Программа внеурочной деятельности "Экоша"
рабочая программа по окружающему миру

Камардина Оксана Владимировна

   Программа по экологии разработана для детей 7-10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное образовательное учреждение

                                дополнительного образования детей

                            «Торопецкий Дом детского творчества»

   172 840   г. Торопец, ул. Советская, дом 24. Тел./ факс:

   2- 15 – 85; электронный адрес: ddt. toropec @ mail. ru  

                     

                                              ПРОГРАММА  

                                  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

                                                    «Экоша»

Продолжительность освоения программы – 3 года.

Возраст обучающихся – 7 – 11 лет.

Образовательная область – биология.

Направление деятельности – экология.

Автор-составитель: Камардина Оксана Владимировна, педагог дополнительного образования.

                                                г. Торопец  

                                           Тверская область    

                                                     2012г.                                  

                                                Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………. 2

2. Тематический план……………………………………………………10

3. Содержание …………………………………………………………...13

4. Тематический план (2 года обучения)……………………………….22

5. Содержание (2 года обучения) ………………………………………25

6. Перспективы развития ……………………………………………….33

7. Материально-техническое обеспечение программы ……………….34

8. Литература …………………………………………………………….35

                                     

                                        1. Пояснительная записка.

 1.1 Актуальность программы и особенности её реализации.

  У нас в стране есть уголки первозданной, нетронутой рукой человека, чистейшей природы.  К таким местам относится наш Торопецкий край, который со своей многовековой историей, в то же время является экологически чистым по сравнению с другими регионами  Тверской области. На территории города и района находится большое количество памятников природы, входящих в состав природоохранного комплекса Тверской области. Природная фауна Торопецкого края довольно разнообразна, несмотря на близость к мегаполисам. Поэтому данные факторы нужно учитывать живущим на этой земле и гостям вновь и вновь, прибывающим сюда.

   Но ключевым моментом является воспитание отношения к природе с самого детства, что и является главной целью программы. Помимо бережного отношения к природе, наша задача -  учить детей замечать, оценивать  и  прогнозировать экологическую ситуацию вокруг себя, а затем решать проблемы, не допустив их повторения. В программу, помимо теоретического курса, включена исследовательская деятельность, практические занятия, экскурсии к местам природоохранных зон и т.д. Иначе, говоря, на детей возложен большой объём самостоятельной работы.

   Программа создана при взаимодействии с историей родного края при помощи сравнительного метода экологической ситуации с древности и до наших дней. К тому же дети учатся  изготавливать изделия из природных материалов, которые в дальнейшем участвуют в выставках декоративно-прикладного творчества. Зачастую, эти изделия дают нам представление о  природной составляющей Торопецкого края.

   Также программа включает в себя раздел по безопасному поведению в городской среде и дикой природе, реализуемый за счёт тематических мероприятий (экскурсий, походов и т.п.).

   Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что ключевую роль в ней играет исследовательская деятельность, способствующая развитию ребёнка в данном направлении. Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- расширяется кругозор в предметных областях;

-повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации; - происходит непроизвольное запоминание учебного материала, а значит высокий процент остаточных знаний, которые дети смогут в дальнейшем применить в жизни;

- наилучшим образом развиваются творческие способности;

- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Большим плюсом также является проведение тематических мероприятий, которые носят массовый охват детей.  

В целом, программа разработана  на основе  новых образовательных стандартов по экологическому воспитанию, включающая в себя современную методику её реализации. Опираясь на стандарты нового поколения, в программе лежит системно-деятельный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Программа ориентирована на становление личностных характеристик выпускника в соответствии с требования ФГОС:

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные  знания на практике;

-осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

-уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

-ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

При успешной реализации первого года обучения по запросу педагогов школ и родителей, дети переходят на вторую ступень обучения.

 1.2. Цели и задачи образовательной программы.

Цель: формирование основ экологической культуры, путём бережного отношение к природоохранному комплексу родного края.

   Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:

 Обучающие:

- знакомство с теоретическим курсом по экологическому направлению;

 - развитие навыков исследовательской деятельности у младших школьников;

- определение перспектив практической деятельности;

- изучение экологического материала, путём проведения мероприятий в игровой форме.

 Развивающие:

- развитие умения правильно работать с  материалом экологической направленности  разного вида;

 

 - развитие творческих и исследовательских способностей детей;

 

 - развитие умения  грамотного поведения в природе.

   Воспитательные:

   - воспитание любви и уважения к своему краю, его природной составляющей;

 

  - воспитание чувства ответственности за сохранение и развитие  природоохранного комплекса родного края;

  1.3. Направления деятельности и формы реализации программы:

   1. Познавательное направление включает цикл познавательных занятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

   Используются следующие формы работы: дискуссия, познавательные  программы, викторины, рассказы, дидактические игры.

   2. Исследовательское направление включает в себя решение ребёнком проблемных ситуаций экологической направленности, путём собственного исследования. Сюда входит составление экологических маршрутов, выявление значимых объектов природы и т.д.

   Используются следующие формы работы: изучение текстовых материалов, иллюстрированный и графический материал, экскурсии, наблюдения, опыты.

   3. Практическое направление включает в себя поиск и обработку собранной информации, оформление полученного материала,   участие в мероприятиях по благоустройству города, изготовление изделий из природного материала.

   Используются следующие формы работы: мастер-классы по изготовлению изделий, акции, походы, выставки декоративно-прикладного творчества.

   4. Познавательно-развлекательное направление знакомит обучающихся с экологическим материалом в игровой занимательной форме.

   Используются следующие формы работы: игровые программы, театрализованные постановки, праздники.                                

 

    1.4. Методы  реализации программы:

   Для успешной и эффективной реализации программы предлагаются следующие методы: эвристический, исследовательский, монологический, диалогический, алгоритмический, программированный.

