Карточка "Пищеварительная система"
олимпиадные задания по окружающему миру (4 класс)

Сочнева Елена Александровна

Данный материал полезен для первичного закрепления темы "Пищеварительная система". Учащиеся успешно справляются с олимпиадными заданиями по новой теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «Пищеварительная система человека».

Цели урока: узнать, как работает пищеварительная система и о её строении, провести проект «Мы-то, что мы едим».

Планируемые результаты

  • предметные: знать термин «пищеварение»; знать о процессе пищеварения, принять участие в проекте.
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник окружающего мира (С.А.Федотова, 4 класс, 2 часть), презентация, карточки с полезными и вредными продуктами для проведения проекта.

1.Орг. момент.

ФРАГМЕНТ МУЛЬТФИЛЬМА «ПРОСТОКВАШИНО» ……………СЛАЙД 1

- А можем ли мы помочь дяде Федору помочь составить «правильный» бутерброд?

- Какую цель ставим на уроке? ПОМОЧЬ ДЯДЕ ФЕДОРУ СОСТАВИТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ БУТЕРБРОД.

2. Введение в тему урока.

- Догадались, о чем будем говорить на уроке?

- О  работе какой  системы организма человека пойдет речь?

- Какая тема урока?  СЛАЙД 2

- Вот, когда вы слышите словосочетание «пищеварительная система», какие возникают мысли, ассоциации?

- Каким образом можно связать понятия «прим пищи», «правила питания», др. понятия с темой сегодняшнего урока?

3. Постановка задач урока.

- Какие задачи поставим перед собой?

- Что хотите узнать, чему научиться? СЛАЙД 2

4. Изучение новой темы урока.

- Какие правила питания вы знаете?

  • Прием пищи (4-5 раз в день) 3 основных приема и 2 перекуса.
  • Промежутки между примами пищи 3 – 4 часа.
  • Не отвлекаться во время еды.
  • Разнообразие пищи.
  • Очередность блюд(нельзя после конфет сразу начать есть суп.(работают разные ферменты).
  • Качество пищи.
  • Срок  годности продуктов.

- Запомните правило! Чтобы быть сытым нельзя постоянно жевать!!!

- Скажите, для чего нужна пища человеку? (для образования новых клеток. Этот  процесс непрерывный и происходит в течение всей жизни человека).            СЛАЙД 3

- Как можно назвать пищу по-другому? («топливо»).

- Послушайте запись и ответьте на этот вопрос: «Кроме образования новых клеток, еще для чего нужна нам пища?».

ФРАГМЕНТ 2 ……..СЛАЙД 4

- Вот представьте, что вы в столовой поели. Например, кашу с маслом, бутерброд с сыром и чай с сахаром. Через несколько минут прозвенел звонок и вы уже на уроке решаете математическую задачу и о съеденной еде давно забыли. Но все вами съеденное осталось у вас в желудке!

- Вот есть предположение одного мальчика Миши Иванова, героя нашей программы, что процесс переваривания пищи начинается сразу после того, как вы что – то проглотили.

- Так ли это?

- Какие ваши предположения? Докажите.

- Чтобы доказать Мише, проведем небольшой эксперимент. СЛАЙД…..            

Разрежем лимон на дольки. Мы увидели несколько капелек лимонного сока.

- Какие ощущения появляются во рту?

- Что произошло? Догадались?

- Правильно. Увеличилось слюноотделение, т.е. начали активно работать слюнные железы. В мозге сформировался образ лимона, и нервная система послала импульсы к слюнным железам. Вот с этого момента и начинается процесс пищеварения.

- А теперь скажите, прав ли Миша?

- Так, когда же начинается процесс пищеварения?(вид пищи, запах, по памяти).

Слюна бактерицидна и слабокисла. В желудке тоже среда кислая и поэтому, ротовая полость и желудок работают сообща. У них прямая связь!

- А вот путь пищи мы посмотрим на видео и постараемся запомнить.

