Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. "Грибы и их многообразие"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Сайгельдина Вероника Олеговна

Конспект урока по окружающему миру за 1 класс на тему "Грибы и их многообразие". Урок проводится с использованием кейс - технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhyushchemu_miru_griby_1_klass.docx264.94 КБ
Файл uroki_okr_mir_s_keysom.docx566.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шойбулакская средняя школа» Республики Марий Эл

Конспект урока окружающего мира

в 1-м классе

с использованием кейс-технологии

на тему "Грибы" 

Составитель:

учитель начальных классов

Сайгельдина Вероника Олеговна

2018 - 2019 учебный год

Цель урока: формировать представление о грибах и их разнообразии.

Задачи урока:

1. образовательные:

• познакомить детей с понятием «гриб», его строением;

• выделить значение грибов в жизни человека, узнать о многообразии грибов.

2. развивающие:

• развивать умение ставить задачу и находить пути её решения;

• развивать интеллектуальные и практические умения детей;

• развивать речь, коммуникативные навыки, умение принимать самостоятельные решения, отстаивать свою точку зрения

3. воспитывающие

• воспитание бережного отношения к природе;

• воспитание культуры общения;

• воспитание потребности в самообразовании;

• воспитание интереса к предмету

Планируемые результаты:

Личностные

• определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)

• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить

• организовать и упорядочить знания;

• принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;

• отстаивать свои права.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

• определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

• учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 Коммуникативные УУД:

• слушать и понимать речь других;

• совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

• учиться работать в группе, брать на себя ответственность.

Познавательные УУД:

• перерабатывать полученную информацию;

• преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные

• получить представление о грибах, и их многообразии;

• познакомиться со строением шляпочного гриба;

• узнать о роли грибов в жизни человека и растений.

Оборудование:

  • кейсы с материалами и заданиями;
  • учебник Окружающий мир, 2 часть, 2 класс. Поглазова О. Т., Шилин В.Д.

Основные этапы урока.

1. Организационная деятельность. Слово учителя.

2. Формулирование темы и задач урока (определяют дети ).

3. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.

4. Анализ работы в группах.

5. Итоги работы в группах. Рефлексия

Ход урока

1. Организационная деятельность. Слово учителя.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать, -

Научитесь наблюдать!

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

- Какой раздел вашего учебника вы изучили? (культурные растения)

- Как называются части растений? (корень, стебель, лист, цветок, плод)

- А сейчас мы с вами немного расслабимся и перенесёмся в другое место.

Предлагается яркий иллюстрированный материал с изображением леса в сопровождении звуков леса.

- Вы догадались, что перед нами лес? Как догадались?

Подведение к цели урока.

-Что же растёт в лесу?

2. Сообщение темы и целей урока.

Прочитайте название раздела в учебнике на с. 15. Учитель читает стих Зои Александровой из учебника с. 15.

- Вы уже догадались, что мы будем изучать сегодня на уроке?

3. Организация работы с кейсами.

-Представьте, что мы специалисты по грибам, опытные грибники. Мы разделимся на 3 группы в соответствии с поставленными перед нами вопросами. На столах у каждой группы имеется свой кейс с документами, которые нужно изучить. Вы проводите исследование по плану:

  1. название гриба (загадки);
  2. строение гриба;
  3. многообразие грибов;
  4. интересные факты о  грибах.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т.е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы найдены ответы), презентация выступления, т.е. на сколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить. Оцениваем работу мы по 5 – ти бальной шкале.

4.Работа в группах.

Каждая группа учеников работает со своим кейсом. Кейс представляет собой полный комплект учебно – методических материалов, разработанных на основе  учебных ситуаций, формирующих у учащихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения учебных задач.

  1. Презентация результатов.

- Попросим наших специалистов выступить со своими докладами.

- Мы узнали о  том, что такое грибы, познакомились с их строением и даже узнали много интересных фактов о них.

- Справились ли мы с поставленной нами задачей?

6. Итог урока.

-Что сегодня изучали на уроке?

-Удалось ли нам выполнить задание?

-Сделали всё правильно или были недочёты?

7. Домашнее задание.

Сделать рисунок любого гриба.

