"Когда дом становится опасным."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями в доме, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причинами их возникновения, ориентировочными реакциями и готовностью им противостоять; формировать  умения самостоятельно строить и применять новое знание; формировать навыки безопасного поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okr.miru_kogda_dom_stanovitsya_opasnym.docx59.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока    "Когда дом становится опасным."

Цель: создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями в доме, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причинами их возникновения, ориентировочными реакциями и готовностью им противостоять; формировать  умения самостоятельно строить и применять новое знание; формировать навыки безопасного поведения.

Планируемые результаты

Предметные

Ученик научится:

  • называть правила противопожарной безопасности и правила поведения при возникновении пожара;
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • конструировать в учебных и игровых ситуациях правила   безопасного поведения в среде обитания.

Метапредметные результаты

Познавательные

  • Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
  • Давать определение понятиям;
  • Владеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
  • Выделять необходимый материал из текста, устного рассказа.
  • Делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.

Регулятивные

  • Осознавать границы собственных знаний и умений по теме « Когда дом становится опасным».
  • Формулировать тему,  удерживать цель и задачи учебной деятельности.
  • Уметь самостоятельно решать проблемные задачи.
  • Контролировать собственную деятельность по результатам выполнения задания.

Коммуникативные

  • Взаимодействовать (сотрудничать) при работе в паре, в группе.
  • Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
  • Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
  • Соблюдать грамматические нормы речи.
  • Воспринимать целостную картину безопасных норм поведения, и их соблюдения.

Личностные

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
  • Проявлять готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

 I. Подготовительно-организационный

- Всем, всем добрый день! 
Прочь с дороги наша лень! 
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
 СЛАЙД 1

Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелаем удачи друг другу. Проверьте готовность к уроку.

Учащиеся настраиваются на работу. Проверяют готовность к уроку.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность

II.

Проверка домашнего задания

- Что самое ценное у человека?

-Какой раздел мы изучаем?  

- Сейчас каждый выбирает себе вопрос, минута на размышление.

-Назовите  правила здорового образа жизни.

-Сколько часов необходимо спать детям вашего возраста?

-Давайте вспомним правила закаливания.

-А что нужно делать, чтобы снять усталость?

-Что такое вредные привычки?

-Здоровье

-«Ты и твоё здоровье».

- режим дня

-закаливание

-занятия спортом и т.д.

- 9-10 часов

-Закаливание требует времени и терпения, нужно постепенно, проводить систематически

-курение, алкоголизм, наркомания

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

III. Актуализация знаний

        СЛАЙД 2(пословицы)

Мой дом- моя крепость. 

Горе тому, у кого непорядки в дому.

Не всякому верь, запирай крепче в дом дверь.

- Назовите жанр этих  произведений.

- Объясните смысл пословиц.

- Какая  общая тема объединяет эти пословицы? Сегодня мы поговорим о доме, где живет каждый из нас, и о самых обычных вещах в нашем доме. Каждый дом – это веди не просто крыша и стены. Свое жилье человек наполнил удобными механизмами. В доме каждого человека много вещей: бытовая техника, посуда, одежда, мебель, острые и режущие предметы и многое другое

- Какие сказки вы знаете о доме, о жилье? СЛАЙД 3 (картинки сказок и подписи)

- Жанр произведений – пословицы.

Объяснение смысла пословиц

- Тема дом.

-Рус. народ. сказка «Теремок», «Рукавичка»,   Маршак «Кошкин дом»,  Михалков «Три поросенка» .

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Устанавливать межпредметные связи.

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её

IV.

Постановка проблемы

- Прошу вас посмотреть  мультфильм- «Опасности дома»

- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

- Тема нашего урока «Когда дом становится опасным»

-  Ребята, как вы думаете, какую проблему надо сегодня решить на уроке?

Наш дом является крепостью или опасностью?  СЛАЙД 4.

 ( мультф.)Выдвигаем гипотезы.

-Делимся на 2 группы.

-  Как вы думаете, что нам нужно сделать для того, чтобы решить эту проблему?

