Учебное занятие по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Бондаренко Светлана Валентиновна

Тип УЗ: обобщение и систематизация знаний и умений учащихся.

Тема: Лес – природное сообщество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_po_prirodovedeniyu.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок природоведения 4 класс (1 - 4)

Тип УЗ: обобщение и систематизация знаний и умений учащихся.

Тема: Лес – природное сообщество.

 

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания о природном сообществе – лес;
  • закрепить знания учащихся о взаимосвязи компонентов живой природы;
  • формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы, отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению товарищей;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к родине.

                   ЗНАЕМ:                                                          УМЕЕМ:

  • животный и растительный мир леса;
  • экологические связи в сообществе;
  • значение сообщества для человека;
  • влияние человека на сообщество;
  • меры охраны леса.

  • рассказывать о растениях и животных леса;
  • составлять цепи питания и объяснять некоторые взаимосвязи, существующие в сообществе;
  • составлять памятку.

Ход урока

№ УЭ

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

Ι

Организационный момент.

1.0.

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия.

  • Проверьте, все ли готово у вас к началу урока?

Самоорганизация,

самопроверка

1.1.

Эмоциональный настрой

Сегодня урок необычный у нас

Готов к нему, вижу, каждый из вас

Улыбка, уверенность.

Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать!

Эмоциональный настрой

1.2.

Сообщения синоптиков

  • Вы хотели бы узнать прогноз погоды?
  • Синоптики, пожалуйста, вам слово.

Рассказ учащегося по плану:

     Ученик

  1. Температура воздуха …
  2. Облачность, наличие ветра …
  3. Осадки, их виды …
  4. Какие наблюдаются явления природы: туман, роса, иней и т. д.?

Самоосмысление, самовыражение

ΙΙ

Актуализация опорных знаний.

2.1.

Цель: подвести учащихся к теме урока, вывести тему урока и целеполагание.

- Итак, отправляемся в путь. А девизом нашего урока будут слова: Слайд 1

«Наблюдай и восхищайся,

  Изучай и береги!».

  • Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, я предлагаю вам послушать стихотворение:

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Слайд 2

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудные откроете эти.

Лес не только для нашей забавы.

В нем - деревья, ягоды, травы.

Птицы, звери, и прочие твари

Ученые тоже работают тут,

Лес они сообществом зовут.

  • Кто догадался, какова тема урока?

Слайд 3

Лес – природное сообщество.

-    Что такое сообщество? (словарь)

-    СООБЩЕСТВО - группа растительных или животных организмов, временно или постоянно ведущих совместную жизнь

  • Что мы знаем по данной теме?
  • Что умеем по данной теме?
  • Выполняя различные задания, мы проверим наши знания и умения по теме.
  • Будем отмечать наши знания и умения в карточке.

Самоосмысление и самовыражение

через устную работу

Самовывод темы урока.

Целеполагание.

Карточка

2.2.

Работа над алгоритмом.

  • Давайте познакомимся с планом изучения природного сообщества - лес.

Слайд 4

  1. Название сообщества.
  2. Какие организмы составляют сообщества.
  3. Экологические связи в сообществе.
  4. Значение сообщества для человека.
  5. Влияние человека на сообщество.
  6. Охрана сообщества.

Самоосмысление.

Самовыражение через устную работу над планом

ΙΙΙ

Отработка материала

3.0.

Цель: отработать умения и навыки  по теме через выполнение заданий различного характера.

3.1.

  • Ученые называют лес сложнейшим многообразным живым организмом. Объясните, почему?

Слайд 5

  • Внимательно рассмотрите лес.
  • С чем вы можете его сравнить? (С лестницей)
  • Чем является лес для живых организмов? (Домом)
  • А какой это дом? (Многоэтажный)
  • Давайте выделим этажи леса, дадим им названия, используя следующие описания.

Слайд 6

  • Ученик 1

Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья)

  • Ученик 2.

Это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники)

  • Ученик 3.

Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы)

  • Все растения, образующие лес, располагаются в лесу ступенями, или, как их называют в науке, ярусами. 
  •        Некоторые леса имеют четыре, пять и даже больше ярусов.
  • Ученые располагают их в порядке уменьшения. Давайте назовем их по порядку.

Слайд 7

  •         Первый ярус — это главный древесный полог. Его высота доходит до тридцати и даже более метров.
  •          Второй ярус — это подрост.
  •          Третий — подлесок.
  •          Четвертый — травяной покров.
  •          Пятый – мхи и лишайники.

Кедр, малина, клюква, мох, береза, шиповник, лишайник, ландыш

  • Предлагаю поработать в парах  и заполнить ярусы леса.

Ярусы леса

1 ярус

2 ярус

3 ярус

4 ярус

Деревья

Кустарники

Травы

?

