Календарно - тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс)

Киргизова Светлана  Александровна

Рабочая программа по окружающему миру во 2 Б классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»

Утверждаю

Согласовано

Рассмотрено

директор МБОУ  ТСОШ №3

зам. директора по УВР

на заседании Т.М.

___________________

_____________________

протокол № ______

«_____»_______2018 г.

«_____»_______2018 г.

«_____»_______2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

уровень базовый

срок реализации 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам.

Окружающий мир 2 класс – М.: Просвещение, 2014 год

(Стандарты второго поколения)

Разработчик программы: Киргизова Светлана Александровна,

учитель начальных классов первой квалификационной категории


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по  окружающему миру  2 класса разработана на основе:

- сборника рабочих программ «Школа России» 1- 4 классы, М., «Просвещение», 2014, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир»

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

  планируемых результатов начального общего образования.

Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.

Цель изучения предмета «Окружающий мир»:

•        формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

•         духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ¬ного многообразия российского общества.

Задачи:

•        формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

•         осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

•        формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

•        формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Характеристика организации учебного процесса

При организации учебного процесса используются:

•        Информационно - коммуникационные технологии;

•        проблемно-диалогическая технология;

•        организации учебного сотрудничества;

•        проектно-исследовательская деятельность.

Формы организации учебного процесса

•        Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных (уроки-путешествия, творческие лаборатории, защита проектов),  уроков, обобщающих уроков

•        Используется коллективная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах

Режим занятий

Рабочая  программа разработана для проведения 68 уроков в течение учебного года,   (2 часа в неделю, 34 учебные недели) из них на внеурочную деятельность отводится 14 часов, на НРК – 7.

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах проведения групповых занятий по направлениям: «Юный эколог», «Основы проектной деятельности»   в формах: конкурс, урок -презентация, деловая игра

В каждой четверти запланировано проведение уроков в нестандартной форме: урок-экскурсия на природу, в краеведческий музей, в храм.

Стартовая, промежуточная и итоговая аттестация проводится в соответствии с Уставом МБОУ ТСОШ№3  в форме диагностических  комплексных  работ. (Н.Н.Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В.Пинженина Комплексные работы. Рабочая тетрадь ученика 1,2 классов. Учебно-методическое пособие. 3-е издание – г. Екатеринбург: АНО «Центр Развития молодежи», 2014 г.)

Планируемые результаты

                Предметные

Учащиеся научатся:

•        находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

•        называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

•        различать государственные символы России — флаг, герб, гимн

•        различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

•        различать объекты и явления неживой и живой природы;

•        проводить наблюдения и ставить опыты;

•        измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

•        соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

•        прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

•        определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

•        различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

•        правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

•        соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

•        различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

•        соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

•        правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

•        оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

•        соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками

•        различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

•        ориентироваться на местности разными  способами;

•        различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

•        различать водоёмы, узнавать их по описанию;

•        читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

Метапредметные

РегулятивныеУУД

•        понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

•        сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

•        выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

•        планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

•        планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

•        соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

•        контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные УУД

•        понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

•        находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

•        использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

•        понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий.

•        строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами

•        включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

•        формулировать ответы на вопросы;

•        слушать партнёра по общению и деятельности

•        договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

•        поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

•        признавать свои ошибки, озвучивать их.

•        понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

•        строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);  

•        готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

•        составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

•        более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России.

•        представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

•        представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России.

•        овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире

•        понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника

•        познавательные мотивы учебной деятельности.

•        представление о личной ответственности за свои поступки

••        этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях  людей в семье.

•        способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел программы

Количество часов

Из них

Практические

 Работы

Экскурсии

Проверочные

Работы

Проекты

Где мы живём?

4

1

Проект «Родной город»

Природа.

20

5

1

1

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

Жизнь города и села

10

1

1

Проект «Профессии»

Здоровье и безопасность

9

1

1

Общение

7

1

Путешествия

18

2

1

1

Проект «Города России»

Проект «Страны мира»

Итого:

68

8

3

6

5

Национально-региональный компонент

          В рамках проводимой Министерством образования РФ образовательной политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения содержания национально-регионального компонента как части общегосударственного содержания образования. Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия.

