конспекты уроков
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Баазан Людмила Сонай-ооловна

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.docx18.34 КБ
Файл om.docx21.18 КБ
Файл russ_otkrytyy_urok.docx41.63 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством поэтов-обэриу(тов); развивать внимание, умение подбирать рифмы; совершенствовать навыки выразительного чтения и четкую дикцию; прививать интерес к творчеству детских поэтов.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях» авт.-сост. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Аудиозапись: Ю.Владимиров «Чудаки»

ХОД УРОКА

1. Орг.момент

Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний.

– Ребята, послушайте отрывок из произведений и определите жанр.

Бобер в бору затеял бал,
Бобер на бал гостей созвал.
Белочки во флейты дуют, 
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе позвал.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый пирог…

(Это стихи)

– Как определили?
– Чем похожи? 
(Про бал и про гостей)
– Чем отличаются? 
(Герой во втором неизвестен. И оно не закончено)
– Первое стихотворение написал поэт Анатолий Пудваль. А кто скажет, кто автор второго стихотворения? 
– Ученик 2-б класса сказал, что автор этого стихотворения Карл Иванович Шустерлинг. А я знаю, что это стихотворение написал Даниил Хармс. Кто из нас прав?
– Давайте ответим на этот вопрос, прочитав дополнительную информацию.

Даниил Хармс.  Настоящее имя – Даниил Иванович Ювачёв. 
Родился он в Петербурге в 1905 году, а умер в 1942 году в Ленинграде. 
Сейчас этот город снова стали называть Петербургом.
Д.Хармс был большим выдумщиком. 
Его стихи и рассказы с большим удовольствием читали 
ваши прабабушки и прадедушки в журналах «Чиж» и Ёж». 
Даниил Хармс  всегда подписывался псевдонимами. 
Среди множества псевдонимов были такие: Карл Иванович Шустерлинг или Пустерлинг, 
Шардам, Дандан, Иван Топорышкин, писатель Колпаков и др. 
Чаще всего повторялось имя Хармс.

(Карл Иванович Шустерлинг – один из псевдонимов Хармса.)

– Псевдоним – это что? (Придуманное имя)
– Хотите прочитать это стихотворение?

4. Осмысление содержания. Изучение нового материала

– Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? Ваши предположения? (Высказывания детей)
– Сейчас вам предстоит проверить насколько вы оказались правы. Но у этого стихотворения есть еще маленькая загадка. Д. Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах, поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети. Я буду читать стихотворение, а  недостающие слова вы будете подсказывать мне хором. Попробуем?

Чтение стихотворения учителем. (с.175)

– Оправдались ли ваши предположения?
– Почему вы улыбались, когда слушали стихотворение? Чем вам оно понравилось?

5. Постановка учебной задачи. Самостоятельная работа

– Давайте прочитаем это стихотворение выразительно. А для этого представим себе, что чувствовал его герой – человек, пригласивший к себе гостей.
– Читайте стихотворение по строфам и постарайтесь передать его внутренний монолог, о чем он думает, что чувствует, произнося каждую строфу.

Чтение стихотворения детьми.

3-4 человека читают.

Задание: по чтению, определите, какие чувства переживает герой.

– Представим себе, что герою стыдно, что не хватило сил дождаться гостей, пирог оказался таким вкусным, что он и сам не заметил, как все съел, а когда пришли гости, не знает, куда деваться. 
– А  может быть, он так рассердился на гостей, что специально все съел и последние строчки произносит с удовлетворением.
– Вы заметили, ребята, что стихотворение можно прочитать по-разному. В зависимости от выбора внутреннего состояния героя меняется интонация.

6. Физкультминутка

– Как живешь? Вот так!
– Как идешь? Вот так!
– Как бежишь? Вот так!
– Как летишь? Вот так!
– Как плывешь? Вот так!
– Как сидишь? Вот так!

7. Продолжение работы по теме урока

– Вспомните, как назывался журнал для дошкольников, для которого писал стихи Д.Хармс. («Чиж»)
– В 1930-е годы в журнале Чиж появились истории про Карла Ивановича Шустерлинга. 
– Вы уже знаете, что один из псевдонимов Д.Хармса – Карл Иванович Шустерлинг. Так вот, этот Карл Иванович был очень непонятливым человеком. Он все время оказывался в затруднительном положении и просил ребят помочь ему. От его имени читателям журнала предлагались веселые задачи на смекалку, загадки. Одну из них мы сейчас прочитаем.