Приложение 1

Кейс №1

Источник  №1: Загадки

Стоят они в лесочке,
В оранжевых носочках,
Милые сестрички,
Имя им …(Лисички)

Где-то во лесочке,
Прямо под листочком,
Рыжий, озорной грибок,
Первым я увидеть смог (Лисичка)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Белый гриб)

Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - ...
(Боровик) 

Источник №2: Учебник (Окружающий мир. 1 класс. В 2 частях. О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин – 4 – е изд. – Смоленск: Ассоциация: 2011.) стр.16 – 18

Источник  №3: Строение гриба

C:\Users\Учитель\Desktop\8.1.jpg

Источник  №4: Интересные факты

Лисички, которые в наше время иногда называют «лесными королевами», употребляли в пищу еще во времена древнеримской империи. А во Франции в 17-веке лисички считались деликатесом, и поэтому долгое время были популярны в меню аристократов.

Лисички встречаются не только в лесах Европы. Они растут и их подают на стол в Мексике, Гималаях, а также во многих местах Африки.

Если белый гриб растет в сосновом бору, то шляпка у него темно-коричневая. В смешанных лесах шляпки гораздо светлей. Несомненно, это самый вкусный и ценный гриб – пожарить с картошечкой милое дело. Можно добавить соленый огурчик, даже лучше малопросольный. Белые грибы бывают разного размера, часто встречаются довольно крупные на радость грибнику. Лучше всего срезать гриб под корень ножки острым ножом.

Кейс №2

Источник  №1: Загадки

Стоит Егорка – конопатая головка,
Никуда не шагает, только мух отгоняет.
(Мухомор)

Бледная она стоит, У неё съедобный вид. Принесешь домой - беда, Будет ядом та еда.

Ответ:бледная поганка

Я в лесу ношу , ребята,
Шляпу красную в заплатах.
Шляпу бедного сеньора
По прозванью
 (Мухомора.)

Ядовита и ужасна, 
И смертельно всем опасна!!! 
С тонкой ножкой оборванка, 
Это бледная…(поганка)

Источник №2: Учебник (Окружающий мир. 1 класс. В 2 частях. О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин – 4 – е изд. – Смоленск: Ассоциация: 2011.) стр.19 – 21

Источник  №3: Строение гриба

C:\Users\Учитель\Desktop\9226_113e3b4c48304f-203e41413839413a304f-4d3d46383a3b3e3f3534384f-223e3c-7-917.png

Источник  №4: Интересные факты

Мухомор не только самый известный, но и самый узнаваемый гриб - на картинке его узнали 96% опрошенных европейцев. Для сравнения: белый гриб узнали лишь 53%.

Во всех странах мухомор использовали для того, чтобы избавиться от надоедливых насекомых, в основном - мух. На Руси, например, кусочки мухомора заливали молоком, накрывали тканью, чтобы мухам было удобно садиться и ставили в место их скопления. Мухи пили отравленное молоко и через некоторое время падали обездвиженные. Отсюда и название: «мухо» - муха, «мор» - смерть. Получается - смерть мухам или смерть для мух.

Некоторые путают бледную поганку с похожими видами съедобных грибов-базидиомицетов, особенно часто — с шампиньоном.

Наибольшее количество отравлений приходится на июль — октябрь, период вегетации бледной поганки.

Даже одна бледная поганка содержит дозу яда, смертельную для взрослого человека! При этом яд устойчив к нагреванию, не разрушается под влиянием кислорода и под воздействием пищеварительных ферментов. Никакая обработка (замачивание, отваривание, сушка, солка, маринование) не обезвреживает яд бледной поганки.

Кейс №3

Источник  №1: Загадки и стихи

На  стволе берёзы чудо -
Это вырос трутовик.
Под сосёнкой - чудо-юдо:
Гриб осенний ежевик.

Под кустами, 
Под листами 
Мы попрятались в траву, 
Нас в лесу ищите сами 
Мы не крикнем вам: «Ау!»
Ответ на загадку: гриб

Я напрасно отдирал -
Ствол березки захворал.
На стволе, без черевик
Вырос жесткий ...(трутовик).

