Когда дом становится опасным
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Саримова Лилия Фоатовна

Разработка урока окружающего мира 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_dom_stanovitsya_opasnym.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 11 г. Лениногорска »

 «Начальная школа XXI века»

4 класс

                                         

         Окружающий мир

                                         

       «Когда дом становится опасным.»                                                         

                                                                 Подготовила

                                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                    первой квалификационной категории                                                    

                                                                                            Саримова Лилия Фоатовна

                       

                                                         

                                                          Лениногорск  2016 г.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты

Предметные

Ученик научится:

  • Называть правила поведения при возникновении пожара ;
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

 Универсальные учебные действия

Познавательные

  • Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
  • Давать определение понятиям о безопасном поведении дома ;
  • Делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.

Регулятивные

  • Осознавать границы собственных знаний и умений по теме « Когда дом становится опасным»;
  • Формулировать тему,  удерживать цель и задачи ;
  • Контролировать собственную деятельность по результатам выполнения задания.

Коммуникативные

  • Взаимодействовать (сотрудничать) при работе в паре, в группе;
  • Формировать умения формулировать и объяснять задание;
  • Формирование умения слушать и понимать речь других.

Личностные

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Формировать умения самоопределения – осознавать значение учебной деятельности.

Тема урока    "Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг" 

Цель: организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся по теме урока, создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями, формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание; формировать навыки безопасного поведения.

Учебные задачи:

  1. Создавать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для  получения новых знаний.
  2. Создавать условия для развития у умения структурировать  информацию.
  3. Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.
  4. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
  5. Выяснить, почему огонь называют и другом, и врагом.
  6. Узнать причины возникновения пожара.
  7. Обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно - методическое обеспечение

Программа «Окружающий мир» 1-4 класс /  Н.Ф. Виноградовой - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.

Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова Окружающий мир: учебник для 4 класса 1 ч.- М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.  

Оборудование и учебно-дидактическое обеспечение:

- компьютер, мультимедийное оборудование;

- учебник «Окружающий мир» ч. 1;

- карточки с заданиями для работы в парах и группах;

- тест для самостоятельной работы;

- картинки с изображениями жизненных ситуаций.

- толковый словарь

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности.

Если спички в руки взял,

Сразу ты опасным стал-

Ведь огонь, что в них живет

Много бед всем принесет!

Учитель: А сейчас ребята все смотрим на экран. (Отрывок из мультфильма «Кошкин дом»)

-Как вы думаете о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

Ответ: О правилах поведения во время пожара

  1. Подведение к проблеме (слайд 1)

Учитель: Чем похожи картинки?

Ответ: Русская народная сказка «Теремок»

 Учитель: Назовите сказки, у которых сюжет похож на сюжет русской народной сказки «Теремок».

Ответ: Русская народная сказка «Руковичка».

Учитель: А авторские сказки с похожим сюжетом вы знаете?

Ответ: В.В.Бианки «Теремок», А.Толстой «Теремок».

Учитель: Ребята татарские народные или авторские сказки с таким же сюжетом вы знаете?

                 Как переводится на татарский язык «Теремок» и «Руковичка».

 (слайд 2)

Учитель: Рассмотрите картинки и найдите отличие?

Ответ: В первом случае животные собираются в доме, потому что стены дома защищают. Во втором случае наблюдаем, что дом оказывается опасностью.

(слайд 3)

Учитель: Как вы понимаете смысл этих слов. Мой дом –моя крепость. (Человеку в доме должно быть спокойно, не страшно.)

Учитель: Назовите жанр этого произведения. (Устное народное творчество. Пословица.)

Учитель: Ребята сегодня на уроке мы будем работать в группах. У вас на столах лежат задания № 1.Вы должна правильно соединить начало пословицы с продолжением.

         1. В гостях хорошо,                               моя крепость.

          2. Дом красится                                     полная чаша.

          3. Дом как                                              а дома лучше.

          4. Мой дом-                                              хозяином.

           5. Горе тому,                                         хозяйка плоха.

           6. Коли изба крива-                              у кого много всего в дому.

           7. Худо жить тому,                              кто  непорядком живет в дому.