Чтение стихотворения «Что это было» учителем. (с.174)

– Вы поняли, что это было? Как догадались?
– А почему герой стихотворения не понял? 
– Что же за человек – герой этого стихотворения, похож он на того, кто съел пирог, не дождавшись гостей, или перед нами другой характер?

8. Чтение и анализ текста

– Прочитайте стихотворение про себя. 1 читает вслух.
– Найдите описание героя в стихотворении. Какого литературного персонажа напоминает человек, который зимой ходит « в галошах, в шляпе и в очках»?
– Как вы думаете, зачем Хармс упоминает про очки? 
(Может быть, перед нами ученый человек, он рассеян, потому что обдумывает что-то очень важное.)
– Итак, он идет, размышляет, что его вдруг заинтересовало?
– Прочитайте так, чтобы передать характер героя.
– Зачем он пустился вдогонку, какое желание им двигало?
– Почему в последней строфе дважды повторяется слово долго?
– Почему герой думает, сняв очки? 
(Герою хочется во всем разобраться, все понять. Этот человек привык во всем видеть что-то сложное, все долго обдумывать и такие простые вещи ставят его в тупик)
– Прочитайте выразительно последнюю строфу.
– Прочитайте все стихотворение, передавая характер героя.

9. Работа над стихотворением Ю.Владимирова Чудаки

– Сейчас мы прочитаем стихотворение еще одного поэта из литературно-поэтической группы ОБЭРИУ – Юрия Дмитриевича Владимирова «Чудаки» с.176.
– Оно написано по следам розыгрыша со стороны Хармса. А было это так. Перед поездкой Хармса в Москву Владимиров дал ему две пятирублевые купюры с просьбой купить крючки, леску, книги. Вернувшийся Хармс отдал обратно деньги и сказал, что забыл, какая пятерка на что предназначалась. Владимиров рассмеялся и написал «Чудаков»

Учащиеся (3 человека) читают стихотворение. И отвечают на вопросы.

– Какие непонятные слова вам встретились?

Пятак – монета в 5 копеек.
Кушак – широкий и длинный пояс.

– А кто такие чудаки? Кого мы называем чудаками? 
– Какая беда произошла с чудаками на базаре? Прочитай. 
– Как ты думаешь, ситуация, о которой рассказывает автор веселая, грустная, забавная, поучительная?
– Соответствует ли название стихотворения его содержанию?
– Послушайте, как читает это стихотворение народный артист РФ Вениамин Смехов.
– А теперь, постарайтесь прочитать сами.

Выразительное чтение стихотворения учениками.

10. Итог урока

– Стихотворения каких поэтов изучали на уроке?
– Какое из них вам больше всего понравилось? Что бы вы предложили для домашнего задания?
– Я бы предложила выучить наизусть, понравившееся стихотворение



Предварительный просмотр:

Тема:  Какой бывает транспорт?

Цель: систематизировать  знания учащихся о видах транспортных средств и их назначении; познакомить детей с профессиями людей, работа которых связана с транспортными  средствами, показать значение транспорта в жизни человека; развивать у учащихся кругозор и познавательный интерес.

Оборудование: учебник « Окружающий мир» А. А. Плешаков 1 часть,  иллюстрации транспортных средств, схемы – опоры, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Повторение.

2. Сообщение темы урока

У. На этом уроке мы занимаемся изучением окружающего нас мира. Но мир можно изучать не только по страницам учебников или научных книг, но и отправляясь в дальние  путешествия по городам и странам, морям и океанам. Представьте, что мы решили совершить путешествие по бескрайним просторам нашей родины. Какие бы виды транспорта мы предпочли для этого?
Д. Самолёт, поезд, машина и др.
У. Сформулируйте тему нашего урока?

3. Постановка учебной задачи

У. Именно о транспорте и его значении в жизни человека мы и будем говорить сегодня на уроке.

