Конспект урока по теме "Кто такие звери"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Конспект урока по теме "Кто такие звери"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takie_zveri.docx45.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Кто такие звери?

Цели урока: учить определять принадлежность животного к группе зверей; познакомить с разнообразием зверей, их внешним строением, раскрыть связь между строением животного и его образом жизни.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; научить выделять зверей среди других животных, приводить примеры животных этой группы.

Оборудование: презентация к уроку. Цветные изображения медведя, лося, белки, зайца, дятла, осы, рыбы, дикобраза. Карточки: насекомые, рыбы, птицы, домашние, дикие, млекопитающие   Разрезанная на части картинка жирафа (карточки: голова, шея, туловище, ноги, хвост). Таблицы: рыбы – тело покрыто чешуёй, птицы – тело покрыто перьями, насекомые –  у них 6 ног, звери – тело покрыто шерстью. Изображения Мудрой Черепахи, Муравьишки Вопросика.

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание урока

Примечания

1. Орг. момент

Приветствие. Проверка готовности. 

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели.
И спокойно, тихо сели.

2. Актуализация знаний

Муравьишка - Вопросик и Мудрая Черепаха приготовили для вас загадки.

Красивый очень, гордый вид.
Он в небе высоко парит,
Не прилагая сил, легко,
Добычу видит далеко,
И камнем падая с небес,
Еду добудет он себе.
Заслужен славы ореол,
Не просто птица, а - ...
(Орёл)

У него серьёзный вид,

Он усат и деловит:

Вместе с солнышком встаёт,

Из цветка росинки пьёт,

Дом и деток защищает,

А когда куда летает

- Издаёт жужжащий звук

Луговой крылатый… (жук)

Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом - такая злюка!
Конечно, это…(щука)

- Какие группы животных мы уже знаем?

- Перечислите  главные признаки, данных животных (птицы – тело покрыто перьями, рыбы – тело покрыто чешуёй, насекомые – у них 6 ног)

3. Самоопределение к деятельности.

- Главные признаки  птиц, насекомых и рыб вы вспомнили, Муравьишка предлагает вам отправиться на бал животных.

Если я называю птицу, вы кружитесь.

Называю рыбу – зарываетесь в песок.

Называю насекомое – потираете лапки.

Карась, голубь, пчела, комар, камбала, синица, скворец, муравей, окунь…МЫШКА.

- К какой группе животных отнесем мышку?

- Предположите, о чем пойдет речь на уроке.

- Какая тема урока?

- Какие учебные задачи поставим перед собой?

4.Изучение нового материала.

Для того, чтобы помочь Муравьишке, нужно знать, кто такие звери. А для этого надо изучить строение тела зверей и установить их главные признаки. Поможет нам в этом Мудрая Черепаха. Она приготовила для вас задание. Загадки о животных, которые относятся к группе зверей.

Есть копытный великан.
Шея как подъёмный кран,
С рожками пятнистый,
Но не очень быстрый  
(жираф)

Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
– Мне погладите бока –
Дам парного молока! (
корова)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается
(кошка)

– Мудрая Черепаха приготовила ещё одно задание. У меня разрезанная картинка. Соберите её. Кто получился. Жираф.
– Какие части тела вы выделите у жирафа?
(Голова, шея, туловище, ноги, хвост).

5. Закрепление изученного материала по учебнику с.39

- Рассмотрите животных на картинке в учебнике с. 39

-  Каких животных вы знаете?
- Какие части тела вы выделили у всех этих животных?

- Что вы про них можете сказать? (Они одинаковые)
- Так чем же эти животные отличаются от других?
(У них тело покрыто шерстью)

– Количество шерсти у них может быть различным. У одних её много, у других мало. От чего это зависит? Это зависит от того, в каком месте живёт зверь, и какой образ жизни он ведёт.
– У дикобраза вместо шерсти иголки.

