Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Путешествие по Санкт-Петербургу"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Стрыкова Татьяна Николаевна

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Урок ставит следующие цели: 1) познакомить с историей основания и достопримечательностями Санкт-Петербурга, 2) воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма и гордости за него, 3) продолжать работу над расширением кругозора и пополнением словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_sankt-peterburg.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа-интернат №2

Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе с использованием следующих технологий: ИКТ, технологии развивающего обучения, технологии развития исследовательских навыков

Тема: Путешествие по Санкт-Петербургу

        Составил учитель Стрыкова Т.Н.
ГБОУ школа-интернат №2

Санкт-Петербург

2016 - 2017 учебный год

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе с использованием следующих технологий: ИКТ, технологии развивающего обучения, технологии развития исследовательских навыков

Учитель: Стрыкова Т.Н.

Тема: Путешествие по Санкт-Петербургу

Цели:

  • Познакомить с историей основания и достопримечательностями Санкт-Петербурга;
  • Воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма и гордости за него;
  • Продолжать работу над расширением кругозора и пополнением словарного запаса.

Опорные слова:

  • Крепость;
  • Музей;
  • Кунсткамера;
  • Эрмитаж;
  • Герб.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;
  • Презентация;
  • Учебник;
  • Герб города.

Ход урока

I Организационный момент

II Работа над новой темой

- Мы с вами живем в удивительном городе, Санкт-Петербурге. Для нас он близкий и родной, но все ли мы о нем знаем? Так ли ценим красоту, которая нас окружает? Городом восхищались писатели, поэты, художники.

- Вот что писал о нем Александр Сергеевич Пушкин:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла»

- А кто помнит, откуда началось строительство Санкт-Петербурга?

Возможные ответы детей

- Правильно, с истории создания Петропавловской крепости начинается история Санкт-Петербурга. С 1700 года Россия вела Северную войну со Швецией, к 1703 были отвоёваны приневские земли. Для их защиты от нападения шведов здесь было необходимо закрепиться. Существовавшую ранее крепость Ниеншанц (у впадения в Неву Охты) посчитали недостаточно пригодной для защиты Невы. Новое место 8 или 9 мая 1703 года выбирали Пётр I, Александр Данилович Меншиков и француз генерал-инженер Жозеф Гаспар Ламбер де Герен. Их выбор пал на Заячий остров.

- На финских и шведских картах этот остров в длину 750 и в ширину 360 метров, назывался Енисаари (с финского - Заячий), либо Люст-гольм (со шведского - Весёлый). Сохранилась легенда о том, что, когда здесь жили шведы, на острове для отдыха и развлечений был устроен сад, отчего его и назвали Весёлым.

- 16го (27го по новому стилю) мая 1703 года на Заячьем острове заложили крепость Санкт-Петербург. Первоначально было решено построить фортификационные сооружения из земли и дерева. На строительство их в камне ушло бы гораздо больше времени. Чертёж первой дерево-земляной крепости нарисовал сам Пётр I. Крепость строили солдаты, пленные шведы, от каждой губернии посылались крепостные.

- Строительство бастионов курировал Пётр I и его сподвижники. По кураторам назвали крепостные бастионы: Трубецкой, Нарышкин, Государев, Меншиков, Головкин, Зотов. При заложении Государева бастиона Пётр I присутствовал, а за строительством следили либо князь Меншиков, либо царевич Алексей. Сподвижники Петра не только следили за строительством бастионов, но и не редко поставляли строительный материал, финансировали работы. Земляная крепость была завершена 1 октября 1703 года. Отмечали это событие и в Москве, и на берегах Невы. Однако после сильного наводнения часть земляных валов была разрушена.

- 29 мая 1703 года, в день апостолов Петра и Павла, в крепости начали строить храм - Петропавловского собора, тогда ещё небольшую деревянную церковь. Этот день стал именинами крепости, которую с тех пор стали называть "Санкт Питербурх".

- Сразу после окончания строительства дерево-земляной крепости её начали перестраивать в камне. В 1706 году строительство возглавил Доменико Трезини. Ворота, спроектированные им, сохранились до настоящего времени.

- В 1731 году на Нарышкином бастионе строят Флажную башню, на которой поднимают флаг. Именно с Нарышкина бастиона каждый день в 12 часов раздаётся пушечный выстрел - обычай отмечать полдень с 1730-х годов. Кроме как в полдень, выстрел отмечал начало и конец рабочего дня.

