Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)

Бондаренко Татьяна Владимировна

         Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование примерной программы по окружающему миру   и авторской программы «Окружающий мир. 1 – 4 классы» Н.В. Виноградовой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir.docx66.75 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

                                             к основной образовательной программе

                                 начального общего образования,

                                  утвержденной приказом по школе

          от 31.08.2016 №500

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета "Окружающий мир"

для 3 класса

учителя  Бондаренко Татьяны Владимировны

на 2016-2017 учебный год

       Окружающий мир

Пояснительная записка

         Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование

примерной программы по окружающему миру   и авторской программы «Окружающий мир. 1 – 4 классы» Н.В. Виноградовой (Программа к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования с использованием учебника Н.Ф.Виноградовой, Г.С. Калиновой «Окружающий мир» в 2 частях, 3 класс, Рабочей тетради «Окружающий мир» в 2 частях.

На изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе в инвариантной части Учебного плана МБОУ «НШ №24» отводится 2 часов в неделю (68 часов в год).

                                                                                  I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  •  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

— характеризовать условия жизни на Земле;

устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

 — описывать свойства воды (воздуха);

различать растения разных видов, описывать их;

объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

объяснять отличия грибов от растений;

характеризовать животное как организм;

устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

— проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

  1. Содержание учебного предмета

Земля — наш общий дом (7часов)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.

Человек изучает Землю (4часа)

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая, историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Царства природы (27часов)

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников

Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.

Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Наша Родина: от Руси до России (11часов)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Универсальные учебные действия:

Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

Как люди жили в старину (12часов)

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Как трудились в старину (7 часов)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Курс «Окружающий мир» - это интегрированный предмет и изучается совместно с курсом «Мы – дети природы» (региональный компонент), 

на который отводится 34 ч. Главная цель курса «Мы – дети природы» - воспитание любви к родной природе на основе познания её ценностей и формирования у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств родного края.

Интегрированный курс краеведения «Мы - дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир», представлен предметом «Краеведение» в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты Мансийского автономного округа. Получая знания о территориальных разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края»,»География  Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.

Интегрированный курс краеведения «Мы — дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности,

патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Главная цель курса – формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:

  • дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;
  • развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
  • формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Задачи курса краеведения «Мы – дети природы» определяют его содержание и структуру.

Так, содержание курса в 3 классе составляют темы: «Природа югорского края», «Подземная кладовая Югры»», «Земля и люди югорского края», «Художники югорского края».

Содержание и методика преподавания курса направлены на развитие личности младшего школьника с учётом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МЫ – ДЕТИ   ПРИРОДЫ»

ПРИРОДА   ЮГОРСКОГО   КРАЯ

Многообразие природы. Растения родного края: водоросли, мхи, папоротники, лишайники, их отличительные признаки.

Ягоды нашего края.

Разнообразие животных: растительноядные, насекомоядные, хищные; их приспособленность к условиям жизни Севера.

Нуждающиеся в охране растения родного края: зверобой пятнистый, кувшинка чисто-белая, пион Марьин корень и др.

Виды животных Югры, требующие особого внимания за сохранением популяции в природе: барсук, кабан, рысь, северный олень, черно-бурая обыкновенная лисица и др.

Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник «Малая Сосьва».

Практическая работа: нахождение на контуре карты нашего края заповедника «Малая Сосьва», практическое занятие по охране природы: подкормка птиц в разные времена года.

Экскурсия: в краеведческий музей для ознакомления с экспозициями различных видов растений и животных нашего края.

ПОДЗЕМНАЯ   КЛАДОВАЯ   ЮГРЫ

Многообразие полезных ископаемых родного края.

Мансийская легенда о происхождении нефти.

Нефть, газ, каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры.

Использование песка и глины.

Драгоценные полезные ископаемые: горный хрусталь, золото и др.

Практическая работа: размещение полезных ископаемых на карте ХМАО.

Экскурсия: в краеведческий музей для ознакомления с полезными ископаемыми родного края.

ЗЕМЛЯ   И   ЛЮДИ   ЮГОРСКОГО   КРАЯ

Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края, о коренных народах Югры.

Герб твоего города, его описание, форма; цвета, используемые на щитах. Что означают фигуры на гербе?

Музей родного города. Ценность музеев для потомков, ценность исторических находок, бережное их сохранение.

Праздники северных народов: Медвежий праздник, Вороний день; День оленевода, День рыбака и др.

Требования  к минимально необходимому уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • содержание основных понятий;
  • биологическое разнотравье Югорского края;
  • культуру народов, населяющих родной край.