4. Изучение новой темы

У. Я буду называть транспортные средства. А вы определите, каким образом они передвигаются. По воде, по земле, по суше или по воздуху?
Трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль?
Д. Этот транспорт передвигается по земле.
У. Как можно назвать такой транспорт?
Д. Это наземный транспорт
У. Вертолёт, самолёт, аэроплан?
Д. Это воздушный транспорт.
У.  Какой вы знаете водный транспорт?
Д. Пароходы, теплоходы, баржи.
У.  Почему этот транспорт мы называем водным?
Д. Потому, что он передвигается по воде.
У. Что мы отнесём к подземному транспорту?
Д. Метро.
Вывод: транспорт бывает наземным, воздушным, водным, подземным (на доске вывешивается схема – опора)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/561977/img1.gif

У. Все эти средства служат для одной цели – перевозке. Что они перевозят?
Д. Людей и грузы.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/561977/img2.gif

У. Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей?
Д. Пассажирский.
У. Если транспорт перевозит только грузы?
Д. Грузовой.
У. Но есть ещё транспорт, который выполняет специальные перевозки: милиция, скорая помощь, пожарная. Такой транспорт называется специальным.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/561977/img3.gif

5. Работа по учебнику

6. Физкультминутка

1, 2, 3, 4, 5
Все умеем  мы считать
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко – легко подышим.

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, 
А потом руки вниз.
1, 2, 3, 4 – 
Вот летит ракета ввысь!

7. Закрепление изученного

 У. Отгадайте загадки. О каких машинах идёт речь? К какому виду транспорта вы их отнесёте?

(Дети отгадывают, учитель вывешивает  иллюстрации к соответствующим названиям в таблицу)

Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носи обувь из резины 
И питается бензином. 
(Автобус)

Ходит город – великан
На работу в океан. 
(Корабль)

Что за птица: 
Песен не поёт,
Гнезда не вьёт, 
Людей и груз везёт. 
(Самолёт)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. 
(Метро)

У. Какой вид транспорта самый распространённый и им может пользоваться  любой человек?

Игра «Что у кого?»

– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)
– У человека сердце, …  (мотор)
– У автомобиля колёса, … (ноги)
– У человека кровь, … (бензин)
– Человек вытирает руками, …  (дворниками)
– Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)
– Человек может заболеть, … (ломается)

У. Ребята, а как называется профессия человека, который управляет автомобилем? 
Д. Водитель, шофёр.
У. Какие ещё профессии, связанные с работой на транспорте вы знаете?
Д. Машинист, таксист, капитан, пилот, проводник и др.         

Игра «Отгадай»

– Подумайте, ребята, людям каких профессий принадлежат эти слова?
1. Встаём мы очень рано, 
Ведь наша забота – 
Всех отвозить на работу. 
(Водитель)

2. С огнём бороться мы должны – 
С водою мы напарники.
Мы очень людям все нужны, 
Так кто же мы? 
(Пожарники)

3. – Малый вперёд, полный вперёд, так держать! (Капитан)

4. – Уважаемые пассажиры, мы рады приветствовать вас на борту нашего авиалайнера! (Стюардесса)

7. Самостоятельная работа

Работа в тетрадях № 1. Отметить карандашами разных цветов название водного, воздушного и подземного транспорта буква ПГС отметить пассажирский, грузовой и специальный транспорт.

8. Итог урока

– Какие виды транспорта вы знаете?
– Основное назначение транспорта?
– Какой транспорт мы называем специальным?



Предварительный просмотр:


Правописание слов с парным по глухости-звонкости
согласным на конце слова и перед согласным. Развитие речи

Тема

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Развитие речи

Педагогические цели

Способствовать формированию умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути ее решения, выполнять ее в соответствии с изученным правилом; создать условия для развития речи, умения работать с текстом

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты 
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей 
культуры и гражданской позиции человека

Личностные результаты

Эмоционально «переживают» текст; имеют мотивацию к творческому труду, работе на результат, 
бережному отношению к окружающей природе

Универсальные 
учебные действия 
(метапредметные)

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Познавательные: общеучебные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ 
в устной форме; 
логические – осуществляют анализ и сравнение.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения 
или небольшого текста)

Основное содержание 
темы, понятия и термины

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук 
на конце слова и перед согласным в корне. Правописание словарных слов. Развитие речи. Текст. 
Рассказ. Пословица

Образовательные ресурсы

Таблица «Согласные звуки»

Сценарий урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое 
рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Индивидуальная.