Источник №2: Учебник (Окружающий мир. 1 класс. В 2 частях. О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин – 4 – е изд. – Смоленск: Ассоциация: 2011.) стр. 22– 23

Источник  №3: Строение гриба

C:\Users\Учитель\Desktop\ODG1_sporocarp_ris2.jpg C:\Users\Учитель\Desktop\81777-i_011.png

Источник  №4: Интересные факты

Гриб трутовик является грибом-паразитом. Его споры, проникнув в древесину деревьев, сквозь повреждения в коре  достаточно быстро прорастают. Грибница  распространяется по всему дереву, разрушая его и делая трухлявым.  Эти грибы  наносят весьма существенный урон лесным хозяйствам, паркам, садам, деревянным постройкам. В зараженных деревьях могут появляться дупла, а стволы приобретают несвойственную им ломкость. Срок жизни у дерева заметно уменьшается.

Для лечения
Лиственничный трутовик обладает поистине удивительными лечебными свойствами. Он нашел свое применение для лечения при опухолях, кистах, фиброзах, туберкулезе легких, ожирении и болезнях селезенки. Эффективен трутовик и при лечении различных воспалительных заболеваний.

Вместо спичек 
Название гриба возникло отнюдь не случайно. Высушенную ткань грибов трутовиков использовали как трут (т.е. материал, воспламеняющийся от искры, выбитой при помощи кремня), до изобретения в 1833 году спичек. Сегодня такое использование трутовиков уже забыто, но название осталось. 
Для шитья
Использовали наши предки грибы трутовики и еще одним весьма любопытным способом. Из них изготавливали материал, похожий одновременно на войлок и кожу.



Предварительный просмотр:

№1

Конспект урока с применением кейс-технологии на уроке окружающего мира в начальной школе.

Предметные результаты:

  • усвоить основные правила ухода за собакой
  • знать наиболее распространенные породы собак
  • определять породы собак с помощью атласа-определителя
  • узнавать на рисунках изученные породы собак
  • приводить примеры пород собак

Метапредметные результаты:

  • различать некоторые породы собак с помощью атласа-определителя
  • рассказывать о своей собаке (у кого она есть), о взаимоотношениях с ней, об уходе за собакой
  • работать со взрослыми по теме урока

Личностные результаты:

  • осознавать необходимость бережного отношения к домашним питомцам и чувствовать ответственность за них

Ход урока:

  1. Орг. Момент.
  2. Сегодня на уроке мы обсудим и найдем ответы на очень важные вопросы.
  1. Фрагмент м/ф «Варежка»

hello_html_mcb0204f.png

-Почему девочка с такой тоской смотрит на детей, у которых есть четвероногие друзья?
-Как вы думаете, почему у этой девочки нет собаки? (Мама не разрешает).
-Какими качествами должен обладать хозяин собаки? (Ответственность, аккуратность, терпеливость…)
-Что должна знать и уметь девочка, чтобы убедить маму купить ей собаку?

Коллективное составление плана. 

hello_html_m31f80d17.pngПлан:
1. Породы собак. (Они такие разные! Какая нам подойдет?)
2. Особенности каждой группы собак.
3. Уход за собакой.

Каждая группа получает кейс.

1-е задание: По атласу-определителю определи название породы каждой собаки и распредели по группам. (Охотничьи, служебные, декоративные)






2-е задание: Каждая группа прочитывает тексты, выделяет маркерами необходимую информацию, обсуждаю прочитанное, выбирают представителя от своей группы с рассказом об одной группе пород . (одна группа рассказывает об уходе за собакой), (смотри приложение).

(Ответы, дополнения оцениваются жетонами)

Подведем итог. Если бы вы заводили собаку, какие знания вам пригодились бы? (Ответы детей )

3-е задание: Опираясь на полученные знания, давайте попробуем подобрать каждому сказочному герою ту породу собак, которая больше всего ему подходит. (Дети выбирают группу собак, породу, условия проживания собаки и особенности ухода и воспитания за ней.) 

hello_html_m43f49482.png
Сказочные герои: Барон Мюнхаузен, Мальвина, Волк и Семеро Козлят, Дядя Степа,
Принц из сказки «Золушка» (Для гостей, которые будут присутствовать на уроке)

Обсуждение в группе, коллективное принятие решения, выступление по одному представителю от каждой группы


Рефлексия.

hello_html_4d8e1cf4.pngПодсчитайте количество своих жетонов и оцените свою активность на уроке.