Звери могут питаться растениями или животными, добывать пищу днём или ночью. Большинство животных ходят на четырёх лапах. Но некоторые животные могут скакать на двух лапах, как, например, кенгуру. Часть зверей обитает на земле, часть – на деревьях. Это зависит от того, кто как приспособился строить дома и добывать пищу. Звери могут иметь постоянную окраску или менять её в разные времена года.

– А теперь посмотрите на картинку на с. 38. Объясните, что изображено на картинке?
(Собака кормит щенят)
– Только  самки зверей вырабатывают молоко для кормления детёнышей, поэтому зверей ещё называют млекопитающими.

– На какие две группы можно разделить зверей? (дикие и домашние)
– Почему их так называют?

– Назовите диких зверей. Назовите домашних зверей.

Работа в тетрадях.

– Муравьишка пошёл в лес познакомиться с дикими зверями. А звери решили поиграть с ним в прятки. Помогите Муравьишке узнать зверей.

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко  
(лось).

Рассказ ученика:  Лось – самый крупный из оленей (длина тела до 3 м, высота в холке до 2,5 м). Его легко узнать по длинным мощным ногам, горбоносой морде. Под горлом обычно свешивается кожный вырост – серьга. Рога взрослых самцов обычно состоят из короткого ствола и широкой лопаты с отростками. Окраска буро-черная, ноги светлые, зеркала нет. Маленькие лосята светло-рыжие без пятен. Глаза ночью светятся красным светом.  У самок рогов нет. Лоси любят полакомиться молодыми ветками, щиплют траву, а также едят грибы, ягоды. Лоси много времени проводят у водоёмов. Они отлично плавают.

Он в берлоге спит зимой.
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна  
(медведь)

Рассказ ученика. Бурый медведь – самый известный из своих соплеменников. Он стал персонажем многих сказок и легенд у разных народов. Его нередко можно увидеть в цирковых представлениях. Мишка обладает большим уровнем интеллекта, хорошо поддается дрессировке. Бурый Медведь весит от 80 до 800 килограмм. Длина тела мишки 250 сантиметров, высота 120. Самки медведей, мельче самцов. У бурого мишки крупная голова, маленькие круглые ушки, небольшие глазки. На лапах у медведя когти.  Обитает обычно мишка, возле речек, в лесах, питается растительной пищей. Любит плоды, корневище, овес. Медведи – отличные охотники, но также любят ягоды, грибы, орехи, жуков, лягушек и рыбу. Медведь большой любитель мёда, даже укусов пчёл не боится. Осенью зверь ищет себе берлогу, чтобы проспать до весны. Уж очень большой зверь, зимой ему трудно прокормиться и трудно двигаться по глубокому снегу.

Кто летом серый, а зимой белый? (заяц)

Рассказ ученика: Длина тела 55-70 см. Хвост сверху и кончики ушей черные. Остальная окраска рыжевато-серая с черноватой рябью, зимой светлее, особенно на брюхе и боках. Уши длиннее головы, хвост снизу белый, шерсть мягкая. Хвост маленький, но все же хорошо виден. Шкурка непрочная и слабо прикреплена к телу, поэтому часто клочья шкуры остаются в зубах хищника, как хвост ящерицы. Летом питаются травянистыми растениями, зимой – чаще корой и побегами деревьев и кустарников, иногда грибами. Травянистые растения заяц-русак продолжает поедать и зимой, для чего  прокапывает снег до земли. Два раза в год меняет свою шубку заяц. Плохо пришлось бы зайцу зимой, если бы он остался серым, как летом. Но осенью заяц линяет и вместо серой шубки вырастает снежно – белая. Словно надел зайчик шапку – невидимку, только кончики ушей чёрные и нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов.