   1. Метод эвристической беседы.  Изложение учебного материала ведётся в форме эвристической беседы. А она отличается от сообщающей беседы главным образом постановкой основной проблемы, делением её на подпроблемы и организацией поисковой деятельности учащихся по её решению. Здесь характерно то, что последующие вопросы выходят из предыдущих. Эвристический метод характеризуется возникновением дискуссии, высоким уровнем познавательной активности учащихся.

   2. Метод исследовательских заданий. Преподаватель организует самостоятельную работу, давая им проблемные познавательные задачи и задания, имеющие практический характер и решаемые учащимися самостоятельно, обычно без помощи педагога. Им характеризуется самый высокий уровень познавательной самостоятельности учащихся.

  3. Метод монологического изложения позволяет преподавателю сообщить готовые выводы науки, правила, даты, факты, давать образцы действия.

  4. Метод диалогического изложения. Изложение материала преподаватель ведёт в форме сообщающей беседы. При этом проблемная ситуация создаётся постановкой проблемных вопросов или показом противоречивых фактов, явлений. А учащиеся как бы помогают педагогу в обосновании гипотезы и её доказательстве. Но сущность новых понятий объясняется педагогом.

   5. Метод алгоритмических предписаний. Основные признаки алгоритмического метода – это инструктирование учащихся. При этом педагог указывает, что следует делать и как делать. Учащиеся обычно пользуются инструкционными картами. Применяется этот метод в основном на практических занятиях (моделирование, конструирование).

 

 6.  Метод программированных заданий.  Программированный метод заключается в подготовке учебного материала путём «пошаговой» разбивки его в форме вопросов, задач и заданий. Этот метод обусловливает самостоятельную работу учащихся в основном репродуктивного типа.

   На занятиях используются разные формы работы:

  - фронтальная, предусматривающая получение теоретических знаний и отработку умений со всеми обучающимися одновременно (всей учебной группой) под общим руководством педагога. Эта форма позволяет эффективно использовать учебное время;

  - групповая, предусматривающая разбивку учебной группы на подгруппы, что повышает эффективность практических занятий;

  - индивидуальная, позволяющая адаптировать содержание, методы, темы обучающей деятельности к индивидуальным особенностям воспитанников и вовремя вносить коррекцию в деятельность обучающихся.

 Для более плодотворного результата учебно-воспитательного процесса в программе предусмотрена работа с родителями, неразрывна связь со школой.

   

    1.4. Основные принципы реализации программы:

- научность: включает в себя способы исследования, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний;

- преемственность: материал разделов усложняется и дополняется;

- последовательность: накопление опыта от простейшего к простому, от простого к более сложному; условие одной учебной задачи базируется на известном и освоенном;

-активность позиции участников: принцип предполагает максимальную включённость в групповое обсуждение, свободное высказывание своей точки зрения;

-адекватность подбора материала к занятиям: материал подбирается таким образом, чтобы он соответствовал целям программы и ожиданиям детей, их возрастным особенностям;

     

 

- результативность: хороший результат, партнёрство, творчество и         успех: создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

   1.5. Организация учебно-воспитательного процесса.

   

   Образовательный процесс основывается на связи обучения и практической деятельности, с учётом социальных потребностей и личностных интересов, запросов обучающихся, преемственности между базовой подготовкой и занятиями в свободное время.

   Учебно-воспитательный процесс осуществляется с учётом возрастных особенностей и социального опыта детей, их запросов и возможностей педагога.

   Содержание программы рассчитано на 2 года обучения в начальном возрастном звене.  

   Программа рассчитана на  группы  первого класса, наполняемостью 10-12 человек, которые занимаются в разное время. Всего на учебный год - 36 учебных часов; второй год обучения 72 учебных часа, т.к. идёт более глубокое изучение материала. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.

  Содержание программы ориентировано на детей возраста 7-11 лет.

   Разработанная программа предусматривает в работе с детьми  постепенное изучение экологического  материала. Каждому разделу соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом возраста, основано на личностно - ориентированном подходе.

  1. 6 Ожидаемые результаты освоения программы:

                                   Личностные результаты.

   Показатели в личностной сфере ребёнка:

 - развитие интереса к изучению природной составляющей;

 - понимание разноплановости взаимодействия человека с природой;

 - формирование экологической грамотности человека;

 - осознания понятия  неприкосновенности человека в ритм природы.

                              Универсальные учебные действия.

Регулятивные:

 - определять цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно, искать средства и пути их осуществления;

 -  учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему исследований;

 - составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера;

 - оценивать результативность деятельности: успехов и допущенных ошибок.

Познавательные:

- определять, какая нужна  информация;

- отбирать необходимые источники: книги, словари,  справочная литература;

- отбирать, классифицировать полученную информацию;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь суждений;

- оформлять и представлять полученную информацию.                                 

Коммуникативные: 

- организовывать взаимодействие в группе, договариваться друг с другом; распределять роли и т.д.;

- прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией;

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;

- при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая  другие аргументации.

                                    Предметные результаты.    

 

 Формирование основ экологической грамотности:

-овладение основными  знаниями в различных сферах  экологической науке;

- возможность применения полученных знаний в современном мире;

- развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать разные экологические ситуации в современном мире;

- воспитание уважения к природоохранному комплексу родного края.

1.7. Способы оценки результативности программы:

   Система контроля деятельности учащихся способствует процессу реализации программы, помогает корректировать действия по организации образовательного процесса.

   Оценка результативности образовательной программы направлена на проверку формирования системы универсальных учебных действий и определяется исходя из общей цели представленной программы и поэтапных задач. При этом необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности учащихся.

   Для определения успешности обучающихся используется система педагогической диагностики, которая даёт возможность оценить эффективность применяемых технологий и методик.  