ФРАГМЕНТ №4+№6 + СЛАЙД …

В желудке пища находится в течение 4 – х часов, превращаясь в жидкую массу. И только после этого, пища попадает в тонкий кишечник, где питательные вещества попадают через стенки тонкого кишечника (длина около 8 метров) в кровь, направляются в печень и разносятся по телу. С этого момента наш организм начинает получать углеводы из каши, хлеба и сахара, белки и кальций из сыра, жиры – из масла и сыра.

По данным Международной Ассоциации диетологов количество углеводов должно соответствовать 45% суточной каллорийности организма человека при поддержании веса, белков – 25%, жиров – 30%.

- Так организм накапливает  энергию, необходимую, чтобы думать, двигаться, работать. А отходы, остатки пищи, которые твой организм не может использовать отправляются в толстый кишечник. Его длина около 1,5 метров. Эти отходы будут удалены из организма. А полезные микробы, которые постоянно живут на стенках толстого кишечника перерабатывают уцелевшие остатки пищи. В толстой кишке из них извлекается вода. Твердые остатки поступают в конечную часть толстой кишки, которая называется прямая кишка и остаются там до удаления из организма. Такой процесс называется научным словом «дефекацией».

5. Закрепление полученных знаний.

Работа в группах. Работа по карточкам.

 



Предварительный просмотр:

Пищеварительная система

  1. Перечисли и подпиши органы, из которых состоит пищеварительная система.

https://lh5.googleusercontent.com/sJLgpa1Pcn46cA0CoEyJeNhWSGoGlQ332hxDxwklJDwMj7PKPR2RStxvrTvHu3B-aQlgswe-DtWS_1Z-vPJRSvGoRMNjVVUaVX38-fNHuDl2a88mIw_QeGC_ErxgGVQz59IS4-xVZsSDMRuBgg

  1. Начало и конец пищеварения человек контролирует. Например, испытывая чувство голода, он может начать принимать пищу немедленно или отложить приём пищи на некоторое время.

Отправляя пищу в рот, человек тоже контролирует свои действия: он жуёт пищу долго и тщательно или сразу проглатывает.

Когда переваривание пищи завершено, необходимо удалить из организма непереваренные остатки. В мозг поступает сигнал, и человек, контролируя свои действия, идёт в туалет.

Однако «средняя» часть пищеварения человеку не подвластна. Когда пища изо рта поступает в глотку, она уже не нуждается в сознательном сопровождении.

Перечисли те части пищеварительной системы, работу которых человек не может контролировать при всём своём желании.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составь «правильный» бутерброд  для дяди Федора, учитывая соотношение белков, жиров и углеводов в граммах. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Пищеварительная система

  1. Перечисли и подпиши органы, из которых состоит пищеварительная система.

https://lh5.googleusercontent.com/sJLgpa1Pcn46cA0CoEyJeNhWSGoGlQ332hxDxwklJDwMj7PKPR2RStxvrTvHu3B-aQlgswe-DtWS_1Z-vPJRSvGoRMNjVVUaVX38-fNHuDl2a88mIw_QeGC_ErxgGVQz59IS4-xVZsSDMRuBgg

  1. Перечисли по 3 – 4 названия продуктов, содержащих белки, жиры и углеводы.

Белки

Жиры

Углеводы

  1. Составь «правильный» бутерброд  для дяди Федора, учитывая соотношение белков, жиров и углеводов в граммах. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Пищеварительная система

  1. Перечисли и подпиши органы, из которых состоит пищеварительная система.

https://lh5.googleusercontent.com/sJLgpa1Pcn46cA0CoEyJeNhWSGoGlQ332hxDxwklJDwMj7PKPR2RStxvrTvHu3B-aQlgswe-DtWS_1Z-vPJRSvGoRMNjVVUaVX38-fNHuDl2a88mIw_QeGC_ErxgGVQz59IS4-xVZsSDMRuBgg

  1. Составь меню на завтрак школьнику, учитывая соотношение количества белков, жиров и углеводов.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составь «правильный» бутерброд  для дяди Федора, учитывая соотношение белков, жиров и углеводов в граммах. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.

Программа  модернизации  российского  образования, осуществляемая  в  настоящее  время, базируется  на  наиболее  интересных  идеях  и  прак...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...