Практический. Письмо

вечер

взял ветку

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Сообщение 
учителя

– Сегодня будем работать с пословицами, текстом, учиться высказывать свое мнение, составлять рассказ

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем

IV. Усвоение
новых знаний 
и способов 
действий.

1. Развитие речи. Работа с пословицами. Рассказ (упр. 47)

Коллективная,

индивидуальная.

Словесный, 
творческий, 
практический. Чтение, беседа, письмо, рассказ

– Прочитайте. Выберите из скобок букву, чтобы правильно написать слово.

– Определите смысл пословиц. Придумайте рассказ, который можно было бы озаглавить 
1-й пословицей

Списывают пословицы, вставляя в слова пропущенные буквы. Объясняют смысл пословиц.

Составляют рассказ

Анализируют пословицы, объясняют смысл. Высказывают свое 
мнение. Составляют рассказ на заданную 
тему. Объясняют 
правописание слов

Письмо, 
беседа по вопросам, рассказ

Продолжение табл.

Выполняют движения по тексту под руко-водством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение дви-
жений

2. Развитие речи.

Работа с рассказом В. Бианки (упр. 50)

Коллективная,

индивидуальная.

Словесный, 
творческий, 
практический. Чтение, беседа, письменный рассказ

– Прочитайте. Найдите в тексте слова с изученными орфограм-мами. Объясните их написание.

– Определите тему текста.

Озаглавьте его. Ответьте 
на вопросы к тексту

Читают. Находят

в тексте слова с изу-
ченными орфограммами, объясняют их написание. Озаглавливают текст. Отвечают

на вопросы

Распознают изученные орфограммы, объясняют их написание, извлекают

из текста основную мысль, озаглавливают текст, высказывают свое мнение, пись-
менно отвечают 
на вопросы

Беседа по вопросам, письменный рассказ

V. Закрепление знаний и способов действий.

Безударные 
гласные звуки.

Парные по глу-
хости-звонкости согласные 
(упр. 48)

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,

практический.

Чтение, беседа

– Какие правила надо знать, 
чтобы правильно написать 
каждое из данных слов?

– Какие способы проверки правописания слов с безударным гласным и парным по глухости-звонкости согласным звуком 
в корнях будут общими, 
а какие – различными?

Читают пары слов.

Называют правила их правописания.

Списывают, подчер-
кивают орфограммы. Отвечают на вопрос

Сравнивают способы проверки правописания слов с безударным гласным и парным 
по глухости-звонкости соглас-ным звуком 
в корнях: находят сходство и различие. Строят высказывания, понятные для окру-
жающих. Выделяют орфограммы в словах

Беседа по вопросам, письмо

Окончание табл.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Закончите предложения: 
• Урок помог мне…

• Для меня было сложным…

• Мне понравилось…

Заканчивают предло-
жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VII. Домашнее 
задание.

Правописание парных по глу-
хости-звонкости согласных звуков (упр. 49)

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное 
задание. Понимают 
цели, содержание 
и способы выполнения задания

Урок 83
Обобщение знаний об изученных правилах письма

Тема

Обобщение знаний об изученных правилах письма

Педагогические цели

Способствовать закреплению умения объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами, сопоставлять правила обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным

Тип урока

Решение частной задачи

Планируемые
результаты 
(предметные)

Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфо-графические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; овладевают умением проверять написанное

Личностные 
результаты

Проявляют позитивное отношение к школе и учебной деятельности

Универсальные 
учебные действия 
(метапредметные)

Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; используют знания орфограмм при выполнении учебных заданий; логические –устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: осуществляют контроль, коррекцию и оценку своих действий

Основное содержание 
темы, понятия 
и термины

Написание слов с изученными орфограммами, сопоставление правила обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед 
согласным

Образовательные 
ресурсы

Таблица «Согласные звуки». Орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова», «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»

Сценарий урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Ужасно интересно
Все то, что неизвестно.

А то, что неизвестно,

Нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания,

Проявим мы старание,

Тогда с тобою многое

Удастся нам понять.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принад-
лежностей

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Индивидуальная.