   Входная диагностика в виде тестов или беседы проводится в начале обучения: определяется уровень знаний и способностей ребёнка. Промежуточная диагностика (игры, кроссворды, тесты, выставки) – после изучения отдельных тем. Итоговая диагностика в виде ……………   определяет уровень освоения программы, то есть знания основ экологической культуры, а также проектно-исследовательской деятельности и сформированность УУД. В процессе диагностики определяется способность обучающихся самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.    

   

 

1.8. Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

-  обобщающие диагностические занятия по прохождению каждого раздела;

- познавательная игра-конкурс по итогам первого года обучения «Мой любимый город» (задания по теории и практическим навыкам) – комплексная форма контроля знаний и умений обучающихся;

- тесты служат для проверки знаний, умений и навыков;

- самостоятельные творческие задания, используются для оценки умения работать с различными источниками информации;

- лучшие исследовательские работы, рисунки, фотографии представляются на районные конкурсы, выставки, а самые достойные - на областные;

- творческие работы: мини-сочинения, оформление стендов с фотографиями и рисунками;

- лучшие работы декоративно-прикладного творчества представляются на районные и областные выставки;

- кроссворды и викторины, содержащие теоретические и практические вопросы (работа с источниками информации, этапы проектной работы, основы исследовательской деятельности,  правила проведения наблюдений, анализ результатов, основы оформления выполненной работы и т.д.), необходимы для проверки формирования системы универсальных учебных действий.

 1.9.  Контакты и взаимосвязи для реализации данной образовательной программы:

     

  1. С общественными объединениями экологического направления;
  2. с библиотеками школ, города;
  3. с заместителем директора по воспитательной работе школы;
  4. с классными руководителями учащихся;
  5. с родителями учащихся.

  1.10. Работа с родителями.

   Для  успешной реализации образовательной программы необходимо тесное сотрудничество педагога с родителями (лицами их заменяющими), другими членами семьи.

   На родительских собраниях определяются основные принципы сотрудничества в связи с предстоящим изучением раздела программы, анализируется пройденный материал, планируются экскурсии, походы по Торопецкому району, распределяется зона ответственности между родителями и педагогом.

   Следовательно, главной задачей педагога является создание доброжелательной, располагающей атмосферы в работе с родителями, другими членами семьи.

   

                                       

                                      2. Тематический план.        

               

 № п/п

     Названия разделов, темы занятий

Кол-во часов

 теория

Кол-во часов

   практика

        всего

  1.

 1.1

 1.2

 1.3

 1.4

 1.5

 1.6

 2.

 2.1

 2.2

 2.3

 2.4

 2.5

2.6

 2.7

 2.8

 2.9

 2.10

 2.11

 3.

 3.1

 

 3.2

 3.3

 3.4

 

 3.5

 3.6

 3.7

  4.

 4.1

 4.2

 

4.3

 4.4

 4.5

 5.

 5.1

 5.2

 

 5.3

 5.4

 5.5

 

5.6

 

 6.

 

 Наш эко-мир.

 Введение. Экология глазами ребёнка.

 В мире юного эколога.

 Экология, я и моя семья (сбор информации для экологического плаката).

 Энциклопедия домашних животных.

 Экологический маршрут моей семьи.

 Обобщающее занятие по разделу, рефлексия. Оформление стенда с фотографиями «Наш эко-мир».

 Городская экология.

 Торопец – исток  Валдая.

 Экскурсия в лес (парк).

 Исследовательская работа «Наедине с природой»

 «Чудеса кладовой природы» (оформление в альбоме полученных результатов).

  Изготовление панно «Торопецкий лес».

 Экологический светофор нашего города.

Исследовательская работа «Сигналы бедствия нашего города».

 Практическая работа «Экологическая карта города».

 Будущее нашего города.

 Мои правила экологической гигиены.

 Изготовление поделок из бытового мусора.

 Обобщающее занятие и рефлексия по разделу «Городская экология».

 Климатическая среда Валдая.

 

 Климатическая среда нашего края.

 (исследовательская работа).

Исследовательская работа « Какое время года?»

 Домашняя метеостанция.

 «Бабушкин календарь» (собираем народные приметы).

 Изучаем и прогнозируем.

 Азбука безопасности. Познавательная программа «По ступенькам безопасности», посвящённая безопасному  поведению в  зимне-весенний период.

Обобщающее занятие и рефлексия по разделу «Климатическая среда нашего края».

 Почва Торопецкого края.

 Опыт «Почвы и их особенности»

 Свойства нашей глины. Разновидность сортов глины Торопецкого края.

 

Использование глины в Торопецком районе с древности до наших дней. Изготовление сувениров из глины.

 Земледелие в Торопецком районе.

Обобщающее занятие и рефлексия по разделу

 «Почва Торопецкого района».

Водные богатства Торопецкого края.

 Водные пути торопчан. ( Составление карты водоразделов Торопецкого края»).

Озёра нашего края.

 Опыт «Свойства Торопецкой воды».

 

 Разновидности рыб Торопецкого края.

 Изготовление книжки-малышки «Разновидности рыб Торопецкого края»

 Реки – источники жизни. Речные промыслы торопчан.

 Обобщающее занятие и рефлексия по разделу «Водные богатства Торопецкого края».

Азбука безопасности. Познавательная программа «Очевидное и вероятное», посвящённое правилам безопасного поведения в природе в летний период.

 Итоговое занятие. Фоторепортаж экологической деятельности объединения.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

                                           

                                               3 Содержание.

                                       Раздел I. Наш эко-мир.

   Цель: формирование единого дружного коллектива.

   Задачи:

   1. Знакомство с детьми группы,  их интересы.

   2. Создание положительного эмоционального настроя в группе.

   3. Формирование интереса к занятиям по экологическому направлению.

   

   Занятия этого раздела проходят в форме бесед детей и педагога. Ребята рассказывают о себе и своей семье, своих друзьях, любимых занятиях. Педагог предлагает детям различные игровые ситуации, в которых ребята находят своё решение, что помогает детям лучше узнать друг друга.

