№ УЭ | Содержание учебного материала | Деятельность учащихся |
Ι | Организационный момент. |
|
1.0.
| Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия.
- Проверьте, все ли готово у вас к началу урока?
|
Самоорганизация, самопроверка |
1.1. |
Эмоциональный настрой Сегодня урок необычный у нас Готов к нему, вижу, каждый из вас Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!» За парты садитесь, пора начинать!
|
Эмоциональный настрой
|
1.2. | Сообщения синоптиков - Вы хотели бы узнать прогноз погоды?
- Синоптики, пожалуйста, вам слово.
Рассказ учащегося по плану:
Ученик - Температура воздуха …
- Облачность, наличие ветра …
- Осадки, их виды …
- Какие наблюдаются явления природы: туман, роса, иней и т. д.?
|
Самоосмысление, самовыражение |
ΙΙ | Актуализация опорных знаний. |
|
2.1.
| Цель: подвести учащихся к теме урока, вывести тему урока и целеполагание.
- Итак, отправляемся в путь. А девизом нашего урока будут слова: Слайд 1 «Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!». - Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, я предлагаю вам послушать стихотворение:
Хочу пригласить вас сегодня в лес. В добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес. Слайд 2
Если внимательны будете, дети, Тайны чудные откроете эти. Лес не только для нашей забавы. В нем - деревья, ягоды, травы. Птицы, звери, и прочие твари Ученые тоже работают тут, Лес они сообществом зовут.
- Кто догадался, какова тема урока?
Слайд 3 Лес – природное сообщество. - Что такое сообщество? (словарь) - СООБЩЕСТВО - группа растительных или животных организмов, временно или постоянно ведущих совместную жизнь - Что мы знаем по данной теме?
- Что умеем по данной теме?
- Выполняя различные задания, мы проверим наши знания и умения по теме.
- Будем отмечать наши знания и умения в карточке.
|
Самоосмысление и самовыражение через устную работу
Самовывод темы урока. Целеполагание.
Карточка |
2.2. |
Работа над алгоритмом. - Давайте познакомимся с планом изучения природного сообщества - лес.
Слайд 4 - Название сообщества.
- Какие организмы составляют сообщества.
- Экологические связи в сообществе.
- Значение сообщества для человека.
- Влияние человека на сообщество.
- Охрана сообщества.
|
Самоосмысление. Самовыражение через устную работу над планом |
ΙΙΙ | Отработка материала |
|
3.0. | Цель: отработать умения и навыки по теме через выполнение заданий различного характера. |
|
3.1. | - Ученые называют лес сложнейшим многообразным живым организмом. Объясните, почему?
Слайд 5 - Внимательно рассмотрите лес.
- С чем вы можете его сравнить? (С лестницей)
- Чем является лес для живых организмов? (Домом)
- А какой это дом? (Многоэтажный)
- Давайте выделим этажи леса, дадим им названия, используя следующие описания.
Слайд 6 Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья) Это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы) - Все растения, образующие лес, располагаются в лесу ступенями, или, как их называют в науке, ярусами.
- Некоторые леса имеют четыре, пять и даже больше ярусов.
- Ученые располагают их в порядке уменьшения. Давайте назовем их по порядку.
Слайд 7 - Первый ярус — это главный древесный полог. Его высота доходит до тридцати и даже более метров.
- Второй ярус — это подрост.
- Третий — подлесок.
- Четвертый — травяной покров.
- Пятый – мхи и лишайники.
Кедр, малина, клюква, мох, береза, шиповник, лишайник, ландыш - Предлагаю поработать в парах и заполнить ярусы леса.
Ярусы леса | 1 ярус | 2 ярус | 3 ярус | 4 ярус | Деревья | Кустарники | Травы | ? | … | … | … | … |
- Какие деревья расположились в верхнем ярусе?
- Что вы расположили в среднем ярусе?
- А в нижнем ярусе?
- А какие растения вы поместили в 4 ярус? (Мох и лишайники)
- Почему? (Потому что они растут на самой земле)
- С какой целью выполняли задание? (Учились различать ярусы леса)
| Самовыражение через самостоятельную работу
Сверка по ключу
Работа с доской
Подведение итога |
3.2. | - А только ли растения составляют природное сообщество - лес?
- Без кого невозможно представить себе лес?
Игра «Фоторобот» - Поиграем в игру «Фоторобот»
- Ваша задача – собрать животное по фрагментам и немного рассказать о них.
- Белка
- Дятел
- Ласка
- Ёж
- Крот
- Червяк
Проверка Слайд 8 (по щелчку - 6 раз - 6 картинок) - В каких ярусах леса живут эти животные? Почему?
- Давайте послушаем сообщения ребят, для того чтобы ответить на вопрос.
Ученик 4. Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными. В лесах благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, не трудно спрятаться, построить гнездо или дом. Животные между собой делят этажи леса: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи на земле или даже под землей. Ярусность в жизни лесных обитателей заметна на примере размещения птичьих гнезд.
