КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Земноводные, УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Марцениус Елена Константиновна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ    

Тема: Земноводные

 

Цели деятельности учителя: расширение представлений о земноводных; обогащение знаний новыми сведениями о жизни лягушек, жаб; продолжение формирования умения высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков животных.

Планируемые результаты

Предметные: узнать о земноводных, их особенностях и местах обитания; научиться различать земноводных.

Личностные: осознать целостность окружающего мира; освоить доступные способы изучения природы (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др.) с целью получения информации.

Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», 2 кл., 2 ч., стр.12-17, презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir._zemnovodnye.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:         2.02.18                                                                                                                 ФИО учителя: Пискунова И.В

Школа: 95                                                                                                                           ФИ студента: Марцениус Елена

Класс: 2-6                                                                                                                             ФИО методиста: Лебедева Е.Ю

Кабинет: 102

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ        

Тема: Земноводные

Цели деятельности учителя: расширение представлений о земноводных; обогащение знаний новыми сведениями о жизни лягушек, жаб; продолжение формирования умения высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков животных.

Планируемые результаты

Предметные: узнать о земноводных, их особенностях и местах обитания; научиться различать земноводных.

Личностные: осознать целостность окружающего мира; освоить доступные способы изучения природы (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др.) с целью получения информации.

Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», 2 кл., 2 ч., стр.12-17, презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

(Словесный – беседа)

1-2 мин

-Здравствуйте, ребята. Встали ровно, подравнялись.
-Повернитесь к соседу по парте лицом, улыбнитесь ему, и скажите «Желаю тебе успехов на уроке»
-Молодцы, тихонечко сейчас сядут девочки и также тихо сядут мальчики.

-Здравствуйте.

-Желаю тебе успехов на уроке»

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

(Словесный – беседа)

(Наглядный – демонстрация)

(Практический - упражнение)

(Наглядный – демонстрация)

5-6 мин

-Как должен сидеть ученик? Вот и покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

-Что вы изучали на прошлом уроке?

 -Тогда ответьте мне на такой вопрос: всех ли рыб можно содержать в одном аквариуме? Почему? (Ответы принимаются только по руке).

-Хорошо, вижу, что прошлую тему вы выучили хорошо. Может кто-то еще хочет блеснуть своими знаниями? Мне нужны 2 самых смелых человека из вашего класса.

1-й. На прошлом уроке вы разбирали рыб по плану (на слайде и ниже). Сейчас я дам тебе этот план и 2 минуты. За это время ты должен подготовить и кратко рассказать нам о рыбах. Все понятно? Время пошло.

  1. Внешнее строение.

  1. Дыхание (чем дышит).

  1. Способ питания.

  1. Место обитания.

2-й. На карточке которую я тебе выдала есть 2 колонки. В 1 – названия рыб, а во 2- их вид. Тебе нужно будет стрелочкой соединить вид и название. А потом мы все проверим. На это у тебя тоже есть 2 минуты

Толстолобик.

Хищники

Белый амур.

Щука.

Всеядные

Налим

Карась.

Растительноядные

Карп.

-А пока ребята выполняют задание, скажите:

  • Двигает ли рыба плавниками, когда стоит на месте?


  • Как расположена у рыб чешуя?

  • Как при дыхании рыба работает ртом и жаберными крышками?

-Вы большие молодцы, столько всего знаете. А пришло время послушать ребят с их готовыми ответами по домашнему заданию.

-Ноги на полу, спину прямо, руки вместе, между партой и животом 1 кулачок.

-Рыб.

- Нельзя растительноядных рыб держать с рыбами-хищниками. Хищники их съедят.

1. Тело покрыто чешуей и слизью. У большинства рыб оно уделённое и сжатое в конце. Голова плавно переходит в туловище, а туловище – в узких хвост.
2. Дышат при помощи жабр растворенным в воде кислородом.
3. Растительноядные – водоросли. Хищники – мелкие рыбы, рачки, насекомые. Всеядные – и водные растения, и животные.
4. Они обитают и в пресной и в соленой воде. Рыбы не живут только в одном море. Оно называется Мертвое море. Там нет рыб, потому что оного очень соленое

Толстолобик.

Белый амур.

Растительноядные

Щука.

Налим

Хищники

Карась.

Карп.

Всеядные


-Нет. Для этого у рыб есть воздушный пузырь. Регулируя количество воздуха в нем, рыба может создавать нулевую плавучесть и зависать в толще воды. Хвостовой и спинной плавники не движутся, т. к. движение хвостового плавника приводит к движению вперед, а спинной служит для стабилизации этого движения и поворотов.
-От головы к хвосту, по движению тела, чтобы вода скользила по чешуе, а не натыкалась на нее, создавая сопротивление.
-Рыба все время работает ртом, захватывая им воду, и что у неё так же равномерно поднимаются и опускаются жаберные крышки по бокам головы.