   Во время занятий создаётся выставка фотографий  «Наш эко-мир».

   Тема 1. Введение «Экология глазами ребёнка».

Формирование понятия экологии. Экологическое воспитание младших школьников.  

   

   

   Тема 2. В мире юного эколога.

Эко-мир родного края. Лаборатория юного эколога. Объекты исследования современного эколога.

Практическое задание: «По тропам экологии».

Понятия: эко-мир, экология.

 

  Тема 3. Экология, я и моя семья (сбор информации для экологического плаката).

  Природа в духовной жизни семьи, общение семьи с природой. Какое место занимала природа в истории моей семьи. Сбор информации «Экологический маршрут моей семьи».

Творческая работа: «Экологический календарь семьи».

Понятия: экологический маршрут, природоохранный комплекс.

 

Тема 4.  Экологический маршрут моей семьи.

Экологическое воспитание внутри семьи. Роль семьи в отношении к природной составляющей родного края.

Практическое задание: «Эко-тропа моей семьи» (оформление собранного материала).

 

   

 Тема 5.   Энциклопедия домашних животных.

Разновидности домашних животных.  Способы ухода за домашними питомцами. Борьба с заболеваниями домашних животных. Животные в нашем доме. Интересные случаи из жизни животных (устные рассказы).

Наглядный материал: фотографии домашних питомцев.

Творческое задание: «Мир домашних животных» (оформление выставки).

 Тема 6. Обобщающее занятие и рефлексия по разделу.

 Оформление стенда с фотографиями «Наш эко-мир».

 Анализ деятельности.      

                         

                                 Раздел II. Городская экология.

   Цель: определение влияния негативных факторов на экологию родного города.

  Задачи:

- изучение природного комплекса торопецкой земли;

- выявление значимых проблем современного города и способов борьбы с ними;

- применение практического метода при решении экологических проблем.

 

 Ознакомление с темами этого раздела проходят в форме занятий-путешествий по улицам  нашего города.

   По ходу знакомства с новым материалом дети будут создавать индивидуальные творческие альбомы «Городская экология», куда войдут детские рисунки, карта города и т.д.

  Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях, происходит с использованием загадок, составлением диафильмов по теме, дидактических игр,  демонстрация творческих альбомов.

     

   Тема 1. Торопец – исток Валдая.

   Природный комплекс Торопецкой земли (леса, озёра, реки).     

   Творческая работа: « Природные объекты Торопецкого края».

   Понятия: природные объекты.

    Тема 2. Экскурсия на Трёхгорку.

                Исследовательская работа «Наедине с природой».

   Прогулка по лесу и наблюдение за жизнью растений и птиц. Чему  удивились? Оформление  вопросов с помощью рисунков, которые складываютс в лукошко. Проводится конкурс на самый интересный вопрос. В течение недели дети с помощью родителей ищут ответы на интересующие их вопросы.

  Дидактическая игра: «Юный исследователь природы».

   

  Тема 3. Чудеса кладовой природы.

   Проведение конкурса знатоков в форме дидактической игры.

   

 Дидактическая игра: «Знатоки леса».

   

  Творческое задание: создание альбома «Чудеса кладовой природы» (оформление полученных результатов).

 Тема 4. Изготовление панно «Торопецкий лес».

  Виды природных материалов. Использование природных материалов в Торопецком районе с древности до наших дней. Демонстрация изделий, посвящённых Торопецкому краю. Планирование работы, выполнение эскиза, распределение зоны ответственности в группе. Изготовление панно. Оформление выставки.

  

  Понятия: природный материал, эскиз.

 

  Наглядный материал: изделия из природных материалов.

   

 

 Тема 5. Экологический светофор нашего города.

   Экологическая составляющая нашего города. Обозначение проблем. Анализ результатов.

 Понятия: карта города, план местности, экологический светофор.

 Наглядный материал: карта города, сигнальные карточки.

 Дидактическая игра: «Юный эколог».  

 

 Тема 6. Исследовательская работа «Сигналы бедствия нашего города».

 Нанесение на карту проблемных объектов города с помощью картинок и рисунков. Причины появления и пути решения сложившихся проблем.

  Понятия: экологическая карта города, природные объекты.

  Наглядный материал: карта города, природные объекты, фотографии разных лет.

  Практическая работа: создание экологической карты города.

 

 

  Тема 7. Экологическая карта города.

Условные обозначения.  Ориентирование по карте.  Посещение выбранных объектов.

  Понятия: условные обозначения, ориентирование.

  Наглядный материал: карточки с условными обозначениями, карта.

  Практическая работа: оформление наблюдений с помощью рисунков.

    Тема 8. Будущее нашего города.

   Анализ полученных результатов: город древний и современный.

   Наглядный материал: фотографии древнего и современного города, экологическая карта города.

   Понятия: экологическая катастрофа.

   Творческое задание: выставка рисунков «Город будущего».

  Тема 9. Мои правила экологической гигиены.

   Решение  простейших экологических задач. Соблюдение правил чистоты вокруг. Применение бытового мусора.

    Понятие: бытовой мусор.

 

   Творческое задание: «Бюро полезных запретов».

   

 

  Тема 10. Изготовление поделок из бросового материала.

   Виды бросового материала.  Демонстрация изделий. Создание рабочих  мини-групп, планирование работы, выполнение эскиза, распределение зоны ответственности в группе. Изготовление поделок. Оформление выставки.

  

  Понятия: бросовый материал.

 

  Наглядный материал: иллюстрации изделий из бросового материала.

   

 

 Тема 11. Обобщающее занятие и рефлексия по разделу «Городская экология».

 Организация школьной выставки «Городская экология»: экологическая карта города, выставка рисунков «Будущее нашего города», поделок из бытового мусора, презентация правил экологической гигиены (распространение тематических закладок). Анализ деятельности.

