Главные вкладки

    Для чего нужна экономика. 3 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Познакомить учащихся с новым значением слова «экономика», со значением денег в жизни человека, с названиями денежных единиц России и стран мира; развивать кругозор детей, любознательность, творческий поиск, интеллектуальные и исследовательские умения, учить анализировать, обобщать, делать выводы . 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okr._mir.doc84.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

    ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ,

    СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-

             _______________________ИНТЕРНАТ №8 г.САЯНОГОРСКА________________

    655600 Республика Хакасия, г.Саяногорск, Интернациональный м/район, дом 20

                      Тел. 8 (39042) 2-36-33

    Тема. «Для чего нужна экономика»

    окружающий мир, 3 класс по программе «Школа России»

                                                                               

                                                           Учитель начальных классов

                                            высшей категории

    Герасимова Наталья Владимировна

    Саяногорск 2010 г.


     Тема. «Для чего нужна экономика»

    Задачи:

    • познакомить учащихся с новым значением слова «экономика», познакомить со значением денег в жизни человека, с названиями денежных единиц России и стран мира;
    • развивать кругозор детей, любознательность, творческий поиск, интеллектуальные и исследовательские умения, учить анализировать, обобщать, делать выводы;
    • воспитывать трудолюбие, инициативу и самостоятельность, чувство взаимопомощи.

    Оборудование: аудиозапись, мультимедийное сопровождение, коллекция монет, карточки для индивидуальной работы.

    Ход урока

    Орг. момент (Слайд 1)

            Великая радость – работа.

            В полях, за станком, за столом!

            Работай до жаркого пота,

            Работай без лишнего счёта –

            Всё счастье земли – за трудом!

    Введение в тему

    • О какой потребности человека говорится в этом стихотворении?

    (О труде).

    • Для чего нужен труд? (Без труда не будет хлеба, одежды, обуви).
    • Вы уже знаете, что нужно для жизни растениям и животным. А что необходимо человеку? Конечно, как и другим живым существам, нам нужны тепло и свет от солнца, воздух, вода. Как и животным, нам нужна пища. А что ещё? Одежда и обувь, жильё, транспорт, книги…

     Каждому человеку необходимо получить образование. Если человек заболеет, ему понадобятся лекарства и помощь врачей, т.е. медицинское обслуживание. А ещё нам нужны любовь и внимание близких людей, да и самим необходимо кого-то любить и о ком-то заботиться. Нам нужны друзья, с которыми можно интересно проводить время и которые помогут в трудную минуту. Всё, что нужно людям для жизни называют

                                                            (Слайд 2, 3)

    • Откуда же берётся всё то, что необходимо для удовлетворения потребностей? Многое нам даёт природа. Любовь и забота близких, дружба, помощь в трудную минуту – это то, что мы получаем, общаясь с другими людьми.
    • А откуда берутся хлеб и сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет и не может быть в природе?

    Сообщение темы и цели урока

    • Всё это даёт нам                                                 (Слайд 4)

                                                                                или хозяйство.

    Цель урока – выяснить, для чего нам нужна экономика?

    Работа над темой урока

            Слово «экономика» происходит от двух греческих слов: «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или «домашнее хозяйство», а «номос» означает «правило, закон». Получается, что экономика – это «правила, законы ведения домашнего хозяйства». Именно так понимали слово «экономика» в далёком прошлом. А сейчас оно имеет более широкое значение. Так называют всё хозяйство людей, а также науку, которая его изучает.

            Вместе со словом экономика мы слышим слова: рыночная экономика, экономический кризис и т.д. Об этом более подробно вы будете говорить в старших классах, а сегодня мы вспомним, из чего состоит экономика. На какие части её можно разделить?

    • Рассмотрите иллюстрации. Какие части экономики здесь представлены? (Слайд 5-8)

    Все части экономики тесно взаимосвязаны. Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей. Для этого люди производят различные                                              и

                        (Слайд 9-10)

    • Что же такое товары и услуги? (Самостоятельное чтение, стр.38)

    Первичное закрепление темы

    • Работа в рабочей тетради стр.21 №1,2
    • Работа в группах

    Ранжирование на группы (дети выбирают картинки: на одних – товары, на других - услуги).