Ученик 5 Тетерев гнездится только на земле, в траве. Дрозд и зырянка вьют гнезда в кустарниковых зарослях. Иволги плетут свои гнезда - гамачки высоко в кронах лиственных деревьев. В чаще леса, на ветвях деревьев прячутся хищные птицы – совы и ястребы. Дятлы и поползни устраивают свои гнезда в дуплах высоких деревьев. Насекомые, например муравьи, обитают в основном в нижних «этажах» леса. В почве живут кроты, землеройки, земляные черви. Слайд 9 - Обратите внимание, М. М. Пришвин тоже изучил лесные этажи и написал об этом так: У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях - в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды - еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы - дятел, синички, совы – еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы. У них, у зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже.
- Взаимосвязаны ли растительный и животный мир в сообществе?
| В МГ |
3.3. | - Для того, чтобы доказать, что в сообщество все взаимосвязано предлагаю поработать по вариантам по карточкам.
- Составьте из этих слов цепи питания:
1 – вариант: травы – лось – волк 2 – вариант: сосна – жук-короед – дятел – лиса Слайд 10. Проверка - А какие цепи питания мы не рассмотрели, но можем составить по данной схеме?
- С чего начинается любая цепь питания?
- Какой же вывод можно сделать?
Вывод: все в лесу взаимосвязано, неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится экологическое равновесие.
| Работа по карточке ППС самостоятельно Контрольная пара у доски (устно)
Самовывод итога работы |
3.4. |
- Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать.
- Догадайтесь, о чем идет речь?
И на горке, и под горкой, Под березой, и под елкой, Хороводами и в ряд В шляпках молодцы стоят. (Грибы) Слайд 11. - Как вы думаете, лесу грибы нужны?
- Найдите ответ в учебнике на стр. 179.
- Так каким будет ваш ответ?
Слайд 12. - Лесу грибы нужны.
- Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями.
- Грибами питаются и лечатся животные.
- Грибы способствуют разложению растительных остатков.
- Чтобы проверить, как хорошо вы знаете грибы, предлагаю поиграть в игру «Крестики – нолики»
полоска бумаги у каждого ученика, если согласен с утверждением – X, если не согласен - 0 1. Грибы образуют особое царство живой природы 2. Мухомор – съедобный гриб 3. Известно более 100 тыс. видов грибов 4. Грибы не служат пищей для животных 5. Грибы нужно вырывать вместе с грибницей 6. Нельзя собирать незнакомые и старые грибы 7. Все грибы человек может употреблять в пищу 8. Грибы – помощники деревьев Слайд 13. Самопроверка X 0 X 0 0 X 0 X
|
Самовыражение через игру
Фронтальная работа через дискуссию Самовывод |
3.5. | Физминутка |
|
3.6. | Работа по модульной карточке - Теперь предлагаю перейти к следующим пунктам плана № 4,5 и поработать в МК № 1.
- Возьмите МК, изучите её, прочитайте цель и задание.
- Выполните задания.
- Помощниками вам будут слайды.
Слайд 14 - 15. - Давайте проверим 1 задание. Слайд 16. - Давайте проверим 2 задание. Слайд 17. - Подводим итог: кому было легко?
- Кому трудно?
Учитель на доске фиксирует результаты: количество учащихся + - |
Самостоятельная работа Самоосмысление, самоорганизация через работу в МК |
3.7. | Экологические правила. - Посмотрите, к нам в класс поступила жалоба.
Слайд 18. Жалоба. «Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба» - Кто это? (Сова)
- Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
- Помните, что беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, ёж, синица, дятел и т. д. Их жизнь часто зависит от твоего поведения в природе.
- Поиграем в игру «Ты - мне, я - тебе».
- Я называю правило, вы показываете знак.
- Не разоряй птичьи гнезда.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей.
- Не обрывай паутину и не убивай пауков.
- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
- Не разоряй муравейники.
- Береги лягушек, жаб и их головастиков.
- Не засоряй лес мусором.
- Не ломай ветви деревьев и кустарников.
- Не поджигай лес.
- Не убивай животных.
- Не вырубай лес.
- Если составить эти правила, что получится? (Памятка)
- Возьмите на память Памятку.
ПАМЯТКА - Не разоряй птичьи гнезда.
- Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо.
- Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
- Будем подкармливать птенцов зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
- Не обрывай паутину и не убивай пауков.
- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
- Не разоряй гнезда шмелей.
- Не разоряй муравейники.
- Береги лягушек, жаб и их головастиков.
- Не засоряй лес мусором.
- Не ломай ветви деревьев и кустарников.
- Не поджигай лес.
- Не убивай животных.
- Не вырубай лес.
- Не топчи и не сбивай грибы.
- Объясните смысл поговорки: «Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча - пустыню»
Вывод. Берегите не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим. |
Самоосмысление
Самостоятельная работа |
ΙV | Итог урока. |
|
4.0. | Цель: подвести итог урока.
- Над какой темой мы с вами работали?
- Почему лес называют природным сообществом?
- А кто на уроке сегодня наблюдал, изучал, восхищался природным сообществом - лес?
- Я довольна вашей работой.
|
Самовыражение через беседу по подведению итога урока |
V | Информация о домашнем задании. |
|
5.0. | Цель: дать учащимся возможность выбрать и выполнить задания различного уровня сложности. Слайд 19. - с. 180 - 182 - задания «Подумай!», «Проверь себя»,
- разгадай кроссворд
- составь 4 цепи питания
Слайд 20 |
Самовыбор задания |