Учащиеся должны понимать:

  • взаимосвязь явлений и процессов, протекающих в социальной среде края.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать полученные знания для объяснения взаимосвязей в социальной среде;
  • сохранять благоприятную социоприродную среду;
  • улучшать социоприродную среду.

На изучение курса отводится 1 час в неделю.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь. Главное здесь – научить детей избегать необоснованного риска, замечать опасности и предотвращать их проявление, а если беда случилась, не растеряться и действовать быстро и грамотно.

Программа учитывает психологические и физиологические особенности учащихся, поэтому в начальной школе изучаются в основном правила дорожного движения, правила поведения на воде, безопасности в помещении и окружающей среде, а также основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

                                                       

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ урока

Дата проведения

Тема урока

 

Основные виды учебной деятельности, оборудование

По плану

Фактически

1

Введение.

Учебник с. 3-5

Р/т с.3 №1,2

Читать советы авторов «Как работать с учебником». Вспомнить условные обозначения. Обратить внимание на новые условные обозначения.

2

Где и когда ты живёшь.

МДП. Многообразие природы

Учебник с. 8-10

Р/т с.3 №3

Урок вхождения в новую тему

Обсудить проблему существования человека в пространстве. Объяснять, что изучает история. Понимать изображение времени на «ленте времени».

Инфоурок 3 класс «Особенности планеты Земля»

3

Природные тела и природные явления. Солнце – тело неживой природы.

Учебник с. 11-15

Р/т с.4-5

Классифицировать карточки с природными и искусственными телами. Давать характеристику научного и художественного текста. Рассматривать иллюстрации.

Презентация

4

Земля – планета Солнечной системы. 

Опыт. Смена сезонов, дня и ночи.

МДП. Приспособленность животных к условиям Севера

Учебник с. 16-17

Р/т с. 6-7

Характеризовать Солнечную систему

Делать вывод, что такое «горизонт». Проводить опыт, доказывающий шарообразность Земли.

Презентация

5

Земля – планета жизни. Солнце – источник тепла и света. Опыт. Распространение тепла от его источника.  

Учебник: с. 18-22

Р/т с. 8

Проводить опыт, подтверждающий распространение тепла от его источника. Объяснять значение терминов «экватор», «полюс». Характеризовать положение Солнца в разных точках Земли.

Презентация

6

Вода – условие жизни на Земле.

Опыт. Роль света и воды в жизни растений.

МДП. Приспособленность животных к условиям Севера

Учебник с. 23-26

Р/т с. 9-11

Характеризовать условия жизни на Земле.  Сравнивать широколиственные, тропические леса и пустыню. Анализировать и называть источники воды на Земле. Рассматривать картину И.К. Айвазовского «Девятый вал».

Презентация

7

Воздух – условие жизни на Земле.

Опыт. Горение.

Учебник с. 27-32

Р/т с. 12

Комбинированный урок.

Характеризовать условия жизни на Земле. Устанавливать зависимость между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воздуха. Записывать характеристики погоды в таблице, используя условные обозначения.

Презентация

8

Изображение Земли.

МДП. Растения нашего края, мхи, папоротники, лишайники, водоросли

Учебник с. 34-36

Р/т с. 13-14

Делать вывод, что наука и искусство позволяют человеку познать мир.

Анализировать модели Земли (глобус, план, карту).

Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте.

9

План и карта. Практическая работа: работа с картой  

Учебник с. 37-44

Р/т с. 15-21

Выполнять практическую работу по «чтению» плана пришкольного участка и составлению плана своего шк. участка. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты.

Презентация

10

Бактерии.

МДП. Земное тепло Югры (п/иск-ые)

Учебник с. 46-48

Р/т с. 22

.

 Рассматривать бактерии в электронный микроскоп. Высказывать предположения о полезности/ вредности бактерий. Читать и обсуждать текст. Делать вывод.

11

Грибы.

 Учебник с. 48-53 Р/т с. 23 

Рассказывать строение гриба. Сравнивать грибы по внешнему виду, делать вывод о разнообразии плодовых тел у грибов. Сравнивать грибы и растения.

Презентация

12

Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений. Экскурсия

МДП. Мансийская легенда о происхождении нефти

Учебник с. 54-58

Р/т с. 24-26

Характеризовать значение растений для жизни;

различать растения разных видов, описывать их. Работать в группах: составлять «паспорт» растения.

Презентация

13

Разнообразие растений на Земле.

Учебник с. 58-67

Р/т с. 27-28

Классифицировать растения. Читать схему «Разнообразие растений на Земле». Работать в группах: составлять «паспорта» растений.