           8. Мило тому,                                       у кого ничего нет в дому.

    Учитель: Ребята а сейчас скажите мне пожалуйста какие пословицы к каким картинам подходят. (слайд 4)

Ответ: Первые четыре относятся к первой картине, остальные ко второй.

 Учитель: Ребята после выполнения этого задания к какому выводу мы придем?

Ответ: Дом может быть не только крепостью, но там нас ожидают и опасности.

III. Формулирование проблемы

     Учитель: Итак, наш дом является крепостью или опасностью?

      - Какую проблему сегодня решим на уроке?

IV. Составление плана исследования (слайд 5)

  1. Выдвижение гипотезы решения проблемы

 (является крепостью, потому что…; является опасностью, потому что…)

 Учитель: Ученики которые считают, что дом является «крепостью» пересаживаются за  зеленые столы. Кто думает, что дом это «опасность» занимают места за красными столами.

  Учитель: Ребята, как и где можно проверить эти высказывания

     Ответ: Мы можем посмотреть в словарях, спросить у учителя или у родителей, в интернете, в учебнике.)

Учитель: Вы к сегодняшнему уроку должны были дома   собрать нужный материал. Найти  определения, нарисовать рисунки и все это принести на урок. Вы готовились дома?

  V. Выбор методов исследования. Сбор, обработка информации.

 Учитель: Задание первое. Группы за зелеными столами ищут по словарю толкование слова «крепость», а за красными столами   по компьютеру толкование слова

«опасность». 

Ответ: Два ученика по желанию  читают ответы  на вопросы.

Учитель: Следующее задание тоже связано с уроком чтения, на ваших столах лежат задания № 2. Вы должны найти правильное высказывание о каждой сказке и соединить.

«Спящая красавица»                                              нельзя играть со спичками.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»        не открывай дверь чужим.

«Волк и семеро козлят»                                        будь осторожен с колющими  

                                                                                  режущими предметами.  

«Колобок», «Красная Шапочка»,                           слушай старших.

«Кошкин дом»                                                                                          

  Учитель: Ребята, к какому выводу пришли после выполнения этих заданий?

Ответ: Дом опасен. (Ответы всех групп одинаковые.)

Учитель: А какие-нибудь татарские сказки вы знаете с похожим сюжетом.

Ответы: « Каза и овца» Г. Тукай, « Болтливая утка» А.Алиш.

Учитель: Какие предметы опасны в доме?

Ответ: Газовая плита, лекарства, электроприборы, ножницы, ножи…

Учитель: Раз эти приборы опасны, значит их не должно быть в доме?

Ответ: Нет без них люди не могут обходится, нужно знать правила пользования этими предметами.

Учитель: Давайте мы сейчас отдохнем и за одно эти правила вспомним.

VI. Физкультминутка.

   Игра «Я-не я».

 Учитель: Я читаю стихотворение, а вы отвечаете «или я, или не я». Если говорите «не я» -одно приседание.

        -Дым столбом поднялся вдруг,

          Кто не выключил утюг?

        - Красный отблеск пробежал,

          Кто со спичками играл?

        - Стол и шкаф сгорели разом,

           Кто сушил белье над газом?

          -Побежал пожар во двор,

           Это кто там жег костер?

          -Столб огня чердак объял,

           Кто там спички зажигал?

          -Пламя прыгнуло в листву,

           Кто у дома жег траву?

           -Кто бросал в огонь при этом

            Незнакомые предметы?

VII. Анализ и обобщение полученных материалов

      Работа в группах по выработке правил поведения в доме по безопасности. Общающиеся в парах разрабатывают правила безопасности

«Как уберечь себя от ожогов при пожаре», «Как правильно дышать, если кругом дым»,

«Лекарство- это опасно!», «Как правильно пользоваться газовой плитой». (слайд 6)

Учитель: Сейчас командиры каждой группы подходят ко мне и выбирают для проектной работы тему и нужные пособия. (На учительском столе лежат учебники, толковые словари, картины по темам, планшеты, ножницы, клей, фломастеры.) Остальной материал дети готовили дома, это было домашним заданием.