В папке у вас для каждого приготовлено 3 листа цветной бумаги. Понравился ли вам урок и участие в нем? Активны ли вы были? Всё ли вам понравилось? Если да-берём розовый лист, если что-то не получилось-голубой, если многое было не понятно и работать было сложно-зелёный лист.

По схеме сложите мордочку собаки и покажите всем. Дайте ей кличку и подумайте, какой породы будет ваш питомец. (ответы детей)


  1. Итог урока:

Спасибо большое за урок! До новых встреч.

Приложение:

  1. Служебные собаки - крупные, мощные животные, очень преданные человеку. Они хорошие охранники, служат на границе, в полиции, являются проводниками слепых людей. Служебные собаки очень сильные; им надо много места в доме, много места для прогулок, необходимы большие физические нагрузки.
  2. Охотничьи собаки-очень умны, преданы хозяину, послушны. Эти собаки - прирожденные охотники. Обычно очень подвижные, шумные. Необходимо, чтобы они много бегали на свободе, желательно подальше от детей и других животных. Когда охотничьи собаки на свободе - могут укусить.
  3. Декоративные собаки обычно небольших размеров. Исключительно преданы своему хозяину. Любят внимание и плохо переносят одиночество. Маленьким собакам еды и места требуется меньше, но они любят полаять, да и кусаются они чаще, чем крупные собаки.
  4. Какую бы вы породу собаки ни выбрали, ей требуется уход. 
    Чтобы собака не болела, ей нужно делать прививки, посещать ветеринара. С собакой 2-3 раза в день необходимо гулять, а после прогулки ей моют лапы. А еще собак купают, чистят им уши, зубы, подстригают и вычесывают шерсть. Чтобы собака выросла послушной, с ней необходимо заниматься. Люди, дрессирующие собак, называются кинологами. С собакой необходимо играть. Они любят игрушки, мячи, кости... Собаку надо правильно кормить. У собаки должно быть свое место для сна, ошейник, поводок, намордник. С ней нужно общаться, играть и быть очень терпеливым.

№2


Кейс-урок

Подготовила: Кривова Надежда Евгеньевна,

МОУ «СОШ №3», учитель начальных классов

Саранск, 2017г.

Урок технологии.

Класс: 1

Программа: Школа России.

Автор: Н.И. Роговцева и др.

Тема: Работа с разными материалами. «Сова»

Цель: создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через групповую работу и взаимный обмен информацией при конструировании  изделий.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Повторить сведения о видах природных материалов;

- Познакомить со способом соединения деталей  на пластилине; учить конструировать изделие из природного материала путем соединения деталей при помощи пластилина;

Метапредметные:

Регулятивные:

- Уметь осуществлять действие по образцу, осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов;

- Освоение способа изготовления изделия из природных материалов на основе соединения на пластилине, конструирование изделий из природного материала путем соединения деталей при помощи пластилина;

- Умение контролировать свою деятельность по результату;

- Определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные:

- Проводить анализ объекта с целью выделения существенных признаков (особенности внешности совы);

- Выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

- Развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов;

- Выслушивать и слышать учителя, одноклассников;

- Умение объяснять свой выбор;

- Оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах и группах.

Личностные:

-Сформировать интерес к выполнению заданий;

-Воспитывать чувство аккуратности при выполнении работы;

- Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Проверим, все ли у вас готово к уроку.

- Сегодня на урок вы принесли различные материалы, которые собрали в парке или во дворе, у себя  дома. Скажите, какие правила сбора вы соблюдали? Как вы думаете, а почему так важно соблюдать эти правила? Вы догадались, для чего мы приготовили эти материалы?

- Сегодня будем делать работы из разных материалов, а что именно,  вы узнаете, отгадав загадку:

«Солнца яркого боится. Ночью - хищник эта птица. Ловко мышь найдет в траве. Говорим мы о (Сове)».

- А что вы знаете о совах?