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом
(белка)

Рассказ ученика. Белки – род грызунов, семейства беличьих. Имеет удлинённое тело с пушистым длинным хвостом, уши длинные, цвет темно-бурый с белым брюшком, иногда серый (особенно зимой).
Длина тела белок бывает 20–32 см, длина хвоста 19–31 см. Масса от 180 до 1000 г.  Все белки питаются разнообразным растительным кормом: древесными семенами, ягодами и фруктами, орехами, грибами, почками и побегами, корой и лишайниками. К растительной пище добавляются животные корма: насекомые, яйца птиц, ящериц. Она прекрасно лазает по ветвям и легко перепрыгивает с одного дерева на другое. В случае необходимости белка может без вреда для себя прыгнуть с вершины высокого дерева на землю. Белка устраивает гнездо в дуплах или ветвях деревьев. Гнездо из ветвей имеет форму шара с боковым входом. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Летом белки носят лёгкую рыжую шубку, осенью шубка становится серой, густой и тёплой.

– А сейчас Мудрая Черепаха вас хочет познакомить с интересными животными, которые тоже являются зверями, но имеют необычные для этой группы строение тела.

– Перед вами крот. Длина крота 12-15 см. Мех бархатистый. Крошечные глаза, прекрасный нюх. Живёт крот в любой почве, чаща на лугах, в садах. Практически всю жизнь крот проводит под землёй.
– Обратите внимание на лапы крота, что в них особенного? Передние лапы у него больше для того, чтобы рыть подземные ходы. Передние лапы у него превратились в лопатки. Крот роет ходы очень быстро. У крота под землёй есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится на личинок насекомых и дождевых червей.

– А что необычного в строении летучей мыши? ( У неё вместо лап крылья)
Летучие мыши – единственные летающие звери. Крыльями им служат лапы, между пальцами которых у них натянута кожа. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки.

– Днём спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой.

Слайд №2

6. Знакомство с китом и дельфином, как представителями водных млекопитающих.

– Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. Это киты и дельфины.

– Рассмотрите кита. Что необычного в строении его тела? (У него вместо ног плавники; нет шерсти)
В группе зверей – кит самое большое животное. Длина кита – более 20 м, а вес – более100тонн. С помощью плавников кит плавает. В древние времена у предков китов была шерсть, но постепенно она исчезла. У кита есть несколько одиночных волосков на голове. Они очень чувствительны и помогают киту найти пищу. Киты бывают зубастые и усатые.

– У зубастых китов есть зубы – 270 штук. Ими он захватывает добычу. У усатых китов зубов нет, а есть усы – как будто цедилка во рту. Они набирают в свой огромный рот воды и процеживают через ус – цедилку. Вода выходит, а во рту остаётся еда. Киты, как и дельфины, дышат лёгкими и рождают живых детёнышей, которых кормят своим молоком.

– Когда киты поднимаются на поверхность и выдыхают воздух, то кажется, что над головой кита появился фонтан. Это пар.

7.Работа в тетрадях с.28

– Какие животные спрятались? Найди их и раскрась. Чтобы правильно раскрасить рисунок, надо знать: какое время года изображено на рисунке. Какое время года ? Какая шубка будет на зайце и белке?

– Приступайте к работе.

8. Итог урока. Рефлексия.

- Кого называют зверями?

(животных, тело которых покрыто шерстью).

- Почему их называют млекопитающими?

- Как их отличить от других животных?

- Приведите примеры зверей.

Розовый - урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

Зеленый - настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.

Коричневый - задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Дикие звери".

Закрепить понятие «животные», а так же  понятия «дикие животные», «домашние животные».Содействовать развитию у учащихся любознательности.Способствовать воспитанию у учащихся любви к природе...

Урок - исследование "Кто такие звери?"

Урок содержит материал для организации исследовательской работы в малых группах, а также презентацию...

Конспект урока математики "Что такое задача?"

Данный конспект урока составлен по УМК "Планета знаний" Урок первичного предъявления новых знаний. В основе урока лежат словесные, наглядные методы обучения. Фронтальная форма работы чередуется с рабо...