Презентация

14

Растение – живой организм. Практическая работа.

Работа с гербарием.

Опыт «Содержание воды в листе».

МДП. Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник «Малая Сосьва»

Учебник с. 68-78 Р/т с. 29-30 

Строить схему «Части растения». Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Проводить и комментировать опыт «Листья способны испарять воду». Анализировать информацию о корне, стебле, листе, цветке растения.

Презентация

Цифровой микроскоп

15

Размножение растений.

Учебник с. 78-81

Р/т с. 31

Проводить несложные опыты по размножению растений. Выполнять практическую работу по выращиванию растения из листа. Работать с иллюстративным материалом.

16

Распространение плодов и семян.

МДП. Использование песка и глины

Р/т с. 32-33

Работать с текстами и иллюстративным материалом учебника. Подготовить плакат «Распространение плодов и семян».

Презентация

Цифровой микроскоп

17

Проверь себя

Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам.

18

Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные.

МДП. Многообразие п/иск-ых на карте ХМАО

Учебник с. 82-83 Р/т с. 34-36

Классифицировать растения: дикорастущие, культурные. Находить в разных источниках информацию о культурных и дикорастущих растениях.

Презентация

19

Как возникло земледелие. Хлеб – всему голова.

Учебник с. 84-87

Приводить примеры культурных растений составлять короткое сообщение по одной их тем: «Что дают человеку злаки», «Когда и почему возникло земледелие», «Хлеб – великое чудо земли».

20

Красная книга России.

МДП. Драгоценные полезные ископаемые

Учебник с. 88-94

Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

Презентация

21

Животные – часть природы. Роль животных в природе.

Р/т с.37

Учебник с. 95-97

Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Работать с текстом учебника.

Презентация

22

Животное – живой организм.

Р/т с. 38

Учебник с. 98-99

Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры разных групп животных раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Презентация

23

Животное – живой организм.

МДП. Разнообразие животных края

Учебник с. 100-106

Р/т с. 39

Различать группы животных по особенностям их внешнего строения. Составлять рассказ о поведении домашнего животного.

Презентация

24

Животное – живой организм.

Р/т с. 40-41

Учебник с. 107-109

Рассказывать о способах размножения животных.

Комментировать ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?»

Презентация

25

Поведение животных.

МДП. Растительноядные насекомоядные животные

р/т с. 42

Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Обсуждать тексты учебника. Слушать рассказ учителя об интересных фактах из жизни животных. Приводить примеры разнообразного поведения животных.

26

Беспозвоночные животные.

Учебник с. 110-116

Наблюдать за поведением улитки, дождевого червя. Читать и обсуждать текст «Разнообразие насекомых». Работать в парах.

Презентация

27

Позвоночные животные.

МДП. Хищные животные

Учебник с. 117-123

Р/т с. 43

Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение. Характеризовать особенности рыб и земноводных.

28

Позвоночные животные.

Р/т с. 44

Учебник с. 124-133

Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Характеризовать особенности пресмыкающихся и птиц. Презентация

29

Позвоночные животные.

МДП. Ягоды нашего края

Учебник с. 134-138

Р/т с. 45

Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Характеризовать их.

Презентация

30

Природное сообщество.

 Р/т с. 46

Учебник с. 139-144

Приводить примеры цепи питания. Составлять рассказ о животных. Выполнять парную работу «Пищевые цепи». Инфоурок 35 «Что такое природное сообщество» 3 класс

31

Человек и животное. Почему люди приручали диких животных. МДП. Югорская Земля в глубине веков

Учебник с. 145-146

Комбинированный

Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

32

Административная контрольная работа за 1 полугодие

Выполнять задания проверочной разноуровневой работы по изученным в первом полугодии темам.

33

Заповедники.

Учебник с. 147-153

Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России». Перечислять причины исчезновения животных. Инфоурок

«44. Заповедники и национальные парки»

4 класс

34

Древняя Русь. Восточнославянские племена.

Учебник с. 6-11

Р/т с. 3

 «Как мы узнаём о прошлом». Слушать рассказ о восточнославянских племенах. «Читать» историческую карту. Объяснять слова «потомки», «род», «княжества». Различать племена и государства.

35

Древнерусское государство. Великие князья в Древней РусиР/т с. 4

Учебник с. 12-17

Работать с текстами учебника. Работа в группах: составлять рассказ о великом князе. Слушать и кратко рассказывать одну из легенд о русских князьях.

Инфоурок 27 «Первые русские князья» 3 класс

36

Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси.