Цель:

- развивать интерес к истории культуре, традициям  и  быту  северного  края

- формировать национально самосознание

Воспитывать черты национального  характера

- воспитывать  гордость за свой край

приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.

Задачи:

  • Научить ребёнка выявлять связь между человеком и природой непосредственно в той местности, где он живёт. Научить вести себя, не нарушая законов природы. Формировать целостное представление о природном и социальном окружении, как среде жизни, труда и отдыха человека.
  • Познакомить с мероприятиями по охране почв, воды и воздуха на территории Бурятии , с особо охраняемыми территориями (национальные парки, заповедники)
  • Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека.

 Использование содержания национально-регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе способствует не только расширению и углублению знаний, но и развивает у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы.

Национально-региональный компонент реализуется за счет введения в содержание предмета в объеме 10% от общего количества часов учебного плана тем:

Тема урока

НРК

1

Где мы живём?

Презентация «Наш поселок –Таксимо»

2

Город и село.

Презентация «Знаешь ли ты свой край»

3

В гости к осени

Стихи поэтов Бурятии

4

Какие бывают растения

Презентация «Растения родного края»

5

Красная книга

Красная книга Бурятии

6

Водные богатства

Презентация о Байкале

7

Города России

Презентация «Город Улан Удэ»


Календарно-тематическое планирование

Дата

№ урока

Кол-во часов на раздел

Тема раздела, урока

План

Факт

«ГДЕ МЫ ЖИВЁМ?» (4ч)

1

Родная страна.

НРК 1презентация «Наш поселок -Таксимо»

2

Город и село. Проект «Родной город»

НРК 2 Презентация «Знаешь ли ты свой край»

3

Природа и рукотворный мир.

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу  « Где мы живём?»

«ПРИРОДА» (20ч)

5

Неживая и живая природа

6

Явления природы

Практическая работа №1.Знакомство с устройством термометра.

7

Что такое погода.?

8

В гости к осени (экскурсия)

ВУ. НРК 3. Стихи поэтов Бурятии

9

В гости к осени (урок)

10

Звёздное небо

11

Заглянем в кладовые земли

Практическая работа №2. Исследование с помощью лупы состава гранита,

12

Про воздух

13

Про воду

14

Какие бывают растения

Практическая работа №3. НРК 4. Презентация «Растения родного края»

15

ВУ.  Какие бывают животные

16

Невидимые нити

17

Дикорастущие и культурные растения

18

Дикие и домашние животные

19

Комнатные растения

Практическая работа №4. Освоение приёмов ухода за комн. растениями в соотв.  с инструкц.

20

Животные живого уголка

Практическая работа №5. Освоение приёмов содержания животных жив.уголка

21

ВУ. Про кошек и собак

22

Красная книга

НРК 5. Красная книга Бурятии

23

Будь природе другом.

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

«ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА» (10ч)

25

Что такое экономика

26

Из чего что сделано

27

Как построить дом

28

Какой бывает транспорт

29

Культура и образование

30

Все профессии важны.

ВУ. Проект «Профессии»

31

В гости к зиме (экскурсия)

32

В гости к зиме (урок)

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу  «Жизнь города и села»

34

Презентация проектов  «Родной город », «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии»

«ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ» (9ч)

35

Строение тела человека

36

ВУ. Если хочешь быть здоров

37

Берегись автомобиля!

38

Школа пешехода

Практическая работа №6. Отработка правил перехода улицы

39

Домашние опасности

40

Пожар

41

ВУ. На воде и в лесу

42

Опасные незнакомцы

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность

«ОБЩЕНИЕ» (7ч)

44

Наша дружная семья

45

ВУ. Проект «Родословная»

46

В школе

47

Правила вежливости

48

ВУ. Ты и твои друзья

49

Мы – зрители и пассажиры

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

«ПУТЕШЕСТВИЯ» (18ч)

51

Посмотри вокруг

52

ВУ. Ориентирование на местности

53

Ориентирование на местности

Практическая работа №7. Знакомство с устройством компаса и правилами работы с ним.