Практический. Письмо

св ев ув дв

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Проверка 
выполнения 
домашнего
задания.

Правописание парных по глу-
хости-звонкости согласных звуков (упр. 49)

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа

Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения

Зачитывают слова

с вставленными пропущенными буквами, 
объясняют право-
писание

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий

Предло-
жения

Продолжение табл.

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение

учителя

– Сегодня вам предстоит проверить, как прочно вы усвоили 
правописание гласных и согласных в корне и на конце слова 
и умеете применять знания 
на практике

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулиро-
ванную учителем

V. Контроль 
и самопроверка знаний.

1. Словарный 
диктант

Фронтальная.

Словесный,

практический.

Диктант

– Тарелка, товарищ, щавель, метель, народ, вдруг, завод, сапог

Пишут под диктовку словарные слова

Получают информацию о усвоении пра-
вописания словарных слов

Словарный диктант

2. Проверка 
правописания слов. Работа 
в рабочей тетради (№ 34)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, 
практический.

Беседа, письмо

– Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

– Объясните, как вы подбирали проверочные слова

Проверяют слова 
с безударным гласным звуком и парным 
по глухости-звонкости согласным звуком 
в корне слова

Овладевают умением работать с таблицей. Объясняют правильность написания слов с изученными орфо-граммами

Упражнение

Физкультминутка

Коллективная.

Практический

Материал для физкультминуток содержится в рекомен-
дуемых пособиях (см.: Лите-
ратура)

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение дви-
жений

3. Правописание словарных слов.

Работа с текстом.

Индивидуальная,

коллективная. Словесный,

– Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

Читают загадки 
и текст. Вставляют пропущенные буквы,

Распознают орфограммы. Знают правописание словарных слов.

Беседа по вопросам

Окончание табл.

Развитие речи.

Работа в рабочей тетради (№ 35, 36)

проблемный,

практический.

Чтение, беседа,

письмо

– Озаглавьте текст. Согласны ли вы с мнением автора. Что такое янтарь?

– Какие орфограммы не можете объяснить?

подчеркивают орфо-граммы. Озаглавливают текст. Отвечают на вопросы

Высказывают свое 
мнение. Определяют основную мысль текста, озаглавливают его

4. Подбор проверочных слов (учебник, 
с. 30, № 2)

Индивидуальная.

Практический.

Упражнение

– Подберите проверочные слова

– Свист.

– Труба

Умеют находить проверочные слова, объяснять правописание

Упражнение

5. Распознание слов, требующих проверки

Фронтальная.

Словесный,

практический.

Комментиро-
ванное письмо

Предлагает записать под диктовку с комментированием:

– Медведь на зиму забрался 
в берлогу. Заснул до весны 
в норе еж

Пишут предложения

под диктовку, комментируют

Находят в словах 
орфограммы, написание которых надо 
проверять, применяют правила правописания

Коммен-
тируемое письмо под диктовку

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Чему учились на уроке?

– Как вы оцените свою работу 
на уроке?

– Что получилось хорошо?

– Над чем следует поработать?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VII. Домашнее

задание.

Работа в рабочей тетради (№ 37)

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное 
задание. Понимают 
цели, содержание 
и способы выполнения задания

Урок 84
Проверочный диктант. Развитие речи.
Составление поздравительной открытки

Тема

Проверочный диктант. Развитие речи. Составление поздравительной открытки

Педагогические цели

Способствовать развитию умения писать текст под диктовку, производить звукобуквенный разбор слова 
по образцу; создать условия для развития речи, умения составлять поздравительную открытку

Тип урока

Решение частной и учебной задач

Планируемые
результаты 
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Личностные 
результаты

Осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных 
и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Универсальные 
учебные действия 
(метапредметные)

Регулятивные: понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – осуществляют анализ слова, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Основное содержание 
темы, понятия 
и термины

Парные по глухости-звонкости согласные звуки. Безударные гласные в корне слова. Словарные слова. 
Звукобуквенный разбор слова. Развитие речи. Поздравительная открытка

Образовательные 
ресурсы

Таблица «Согласные звуки». Орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова», «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»

Сценарий урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Добрый день, друзья мои!

– Добрый день, ответим мы. 
Как две ниточки связали

Доброты и теплоты.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принад-
лежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Индивидуальная.

