Открытый урок по окружающему миру 2 класс "В гости к зиме"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Наталья Евгеньевна Рябоконь

Открытый урок по окружающему миру 2 класс "В гости к зиме"

Проводился в расмках конкурса "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_zime_1.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДЖАНКОЙ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Всероссийский конкурс «Учитель года России»

 

Урок окружающего мира во 2 –м классе

ТЕМА: В ГОСТИ К ЗИМЕ

Участницы конкурса

«Учитель года Крыма – 2015»

учителя начальных классов

Джанкойской

общеобразовательной школы №8

отдела образования

администрации города Джанкой

Республики Крым

Рябоконь Натальи Евгеньевны

г.Джанкой - 2014

Тема: В гости к зиме

Цель: Обобщить наблюдения над зимним и природными явлениями; раскрыть связи между живой и неживой природой; формировать представления младших школьников о зимних изменениях в неживой и живой природе; познакомить с особенностями зимней жизни растений и животных; учить распознавать деревья зимой, следы животных на снегу

 Планируемые результаты:

 Развивающие:  развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предметные: обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике»..

Метапредметные:

Регулятивные УУД : понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УДД : устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные УУД:   широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные  и внешние мотивы; будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.

Задачи урока: провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях; воспитывать бережное отношение к природе; повторить и закрепить правила безопасного поведения на улице зимой, познакомить учеников с изменениями в жизни животных и растений с приходом зимы

 Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: листы для создания книги, картинки с изображениями деревьев , птиц и животных, зимние пейзажи, проектор , экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки, презентация, раздаточный материал для парной и индивидуальной работы  

        

Ход урока.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Посмотрю – ка я на вас

Вот какой хороший класс

Приготовились учиться

Ни минутки не лениться

Не стучать, не отвлекаться 

А стараться и стараться!

 - Улыбнитесь друг другу и за дело. 

- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок.

Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в гости…

 - Куда? Вы догадаетесь, когда послушаете композицию (звуки зимы)

 - Я вас приглашаю в гости к зиме. Слайд 1 и на доске.

  1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

Зимушка – зима считает, что с ее наступлением  всё в природе замирает. Ничего не меняется.

Вывеска слов зимы: все в природе замирает, ничего не меняется.

  • Поэт  Иван Захарович Суриков написал о зиме так  в своём стихотворении:

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Вывеска:  все в природе заснуло

Как вы считаете, действительно ли зимой в природе жизнь замирает?

Что я вижу. Мнения ваши разошлись, не все согласны с мнением зимушки – зимы и поэта.

  • Вы считаете, что жизнь  живой и неживой природы зимой все таки продолжается

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Проблема создана . Будем ее решать? Сегодня на уроке  благодаря вашим знаниям  и умениям мы создадим книгу – проект , как источник всех знаний  о жизни и секретах живой и неживой природы зимой.

Любите читать книжки? А книжку про зиму хотите? Тогда надо стараться и работать активно и  дружно. Согласны?

IV.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  • Ну что,  в путь.
  •  Первая страница нашей книги  «Приметы зимы»» (Слайд  2)

Работа с первым листом проекта

  • Игра «Секреты зимы».

Давайте попытаемся раскрыть все секреты зимы.

  1. Я буду называть неживые предметы, а вы объясните по ним  их признаки.

СОЛНЫШКО        

ЛУНА                        

МОРОЗ                        

ВОДОЕМЫ   И  ПОЧВА

СНЕГ

Молодцы! А теперь оформите первый листочек нашей книги, используя ваши знания

  1. Не обойтись  и без зимних  явлений матушки природы . Упражнение «4 угла» 

Вьюгу     изморозь       гололед      иней

Мы завершаем работу над первой страничкой нашей книги. Которая как называлась?

  И приступаем к работе над второй страничкой. Как она называется вы догадаетесь сами, посмотрев на экран. Слайд 4

Правильно, мы будем говорить про растения. А к какой природе они относятся?

Молодцы. Доказать сможете? Хорошо. Предлагаю повторить на какие группы делятся растения. Внимание на экран. Слайд 5

  • А как вы думаете, изменилась ли жизнь живой природы?

Ну что?  ПРИСТУПАЕМ К СОЗДАНИЮ 2 СТРАНИЧКИ нашей книги.

Назовем ее «Растения Зимой»

Я предлагаю вам самостоятельно раскрыть все секреты зимней жизни растений

ИГРА  «ЗИМНЯЯ ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ». САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Перед вами волшебный конверт. Ваша задача отобрать те растения, которые помогут вам рассказать про то, что происходит с растениями в зимний период.

Оформление зеленого листочка растениями.

Скажите, а выбрали ли вы землянику и рожь?  Слайд 6.

На обратной стороне этой страницы вы дома сможете прочитать про эти и другие растения, которые не сбрасывают на зиму свою листву.

СТРАНИЧКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ (на обратной стороне)

На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды. На всех хвойных деревьях на зиму сохраняются шишки. Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть. Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.  

Физкультминутка «Найди снежинки».
(Звучит музыка) 
- Тихонько встаньте. Будьте очень внимательны! 
- В кабинете потерялись …. 
- Я буду называть … ., а вы должны найти глазами и хлопнуть в ладоши. 

Хочется вам продолжать

И МЫ ПРИСТУПАЕМ К СОЗДАНИЮ 3 СТРАНИЧКИ КНИГИ.

 И ПОГОВОРИМ О ЖИВОТНОМ МИРЕ.

СТРАНИЧКА «В ПОМОЩЬ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ».

- Каких птиц можно увидеть зимой?

На желтой страничке обведите тех зимующих птиц Крыма , которых вы знаете.

 - Назовите выбранных птиц.

Каких птиц не выбрали или не узнали? Хотите познакомимся с ними поближе? А как это сделать? (конечно нам помогут книги или интернет)

 Прочитать из электронной книги . Ученики читают  мини-доклады о птицах.

( Слайд 9) клест

- Как вы можете помочь птицам перенести трудное время?

СТРАНИЧКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ.

 Я предлагаю вам ознакомиться дома с зимующими птицами средней полосы России. Дома  вы можете используя сеть интернет можете  узнать о них что-то новое и интересное.

СТРАНИЧКА  «ЖИЛИЩЕ ЗИМУЮЩИХ ЗВЕРЕЙ».

Задание для вас необычное. Хотите по веленью волшебной палочки стать зверушкой? Я раздам вам маски животных, а вы расскажите нам как вы зимуете и как приготовились к наступлению морозов.

  • МАСКИ ЗВЕРЕЙ:  БЕЛОЧКА, ЗАЙКА, МЫШКА, ЛИСИЧКА, ВОЛК, МЕДВЕДЬ, ЕЖИК.

Выступления детей.

Перед вами 4 лист нашей книги. Чтобы зверям было тепло и уютно зимой расселим их в домики.

  • ИГРА «РАССЕЛИТЕ ЖИВОТНЫХ В ДОМИКАХ»

Давайте проверим.

Слайд 10,11,12

СТРАНИЧКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ.

Медведь устраивает берлогу в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнем пнем. С детства вы слышите о том, что медведь зимой сосёт лапу.  Это не так. Он ее не сосет, а лижет. Зимой у медведя на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком.

Если медведь летом мало ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой медведь встает и начинает искать пищу. Таких медведей называют шатунами. Встреча с таким голодным медведем очень опасна для жизни человека.

Спят зимой и барсуки. Но в отличие от медведя они просыпаются, поедят запасов у себя в норе и снова засыпают.  Зверям нередко бывает зимой голодно. Белка не всегда находит свои запасы. Ветки, кора деревьев и кустарников малопитательны по сравнению с травой. Трудно кормиться после сильных снегопадов, когда кустарники и низкие деревца находятся под снегом.

Зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставя стога сена,  раскладывают морковь, капусту, желуди. Так люди помогают животным перенести голодное зимнее время.

V.РАЗВЯЗКА ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

     Теперь пользуясь нашей книгой, можем ответить на вопрос возникший перед нами в начале урока.

  • Жизнь   живой и неживой природы зимой продолжается?
  • Ответы детей. Название.

VШ. РЕФЛЕКСИЯ.

Зима ребята - это ещё и время волшебства.

Русская зима богата праздниками и один из них Новый год. Сегодня и у вас в классе появилась ёлочка она не из леса, а сделана руками учеников моего весёлого класса. Они любят природу и берегут каждое дерево, поэтому елочку сделали своими руками с пожеланиями всего хорошего в этом году. И эту елочку я предлагаю украсить игрушками.

С  помощью разных цветов игрушек дети показывают настроение, которое было у них на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед». 3 класс.

Закрепить знания учащихся о зимних явлениях в природе, актуализировать знания особенностей жизнедеятельности человека в зимний период. Составлен по учебнику О.Т. Поглазова "Окружающий мир ...

Открытый урок по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру по программе "Планета знаний"...

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...

Открытый урок по окружающему миру на тему : "Пришла зима"

Сезонные изменения в природе.Времена года.Зимующие птицы....

Разработка урока по окружающему миру "В гости к зиме"

Признаки зимы в живой и неживой природе...

Разработка открытого урока по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс

Класс: 2      УМК:  Учебник А. А. Плешаков. Предмет: «Окружающий мир»Тема: В гости к зимеТип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и спосо...

открытый урок по окружающему миру " В гости к осени"

Класс: 2 «Б»Учитель: Дригайловская Маргарита ВикторовнаТема урока: «В гости к осени»Тип урока: изучение новых знанийЦель урока: - Организовать деятельность учащихся, направленн...