Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Сударкина Наталья Александровна

Рабочая программа по окружающему миру (базовый уровень, Школа России) для 2 класса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Рабочая программа курса «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы по учебным предметам в соответствии с ФГОС программой  А. А. Плешакова, «Окружающий мир», 2 класс. Москва: «Просвещение», 2016 г.

Цели программы

          Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

1. формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

2.духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные задачи  программы

1. Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4.формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Место программы в учебном плане

Программа составлена для 2 класса из расчёта 2часа в неделю 68 часов в год

( на 34 учебные недели) и обеспечена УМК «Школа России» для 2 класса.

       

Тематическое планирование программы

     №

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Где мы живем

4

2

Природа

20

3

Жизнь города и села

10

4

Здоровье и безопасность

9

5

Общение  

7

6

Путешествия

18

Итого

68

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты


У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты


Регулятивные УУД
Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные УУД
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 2-ом классе являются формирование следующих умений.

Где мы живем?

Учащийся научится:

находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

приводить примеры народов России;

сравнивать город и село, городской и сельский дома;

различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

оценивать отношение людей к окружающему миру.

Учащийся получит возможность научиться:

понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран;

исполнять гимн Российской Федерации;

анализировать информацию о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны;

извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике Тестов;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины;

собирать информацию о выдающихся земляках в краеведческой литературе или с помощью интервьюирования;

оформлять стенд, мультимедийную презентацию.

Природа

Учащийся научится:

различать объекты и явления неживой и живой природы;

находить связи в природе, между природой и человеком;

проводить наблюдения и ставить опыты;

измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

сравнивать объекты природы, делить их на группы;

ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки.

Учащийся получит возможность научиться:

классифицировать объекты природы по существенным признакам;

осуществлять контроль и коррекцию;

приводить примеры объектов живой и неживой природы.

устанавливать связи между живой и неживой природой.

рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях, о сезонных явлениях в жизни дерева.

пользоваться термометром;

характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.);

сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

Прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе.

Жизнь города и села

Учащийся научится:

различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

различать виды транспорта;

приводить примеры учреждений культуры и образования;

определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий.

Учащийся получит возможность научиться:

рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;

анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;

извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села) и готовить сообщения;

рассказывать о строительстве городского и сельского домов.

сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;

узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе (селе).

Здоровье и безопасность

Учащийся научится:

различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

Учащийся получит возможность научиться:

называть и показывать внешнее строение тела человека;

моделировать внутреннее строение тела человека;

составлять рациональный режим дня школьника;

обсуждать сбалансированное питание школьника;

различать продукты растительного и животного происхождения;

формулировать правила личной гигиены;

демонстрировать умение чистить зубы;

анализировать представленную на рисунке дорожную ситуацию, выбирать из предложенных подходящий дорожный знак, объяснять своё решение;

соотносить изображения и названия дорожных знаков;

характеризовать свои действия как пешехода;

объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности. характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

различать съедобные и ядовитые грибы;

определять жалящих насекомых;

характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми.

Общение

Учащийся научится:

оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

приводить примеры семейных традиций;

соблюдать правила вежливости при общении с взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах.

Учащийся получит возможность научиться:

формулировать понятие «культура общения»;

понимать роль семейных традиций для укрепления семьи;

моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов.

интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;

составлять родословное древо семь;

формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;

формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

моделировать правила поведения за столом.

Путешествия

Учащийся научится:

различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

ориентироваться на местности разными способами;

различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

различать водные объекты, узнавать их по описанию;

читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

Учащийся получит возможность научиться:

находить линию горизонта;

моделировать стороны горизонта;

ориентироваться по компасу, по солнцу, по местным природным признакам; сопоставлять фотографии равнин и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;

характеризовать поверхность своего края;

различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме;

узнавать перелётных птиц на рисунке;

сравнивать изображение России на глобусе и карте;

сравнивать глобус и карту мира;

находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; сравнивать физическую и политическую карты мира;

находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран.

Контроль и оценка планируемых результатов

          Система оценки достижения планируемых результатов изучения предметов предполагает комплексный подход к оценке результатов обучения.

Текущий  и тематический контроль осуществляется в письменной  (в виде тестов) и устной форме (рассказ).

Основанием для выставления итоговой отметки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы

.