Практический. Письмо

свет

деревья

дверь

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Проверка 
выполнения 
домашнего 
задания.

Работа в рабочей тетради (№ 37)

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа

Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения

Называют тему текста, вставленные буквы, объясняют их правописание

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий

Предло-
жения

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Сообщение 
учителя

– Сегодня у нас проверочный диктант с грамматическим 
заданием

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем

Продолжение табл.

V. Контроль 
и самопроверка знаний.

Работа с текстом. Памятки «Как 
подготовиться 
к диктанту», 
«Как провести 
звукобуквенный разбор слова». Проверочный 
диктант

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, 
практический. Чтение, беседа, работа с памят-ками, письмо 
под диктовку

– Прочитайте текст. Озаглавьте его.

– Подготовьтесь писать текст

под диктовку (Памятка 2, с. 131).

– Выполните грамматические 
задания (учебник, с. 30)

Читают текст, 
озаглавливают его.

Работают с памятками. Пишут текст 
под диктовку. Выполняют грамматические 
задания

Умеют работать с памятками. Выполняют учебные действия 
по алгоритму.

Правильно пишут под диктовку, осуществляют самопроверку 
написанного

Проверочный диктант, грам-
матические задания

Физкультминутка

Коллективная.

Практический

Материал для физкультминуток содержится в рекомен-
дуемых пособиях (см.: Лите-
ратура)

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение дви-
жений

VI. Усвоение 
новых знаний 
и способов 
действий.

Развитие речи. Поздравительная открытка

Коллективная, индивидуальная.

Словесный, 
творческий, 
практический.

Беседа, письмо

Знакомит с текстом поздравительной открытки. Организует ее составление

Слушают учителя, отвечают на вопросы устно и письменно

Составляют под руководством учителя текст поздравительной открытки, излагают письменно текст по вопросам

Текст открытки

Окончание табл.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:

• Я сегодня узнал…

• Я научился…

• Мне было…

• Я рад…

Заканчивают предло-жения в зависимости

от своего состояния,

впечатления от урока

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VIII. Домашнее

задание.

Поздравительная открытка

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

– Составьте поздравительную открытку маме, бабушке

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное 
задание. Понимают 
цели, содержание 
и способы выполнения задания

Урок 85
Разделительный мягкий знак (
ь). Использование на письме

Тема

Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме

Педагогические цели

Способствовать ознакомлению с правилом употребления ь, формированию умения соотносить произношение слова и его написание; создать условия для ознакомления с правописанием словарного слова обезьяна

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты 
(предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, 
грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Личностные 
результаты

Проявляют познавательный интерес к изучению нового

Универсальные 
учебные действия 
(метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; логические – умеют выделять существенную информацию из учебного текста.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Основное содержание 
темы, понятия 
и термины

Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме разделительного ь. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Слово с непроверяемым написаниемобезьяна (обезьянка).

Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного ь в словах

Образовательные 
ресурсы

Орфограмма «Разделительный мягкий знак»

Сценарий урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Торопимся мы на урок,

Будут знания нам впрок.

Будем руки поднимать,

Четко, бойко отвечать!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принад-
лежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Индивидуальная.

Практический. Письмо

ов

улов

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче-
мучки.

– Цель нашего урока состоит 
в том, чтобы найти ответ 
на этот вопрос

– Когда в словах пишется разделительный 
мягкий знак (
ь)?

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа по вопросам

IV. Усвоение 
новых знаний 
и способов 
действий.

1. Соотношение звукового и бук-

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный, 
практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте. Что обозначают выделенные слова?

Организует работу над вопро-
сами упражнения и знакомит 
с правилом произношения слов
с разделительным 
ь

Читают, отвечают 
на вопросы. Составляют предложения, записывают их. Знакомятся с правилом

Наблюдают над про-
изношением слов 
с разделительным 
ь. Составляют и грамотно записывают пред-
ложения. Извлекают

Беседа по вопросам, письмо, 
правило

Продолжение табл.

2. Разделительный ь пишется 
перед буквами
еёюяи 
(упр. 52).

Правило (учебник, с. 32)

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный, 
практический. Чтение, беседа, письмо

Комментирует задание, организует и контролирует его выполнение.