                         

                          Раздел III. Климатическая среда Валдая.  

   Цель: изучение климатической составляющей Торопецкого края

Задачи: 

-способность развития самостоятельной деятельности                     обучающих, в ходе сбора информации;

 - знакомство с народными приметами;

 - изучение правил поведения в весенне-зимний период.

   Содержание данного раздела предусматривает знакомство детей с климатическими условиями Торопецкого края. Занятия данного раздела предусматривают большое количество самостоятельной работы обучающихся. В игровой занимательной форме дети учатся не только изучать теоретический материал, но и  фиксировать свои результаты исследования. По ходу изучения тем данного раздела, обучающиеся изготавливают самодельную книжку-малышку «Копилка народных примет».

   Тема 1. Исследовательская работа « Какое время года?»

   

   Творческое задание: «Волшебные превращения природы». (В парке дети ищут приметы времени года и зарисовывают их. На основе находок и наблюдений они доказывают, какое сейчас время года.)

   Понятия: климатическая среда, времена года.

   

   Тема 2. Домашняя метеостанция.

   Как определить температуру воздуха? Какие существуют приборы для предсказания погоды? Метеобюро. Прогноз погоды в интернете.

   Средняя температура.

  Практическая работа: определение средней температуры за неделю.

  Понятия: средняя температура, метеобюро, прогноз погоды.

     

   Тема 3. «Бабушкин календарь» (собираем народные приметы.)

   Знакомство с народными приметами. Где добыть информацию? (книги, родственники, друзья, интернет).  Предсказываем погоду по народным приметам. 

  Дидактическая игра: «Копилка народных примет».

   

  Понятие: народные приметы.

  Наглядный материал: книги по теме, карточки с народными приметами.

 

  Тема 4. Изучаем и прогнозируем.

   Исследование народных примет. Опрос родителей, старших товарищей, использование литературы и интернета. Изучение народных примет, составление прогноза погоды на неделю.    

   Наблюдение за реальной погодой в предсказываемый период. Сравнение результатов.

   Дидактическая игра: «Бабушкины приметы».

   Наглядный материал: карточки с народными приметами.

 

 Тема 5.  Азбука безопасности. Познавательная программа «По ступенькам безопасности», посвящённая безопасному  поведению в  зимне-весенний период.

(познавательная программа включает в себя поведение на улице в гололёд, на льду водоёмов и т.д.)

 

 

Тема 6.  Обобщающее занятие и рефлексия по разделу «Климатическая среда нашего края».

                           

                               Раздел IV Почва Торопецкого края.

   Цель: изучение особенности строения почв Торопецкого края.

   Задачи:

   - определение свойств сортов глины родного края;

   - выявление способов земледелия Торопецкого края.

         

   Данный раздел подразумевает знакомство детей с почвами Торопецкого края. Им предлагается рассмотреть Строение почвы, её особенности, а также негативные факторы воздействия. Большое внимание уделяется глинистым почвам Торопецкого края. 

   Тема 1. Опыт «Почвы и их особенности».

 Строение почв и их классификация. Роль почвы в жизнедеятельности человека. Негативные факторы, разрушающие почвы в современном мире.

   Тема 2. Свойства нашей глины. Разновидность сортов глины Торопецкого края.

   Цветовая гамма торопецкой глины. Классификация глины по проценту жирности. Взаимодействие глины с другими элементами.

Понятия: жирность глины, суглинок.

Практическое занятие: «Глиняные почвы Торопецкой земли».

 

  Тема 3. Использование глины в Торопецком районе с древности до наших дней. Изготовление сувениров из глины.

   Глина, как первоэлемент древнего человека. Глиняные изделия торопчан и способы их изготовления. Значение глиняных изделий в современном мире.

Понятия: керамика, сосуд, обжиг, лепка.

Практическое занятие: «Глиняные изделия торопецких мастеров».

   

Тема 4.Земледелие в Торопецком районе.

   Виды земледелия торопчан. Подсечно-огневое земледелие, как основа жизнедеятельности населения. Роль земледелия в современном мире.

Понятия:  подсечно-огневое земледелие, почвосберегающие технологии.

   Тема 5.Обобщающее занятие и рефлексия по разделу

 «Почва Торопецкого района».

                   

                  Раздел V. Водные богатства Торопецкого края.

   Цель: изучение влияния водной среды в жизни Торопецкого края.

   Задачи: - знакомство с водными трактами торопчан;

                 - изучение разновидности рыб своего края;

               - выделение промысловой деятельности населения.

Торопецкий край – это край рек и озёр. Данный раздел подразумевает знакомство с ними и их функциями для местного населения. Обучающие знакомятся с названиями гидронимов, их происхождением. К тому же изучаются обитатели торопецких водоёмов.

 

  Тема 1.

 Водные пути торопчан. Границы великих водоразделов. Реки – дороги жизни торопчан. Путь « из  варяг в греки».

    Понятие: водораздел.  

   

   Творческое задание: составление карты водоразделов    Торопецкого края.

   Тема 2. Озёра нашего края.

 Классификация озёр Торопецкого края. Образования ледниковых озёр.

               

 Опыт «Свойства Торопецкой воды».

 

    Тема 3. Разновидности рыб Торопецкого края.

Классификация  рыб Торопецкого края по видам. Способы ловли рыбы торопецким населением.

  Практическое занятие: « Ловись рыбка…».

    Тема 4. Изготовление книжки-малышки «Разновидности рыб Торопецкого края»

Изготовление зарисовок  с изображением рыб местных водоёмов. Способы ловли рыб. Ирацион  питания рыб торопецкого края.

   

 Тема 5. Реки – источники жизни. Речные промыслы торопчан.

Реки, как дороги и пути торговли. Рыболовство в Торопецком крае.