Содержание курса

Где мы живем

      Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.  Экскурсия: Что нас окружает?

Природа

      Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села

     Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).  Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность

     Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение

      Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

     Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия

      Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.  Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.     Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.  Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Окружающий мир» для 2 класса

№ п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

(ученик научится)

Плано

вые сроки прохож

дения програм

мы

Скоррек

тирован

ные сроки прохож

дения програм

мы

Раздел «Где мы живем» (4 ч)

1

Инструктаж по технике безопасности и охране труда.

Родная страна.

Понимать ученые задачи раздела  и данного урока, стремиться их выполнять.

Различать государственные символы России(герб,флаг,гимн).

Отличать герб, флаг России от гербов флагов других стран.

Исполнять гимн Российской Федерации.

Анализировать информацию учебника

Формулировать выводы из изученного материала отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

2

Город и село.

Понимать  учебную задачу и стремиться её выполнить.

Сравнивать  город и село.

Оценивать свои достижения.

Собирать информацию о своих земляках.

Оформлять презентацию.

3

Природа и рукотворный мир.

Понимать  учебную задачу и стремиться её выполнить.

Различать  объекты природы и предметы рукотворного мира.

Работать в группе.

Формулировать выводы из изученного материала отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём».

Выполнять тестовые задания учебника.

Оценивать свои достижения и достижения своих товарищей.

Раздел «Природа» (20 ч)

5

Неживая

и живая
природа.

Понимать  учебную задачу и стремиться её выполнить.

Классифицировать  объекты природы  по существенным признакам

Устанавливать связи  между живой и неживой природой.

Формулировать выводы из изученного материала отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

6

Явления
природы.

Понимать  учебную задачу и стремиться её выполнить.

Работать в паре: различать объекты и явления природы.

Анализировать иллюстрации учебника

Определять сезон по  характерным  природным явлениям.

Формулировать выводы из изученного материала отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

7

Что такое погода?

Понимать  учебную задачу и стремиться её выполнить.

Наблюдать и оценивать состояние погоды за окном класса.

Характеризовать погоду.

Приводить примеры природных явлений.

Составлять план рассказа о погодных  явлениях и рассказывать по этому  плану.

Сопоставлять  научные и народные предсказания погоды.

Формулировать выводы из изученного материала отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

8

В гости к осени (экскурсия).

Понимать  учебную задачу и стремиться её выполнить.

Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними.

9

В гости

к осени.

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя»От Земли до неба».Дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями за осенним трудом человека.Формулировать выводы из изученного материала отвечать на итоговые вопросы, оценивать  достижения на уроке.

10

Звёздное

Небо.

Понимать  учебную задачу и стремиться её выполнить.

Находить на рисунке знакомые созвездия.

Знакомиться по учебнику с созвездиями ,осуществлять самопроверку.

Формулировать выводы из изученного материала отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

11

Заглянем в кладовые Земли.

Понимать  учебную задачу и стремиться её выполнить.

Рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды..

Готовить краткие сообщения о них.

Формулировать выводы из изученного материала отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке

12

Про воздух…

Понимать  учебную задачу и стремиться её выполнить.

Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека.

Находить информацию об охране воздуха и воды.

Формулировать выводы из изученного материала отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

13

Про воду.

Готовить фото рассказы о красоте неба и воды.

14

Какие бывают растения.

Понимать  учебную задачу и стремиться её выполнить.

Классифицировать растения.

Определять растения с помощью атласа-определителя.

Оценивать воздействие растений на человека.

15

Какие бывают животные.

Понимать  учебную задачу и стремиться её выполнить.

Работать в группе: соотносить группы животных  и их существенные признаки.

Находить новую информацию и выступать с сообщениями.

Выявлять зависимость строение тела животного от его образа жизни.

16

Невидимые нити.

Понимать  учебную задачу и стремиться её выполнить.

Устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой.

Выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих связей.

Делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранении природных связей.

17

Дикорастущие и культурные растения.

Понимать  учебную задачу и стремиться её выполнить.

Сравнивать иразличать дикорастущие и культурные растения.

Находить новую информацию о растениях.

Формулировать выводы из изученного материала отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

18

Дикие и домашние животные.

Понимать  учебную задачу и стремиться её выполнить.

Сравнивать и различать диких и домашних животных.

Рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.

Формулировать выводы из изученного материала отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

19

Комнатные растения.

Узнавать комнатные растения на рисунках.

Определять комнатные растения с помощью атласа-определителя.