54

Формы земной поверхности

55

Водные богатства

НРК 6. Презентация о Байкале

56

ВУ. В гости к весне (экскурсия)

57

В гости к весне (урок)

58

Россия на карте

Практическая работа №8 Приёмы чтения карты

59

Проект «Города России»

НРК 7. Презентация «Город Улан Удэ»

60

ВУ. Путешествие по Москве

61

Московский Кремль

62

Город на Неве

63

ВУ. Путешествие по планете

64

Путешествие по материкам

65

Страны мира.

ВУ. Проект «Страны мира»

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

67

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

68

ВУ. Впереди лето


Материально –техническое обеспечение учебного курса

1. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся.

2. Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. Тесты. 2 класс.

3. Плешаков А. А. Зелёные страницы. Пособие для учащихся.

4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Поурочные разработки. 2 класс.

5. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В двух частях.

6. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы.

7. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В двух частях.

8. Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель. Пособие для учащихся.

9. Приложение к учебнику на электронном носителе.

Печатные пособия:

•                географические карты;

Оборудование и приборы:

•        ученические столы двухместные с комплектом стульев;

•        стол учительский с тумбой;

•        классная доска.

•        персональный компьютер

•        мультимедийный проектор.

•        экспозиционный экран

•        коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

•        натуральные живые пособия – комнатные растения;

ЦОР:

Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова,2 класс  - М: «Просвещение», 2014

Большая детская энциклопедия CD-ROM, издательство: Новый Диск;2004г

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по окружающему миру.

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/

http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=30888

Литература, рекомендованная для учащихся:

Е. Ю. Еремеева Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

Т. В. Модестова Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

А.А.Плешаков От земли до неба. Атлас-определитель, М.: Просвещение, 2009.

А.А.Плешаков Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2007

А. А Плешаков. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2007

Л. Б. Шикина Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, - М: «Просвещение», 2011

А.Я Данилюк, А.М.Кондакова, В.А.Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - М: «Просвещение», 2009

Планируемые результаты начального общего образования под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Национально – региональный компонент на электронном носителе в виде презентаций.

Критерии оценивания.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

-  неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

-  нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

-  неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

-  ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы;

- отсутствие умения подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

-ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- отсутствие умения   ориентироваться на карте и плане,    затруднения в правильном показе изученных объектов  (природоведческих и исторических).

Недочеты:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц,  не влияющих отрицательно на результат работы;  

- отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта,  приводящие к неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора;

- неточности при нахождении объекта на карте.

Контрольная (проверочная) работа

«5» - ставится, если в работе чёткие и полные ответы, выделены наиболее существенные признаки объекта; верно и умело сопоставлены факты, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные  связи; сделаны верно выводы; не более 1 недочёта.

«4»– ставится, если в работе есть отдельные неточности в ответах, выводах; наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по изученному материалу.

«3»– ставится за работу, в которой преобладают ответы с неточностями, нечёткими выводами; наличие 4-6 ошибок или 8 недочётов.

«2»– уровень выполнения требований ниже удовлетворительного, ошибочность выводов; наличие более 6 ошибок или более 10 недочётов по пройденному материалу

Критерии оценки тестовой работы

Тестовые работы оцениваются согласно прилагаемой к работе инструкции, либо по формуле        N1  /   N2   *   к  = Б, где

N1  - количество правильных ответов, N2 – общее количество ответов, к – коэффициент (к =10)    

Б  - результат выполнения тестовой работы учащегося, выраженный в баллах, переводимых в отметку по пятибалльной системе  

Например, 27/30 * 10 = 9 баллов

Количество баллов

Отметка

10

«5»

8-9

«4»

6-7

«3»

5 и менее

«2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс "Школа России")

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс "Школа России")...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс Школа России

В учебно-методический комплект «Школа России» входят:Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2010. Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 2 класс, "Школа России"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 2 класс, "Школа России" составлена на основе требований ФГОСов....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Школа России"

Работа содержит таблиц, которая соответствует требованиям ФГОС....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Школа России" по ФГОС

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Школа России" по ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа России".( с универсальными учебными действиями)

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа России".( с универсальными учебными действиями)...

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира по УМК "Школа России" для 1 класса

В календарно-тематическое планирование программы "Школа России" включены разделы: "Тип и форма урока", "Планируемые результаты", "Материально-техническое обеспечение...