Добыча жемчуга.

Практическое занятие: « Торопецкие умельцы».

     

Азбука безопасности. Познавательная программа «Очевидное и вероятное», посвящённое правилам безопасного поведения в природе в летний период.

Выживание в дикой природе.  Способы борьбы с природными катаклизмами.                    

Лес, как безопасная среда выживания. Съедобные и несъедобные растения. Опасности в лесу: клещи и змеи, лесные пожары, лесные озёра (Удбище, Глубочно).

Тема 6. Обобщающее занятие и рефлексия по разделу «Водные богатства   Торопецкого края».

(тестирование).

 Итоговое занятие. Фоторепортаж экологической деятельности объединения.

   Анализ деятельности объединения. Самые яркие впечатления на занятиях. Оформление экологического плаката.

  Организация выставки серии самодельных книг «Чудеса кладовой торопецкой природы», «Сигналы бедствия нашего города», «Копилка народных примет», «Разновидности рыб Торопецкого края». Выставка сувениров.

   

                                      4. Учебно-тематический план

                                              (2 года обучения)  

  №

 п/п

       Названия разделов, темы занятий.

Кол-во часов

    теория.

Кол-во часов  

    практика.

     Всего.

1.

1.1

1.2

1.3

1.4

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

3.10

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

4.9

4.10

4.11

5.

В мире прекрасного и удивительного.

Введение. Эко-мир глазами исследователя.

Природный комплекс Торопецкого края.

Сокровища земли.

Обобщающее занятие и рефлексия.

Учимся исследовать.

 Помощники юного исследователя.

Лаборатория под открытым небом.

О чём говорит природа?

Исследовательская работа «Осенние открытия». Экскурсия. 1 маршрут «Дыхание осени».

Экскурсия. 2 маршрут «Осень в парке».

Как помочь птицам зимой?

Экскурсия. 3 маршрут «Водные загадки».

Азбука безопасности «Влияние холодной воды на организм человека».

Обобщающее занятие и рефлексия по разделу «Учимся исследовать».

Загадки природы.

Чудеса над головой.

Дождь в нашем городе.

Превращение дождинок.

В мире морозных узоров.

Азбука безопасности. Познавательная программа «Осторожно! Холодно!»

Что такое наст?

Весенние запахи родного края.

Окрас деревьев Торопецкого края.

Кипуны и их роль в природе.

Обобщающее занятие и рефлексия по разделу «Загадки природы».

По лесным тропинкам.

Особенности Торопецкого вереска.

Мхи и их своеобразие в наших лесах.

Террариум Торопецкого леса.

Птичьи трели Торопецкого края.

Животный мир Торопецких лесов.

Азбука безопасности. Познавательная программа «Хищники Торопецкого леса».

«Бабушкина аптека» (лекарственный сбор).

«По грибы, по ягоды».

Мир Торопецкого ягодника.

Обобщающее занятие и рефлексия по разделу «По лесным тропинкам».

Азбука безопасности. Познавательная программа «Тревога с неба», посвящённая безопасному поведению в грозу.

Итоговое занятие. Оформление фотовыставки «Исследователи природы».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

2

1

2

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

                           

                               

               

                                 5. Содержание программы

                                   (2 года обучения).

                       

           Раздел I. В мире прекрасного и удивительного.

Цель: наблюдение за особенностями природы родного края.

Задачи: - развитие интереса у школьников к окружающему миру;

 

            - формирование навыков совместной работы;

   Занятия этого раздела проходят в форме «заочных» путешествий. Обучающие находят отличительные особенности родной природы. На занятиях  просматриваются «домашние» видеоролики о путешествиях наших земляков в дальних странах. На занятиях используется мультимедийное пособие «Мир природы», которое  включает в себя  красочные интерактивные развивающие задания по данным темам.

  1. Введение. Эко-мир глазами исследователя.

Что такое природа? Природа разных стран. Разнообразие природы поражает и восхищает людей. Путешествия наших земляков. «Домашние» видеоролики.

Понятия: природа, объекты природы.

Наглядный материал: фильмы снятые нашими земляками.

Творческое задание: «В одной сказочной стране».

Устные мини-сочинения по теме записываем . «Сказочные» объекты природы сравниваем с родными местами.

  1. Природный комплекс Торопецкого края.

Многоуровневые леса нашего края. Разнообразие животного мира. Уникальность растительной фауны. «Живая вода» торопецких водоёмов.

Понятия: класс, вид, род.

Практическое задание: « Таинства торопецкой природы».

  1. Сокровища земли.

Ценные породы камня Торопецкого края. Торфяники. Белая глина и её функции.

 Использование природных богатств в Торопецком крае с древности до наших дней.

      Понятия: полезные ископаемые, минералы, драгоценные камни, коллекция.

      Творческое задание: выполнение мозаики из камней и песка.    

  1. Обобщающее занятие и рефлексия по разделу «В мире прекрасного и удивительного».

                       Раздел II.  Учимся исследовать.

   Цель: формирование навыков исследовательской деятельности в экологии.

   Задачи:

- развитие творческих начал у школьников;

- применение методов практической работы;

- формирование способностей аналитической деятельности с материалом.

   Занятия этого раздела проходят в форме экскурсий. В маршрутных листах дети отмечают свои собственные наблюдения и «открытия». Накопленная информация оформляется на стенде для младших товарищей. По каждой теме предусмотрено творческое задание, где дети смогут развивать свои способности. На обобщающем занятии используется мультимедийное пособие «Мир природы», которое в занимательной форме помогает педагогу провести тестирование по разделу.

 1. Помощники юного исследователя.

 Необходимые материалы исследователя. Методы современной                               диагностики природной   среды.

 Понятия: лупа, термометр, микроскоп, Цветограмма.

Практическое занятие: «В чемоданчике эколога».

   

  2. Лаборатория под открытым небом.