- Надо знать какие опасности нас подстерегают дома и можно ли бороться с этими опасностями.

Просматривают мультфильм.

- Об опасностях в доме.

- Дом-крепость, потому что…, дом-опасность потому что… (деление на группы)

- Надо знать опасности в доме.

Личностные:

возникает положительная мотивация к дальнейшей учебной деятельности

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

V.  

Усвоение новых знаний

- Отгадайте загадки:

1. У меня есть лезвие-острое, железное,

Обращайтесь осторожно, ведь порезаться мной можно.

2. Два конца, два кольца,
А в середине - гвоздик.

3.Маленького роста я,  тонкая и острая,

Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу.

- Молодцы! Все загадки отгадали.

- Опасны ли эти предметы? Чем?

 В доме опасны колюще- режущие предметы.

- Раз данные предметы опасны, значит их не должно быть в доме?

- Конечно, они в доме нужны. Только  нужно соблюдать правила безопасности.

 - Стр. 70 читаем группа дом-опасность.СЛАЙД 5(правила поведения с острыми предметами)

- (На доску вывешивается плакат. Правило № 1)

 -  Прочтите правило группа –дом- крепость.

- Отгадайте загадки:

1. За белой дверцей стужа, лед,
Там Дед Мороз, друзья, живет

 2. Что за чудо, что за ящик?
Сам певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно 
Может показать кино.

 3. Он учиться помогает, 
Информацию хранит,
В игры он с тобой играет,
С дисков музыка звучит
 

- Опасны ли эти предметы? Чем? Вторая опасность в доме это электро- приборы

- Раз данные предметы опасны, значит их не должно быть в доме?

- Конечно, они в доме нужны. Только  нужно соблюдать правила безопасности.

- стр. 71 читает группа дом-опасность.

(На доску вывешивается плакат. Правило № 2)

- Прочтите правило группа –дом- крепость. СЛАЙД 6(правила поведения с электро-приборами)

-Послушайте стихотворение, о чем оно?

Жили в доме великаны,
И жили в доме тараканы.
Что же делать, как тут быть?-
Тараканов уморить!
И купили великаны
Средства против тараканов…
Но остались тараканы,
А не стало великанов.

- Что же случилось?

-Химикаты находятся в бытовой химии. Бытовая химия – это третья опасность в доме. Какие предметы бытовой химии вы знаете?

- Какое правило надо соблюдать?

 Правило №3 (вывешивается на доске):

- Прочтите правило группа –дом- крепость.  СЛАЙД 7.Так же нужно быть осторожными и с лекарственными препаратами.  Пить по назначению врача и только с разрешения взрослых.

- Отгадайте загадки:

1.Он на кухне обитает, 
Еду готовить помогает.
За ним нужен глаз да глаз,
Потому, что это

2. В маленьком амбарчике

Держат 33 пожарчика.

3. Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает, без зубов, а кусает.

Без него не приготовишь  ничего.

- Опасны ли эти предметы? Чем?

- Четвертая опасность в доме – это пожар

- Раз данные предметы опасны, значит их не должно быть в доме?

- Конечно, они в доме нужны. Только  нужно соблюдать правила безопасности.

- стр. 69 читает группа дом-опасность.

Правило №4 (вывешивается на доску) СЛАЙД 8.

Физминутка

 

-Я читаю стихотворение, а вы отвечаете «или я, или не я». Если говорите «не я» -одно приседание.

        -Дым столбом поднялся вдруг,

          Кто не выключил утюг?

        - Красный отблеск пробежал,

          Кто со спичками играл?

        - Стол и шкаф сгорели разом,

           Кто сушил белье над газом?

          -Побежал пожар во двор,

           Это кто там жег костер?

          -Столб огня чердак объял,

           Кто там спички зажигал?

          -Пламя прыгнуло в листву,

           Кто у дома жег траву?

           -Кто бросал в огонь при этом

            Незнакомые предметы?