Осваивать  приёмы ухода  за комнатными растениями.

20

Животные

живого уголка.

Понимать  учебную задачу и стремиться её выполнить.

Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними.

Определять с помощью атласа- определителя.

Осваивать приёмы содержания животных живого уголка.

Формулировать выводы из изученного материала отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

21

Про кошек

и собак.

Определять породы кошек и собак
Обсуждать роль кощек и собак в хозяйстве человека.

22

Красная книга.

Выявлять причины исчезновения изученных растений и животных.

Предлагать и обсуждать меры по их охране.

23

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту».

Работать в группе.

Читать тексты учебника  и использовать полученную информацию для подготовк  собственного рассказа о Красной книге.

Составлять  план  и рассказывать по плану о редких растениях и животных.

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

Выполнить тестовые задания учебника

Оценивать правильность предложенных ответов.

Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)

25

Что такое экономика.

Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану

Работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики

Готовить сообщения.

Читать предложенный текст ,находить в нём ответы на вопросы.

Формулировать собственные вопросы к тексту.

Оценивать ответы одноклассников.

26

Из чего что сделано.

Классифицировать предметы по характеру материала.

Осуществлять контроль и коррекцию.

По рисункам прослеживать производственные цепочки.

Формулировать выводы из изученного материала.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

27

Как построить дом.

Рассказывать о строительстве городского и сельского домов.

Сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского.

Читать  текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке, рассказывать  о строительных машинах.

Предлагать вопросы к тексту.

Формулировать выводы из изученного материала.

28

Какой бывает транспорт. Правила поведения на железной дороге.

Классифицировать средства транспорта, приводить  примеры транспортных средств каждого вида

Узнавать по фотографии транспорт  служб экстренного вызова ,соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова.

Работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта,используя информацию учебника и дополнительных источников.

29

Культура и образование.

Различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям ,приводить примеры учреждений культуры и образования

Извлекать из текста учебника нужную информацию,

предлагать вопросы к тексту.

30

Все профессии важны. Проект «Профессии».

Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях  своих родителей.

Работать в парах: определять названия профессий по характеру деятельности

Формулировать выводы из изученного материала.

Подбирать фотографии из семейных архивов.

Составлять рассказы о профессиях родных.

31

В гости

к зиме (экскурсия).

Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить

Наблюдать над зимними погодными явлениями.

Исследовать пласт снега.

Определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба».

Распознавать следы животных.

Наблюдать поведение зимующих птиц

Формулировать выводы по материалу экскурсии.

Оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии.

32

В гости

к зиме.

Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить.

Обобщать  наблюдения над зимними природными явлениями ,проведёнными во время экскурсии

Знакомиться  с изменениями в живой и неживой природе зимой.

Готовить сообщения и выступать  с ними.

Формулировать правила безопасного поведения на улице зимой.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

10.01

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

Выполнять тестовые задания учебника

Оценивать правильность предложенных ответов.

Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

34

Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

Выступать с подготовленными сообщения, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления учащихся

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)

35

Строение тела человека.

Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить.

Работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека.

Определять на рисунке учебника положение внутренних органов человека.

Предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников.

Формулировать выводы из изученного материала.

36

Если хочешь быть здоров.

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Рассказывать о своём режиме дня

Обсуждать сбалансированное питание школьника.

Различать продукты растительного и животного происхождения Демонстрировать правила ухода за зубами.

37

Берегись

автомобиля!

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Моделировать сигналы светофора.

Характеризовать свои действия как пешехода.

Соотносить изображения и названия дорожных знаков.

Формулировать правила движения по загородной дороге.

Оценивать свои достижения на уроке.

38

Школа пешехода.

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов.

Учиться соблюдать изученные правила безопасности.

Формулировать выводы .

39

Домашние опасности.

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Объяснять опасность бытовых предметов и ситуаций.

Формулировать правила безопасности в быту на основе прочитанных рассказов.

Оценивать свои достижения на уроке

40

Пожар!

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Характеризовать пожароопасные предметы.

Запомнить правила предупреждения пожара.

Читать и обсуждать  рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне»

Находить в интернете информацию о работе пожарных.

41

На воде и в лесу.

Характеризовать опасности на воде и в лесу.

Запомнить правила поведения во время купания.

Работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы.

Находить нужную информацию в книге» Зелёные страницы»(Коварные двойники)

Определять с помощью атласа жалящих насекомых.