      Муравейники – вестники дождя. Птицы – лучшие барометры.

     

Понятия: муравейник, барометр.

Творческое задание: « Лесная метеостанция»

(школьники учатся предсказывать природные явления, наблюдая за природной составляющей нашего леса).  

3. О чём говорит природа?

   На экскурсии  стараемся видеть и замечать в обычных природных объектах загадку, учимся чувствовать природу. Находим любой интересующий нас предмет. О чём он хочет сказать людям: обратиться с радостью, попросить о помощи, рассказать о своих мечтах. Из коллекции наблюдений сочиняется сказка для настольного театра.  

Практическая работа: сбор коллекции из природного материала.

Творческое задание: настольный театр «О чём говорит природа».

4. Исследовательская работа «Осенние открытия».

    Экскурсия. 1 маршрут «Дыхание осени».

   

   Как через окно определить погоду на улице?  

   На экскурсии сравниваем свои предположения с фактическим результатом: при помощи термометра определяем температуру воздуха. Предсказываем погоду к вечеру. Фиксируем результаты исследования в маршрутном листе.

   По погоде ли мы одеты? Соответствует ли одежда прохожих погодным условиям? Какая ткань нас согревает? К чему приводит халатное отношение к своему здоровью?

 Понятия: барометр, названия тканей, простудные заболевания.

 Наглядный материал: термометр, барометр.

 Творческое задание: «Как украсить тёплые вещи?»

 Декорируем старые тёплые  вещи.

  5.  Экскурсия. 2 маршрут «Осень в  парке?»

  Какие деревья в парке? С какого дерева листик упал?  Красота вокруг нас. Чистота зависит от нас. На протяжении маршрута дети отмечают отсутствие перелётных птиц.

Фиксируем результаты исследования в маршрутном листе.

 

 Понятия: листопад, гербарий.

 Практическая работа: сбор осенних листьев.

6. Как помочь птицам зимой?

 Зимующие птицы. Роль человека в жизни птиц. Демонстрация домашних фотографий.

 Виды кормушек.      Демонстрация изделий. Создание рабочих  мини-групп, планирование работы, выполнение эскиза, распределение зоны ответственности в группе. Изготовление кормушек. Оформление выставки.

Практическая работа : изготовление кормушек по эскизам.

     7.  Экскурсия. 3 маршрут «Водные загадки».

  Путешествие к Торопецким водоёмам.   Настроение воды: цвет воды, откуда берутся волны? Чистота водоёма и его берега. При помощи термометра определяем температуру воды. Фиксируем результаты исследования в маршрутном листе.

Наглядный материал: термометр, образцы речной воды из разных водоёмов.

8. Азбука безопасности «Влияние холодной воды на организм человека».

   Проведение мастер-класса по оказанию помощи пострадавшему.

 9. Обобщающее занятие и рефлексия по разделу «Учимся исследовать».

Организация выставки: оформление наблюдений на стенд «Осенние открытия», выставка декорированной тёплой одежды.

Творческое задание: театрализация для первоклассников «О чём говорит природа».

Дидактические игры: мультимедийное пособие «Мир природы» - «Определи погоду», «Помощники юного исследователя»,

«Собери листочки – мозаика», «С какого дерева листик», «семена и плоды», «Мозаика из камней».

                     

                             

                                  Раздел III. «Загадки природы».    

Цель: изучение природных особенностей окружающего мира.

Задачи: - выявление особенностей климатической составляющей Валдая;

              -  определение роли негативных факторов современной экологии.

   Содержание этого раздела знакомит детей с загадками природы. Всегда ли мы можем объяснить обычные явления. Исследовать загадки природы помогут знания и умения, приобретённые в прошлом разделе. При тестировании на обобщающем занятии используется мультимедийное пособие «Мир природы». 

  1. Чудеса над головой.

   Опыт «Образование облаков».  Виды облаков. О чём говорят облака (пополнение информации в копилку народных примет). Воздушные путешествия – движение облаков под действием ветра.

  Понятия: виды облаков.

 Творческое задание «На что похожи облака».

 Изображение облаков в сказках и мультфильмах. Иллюстрирование любимой сказки. Планирование работы, выполнение эскиза.  «Художественная викторина». Оформление выставки книг, рисунков.

  1. Дождь в нашем городе.

   Какие бывают дожди? Опрос родителей, родственников, старших товарищей; информация в интернете. С помощью ладошек воспроизводим «музыку дождей». А как бы ты назвал свой дождь? Кому необходим дождь? Чистота дождя в нашем городе. Причины возникновения кислотных и радиоактивных дождей. Влияние кислотных дождей на живые организмы – ( мультимедийное пособие «Мир природы»).

 Понятия: кислотные и радиоактивные дожди.

 Творческое задание: информационные листовки по теме.

3.Превращение дождинок.

Мультфильм «Превращение капельки».

Опыт: «Какого цвета снег в Торопце?»

 Исследовательская работа «Бывают ли снежинки близнецами?

Свои наблюдения и «открытия» оформляем с помощью рисунков-эскизов. Анализ полученных результатов.

Творческое задание: «Они такие разные» - изготовление ёлочных игрушек-снежинок по эскизам.  

 4. В мире морозных узоров.

 Особенность зимнего климата нашего края. Зачем мороз рисует узоры?

         

Творческое задание: рисунки на стекле «Волшебные узоры Дедушки Мороза».

5. Азбука безопасности.

Познавательная программа «Осторожно! Холодно!», посвящённая безопасному поведению в зимнее время.  

 Определяем температуру воздуха. Одежда зимой. Первая помощь при обморожениях

6. Волшебные превращения деревьев.

 Породы деревьев Торопецкого края. Иней. Практическая работа: «Как узнать дерево в зимнее время?» Зимний лес в строительстве торопчан.

Понятия: иней.

Творческое задание: «Свойства Торопецкого дерева».