- нож

- ножницы

- иголка

- Да, можно порезаться, уколоться

 (Чтение  статьи «Острые предметы-это опасно». Выполняют  задание на слайде.)

“Дом в порядке содержи,
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки
Ты на место положи!”

- холодильник

- телевизор

- компьютер

- Они могут загореться или ударить током.

(Чтение  статьи «Работаем с компьютером»

Выполнение задание на слайде.)

“Уходя из дома или комнаты, обязательно выключайте телевизор, утюг и другие электроприборы. При просмотре телевизора ты должен находится от экрана не ближе 3 метров. Сиди за компьютером ровно, не более 10-20 мин.в день ”.

Слушают стих 

-Великаны отравились ядом.

- Стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов.

-“Химикаты – это яд,
И не только для ребят.
Аккуратней надо быть,
Чтоб себя не отравить”.

- газ

-спички

- огонь

- Газ может быть очень опасным. Во-первых, скопившись на кухне, он может взорваться и начнется пожар. Во-вторых, можно отравиться.

(Чтение  статьи «Жил на свете человек». Выполняют  задание на слайде)

Почувствовав запах газа, срочно скажите об этом взрослым. Сразу откройте окна и проветрите квартиру. Проверьте, закрыты ли краны на газовой плите. Ни в коем случае не включайте свет и не зажигайте спички. Позвоните по телефону 04. Газ – это четвертая опасность. Правило №4 (вывешивается на доску).

“Выключай в квартире газ –
За газом нужен глаз да глаз.
Запах чувствуя в квартире,
Позвоните 04!”

Дети выполняют движения

Регулятивные:

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.

Познавательные:

Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием;

Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли.

Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации

Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации

VI.  

Обобщение и систематизация материала

V. Рефлексия

VI. Домашнее задание

- Отдохнули, а теперь подведение итогов

 Так дом -  крепость или опасность?

-Гипотеза, что дом- крепость подтвердилась, а что дом-опасность опровергалась.  Все пересаживаются за стол Дом-крепость. Давайте закрепим полученные знания.

-1. У вас на столах лежат таблички с номером, я называю вам какую – то службу. А вы поднимаете табличку с номером по которому нужно звонить, если случилась беда.

-Газовая служба.

- Полиция

-Пожарная служба.

- Скорая помощь

- А еще существует единый номер вызова экстренных служб. Кто его знает? СЛАЙД 9.( рисунок вызов экстренных служб)

-2.  У вас на столах лежат карточки с рисунком, на котором изображена комната в квартире. Вам за 1 мин. Нужно найти все случаи нарушения правил безопасности. Посмотрим какая группа справится лучше и найдет больше нарушений. СЛАЙД 10.( (рисунок с нарушениями)

- Проверим, 1 группа, 2 группа.

-3. Реши сканворд и если ты сделаешь это правильно, то в выделенных клетках прочтешь зашифрованное слово: СЛАЙД 11. ( сканворд)

1.Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная.

2. Провела я солнце за свое оконце,

К потолку подвесила, стало дома весело.

3.Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела»

4.Он с хвостом резиновым, желудком парусиновым. Как загудит его мотор, Глотает он и пыль и сор.

5.В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет.

6.По волне, волне, волне, плывет музыка ко мне.

4. Соотнести сказки с нарушениями правил безопасности

Спящая красавица”  - не открывай дверь чужим

Сестрица Аленушка и братец Иванушка”   -  слушай старших

Волк и семеро козлят”-   будь осторожен с колющими и режущими предметами

“Приключения Буратино - чрезмерное доверие к незнакомцам

«Кошкин дом»   - нельзя играть со спичками

-Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?

-. Оцените свою работу? Какие трудности вы испытали? Что для вас было самым интересным? СЛАЙД 12.(рефлексия) Ваза с цветами.

- стр. 68-72 чит., нарис. запрещ. знаки по  изученной теме.  СЛАЙД 13. (д\з)

Дом –это наша крепость, если мы выполняем правила безопасности поведения дома. Помните об этом и будьте здоровы. Давайте скажем спасибо. Кому бы ты сказал спасибо и за что?