42

Опасные незнакомцы.

Характеризовать опасности при контакте с незнакомыми людьми.

Осваивать правила поведения  в ситуациях « Я потерялся», «Мамина подруга».

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

Выполнять тестовые задания учебника

Оценивать правильность предложенных ответов.

Формировать адекватную самооценку .

Раздел «Общение» (7 ч)

44

Наша дружная семья.

Рассказывать по рисункам о семейных взаимоотношениях, общих занятиях

Формулировать понятие « культура общения».

Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи.

45

Проект «Родословная».

Входе выполнения проекта дети учатся:интерьюировать родителей о представителях старшего поколения

Отбирать фотографии из семейного архива.

Составлять родословное древо семьи

Презентовать свой проект.

Оценивать свои дпстижения.

46

В школе.

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Рассказывать своём школьном коллективе ,совместных мероприятиях в классе.

Обсуждать вопрос о культуре поведения в школе.

47

Правила  вежливости.

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении.

48

Ты и твои друзья.

Обсуждать морально-этические аспекты дружбы проблему подарка в день рождения, правила поведения за столом, правила этикета в гостях

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке.

49

Мы – зрители и пассажиры.

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Обсуждать правила поведения в театре, правила поведения в общественном транспорте.

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

Выполнять тестовые задания учебника

Оценивать правильность предложенных ответов.

Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

 Раздел «Путешествия» (18 ч)

51

Посмотри

вокруг…

Находить линию горизонта.

Различать стороны горизонта.

Знакомиться с устройством компаса.

Формулировать вывод о форме Земли.

52

53

Ориентирование на местности.

Осваивать приёмы ориентирования по компасу, по солнцу, по местным признакам.

54

Формы земной поверхности.

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить

Анализировать цветовое обозначение гор и равнин на на глобусе ,сравнивать холм и гору.

55

Водные богатства.

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Различать водоёмы искусственного и естественного происхождения.

Анализировать схему частей реки.

Обсуждать эстетическое воздействие моря на человека.

56

В гости

к весне (экскурсия)

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Наблюдать за состоянием погоды ,таянием снега, появлением первых птиц, используя «Алас –определитель».

57

В гости

к весне.

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Рассказывать о весенних наблюдениях в природе родного края.

Знакомиться  с изменениями в неживой и живой природе весной.

58

Россия на карте.

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Сравнивать изображения России на карте и на глобусе.

Осваивать приёмы чтения карты.

Учиться правильно показывать объекты на настенной карте.

Формулировать выводы из изученного материала,отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

59

Проект «Города России».

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления учащихся

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

60

Путешествие по Москве.

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Находить Москву на карте России, на плане находить достопримечательности столицы.

Отличать герб Москвы от гербов других городов.

61

Московский кремль.

 

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Читать текст учебника ,находить сведения из истории Кремля ,готовить сообщения по плану.

62

Город на Неве.

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Находить Санкт-Петербург на карте России.
Находить на плане города его достопримечательности.

Соотносить фотографии с достопримечательностями.

Отличать герб города от гербов других городов.

Рассказать об одной  из достопримечательностей с использованием дополнительной литературы.

63

Путешествие по планете.

Сравнивать глобус и карту мира

Находить, показывать на карте мира океаны и материки.

Готовить сообщения и выступать с ними перед классом.

Предлагать вопросы по содержанию сообщений.

Оценивать ответы одноклассников.

64

Путешествие по материкам.

Находить материки на карте митра.

Знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников, готовить сообщения и выступать с ними перед классом.

Предлагать вопросы по содержанию сообщений.

Оценивать ответы одноклассников.

65

Страны мира. Проект «Страны мира».

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Сравнивать физическую и политическую карты мира.

Работать в паре определять каким странам принадлежат флаги.

Распределять обязанности по выполнению проекта.

Готовить сообщения индивидуально, в парах, в группах).

Презентовать свои исследования.

66

Впереди лето.

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Определять цветущие летом травы, насекомых с помощью атласа.

Читать ,обсуждать рассказ «Разговор в лесу».

Приводить примеры в неживой и живой природе

Подготовить фоторассказ» «Красота лета»

67

Проверим себя и оценим свои достижения

по разделу «Пу-тешествия».

Выполнять тестовые задания учебника

Оценивать правильность предложенных ответов.

Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

Выступать с подготовленными сообщениями.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...