- Строительство Петропавловской крепости полностью завершено к 1740-му году.

- Чтобы понять, на каких реках построен город, разгадаем ребус. Выполним правильно действия и запишем ответы в таблицу:

  • 3+1 = ?
  • 5-3 = ?
  • 1+2 = ?
  • 2+3 = ?
  • 5-4 = ?
  • 3+3 = ?
  • 8-1 = ?
  • 4+4 = ?
  • 10-5 = ?

1

2

3

4

5

6

7

8

М

Е

В

М

А

О

Й

К

III Физкультминутка

IV Продолжение работы над новой темой

- В 1712 году Петербург становится столицей России. Сюда из Москвы переехал царский двор, в городе строится множество красивых зданий, дворцов. А еще здесь открывает первый в России музей.

-  Он был создан по указу Петра Первого. Расположенное на набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук. Наш Музей, основанный по указу Петра I, открыл свои двери для посетителей в 1714 г.

- Выбор места для нового здания, по преданию, был сделан непосредственно Петром I. Его внимание привлекли две сосны, росшие на диком берегу Невы. Петр приказал осторожно срубить эти деревья с причудливо переплетенными и вросшими в ствол сучьями, а наиболее курьезные части их передать в Кунсткамеру. Этот один из самых ранних экспонатов Кунсткамеры и сегодня можно увидеть в экспозиции музея. На месте, где росли деревья, было решено заложить фундамент для постоянного здания Музея. Размеры задуманной постройки по тому времени были необычайно велики: длина ее достигала без малого 100 м (97.2 м), а ширина равнялась 15 м. Петр I интересовался состоянием постройки и неоднократно торопил ее окончание. Однако при его жизни здание достроено не было. К началу 1725 г. были возведены лишь стены. Кладка башни, венчавшей здание, и внутренняя отделка были осуществлены Академией уже после смерти царя-реформатора.

- Сейчас наш город – это настоящий город музеев. В нем находится свыше 200 музеев. Есть очень крупные музеи, известные во всем мире. Например, Эрмитаж и Русский музей. Есть музеи, которые встречаются только в нашем городе – Музей Хлеба и Музей Воды.

Петербург сегодня действительно стал культурной столицей страны, где каждый может узнать обо всем, посетив тот или иной музей.

- Многие музеи Санкт-Петербурга обладают более чем столетней историей. Одним из самых древних музеев города является Эрмитаж, чья история насчитывает более 250 лет. Эрмитаж был основан Екатериной II, которая считала себя носителем идей Просвещения и скупала коллекции живописи, скульптуры по всему миру. Музей Екатерины II ко дню ее смерти насчитывал более 3000 живописных полотен, среди которых были работы Рафаэля, Тициана, Караваджо.

- Название «Эрмитаж» обозначало уединенный уголок, где человек мог отрешиться от рутины, насладиться искусством и задуматься о вечном. Расположения музея Екатерины II соответствовало названию — для коллекций были выделены отдаленные покои. Уже при Екатерине II Эрмитаж был открыт для публики. А после революции Эрмитаж и весь комплекс Зимнего дворца и Эрмитажных зданий был превращен в национальный музей. 

V Работа с учебником

- Еще наш город славен своими мостами. Их в городе 177, больших и малых. Самый большой из разводных мостов – дворцовый. Его длина – 260 метров. Наш город – это город-порт, морской и речной. Именно поэтому у него такой удивительный герб.

- Откройте учебник на странице 175. Рассмотри гербы городов России. Найдите герб Санкт-Петербурга.

- Что на нем изображено?

Возможные ответы детей

- На красном щите изображен державный скипетр, и два якоря – морской и речной.

VI Закрепление материала

- Давайте вспомним главное из темы сегодняшнего урока.

- Как звали императора, основателя города?

Возможные ответы детей

- Как называется первый музей?

Возможные ответы детей

- Что является центром Петропавловской крепости?

Возможные ответы детей

- Какой музей сейчас расположено в Зимнем дворце?

Возможные ответы детей

- Какой мост является самым большим?

Возможные ответы детей

VII Итог урока. Домашнее задание

- О нашем городе можно говорить долго. Я предлагаю каждому приготовить сообщение о любимом музее Санкт-Петербурга. Это и будет вашим домашним заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока русского языка учителя начальных классов ГБОУ гимназии № 528 Санкт-Петербурга Тарасовой Наталии Владимировны

Расширение знаний о гласных и согласных звуках русского языка. Обозначение их буквами на письме....