    Обсуждение вопросов в группах:

    1. Все ли потребности человека может удовлетворить экономика?
    2. какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, транспорта, торговли?
    3. Только ли солнце обеспечивает нас теплом и светом? Как в этом участвует экономика?
    4. Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики? Докажи.
    5. Какие продукты питания человек получает непосредственно от природы, а какие ему даёт экономика?
    6. Приведи свои примеры различных товаров и услуг.

    • Самостоятельная работа
    • Если вы правильно ответите на вопросы, то получится слово.
    1. Что такое потребности людей?

    т) всё, что требуется людям для жизни;

    м) умение видеть красивое вокруг себя.

    1. главная задача экономики

    л) производство товаров и услуг;

    р) удовлетворение разнообразных потребностей людей.

    1. Что такое товары?

    а) это предметы, которые человек производит;

    у) это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.

    1. Что такое услуги?

    т) добыча поваренной соли, нефти;

    д) проведение экскурсии в музее, лечение больных, обучение детей.

    • Какое же слово у вас получилось?

    • Как взаимосвязаны между собой слова труд и экономика?

    (Труд необходим для развития экономики. Без труда не будет различных товаров и услуг).

    Релаксация (Звучит музыка) Слайд 11-15

    • Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в необычайно сказочном месте: кругом красивые леса, в которых поют птицы, с ветки на ветку прыгает белка, где-то вдалеке раздаётся стук дятла. Необычайно просторными открываются взору широкие ковыльные степи. Вдалеке показались могучие горы, верхушки которых покрыты белоснежным снегом. А вот и город, который так близок и знаком: с любимыми улицами и дворами, с друзьями и товарищами. Богата и разнообразна природа нашего края.
    • Слайд 16-17.  Саяногорск – самый молодой и быстрорастущий город Хакасии. Крупнейший промышленный центр республики. Какие предприятия способствуют развитию экономики?
    • На реке Енисей построена Саяно-Шушенская ГЭС (увы, события 17 августа 2009 года остановили развитие экономики этого предприятия), в посёлке Майна расположена Маинская ГЭС. В 8 км, к северу от города возведён Саянский алюминиевый завод. Саяногорск знаменит большими залежами мрамора и гранита, которые добывают на базе Кибик – Кордонского и Саянского месторождений. Охватить взглядом, растянувшийся более чем на три десятка километров, Саяногорск можно только мысленно.

    Слайд 18

                    Что сказать вам о Саянах?

                    Это – горы в облаках

                    И таёжные поляны

                    Все пылающих в жарках.

    Работа по теме урока (продолжение)

    • Составьте из букв слово, без которого ни один человек, ни одна семья не могут прожить.                                        

    (Слайд 19)

    • Как вы думаете, почему не могут?
    • (Слайд 20) Раньше у человека денег не было. Это было очень давно, когда люди жили в пещерах, одевались в шкуры зверей, питались тем, что давала им природа. Но человек отличался от животных тем, что умел думать. Минули тысячи лет, пока люди приручили и сделали домашними некоторых животных, научились выращивать нужные растения, ковать железо, ткать материю и многое другое. Но для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не умел и растить хлеб, и выращивать животных, и ткать одежду, и шить обувь, и ковать железо, и строить дома. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни племена занимались скотоводством, другие – земледелием, третьи охотой и т.д. Появилась необходимость отдавать другим излишки своего труда и брать у других необходимое для жизни. Так появились

                              (Слайд 21)

    • Как вы думаете, как древние люди это делали? Люди менялись. Например, лошадь меняли на два мешка зерна, или телегу за барана.
    • Удобно ли это было? Появилась обменная монета, например, соль. За мешок соли можно было купить лошадь, корову, одежду и т.д. (Слайд 22)
    • Удобна ли была такая монета?
    • Когда появились огромные каменные колёса, они тоже выполняли роль обмена. Удобно ли это было?
    • Прошли многие десятилетия, прежде чем появились золотые монетки – деньги.
    • Кто знает, откуда такое название? Слово «деньга» появилось после нашествия татаро-монголов. Это слово произошло от татарского слова «таньга».
    • (Слайд 23) На Руси была обменная монета – серебряные гривны (бруски). Если вещь стоила меньше, от гривны отрубали кружок – рубль.