  • Какие деревья расположились в верхнем ярусе?
  • Что вы расположили в среднем ярусе?
  • А в нижнем ярусе?
  • А какие растения вы поместили в 4 ярус? (Мох и лишайники)
  • Почему? (Потому что они растут на самой земле)
  • С какой целью выполняли задание? (Учились различать ярусы леса)

 

Самовыражение через самостоятельную работу

Сверка по ключу

Работа с доской

Подведение итога

3.2.

  • А только ли растения составляют природное сообщество - лес?
  • Без кого невозможно представить себе лес?

Игра «Фоторобот»

  • Поиграем в игру «Фоторобот»
  • Ваша задача – собрать животное по фрагментам и немного рассказать о них.
  1. Белка
  2. Дятел
  3. Ласка
  4. Ёж
  5. Крот
  6. Червяк

Проверка Слайд 8 (по щелчку - 6 раз - 6 картинок)

  • В каких ярусах леса живут эти животные? Почему?
  • Давайте послушаем сообщения ребят, для того чтобы ответить на вопрос.

Ученик 4.

Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными. В лесах благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, не трудно спрятаться, построить гнездо или дом. Животные между собой делят этажи леса: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи на земле или даже под землей. Ярусность в жизни  лесных обитателей заметна на примере размещения птичьих гнезд.

Ученик 5

Тетерев гнездится только на земле, в траве.

Дрозд и зырянка вьют гнезда в кустарниковых зарослях.

Иволги плетут свои гнезда - гамачки высоко в кронах лиственных деревьев.

В чаще леса, на ветвях деревьев прячутся хищные птицы – совы и ястребы.

Дятлы и поползни устраивают свои гнезда в дуплах высоких деревьев.

Насекомые, например муравьи, обитают в основном в нижних «этажах» леса.

В почве живут кроты, землеройки, земляные черви.

Слайд 9

- Обратите внимание, М. М. Пришвин тоже изучил лесные этажи и написал об этом так:

У  птиц и  зверьков в  лесу есть свои этажи:  мышки живут в корнях - в самом  низу; разные птички,  вроде соловья,  вьют  свои  гнездышки прямо на земле; дрозды - еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы - дятел, синички, совы – еще повыше;   на  разной высоте по  стволу дерева и  на  самом верху селятся хищники: ястреба и орлы. У них, у зверушек и птиц,  с этажами не  как  у  нас  в  небоскребах:  у  нас  всегда можно с  кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже.

  • Взаимосвязаны ли растительный и животный мир в сообществе?

В МГ

3.3.

  • Для того, чтобы доказать, что в сообщество все взаимосвязано предлагаю поработать по вариантам по карточкам.
  • Составьте из этих слов цепи питания:

1 – вариант: травы – лось – волк

2 – вариант: сосна – жук-короед – дятел – лиса

Слайд 10. Проверка

  • А какие цепи питания мы не рассмотрели, но можем составить по данной схеме?
  • С чего начинается любая цепь питания?
  • Какой же вывод можно сделать?

     Вывод: все в лесу взаимосвязано, неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится экологическое равновесие.

Работа по карточке

ППС самостоятельно

Контрольная пара у доски (устно)

Самовывод итога работы

3.4.

  • Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать.
  • Догадайтесь, о чем идет речь?

И на горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят. (Грибы)

Слайд 11.

  • Как вы думаете, лесу грибы нужны?
  • Найдите ответ в учебнике на стр. 179.
  • Так каким будет ваш ответ?

Слайд 12.

  • Лесу грибы нужны.
  • Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями.
  • Грибами питаются и лечатся животные.
  • Грибы способствуют разложению растительных остатков.
  • Чтобы проверить, как хорошо вы знаете грибы, предлагаю поиграть в игру «Крестики – нолики»

полоска бумаги у каждого ученика, если согласен с утверждением – X,

если не согласен - 0

1.    Грибы образуют особое царство живой природы

2.    Мухомор – съедобный гриб

3.    Известно более 100 тыс. видов грибов

4.    Грибы не служат пищей для животных

5.    Грибы нужно вырывать вместе с грибницей

6.    Нельзя собирать незнакомые и старые грибы

7.    Все грибы человек может употреблять в пищу

8.    Грибы – помощники деревьев

Слайд 13.

Самопроверка    X  0  X  0  0  X  0  X  

Самовыражение через игру

Фронтальная работа через дискуссию

Самовывод

3.5.

Физминутка

3.6.

Работа по модульной карточке

  • Теперь предлагаю перейти к следующим пунктам плана № 4,5 и поработать в МК № 1.
  • Возьмите МК, изучите её, прочитайте цель и задание.
  • Выполните задания.
  • Помощниками вам будут слайды.