Р: саморегуляция:

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; владение монологической формой речи;

Р: планирование;

П: выбор оснований и критериев для сравнения;

 П: анализ, синтез;

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; владение монологической формой речи.

III. Постановка учебной задачи

(Словесный – беседа)

(Проблемное изложение)

5-6 мин

-А сейчас прослушайте загадки, и ответьте на вопрос: какой будет наша следующая тема?

У воды живет плутовка

И скрывается так ловко,

Что беднягам мухам, мошкам

Не уйти от этой крошки.

(Лягушка.)

Самый крупный представитель лягушечьего мира – лягушка-голиаф (Conraua goliath). Эта гигантская лягушка может весить более трех килограммов, ее длина составляет около 90 см. Крепкие ноги лягушки-голиафа позволяют ей совершать прыжки длиной в три метра.

Самые маленькие лягушки, обитающие на Кубе, имеют длину тела от 8,5 мм до 12 мм.

Эта в нашем огороде

На охоту ночью ходит.

Слизнякам пришла беда –

Расползайтесь кто куда!

                        (Жаба.)

Самая большая в мире жаба – это жаба ага, ее вес может достигать более двух килограммов. Помимо того, жаба ага – одна из самых ядовитых среди жаб и лягушек. Самая маленькая в мире жаба имеет длину всего 2,4 см.
-Тогда кто может сказать, о чем ы сегодня будем говорить?

-А теперь посмотрите на слайд и прочитайте нашу тему правильно.

-Кто скажет, какие цели мы ставим себе на этот урок?



-Лягушка.

-Жаба.

-«Земноводные».

-Узнать о земноводных, их особенностях и местах обитания; научиться различать земноводных.

Р: прогнозирование;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Р: целеполагание; планирование.

IV. Открытие нового знания

(Словесный – объяснение, беседа)

(Практический – упражнение)

(Наглядный – демонстрация, иллюстрация) 

Динамическая пауза

(Практический – упражнение)

6-7 мин

-У каждого на столе лежит определенный набор необходимых материалов, посмотрите на них:

  • Часть плана (строение, питание, дыхание или обитание).
  • Карточки с текстом.
  • Иллюстрации.
  • Лист бумаги
  • Клей.

-Сейчас вы индивидуально читаете вашу часть плана (строение, питание, дыхание или обитание), потом карточки с текстом. Обратите внимание на то, что у каждого к тексту есть еще иллюстрации. Ваша задача соотнести текст с картинкой и приклеить их на листок вот таким вот образом (демонстрация). То есть у вас сверху идет иллюстрация определенного земноводного, а внизу текст про него. Клеить вы будете при помощи клея. На это у вас есть 2 минуты.

-Что-то вы засиделись. Пришло время нам размяться. Все вставайте со своих мест и повторяйте за мной.

1. Внешнее строение:

2. Температура тела земноводных зависит от температуры воды.

3. У жаб и лягушек нет хвоста. Тело толще, голова шире. Кожа жаб –бородавчатая, лягушек – гладкая.

4. Тритоны имеют длинный хвост и короткие ноги. Тело у тритонов вытянутое.

5. Плавать жабам и лягушкам помогают перепонки между пальцами, у тритонов для этого есть хвост.

6. Червяга – безногое земноводное.

2. Дыхание:

11. Дышат земноводные воздухом. При открытом рте дыхание невозможно. Частота дыхания — несколько раз в секунду.

3. Способ питания:

9. Все взрослые земноводные –хищники.

10. Жабы и лягушки поедают слизней, гусениц и насекомых.

12. Тритон питается мелкими ракообразными, личинками насекомых, водными моллюсками. На суше их кормом становятся жуки, гусеницы бабочек, многоножки, панцирные клещи, пауки и дождевые черви.

13. Червяга питается всеми мелкими животными, что попадаются ей а пути (мелкие змейки, червяки и т.д)

4. Место обитания:

1. Часть жизни проводят на суше, а часть в воде.

7.Червяга обитает в жарких тропических странах.

8. Червяга ведет подземный образ жизни.

14. Жабы и лягушки живут в болотах, на берегах рек, реже в лесах и на горах.

15. Тритон обитает в мелких стоячих водоемах с богатой растительностью и в лиственных и смешанных лесах.