-Спасибо за работу, мне было с вами очень интересно. СЛАЙД 14. (Спасибо

-Дом – крепость, когда соблюдаешь правила безопасного поведения в доме.

(Пересаживаются)

-04, 02, 01,03

- 1.Включенный утюг и чайник оставлены без присмотра.

2.Белье весит слишком близко к обогревателю

3. Лампа накрыта тканью

4.Ребенок ковыряет отверткой в розетке

5. Оболочка кабеля, провода в плохом состоянии.

6. Провод удлинителя находится под ковриком.

7.Стенная розетка перегружена.

 

1.Телевизор

2.Лампочка

3.Чайник

4.Пылесос

5.Холодильник

6.Радио

(Оценивают свою работу)

(Записывают дом. задание)

Личностные:

формирование уважения к иному мнению

Познавательные :

владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем;

систематизируют и анализируют информацию;

строят монологическое высказывание с опорой на ключевые слова

Коммуникативные:

умение ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее.

Регулятивные :

Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

Предметные:

получение новых знаний по теме урока;

умение работать с учебником.

Личностные:

Самооценка на основе успешности    

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности  

Коммуникативные: Умение выражать свои мысли  

Познавательные:

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

   

Самоанализ урока по  окружающий мир в 4 классе

Тема: "Когда дом становится опасным."

Цель: создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями в доме, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причинами их возникновения, ориентировочными реакциями и готовностью им противостоять; формировать  умения самостоятельно строить и применять новое знание; формировать навыки безопасного поведения.

Планируемые результаты

Предметные

Ученик научится:

  • называть правила противопожарной безопасности и правила поведения при возникновении пожара;
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • конструировать в учебных и игровых ситуациях правила   безопасного поведения в среде обитания.

Метапредметные результаты

Познавательные

  • Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
  • Давать определение понятиям;
  • Владеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
  • Выделять необходимый материал из текста, устного рассказа.
  • Делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.

Регулятивные

  • Осознавать границы собственных знаний и умений по теме « Когда дом становится опасным».
  • Формулировать тему,  удерживать цель и задачи учебной деятельности.
  • Уметь самостоятельно решать проблемные задачи.
  • Контролировать собственную деятельность по результатам выполнения задания.

Коммуникативные

  • Взаимодействовать (сотрудничать) при работе в паре, в группе.
  • Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
  • Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
  • Соблюдать грамматические нормы речи.
  • Воспринимать целостную картину безопасных норм поведения, и их соблюдения.

Личностные

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
  • Проявлять готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения

Тип урока: комбинированный

          Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, которые в ходе урока сменяли друг друга.

 Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, разнообразно  подобранных заданий: сканворды, загадки, стихи и др.

В уроке прослеживались межпредметные связи с русским языком, литературным чтением.

Данный урок имеет тесную связь с жизнью.

Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена поз, видов деятельности, проведена физминутка  для снятия физического напряжения  и усталости на уроках.

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, в течении урока и в конце  . 

Я считаю, что урок цели достиг.

                                                  Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - исследование в 4 классе "Когда дом становится опасным"

Обучающиеся на уроке из проблемной ситуации выводят гипотезы:- дом опасен;- дом не опасен.Делятся (по личным мнениям)  на две группы и исследуют данную проблему,делают вывод, информируют участник...

Урок окружающего мира в 4 классе "Когда дом становится опасным"

Материал содержит конспект урока и презентацию урока окружающего мира в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

«Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг». «Начальная школа ХХI века»

Тема урока    "Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг"Цель: создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, ...

Методическая разработка внеклассного занятия "Когда дом становится опасным", 2016 г

Материал может быть использован для внеклассного занятия в начальной школе и в 5-6 классах....

Когда дом становится опасным

Разработка урока окружающего мира 4 класса...

Тест: Вредные привычки. Когда дом становится опасным. Если случилась беда.

Тест - обобщение по темам "Вредные привычки", "Когда дом становится опасным", "Если случилась беда"...