 Внешность сов весьма необычна. Огромные глаза окружены ресницами и смотрят почти по - человечески с большого "лица". Хищный клюв загнут крючком.  Совы приспособлены к ночному хищному образу жизни, хотя видят и днем. Оперение у птиц пушистое, мягкое и рыхлое. Благодаря особой мягкости рулевых и маховых перьев птица совершает бесшумный полет. Птицы обладают хорошо развитым слуховым аппаратом и  очень хорошим  зрением. Совы могут поворачивать голову на 270° без вреда для здоровья.   На лапах, два средних пальца направлены вперед, крайние - назад. Совы  питаются животными кормами. Мелкие виды птиц питаются насекомыми, мелкими позвоночными животными и грызунами. Более крупные виды охотятся на зайцев, птиц, ежей и т. д. Птицы в основном охотятся на слух, периодически они используют и зрение. Падалью совы не питаются. Гнезда строят в дуплах, норах, расщелинах и брошенных гнездах. В кладке может находиться от одного - двух до десяти - тринадцати яиц, но чаще всего кладка состоит из трех - пяти яиц белого цвета. В малокормовые годы птицы могут не откладывать яиц.
Насиживает яйца самка, а самец охотится и кормит ее. Насиживание начинается сразу же после откладки первого яйца. Сова — символ мудрости, так считали в древнем Египте.

- Какова цель нашего урока?  ( Научиться работать с различными материалами)

2. Актуализация знаний

Сегодня на урок вы принесли различные материалы, которые собрали в парке или во дворе, у себя  дома.

– Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить вред растениям? (Ответы учащихся)

3.Самоопределение к деятельности.

Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Что это значит? (Это значит надо провести небольшую исследовательскую работу).

– Чем мы можем пользоваться, проводя исследование? (Учебники по технологии, технологические карты).

Мы будем работать группами. У каждой группы будет своё исследование. В результате работы мы должны будем выполнить 3 разные работы из различных материалов.

1-я группа. Сова из пластилина.  Кейс №1. ( см. приложение)

2-я группа. Сова из плодов клёна. Кейс №2. ( см.приложение)

3-я группа. Сова из природного материала. Кейс №3. ( см.приложение)

  1. Практическая работа.

Кейс №1.

Источник №1: Учебник « Технология.» 1 класс. Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг

Источник №2: Технологическая карта. http://onwomen.ru/sova-iz-plastilina.html

Кейс №2.

Источник №1: Учебник « Технология. 1 класс. Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг

Источник №2:  Технологическая карта. https://masterclassy.ru/podelki/prirodnye-podelki/10471-podelki-iz-prirodnyh-materialov-sova-master-klass-s-poshagovymi-foto.html

Кейс №3.

Источник №1: Учебник « Технология. 1 класс. Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг

Источник №2:  Технологическая карта. http://novorozhdennyj.ru/igra_dla_detey/sova-iz-plastilina-i-shishki-podelka-dlya-detej/

  1. Работа в группах, парах.

Учитель выполняет  роль консультанта.

  1. Физкультминутка.

В лесу темно, все спят давно.( дети изображают спящих)

Все птицы спят. Одна сова не спит, летит, летит, добычу ищет.( дети взмахивают руками).

Совушка – сова, большая голова, на ветке  сидит, головой вертит.( дети  поворачиваются вокруг себя, делают повороты  головы вправо и влево).

Во все стороны глядит, да вдруг как полетит.  ( дети взмахивают руками бегут на месте)

  1. Презентация работ.

Теперь, когда завершена работа над поделками, прошу одного представителя от каждой группы. Дети выступают, защищают свои работы.

  1. Подведение итогов. Оценивание.

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

Наш урок подошел к концу. Удалось выполнить задание?

- Сделали всё правильно или были недочёты?

  1. Рефлексия.

Вам понравилось работать в группе? Оцените свою работу в группе. Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Продолжите высказывание:

– Сегодня на уроке я узнал …

– Мне понравилось …

– Я могу использовать эти знания …

№3

Кейсовое обучение в школе: виды кейсов и рекомендации по использованию метода

https://favicon.yandex.net/favicon/farosta.ruhttps://favicon.yandex.net/favicon/solncesvet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

План-конспект урока по окружающему миру "Многообразие растений"

Конспект урока составлен  по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по кубановедению 3 класс "Грибы съедобные и несъедобные . Правила сбора."

·         Познакомить учащихся со строением грибов.·         Учить различать съедобные и несъедобные грибы.·...

Конспект урока по окружающему миру "Многообразие животных", 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Многообразие животных", 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...