!»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Брагина Елена Ильинична


В результате выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, создается итоговый "продукт" - иллюстрированный журнал "Правила поведения в лесу для детей" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок решения проектной межпредметной задачи:

«Осторожно - в  лесу дети!»

(создание иллюстрированного журнала

«Правила поведения в лесу для детей»)

Брагина Елена Ильинична,

 учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Предмет

Литературное чтение, русский язык, окружающий мир

Класс

2, 3

Вид задачи

Межпредметная разновозрастная проектная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации.
  2. Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах, и на её основе осуществлять выбор оптимального решения.
  3. Сотрудничество учащихся в малых одновозрастных группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи.

Знания, умения, способы действий, на которые опирается задача

Литературное чтение, русский язык, окружающий мир:

  • умение выделять существенную (необходимую) информацию в тексте;
  • умение оформлять законченную мысль (находить соединять начало и конец пословиц и поговорок);
  • умение преобразовывать художественный текст (мини-сочинение от лица героя);
  • создание собственных текстов в соответствии с заданным жанром (синквейн «Лес», «Дети»);
  • составление модели связи между человеком и живой природой, в соответствии с  последовательностью событий  в заданном тексте.

Общеучебные умения:

  1. Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах:
  • просмотр отрывка из детского киножурнала «Ералаш»;
  • словесное описание проектной задачи;
  •  набор текстов различных  жанров (рассказы, научные тексты, пословицы и поговорки);
  • иллюстрации с изображением различных примеров поведения детей в природе;
  • предметные иллюстрации для составления моделей «связи в окружающем мире между человеком и природой»
  • алгоритм к написанию нерифмованного стихотворения из 5 строк (синквейна) и пример на тему «Насекомые».
  1. Работа в малой группе:
  • организация работы; распределение заданий между участниками группы; взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи; взаимоконтроль.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

  • усвоения материала по различным предметам и возможностей применять его в нестандартных условиях;
  • умения, работая в малой группе, создавать конечный «продукт» - иллюстрированный журнал «Правила поведения в лесу».

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём  наблюдения и оформляется в виде оценочного листа.

Получившийся в ходе работы «продукт» предлагается для оценивания другой группе через оценочный лист с заданными критериями.

ЭОР; программное обеспечение; ресурсы урока

Видеофильм; презентация «Правила поведения в лесу для детей»;

Комплекты заданий для 4 групп; комплект «Оценочных  листов  работы групп № 1 и №2 - №3 и №4; листы ватмана для оформления страниц «журнала» (продукта), карандаши, фломастеры, клей-карандаш, подкладные листы для работы с клеем, клеёнки, сигналы для групповой работы: «Эврика (открытие)», «Мы запутались (просим помощи)», «прошу тишины»;

Технологии

Технология развития критического мышления:

  1. Анализ (постановка учебной задачи).
  2. Моделирование. Решение задачи  в группах.
  3. Синтез.

Деятельностная технология: сотрудничество учащихся в малых одновозрастных группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи, «открытие нового знания», самооценка, взаимооценка (по установленным критериям)

Замысел проектной задачи

В качестве сюжета для создания квазиреальной (модельной ситуации) взят отрывок из киножурнала «Ералаш» - «Самый дружный наш отряд», где дети нарушают правила поведения в лесу. Задания для её решения построены таким образом, чтобы при объединении их в единое целое получить иллюстрированный журнал: «Правила поведения в лесу для детей».

Результат, который должны получить дети

В результате выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, создать итоговый «продукт»  - иллюстрированный журнал, в котором с помощью текстов различных жанров, иллюстраций и опорных сигналов люди призываются к соблюдению правил поведения в лесу.

Цель урока:

  •  Создание условий для получения  итогового «продукта»  - иллюстрированного журнала, в котором с помощью текстов различных жанров, иллюстраций и опорных сигналов люди призываются к соблюдению правил поведения в лесу.