П: смысловое чтение, как осмысление цели чтения;

Л: анализ; синтез;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Л: построение логической цепочки рассуждений;

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

V. Первичное закрепление во внешней речи

(Словесный – беседа)

(Наглядный – иллюстрация).

9-10 мин

- Перед тем, как мы будем работать дальше, расскажите мне правила групповой работы?

-А какая у нас должна быть атмосфера к классе?

А сейчас объединяетесь в четверки (сингапурская система), и по очереди рассказываете друг другу то, что у вас получилось, начиная с 1. В итоге каждая группа должна составить целый рассказ о земноводных по нашему плану. А я буду ходить и слушать. На это у вас есть 2 минуты. Время пошло.

-Слушать и уважать друг друга.  Не перебивать. Не кричать. Работать слажено.

-Тихая, чтоб не мешать работать другим.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

К: управление поведением партнера.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

(Словесный – беседа)

(Наглядный – демонстрация)

4-5 мин

 -Вы молодцы. Я вас всех внимательно слушала. А теперь проверим у всех ли правильно получилось. Я раздаю вам небольшой кроссворд. В верхней строчке обязательно нужно его подписать. Впишите в специальную строчку свое имя и фамилию.

-Задание я кладу одно на парту, но работать по нему вы будите каждый по своему кроссворду, так что разговаривать не разрешается. Внимательно посмотрите на кроссворд. В нем 8 вопросов. Для того, чтобы ответить на них я даю вам 3 минуты.

Напиши к картине земноводное:

1) Тритон

2) Червяга

3) Лягушка

4) Жаба

5)  Что влияет на температуру тела земноводных? (вода).

6) Что отсутствует у жаб и лягушек? (хвост).

7) Что помогает жабам и лягушкам плавать? (перепонки).

8) Продолжи фразу «все взрослые земноводные»… (хищники).

Л: анализ, синтез, сравнение;

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата;

Р: коррекция.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

VII. Включение в систему знаний

(Работа с видеоматериалом – просмотр)

(Словесный –беседа)

7-8 мин

-Все, закончили решать кроссворд. С последней парты на 1 передаем. Я их проверю и на следующий урок Ирина Викторовна объявит вам оценки.

-А сейчас ответьте, вызвали ли у вас затруднения какие-нибудь вопросы? Давайте их разберём.

*если осталось время, то видео*

-Сели ровно, подравнялись, спинку прямо, ноги на пол. Сейчас я включу вам интересное видео о земноводных. Ваша задача: внимательно смотреть и запоминать, так как потом я буду задавать вам вопросы.

1 видео:

-Чем знамениты «заботливые лягушки»?

-Какова длина самой маленькой лягушки?

-Какой вес у самой большой саламандры?

-Чем особенна «стеклянная» лягушка?

2 видео:

- Чем полезны лягушки?

-Чем полезны жабы?

-Как можно поухаживать за жабой, если она поселилась у нас на огороде?

-Назовите «хвостатых» родственников бесхвостых лягушек и жаб?

-Все верно, вы большие молодцы.

-Они вынашивают в себе плод до полного созревания.

-10-13 мм.

-Около 65 кг.

-Кожа на животе прозрачна.

-Они едят мух и комаров.

-Они едят вредных слизей.

-Сделать ей домик.

-Тритоны и саламандры.

Р: саморегуляция;
Р: прогнозирование;
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – беседа)

2-3 мин

-Итак, сели ровно, подравнялись. Сейчас посмотрите на слайд.  И каждый ответьте себе на эти вопросы, а потом нескольких человек я послушаю.

-Мне было очень приятно с вами работать, всем спасибо за урок.

-Какая была тема нашего урока?

-Какие я поставил перед собой цели?

– Что нового я узнал на уроке?

П: рефлексия способов и условий действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе (УМК "Начальная школа 21 века") по теме: "Наша страна-Россия".

Урок проводится в 1 классе, во 2 четверти. Содержание урока наполнено информацией о государственных символах России....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века")

Представленный материал - план-конспект урока по окружающему миру во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века"). Тема -  "Правильное питание – залог здоровья". Урок систематизирует знания детей о з...

Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа" УМК Начальная школа XXI века. 3 класс

Тема урока ___ Животные – живые существа (организмы)   Тип урока____ Урок формирования умений и навыков Цель урока:  сформировать понятие « Животное – живое существо»,  расшир...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о формах земной поверхности; развитие логического мышления, с помощью занимательных заданий из сборника.Планируемые результаты:Предметные: -знать ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Жизнь земноводных весной" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для ознакомления с земноводными, формирование умения видеть их многообразие и понимать значение.Задачи урокаДи...