7. Что такое наст?

Уникальность весенних настов. Причины образования твёрдого слоя снега.

Понятия: наст.

8. Весенние запахи родного края.

Особенности воздуха ранней весны. Обилие кислорода в составе весеннего воздуха.

Практическое задание: « Дыхание весеннего леса».

9. Окрас деревьев Торопецкого края.

Изменчивость леса со сменой времён года.

Творческое задание: «Раскрашиваем лес!»

10. Кипуны и их роль в природе.

Эффект незамерзающей воды. Кипуны озера Соломино.

Понятия: кипун.

 11. Обобщающее занятие и рефлексия по разделу «Загадки природы».

                           

                            Раздел IV.  «По лесным тропинкам».

 Цель: знакомство с дарами Торопецкой природы.

Задачи: - выявление опасностей нашего леса;

              - изучение уникальных растений края;

              - ознакомление с разновидностями даров природы, употребляемых в  пищу.

   Содержание данного раздела знакомит детей с многообразием растительного и животного мира в Торопецком районе. «Путешествуя» по лесу дети получают элементарные знания по безопасному поведению в лесу.  

 1. Особенности Торопецкого вереска.

Разновидности вереска. Целебные свойства Валдайского вереска.

Практическое занятие: « Букет из вереска».

2. Мхи и их своеобразие в наших лесах.

 Породы мхов. Беломошник Торопецкого края.

Практическое занятие: «Распространение мхов в Торопецком крае».

 3. Террариум Торопецкого леса.

Виды пресмыкающихся Торопецкого края. Разновидности змей. Ядовитые и неядовитые змеи.

Понятия: пресмыкающиеся.

Практическое задание: «Опасности нашего леса».

 4.  Птичьи трели Торопецкого края.  

 Разновидности птиц родного края. Певчие и «непевчие» птицы. Птицы-санитары.

Понятие: птицы-санитары.

Дидактическая игра «Узнай птиц по голосам».

5.  Животный мир Торопецких лесов.

Домашние фотографии животных в природе. Что мы знаем о животных?

Следы диких животных.

Практическая работа: нанесение на карту животных нашей местности.

6. Азбука безопасности. Познавательная программа «Хищники Торопецкого леса».

7. «Бабушкина аптека» (лекарственный сбор).

   Лекарственные растения лесов и полей. Определяем лекарственные растения по описанию и запаху.

   Практическая работа: способы приготовления лекарственных растений.    

   Чаепитие.

 8. «По грибы, по ягоды».

   Ядовитые растения. Съедобные и несъедобные грибы. Белый гриб. Подосиновик. Лисичка. Сыроежка. Мухомор. Ложные грибы.

Творческое задание: « В царстве грибов».

9.  Мир Торопецкого ягодника.

Ягодное своеобразие Торопецкого края. Земляника. Черника. Малина. Клюква. Брусника.

Творческое задание: «Дары леса».

10. Обобщающее занятие и рефлексия по разделу «По лесным тропинкам».

11. Азбука безопасности. Познавательная программа «Тревога с неба», посвящённая безопасному поведению в грозу.

 

 Итоговое занятие. Оформление фотовыставки «Исследователи природы». 

                                   

                                                  Перспективы развития

   Данная программа является уникальной возможностью изучать и решать экологические проблемы уже с раннего возраста. При её реализации обучающие становятся «экологически грамотными», и могут чётко ориентироваться, осознанно бороться с проблемами в современном мире. Программа подразумевает несколько ступеней  развития обучающих, касаемых,  экологических направлений. На первой ступени (1-2 классы) дети получают элементарные знания и навыки исследовательской деятельности на основе экологических знаний, а также изучают историю родного города; сравнивают и анализируют экологическое состояние родного города с древности до наших дней. Таким образом, дети составляют экологическую карту города, на которую наносят свои «открытия».

   В дальнейшем будет разработана вторая и третья ступень обучения (3-5 классы). На второй ступени дети будут изучать особенности природы и экологии Торопецкого  района, а также учиться грамотно использовать богатства природы, изучать древние промыслы торопчан. На занятиях также будет составляться экологическая карта Торопецкого района.

   На третьей ступени обучения, используя составленные экологические карты, дети смогут путешествовать с целью решения экологических проблем, а также составления туристических маршрутов. На данных занятиях дети смогут проводить эколого-краеведческие экскурсии  для младших товарищей, обучающихся других школ, а также для гостей нашего города; мастер-классы по народным промыслам и традициям торопчан.  

    В перспективе необходимо тесное сотрудничество с другими объединениями, работающими в данном направлении. Путём совместных усилий и умелых действий важно сохранить чистым свой родной край.

               

             Материально-техническое обеспечение программы:

   1. интерактивная доска, компьютер;

   2. мультимедийное пособие «Мир природы»;

   3. домашние видеоролики обучающихся;

   4. фильмы о родном крае, снятые нашими земляками;

   5. лупа, термометр, микроскоп, гербарии;

   6. образцы воды из  разных водоёмах;

   7. образцы почвы Торопецкого района;

   8. авторские презентации.

                     

                                 Методическое обеспечение программы

   - научно-методическая литература;

   - ресурсы интернета;

   - домашние видеоролики обучающихся;

   - видеоролики «Путешествие наших земляков»;

   - набор мультимедийных презентационных разработок;

   - папка методических разработок.

                                                         

         

     Список нормативно-правовых и литературных источников         

     1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

    2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.

    3. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – Москва. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)

    4. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – Москва. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

    5.Экология для начальной школы: игры и проекты. Пособие для родителей   и педагогов/ И.В. Цветкова – Ярославль. Академия развития, 1997.

   6. И учёба, и игра: природоведение. Пособие для родителей и педагогов/ Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова – Ярославль. Академия развития, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...


 

Комментарии

Спасибо большое. Очень полезный материал.