МДП. Происхождение названия города, в котором ты живёшь

Учебник с. 17-21

Р/т с. 5-6

Работать с текстами учебника. Работа в группах: составлять рассказ о великом князе. Слушать и кратко рассказывать одну из легенд о русских князьях.

Презентация

37

Как Москва стала столицей. Иван Грозный.

МДП. Современные

Археологические

 памятники Юг.края

Учебник с. 22-25

Р/т с. 7

Работать с исторической картой. Слушать рассказ учителя и задавать вопросы по содержанию. Работать с рубриками «Жил на свете человек...» и «Картинная галерея».

Инфоурок 39. «Возвышение Москвы» 3 класс

38

Пётр I Великий – император России.

Р/т с. 7

Учебник с. 26-32

Слушать рассказ учителя «Пётр I». Работать с рубрикой «Картинная галерея». Поддерживать учебный диалог «Создание русского флота».

Инфоурок 20. «Петр I. Выход к морю» 4 класс

39

Екатерина II Великая.

МДП. Современные

Археологические

 памятники Юг.края

Учебник с. 32-34

Р/т с. 8

Слушать сообщение учителя – вступление в тему. Читать и обсуждать текст учебника, составлять план пересказа.

Презентация

40

Император Николай II.

Учебник с. 34-36

Р/т с. 8 

Слушать рассказ учителя о Николае II. Рассматривать фотографии царской семьи. Готовить сообщение в группе «Дети в изобразительном искусстве».

41

Советская Россия.

МДП. Герб твоего города

Учебник с. 37-38, Р/т с. 9

Работать с текстом учебника. Строить схему (ленту времени). Находить информацию о республиках, входивших в состав СССР.

Инфоурок 38. «Образование СССР» 4 класс

42

Из истории имён.

Учебник с. 40-45

Р/т с. 9-10

Дидактическая игра «Как меня зовут?». Читать и обсуждать текст учебника. Составлять схему «Как появились имена». Работать в группах: обсуждать былины.

43

Как выглядели наши предки.

МДП. Флаг твоего города Р/т с. 10

Учебник с. 46-48

Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Составлять словесный портрет славянина. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Играть в ролевую

44

Как в старину трудились наши предки.

Учебник с. 49-50

Р/т с. 11

Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника).

Инфоурок 24. «Как жили наши далекие предки» 3 класс

45

Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки.

МДП. Гимн твоего города

Учебник с. 50-55

Р/т с. 12

Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника). Рассказывать о русских музыкальных инструментах и народных играх.

46

Какие предметы окружали русских людей. Учебник с. 56-61

Р/т с. 13

Обсуждать пословицы. Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Выполнять словарную работу.

Инфоурок 30. «Древнерусская культура» 3 класс

47

Экскурсия в музей русского быта: Какие предметы окружали русских людей. МДП. История в названиях улиц твоего города

Учебник с. 62-76

Р/т с. 14-15

Объяснять различия детской и взрослой одежды. Рисовать одежду подростка. Объяснять способы изготовления обуви русских людей. Разъяснять значения украшений одежды в разные времена.

48

Русская трапеза.

Учебник с. 77-83

Р/т с. 16

Работать с пословицами. Читать и обсуждать текст учебника. Выполнять словарную работу. Дидактическая игра «Накроем стол к обеду». Драматизация шутки «Два свояка».

49

Во что верили наши предки.

МДП. История в названиях улиц твоего города

Учебник с. 84-89

Р/т с. 16-17

Анализировать информацию учебника о богах древних славян. Называть несколько народных праздников: Масленица, Праздник Ивана Купалы. Слушать рассказ учителя «Народные праздники».

50

Комплексная проверочная работа

МДП. История в названиях улиц твоего города

Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам.

51

Принятие христианства на Руси.

Учебник с. 90-96

Р/т с. 17-18

Обсуждать текст «Принятие христианства на Руси». Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха – Светлое Христово Воскресение.

52

Принятие христианства на Руси.

Учебник с. 90-96

Р/т с. 17-18

Обсуждать текст «Принятие христианства на Руси». Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха – Светлое Христово Воскресение.

Инфоурок 28. «Принятие Русью христианства» 3 класс

53

Что создавалось трудом крестьянина.

Учебник с. 98-105

Р/т с. 18-19

Беседовать на основе полученных ранее знаний. Обсуждать «Выскажем предположения». Работать с текстом учебника и иллюстрациями.

Презентация

54

Труд крепостных крестьян.

МДП. История в названиях площадей твоего города

Учебник с. 106-108

Р/т с. 19-20

Рассматривать репродукции и читать тексты о труде крестьянских детей. Работать с текстом учебника. Читать по ролям текст учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея».