Задачи: 

  1. Обеспечивать эффективную обратную связь от преподавателя к ученикам.
  2. Включать учеников в процесс собственного учения (в работе в группе).
  3. Развивать умение выделять существенную (необходимую) информацию в тексте; умение оформлять законченную мысль (находить соединять начало и конец пословиц и поговорок); умение преобразовывать художественный текст (мини-сочинение от лица героя); умение создания собственных текстов в соответствии с заданным жанром (синквейн «Лес», «Дети»); составления модели связи между человеком и живой природой, в соответствии с  последовательностью событий  в заданном тексте, умения вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах.
  4. Создать условия для развития способности учеников оценивать свои результаты и результаты партнёров (при работе в группе), понимания как их улучшить (рефлексия и самоорганизация), для развития критериального оценивания, организации работы в группе; распределения заданий между участниками группы; взаимодействия и взаимопомощи в ходе решения задачи; взаимоконтроля.

Планируемые результаты

Предметные: 

  Литературное чтение, русский язык, окружающий мир:

  • умение выделять существенную (необходимую) информацию в тексте;
  • умение оформлять законченную мысль (находить соединять начало и конец пословиц и поговорок);
  • умение преобразовывать художественный текст (мини-сочинение от лица героя);
  • создание собственных текстов в соответствии с заданным жанром (синквейн «Лес», «Дети»);
  • составление модели связи между человеком и живой природой, в соответствии с  последовательностью событий  в заданном тексте.

Метапредметные: Регулятивные: ставят  учебную задачу урока под руководством учителя, осуществляют её решение совместно с учителем в процессе выполнения УД (учебных действий); планируют, контролируют и оценивают свои учебные действия в соответствии с поставленной УЗ (учебной задачей);

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения УЗ, выдвигают критерии совместно с учителем; анализируют и понимают  информацию, а не просто приобретают знания;  умениют вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах;

логические – осуществляют оценивание по заданным критериям;

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, вступают в речевое общение; организация работы; распределение заданий между участниками группы; взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи; взаимоконтроль.

Личностные:

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Анализ (постановка учебной задачи)

- «Ребята, нам предстоит сегодня решить одну очень необычную задачу. А для её решения, сначала посмотрим отрывок из  кинофильма.

- Как вы думаете, о чём в нём пойдёт речь?

- А теперь пришло время посмотреть и определить тему нашей задачи.

- Правильные ли мы делали предположения? Почему? Кто герои  фильма? Где происходят события? Какой совет вы бы дали этому «дружному отряду»? Прочтите запись на экране (Осторожно - дети). Почему такая надпись в финале фильма?  

- Прочтите тему нашего урока с правильной интонацией.

- А вы, ребята, тоже в лесу так себя ведёте?

- Тогда, я думаю, нам  сегодня удастся  создать иллюстрированный журнал, чтобы ознакомившись с его содержанием, другие ребята в лесу себя так не вели.

- Выберите командира группы. Он будет выполнять важные обязанности. Поэтому мы будем называть их «Контролёрами».

- «Контролёры» назовите предметы, по которым вы будете работать в группах. (Группы №1 и 2 – 3 класс, группы №3 и 4 – 2 класс). Ознакомьтесь со своими обязанностями на листочке. 

- Пока наши «контролёры» знакомятся со своими обязанностями, мы вспомним простые правила работы в группе

- У вас на столах есть условные знаки:

– прошу тишины;

– запутались (просим помощи);

– эврика (открытие).

 мы  готовы к защите работы (поднять руки вверх, взявшись за руки).

        

Встаньте, взявшись за руки, улыбнитесь друг другу. Давайте громко прочитаем на экране девиз урока:

Дети читают на экране название: «Самый дружный наш отряд».

Дети высказывают свои предположения.

 Дети смотрят отрывок.

Дети высказывают своё мнение.

(Осторожно – в лесу дети!)

(Нет) 

(Читают)

Обязанности «контролёров»:

  • Распределить задания.
  • Помочь группе сосредоточиться на главном, довести работу до конца.
  • Предоставить всем членам группы возможность участвовать в работе, высказывать свои идеи.
  • Следить за временем. Не более 15 минут на выполнение работы.
  • Следить за тем,  что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.
  • Принять решение, как его группа будет защищать готовый продукт перед классом.
  • Оценить по шкале выполненный продукт второй группы из своего класса (по заданным критериям).

Читают с экрана по одному:

  • Уважай своего товарища.
  • Умей выслушать каждую версию в группе. 
  • Умей прислушиваться и уступать друг другу.
  • Не согласен – предлагай!