VIII. Подготовка отчета исследования.

Учитель: Работаем в группах по выработке правил поведения в доме по безопасности. Каждая группа собрали информацию и сейчас оформляют свою проектную работу. (Группы работают)

             Ребята пока вы работаете я расскажу вам, что такое огонь, и чем он опасен для жизни человека. А рассказ свой я начну с определения огня, которое дал  В.Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь - явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела».

        Чаще всего пожар возникает из-за нарушений правил пожарной безопасности при неправильном пользовании бытовой техникой, газовыми и отопительными приборами,

           Пожар ребята очень опасен открытым огнем, высокой температурой воздуха. С давних времен известно, что пожар легче предупредить, чем погасить. Огонь – враг, если человек к нему относится небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет для себя хоть малейшую лазейку. Он уничтожает все, что человек создавал долгими годами упорного труда.

    В прошлом году в нашем районе, в деревне Старый Кувак произошла очень страшная трагедия. Во время пожара погибли пятеро маленьких детей и их мама. Причина пожара неисправность электропроводки.

 IX. Отчет исследования с демонстрационным материалом. Обсуждение итогов завершенной работы.

Учитель: -Так дом –крепость или опасность? Я хочу услышать ваши ответы. Каждая команда защищает свою проектно-исследовательскую работу.

Ответ: Дом –крепость, когда соблюдаешь правила безопасного поведения в доме.)

 X. Систематизация знаний. (тест)

Учитель: А сейчас ребята чтобы закрепить наши знания ответим на вопросы теста «Правила безопасности»

  1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился провод от телевизора. Что нужно сделать?

А) Выключить телевизор.

Б) Позвать кого-нибудь на помощь.

В) Попытаться потушить, а если не получится, вызвать пожарных.

    2.    Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа.

            Что ты сделаешь?

            А) Пойду понюхаю, откуда пахнет.

            Б) Первым делом зажгу и спичкой проверю, откуда идет газ.

            В) Открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04

                и все это буду делать, не включая света.

  1. В доме ты один. Пришел со школы. На кухне когда делал бутерброд, порезал палец.  Что делать?

   А) обработать перекисью водорода

   Б) заплакать

   В) вызвать скорую

     4.    Ты смотришь в окно. В соседнем доме напротив из окна идет дым.  Какой номер    

            Телефона ты наберешь?

              А) 03

              Б) 01

              В) 02

               Г) 04

      Проверка тестов (слайд 7) Самооценка.  

   

№ п/п

«Огонь – друг и враг»

Оцени себя

Знаю причины возникновения пожара.

Понял, почему говорят: «Огонь - друг и враг».

Запомнил правила поведения при пожаре.

Активно работал в паре.

Активно работал в группе.

Проверка.

       XI. Рефлексия. Итог урока.

             Продолжи фразу:

            - Я знаю …

             - Я умею…

             - Я научился…

             

         

Учитель: Ребята на этом я хочу закончить наш урок.  Теперь я спокойна, вы знаете и всегда будете выполнять правила безопасности в доме.

     

                                           

Приложение 1: Презентация

Приложение 2: Учебно- методическое обеспечение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - исследование в 4 классе "Когда дом становится опасным"

Обучающиеся на уроке из проблемной ситуации выводят гипотезы:- дом опасен;- дом не опасен.Делятся (по личным мнениям)  на две группы и исследуют данную проблему,делают вывод, информируют участник...

Урок окружающего мира в 4 классе "Когда дом становится опасным"

Материал содержит конспект урока и презентацию урока окружающего мира в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

«Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг». «Начальная школа ХХI века»

Тема урока    "Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг"Цель: создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, ...

Методическая разработка внеклассного занятия "Когда дом становится опасным", 2016 г

Материал может быть использован для внеклассного занятия в начальной школе и в 5-6 классах....

Тест: Вредные привычки. Когда дом становится опасным. Если случилась беда.

Тест - обобщение по темам "Вредные привычки", "Когда дом становится опасным", "Если случилась беда"...

"Когда дом становится опасным."

создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями в доме, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причинами их возникновения, ориентировочными реакциями и готовностью им противо...