Слайд 14 - 15.

-    Давайте проверим 1 задание.

Слайд 16.

-    Давайте проверим 2 задание.

Слайд 17.

  • Подводим итог: кому было легко?
  • Кому трудно?

Учитель на доске фиксирует результаты: количество учащихся      +                                  -

Самостоятельная работа

Самоосмысление,

самоорганизация через работу в МК

3.7.

Экологические правила.

  • Посмотрите, к нам в класс поступила жалоба.

Слайд 18.

Жалоба.

  «Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба»

  • Кто это? (Сова)
  • Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
  • Помните, что беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, ёж, синица, дятел и т. д. Их жизнь часто зависит от твоего поведения в природе.
  • Поиграем в игру «Ты - мне, я - тебе».
  • Я называю правило, вы показываете знак.
  1. Не разоряй птичьи гнезда.
  2. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей.
  3. Не обрывай паутину и не убивай пауков.
  4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  5. Не разоряй муравейники.
  6. Береги лягушек, жаб и их головастиков.
  7. Не засоряй лес мусором.
  8. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
  9. Не поджигай лес.
  10. Не убивай животных.
  11. Не вырубай лес.

  • Если составить эти правила, что получится? (Памятка)
  • Возьмите на память Памятку.

ПАМЯТКА

  1. Не разоряй птичьи гнезда.
  2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо.
  3. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
  4. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
  5. Будем подкармливать птенцов зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
  6. Не обрывай паутину и не убивай пауков.
  7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  8. Не разоряй гнезда шмелей.
  9. Не разоряй муравейники.
  10. Береги лягушек, жаб и их головастиков.
  11. Не засоряй лес мусором.
  12. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
  13. Не поджигай лес.
  14. Не убивай животных.
  15. Не вырубай лес.
  16. Не топчи и не сбивай грибы.
  • Объясните смысл поговорки: «Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча - пустыню»

Вывод.

Берегите не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим.

 

Самоосмысление

Самостоятельная работа

 

ΙV

Итог урока.

4.0.

Цель: подвести итог урока.

  • Над какой темой мы с вами работали?
  • Почему лес называют природным сообществом?
  • А кто на уроке сегодня наблюдал, изучал, восхищался природным сообществом - лес?
  • Я довольна вашей работой.

Самовыражение

через беседу по подведению итога урока

V

Информация о домашнем задании.

5.0.

Цель: дать учащимся возможность выбрать  и выполнить задания различного уровня сложности.

Слайд 19.

  • с. 180 - 182 - задания «Подумай!», «Проверь себя»,
  • разгадай кроссворд
  • составь 4 цепи питания

Слайд 20

  • Спасибо за работу!

 

Самовыбор задания

Модульная карточка № 1

Тема: «Лес – природное сообщество»

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

Цель: определить значение леса для человека и влияние человека на лес.

1.

Дополни схему. Расскажи, что дает лес человеку.

ЛЕС

        ЧЕЛОВЕК

                                                   

Работай самостоятельно

Сверь по ключу

2.

Отметь положительное (+) и отрицательное (-) влияние человека на лес.

Заповедники     , загрязнение воды, почвы, воздуха   , подкормка птиц     , неумеренная охота     , уничтожение растений     , высоковольтные линии связи     , факелы из газа при добыче нефти     , автомобильные дороги     , истребление

животных     , вырубка деревьев     , восстановление и охрана лесов     .

 

Сделай вывод.

Работай самостоятельно

Сверь по ключу.

Разработала: учитель начальных классов                                        Бондаренко С.В.

Ключ

1.

ЛЕС

продукты питания

        ЧЕЛОВЕК

одежда

стройматериалы

лекарства

место для отдыха

защитник воздуха

                                                   

2.

Заповедники (+),  загрязнение воды,  почвы,  воздуха (-),  подкормка птиц (+), неумеренная охота (-),  уничтожение растений (-),  высоковольтные линии связи

(-),  факелы из газа при добыче нефти (-),  автомобильные дороги (-),  истребление животных (-),  вырубка деревьев (-),  восстановление и охрана лесов (+).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»

Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Тела, вещества, частицы»

Представлен подробный план - конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Тела, вещества, частицы»...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Разнообразие веществ»

Предствален план конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс) на тему "Разнообразие веществ"...

Метапредмет. Учебное занятие по окружающему миру на тему: "Необычные свойства воды"

На этом учебном занятии дети выступают в роли научных работников и открывают новые, необычные свойства воды....

Проект учебного занятия по окружающему миру

Куприянова Ирина Михайловна МБОУ»СОШ»№29, г. Череповец Проект учебного занятия по окружающему миру Предмет: окружающий мир, 1 класс, УМК «Планета знаний» Тема учебного занятия: «Будь здоров» Тип ...