«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!» (читают хором)

  1. Моделирование. Решение задачи  в группах.

Задание для группы №1. (3 класс) Окружающий мир.

        Совет: Сначала расположите все картинки и надписи без клея, а после удачного оформления – приклейте. Следите за аккуратностью и культурой оформления страницы журнала.

Задание 1. Ознакомьтесь с текстами (Приложение 1)

из пособия для учащихся: «Атлас-определитель «От земли до неба», А. А. Плешакова. Найдите и выделите маркером в текстах советы о способах правильного наблюдения за животными леса.

Задание 2. Распределите данные в конверте опорные сигналы (иллюстрации) о правилах поведения в лесу на две группы:

  • «В лесу можно»;
  • «В лесу нельзя».

Приклейте опорные сигналы на первую страницу журнала.  Под ними приклейте соответствующие надписи.

Задание для группы №2. (3 класс)

Русский язык, литературное чтение.

Совет: Сначала расположите пословицы и поговорки, соединив их без клея. Проверив правильность, можно смело клеить их на 2 страницу  журнала. Следите за аккуратностью и культурой оформления страницы журнала.

Задание 1. Напишите два нерифмованных стихотворения из пяти строк на темы: «Лес»; «Дети». (Приложение 2)

Задание 2. Соедините начало (конверт 1) и конец фраз (конверт 2), чтобы получить пословицы и поговорки о лесе.

Задание для группы №3. (2 класс)

Литературное чтение, русский язык.

Посказка: В вашем сочинении – обращении к людям должны быть перечислены те чувства, которые испытывал медведь, когда его голова застряла в консервной банке.

Начните сочинение так:

         Люди! Я прошу вас …

Проверив правильность, можно смело клеить текст на 3 страницу  журнала. Следите за аккуратностью и культурой оформления страницы журнала.

Задание 1. Прочтите  рассказ «Не будь неряхой в  лесу» (по Н. Надеждиной). Выделите маркером в тексте ответ  на вопрос: «К чему привела неряшливость людей в лесу?»

Задание 2. Подумайте, если бы вы оказались на месте главного героя – медведя, что бы вы чувствовали?  Как бы вы хотели, чтобы люди, приходя в лес, обращались с тобой и твоими собратьями? Напишите обращение от лица медведя к людям.  (Приложение 3)

Задание для группы №4. (2 класс) Окружающий мир.

Подсказка: «В заголовке отражается главная мысль, то есть то главное, о чём хотел сказать читателю автор».

Подсказка:

При составлении модели используйте  иллюстрации к заданию из конверта. Наклейте получившуюся модель на страницу журнала.

Задание 1. Прочтите рассказ. Придумайте к нему заголовок. Запишите его над текстом. 

Задание 2. О каких невидимых нитях говорится в рассказе? Используя слова для справок, вставьте в текст пропущенные слова (Приложение 5)

 Задание 3. Составьте модель связи между человеком и живой природой, соблюдая последовательность событий  в прочитанном  рассказе. (Приложение 4)

  1. Синтез.

Возврат к анализу.  

  1. Представление полученного «продукта» группами.
  2. Получившийся в ходе работы «продукт» оценивается «контролёрами» соседних групп (по заданным критериям) – «взаимооценка».
  3. Организация работы в группе оценивается своим «контролёром».  
  4. Моделирование на доске единого «продукта».

Список используемой литературы:

  1. Плешаков А.А. От Земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/14-е изд. – М. : Просвещение, 2013.
  2. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Работа с текстами. Развитие речи. Рабочие тетради: в 2 ч. – М.: Издательство РОСТ, 2015.
  3. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.В.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью  ...

Решение проектной задачи на уроке русского языка по теме «Написание корня». 2 класс.

Решение проектной задачи на уроке русского языка по теме «Написание корня».2 класс....

Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе». (Диагностическое занятие в форме решения проектной задачи для учеников 4 классов «Поющие дороги»)

Участники мастер- класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или  сопостовля...

Проектная межпредметная задача «Конструируем мир»

Основной акцент делается на формирование у учащихся таких универсальных учебных действий, как учебное сотрудничество, планирование собственных действий, умение представлять результаты своей работы в р...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...

Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»

Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....

Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс

: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель:  использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...