    При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьём в руках – появилось слово «копейка». У металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны. Мы пользуемся и металлическими деньгами (монетами) и бумажными (банкнотами). Банкноты печатают на особой бумаге, нанося на них очень сложный рисунок и обеспечивая особой защитой. Подделывать банкноты запрещено законом. Деньги можно хранить (Слайд 24). Ты можешь копить монеты в копилке. Крупные суммы обычно люди хранят в сберегательном банке. В каждой стране имеют хождение свои деньги. В Америке – доллары, в большинстве европейских странах – евро, а в России – рубли (Слайд 25).

    Рассматривание коллекции монет

    Практическая работа

    У каждого ученика на парте современные российские монеты: 1 рубль,

    10 рубль, 1 копейка.

    • Что изображено и написано на монетах? Сравните. Сторона, на которой указан её номинал, т.е. достоинство 1 рубль – оборотная, называется «реверс» или «решка». Сторона, на которой изображён герб (может быть портрет или другой рисунок) – лицевая. Она называется «аверс» или, как часто говорят, «орёл». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется легендой.

    Дети делают оттиск каждой стороны монеты на листочке и подписывают.

    Итог урока

    • Сегодня на уроке мы изучали тему экономика. Как вы поняли, что такое экономика и для чего она нам нужна?
    • Что ещё нового узнали?

    Оценивание

    • Любой труд человека оценивается. Вашу работу на уроке я решила оценить необычно: каждый получает монету, но сладкую.

    Домашнее задание

    На стр. 71 прочитать раздел «Интересные факты».

    Пояснительная записка к уроку

    Урок был проведён в традиционной форме обучения – урок. Использовались:

    • словесные методы обучения: рассказ учителя, объяснение, беседа, работа с книгой;
    • наглядные методы обучения: самостоятельные наблюдения, использование мультимедиа;
    • практические методы обучения: упражнения, лабораторно-практическая работа.

    Данный урок является продолжением последующих и носит информационно-развивающий характер. При построении урока учитывались индивидуальные возможности  и заинтересованность учащихся.

    Были поставлены следующие задачи:

    • познакомить учащихся с новым значением слова «экономика», познакомить со значением денег в жизни человека, с названиями денежных единиц России и стран мира;
    • развивать кругозор детей, любознательность, творческий поиск, интеллектуальные и исследовательские умения, учить анализировать, обобщать, делать выводы;
    • воспитывать трудолюбие, инициативу и самостоятельность, чувство взаимопомощи.

    Каждый этап урока был построен с учётом возрастных и психофизических особенностей класса: соблюдение здоровьесберегающего режима, смена видов деятельности, применение наглядного материала, теоретический материал закреплялся практикой. Использовалась фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах. Использование мультимедийного сопровождения дало возможность широко и наглядно преподнести материал урока.

    Сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники. Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.

     На протяжении всей работы прослеживался интерес к изучаемому материалу. Поставленные цели на уроке реализовать удалось.

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок на тему: для чего нужна экономика? 3 класс + презентация

    Предмет:  Окружающий мирКласс:  3Тема:  Для чего нужна экономика Цели:  - дать  понятия «потребность», «товар», «услуга», «экономика», - развивать кругозор обучающих...

    Урок окружающего мира "Для чего нужна экономика" 3 класс

    Цель учителя:1.     способствовать формированию понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики;2....

    Конспект урока окружающий мир "«Для чего нужна экономика». 3 кл школа россии

    Конспект урока окружающий мир "«Для чего нужна экономика». 3 кл школа россии...