Презентация

55

Что такое ремесло.

Учебник с. 109-112

Р/т с. 20-21

Работать со схемой и текстами учебника. Понимать, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называть особенности труда ремесленника. Кратко рассказывать о развитии ремёсел в России. Презентация

56

Игрушечных дел мастера.

МДП. Музеи твоего города

Учебник с. 113-115

Р/т с. 21

Вести учебный диалог «Игрушки и игрушечники». Рассказывать о своей любимой игрушке. Работать со схемой и текстами учебника.

Презентация

57

Маленькие мастера.

Учебник с. 116-117

Работать со схемой и текстами учебника. Обсуждать текст «Маленькие ремесленники». Рассказывать, что умеют мастерить сами, что умеют мастерить их родители. Презентация

58

О гончарном ремесле.

МДП. Музеи твоего города

Учебник с. 117-118

Обсуждать пословицу «Не боги горшки обжигают». Читать и обсуждать текст учебника. Слушать рассказ учителя Организовать выставку гончарных изделий.

Презентация

59

О труде ткачей.

Учебник с. 119-121

Рассматривать изображение прялки, веретена, ткацкого станка. Понимать особенности работы по изготовлению одежды.

Презентация

60

Русские оружейники.

МДП. Ценность музеев для потомков

Учебник с. 121-125

Читать и обсуждать текст учебника и рассказ учителя. Работать в группах.

Презентация

61

Первые российские мануфактуры.

Учебник с. 126-128

Обсуждать пословицу «Не боги горшки обжигают». Читать и обсуждать текст учебника. Слушать рассказ учителя Организовать выставку гончарных изделий.

Презентация

62

Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры.

МДП. Ценность исторических находок, бережное их хранение 

Р/т с. 22-23 Учебник с. 126-128

Рассматривать изображение прялки, веретена, ткацкого станка. Понимать особенности работы по изготовлению одежды.

Презентация

63

Железные дороги в России.

 Р/т с. 24-25

Учебник с. 128-130

Читать и обсуждать текст учебника и рассказ учителя. Работать в группах.

Презентация

64

Первые пароходы и пароходство в России.

МДП. Ценность исторических находок, бережное их хранение

Учебник с. 131-135

Р/т с. 25

Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея».

Презентация

65

Автомобилестроение в России.

Учебник с. 135-138

Р/т с. 26

Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Рассказывать о современных автомобилях. Организовать выставку рисунков «Автомобили будущего».

Презентация

66

Самолётостроение в России.

МДП. Художники и писатели о Югре

Учебник с. 139-143

Р/т с. 26

Слушать рассказ учителя «Рождение самолётостроения в России». Работать с иллюстрациями учебника. Обсуждать проблемную ситуацию.

Презентация

67

Время космических полётов.

Учебник с. 144-148

Р/т с. 27

Работать с рубрикой «Жил на свете человек». Работать с иллюстрациями учебника.

Презентация

68

Проверочная работа

МДП. Что я узнал о крае за год

Р/т с. 27-31

Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в последней четверти темам.



  1. Учебно-методическое обеспечение

Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ.

Методические и учебные пособия

Учебники:

  1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Часть 1. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013(Начальная школа XXI века).

2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Часть 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013(Начальная школа XXI века).

       Учебник включён в федеральный перечень. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования (2014г). Рекомендован Министерством образования Российской Федерации.

Рабочие тетради для учащихся:

1.Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений/ Виноградова, Н. Ф - М.: Вентана-Граф, 2014. - (Начальная школа XXI века).

2.Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений/ Виноградова, Н. Ф - М.: Вентана-Граф, 2014. - (Начальная школа XXI века).

     Рабочие тетради соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

 Методические пособия для учителя:

1.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012

2. Окружающий мир. 3 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. О.А. Исакова –   Волгоград: Учитель, 2011.

3.Окружающий мир: 3-4 классы: методика обучения/Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф, 2010 г.

Электронные образовательные ресурсы:

Компьютер, презентационное оборудование, выход в Интернет, целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использование диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках:

- Окружающий мир.3 класс. Издательский центр "Вентана-Граф", 2014 (содержит интерактивные задания к каждой теме и дополнительные материалы)

- Окружающий мир.3 класс.Наглядно-иллюстративная основа к курсу. 2011год (2 тематических презентации)

- Окружающий мир.1-4 классы.Интерактивные карты для нач школы. Контрольные и тренажёрные задания

- Окружающий мир.3 класс. Интерактивные контрольные, тренировочные работы. Издательство "Планета", 2014

- Инфоурок info@infourok.ru 3-4 классы