Предлагает прочитать правило и обсудить его

Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Знакомятся с правилом, запоминают его

Соотносят количество звуков и букв. Делают вывод. Извлекают новую информацию 
и усваивают ее

Беседа по вопросам, упражнение, пра-
вило

3. Употребление

в словах разде-
лительного 
ь (упр. 53)

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный, 
практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте. Объясните, 
почему в данных словах надо 
писать разделительный 
ь.

Запишите любое слово 
по памяти

Читают. Отвечают

на вопрос. Записывают слово по памяти

Объясняют правописание слов с разделительным ь. Выполняют письмо по памяти

Упражнение

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Материал для физкультминуток содержится в рекомен-
дуемых пособиях (см.: Лите-
ратура)

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение дви-
жений

4. Словарно-орфографическая работа. Обезьяна (обезьянка)

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный, 
практический. Чтение, беседа, письмо

Знакомит со значением и правописанием словарного слова 
«обезьяна (обезьянка)»

Запоминают право-
писание слова

Усваивают написание

непроверяемого слова

Беседа по вопросам, письмо

Продолжение табл.

5. Орфограмма:

разделительный ь (упр. 54).

Правило (учебник, с. 33)

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный, 
наглядный, 
практический. Чтение, беседа, письмо

– Произнесите названия предметов. Запишите, вставляя пропущенные слоги. Подчеркните 
разделительный 
ь.

– Прочитайте правило

Произносят названия предметов. Записывают, вставляя пропущенные слоги. Подчеркивают разделительный ь. Читают правило

Наблюдают над произношением слов с разделительным ь. Выделяют разделительный ь в словах. Извлекают 
необходимую инфор-мацию из правила

Упраж-
нение, 
правило

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Объяснение орфограмм.

Лексическое 
значение слов. Письмо по памяти (упр. 55)

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,

практический.

Чтение, беседа,

письмо

– Прочитайте. Что обозначает каждое слово?

– Объясните написание выде-
ленных орфограмм. Запишите слово по памяти. Проверьте 
себя

Объясняют значения слов и написание орфо-грамм. Записывают 
слова по памяти.

Проверяют написанное

Объясняют лексическое значение слов.

Знают орфограммы, правильно их при-
меняют и объясняют. Осуществляют 
самопроверку

Беседа по вопросам, письмо

2. Дидактическая игра «Соберите слова из слогов». Работа в рабочей тетради (№ 39)

Групповая.

Словесный,

практический.

Дидактическая

игра

– Помогите Муравьишке собрать слова из слогов. Запишите слова

Читают слоги, соби-
рают из них слова, 
записывают

Умеют работать 
в группе, контролируют работу друг друга, оказывают помощь

Дидактическая игра

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– На какой вопрос нужно было ответить Почемучке?

– Чему учились на уроке?

– Как вы оцените свою работу

на уроке?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

Окончание табл.

Какой вид работы понравился больше?

– Что получилось хорошо?

– Над чем следует поработать?

VII. Домашнее

задание.

Упр. 56

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответству-

ющие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное 
задание в соответствии с уровнем своего развития

Урок 86
Разделительный мягкий знак (
ь). Правило написания в словах

Тема

Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания в словах

Педагогические цели

Способствовать развитию умения применять правило написания разделительного ь в словах; создать условия для формирования умения осуществлять перенос слов с разделительным ь, развития речи

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты 
(предметные)

Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфо-графические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владеют умением проверять написанное

Личностные 
результаты

Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

Универсальные 
учебные действия 
(метапредметные)

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно 
и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: общеучебные – осмысленно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным 
критериям.

Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению, используют в общении правила 
вежливости

Основное содержание 
темы, понятия 
и термины

Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме разделительного ь. Соотношение звукового 
и буквенного состава в словах с разделительным 
ь. Правило написания разделительного ь в словах. Правила переноса слов с разделительным ь. Пословица. Антонимы

Образовательные 
ресурсы

Орфограммы «Разделительный мягкий знак», «Употребление мягкого знака для обозначения мягкости 
согласного»

Сценарий урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Прозвенел уже звонок –

Начинается урок.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Индивидуальная.

Практический. Письмо

ов ловля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...