Тема: ВОВ. Битва за Москву
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тема: ВОВ. Битва за Москву

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vov._bitva_za_moskvu.doc67 КБ
Office presentation icon vov.bitva_za_moskvu.ppt2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Класс 4

Тема: Великая Отечественная война 1941–1945 г. Битва за Москву.

Цели урока:

Предметные:

- формировать представление обучающихся о героическом прошлом нашей Родины; способствовать воспитание патриотизма.

 По формированию УУД:

ЛУУД:

- способствовать формированию учебно – познавательного интереса;

- мотивационной основы учебной деятельности.

РУУД:

- способствовать формированию умений сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

- планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.

ПУУД:

- способствовать формированию умений строить выводы на основе сравнения;

- определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений;

- обобщать и делать выводы, используя знаково-символические средства.

КУУД

- способствовать формированию умений сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами;

- аргументировать свою точку зрения;

-  активно проявлять себя в коллективной работе, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности,вставать на позицию другого человека.

Тип урока: комбинированный

Методы: беседа, наглядный, частично – поисковый, дедуктивная логика изложения материала, методы стимулирования мотивации, методы поощрения, метод анализ ситуации.

Оборудование: учебник, презентация.

Тема: Великая Отечественная война 1941–1945 г. Битва за Москву.

Цели:

  • Актуализировать знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить с одним из решающих сражений – битвой за Москву.
  • Учить работать с исторической картой, иллюстрациями, понятиями урока.
  • Развивать речь, мышление, память, воображение.
  • Воспитывать чувство патриотизма, уважение к людям, к родной истории.

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Методические примечания

I.Организационный момент

- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!

- Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать.

Фронтальная форма работа

Мотивация на работу

II.Актуализация опорных знаний

- Скажите, в каком веке нашей истории мы находимся?

- Какие события произошли в России в начале ХХ века?

- Сегодня мы продвинемся ещё на несколько лет вперёд и попадём в год очень тяжёлый для нашей страны. (Слайд 1)

 - Прослушайте грамзапись и определите, на пороге какого события нашей страны мы находимся.

 - Как называлась священная война ХХ века? (Отечественная)

- С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне?

- Более 70 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены. Вскоре почти вся Европа захвачена фашистами.

Фронтальная форма работы

Беседа

Презентация

Звучит «Священная война»

 ( муз. А.В. Александрова, стихи В.И. Лебедева – Кумача)

III.Постановка целей и задач урока

- Как вы думаете, какова тема урока?

- Какие цели мы поставим перед собой?

Фронтальная форма работы

Беседа

Целеполагание

IV.Изучение нового материала

- (Слайд 2) Никогда не забудет советский народ те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года, когда по московскому  радио были прерваны  все передачи и люди услышали сообщение:

- (щелчок)  Итак, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

- (слайд 3) Немецкие войска вероломно напали на нашу Родину. Немцы рассчитывали расправиться с нашей страной за 6 недель.

(Слайд 4) Первый удар немецкой армии приняли на себя пограничники, стоявшие насмерть. Одно из таких сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.

Её защитники около месяца вели непрерывные бои. И всё же враг двигался вперёд. После ожесточённых упорных боёв фашисты захватили города: Минск, Киев, Смоленск. Под Смоленском у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Но враг двигался вперёд.

- (Слайд 5) Фашисты нацелили главные удары по 3-ём направлениям. Попробуйте назвать их.

1.На север – Ленинград.

2.Центр, главный удар – Москва.

3.На юг к Чёрному морю.

- Предположите, смогли ли немцы покорить нашу страну за 6 недель как планировали? (Нет.)

- Почему сорвались планы их молниеносной войны? (Весь народ встал на защиту своей Родины.)

- (Слайд 6) Мы поговорим об одной битве, но очень важной – Битве за Москву. Фашисты планировали захватить город и затопить его, чтобы от него ничего не осталось.

- Как вы думаете, взяли ли фашисты столицу нашей Родины – Москву? (В город они так и не попали.)

- Какой вопрос у вас возникает? (Почему фашистским войскам не удалось взять Москву?)

- (Слайд 7) Прочитайте эпиграф к уроку.

«Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва. (?)»

- Почему я поставила вопрос, нам предстоит выяснить, кому принадлежат эти слова.

- В конце октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошёл к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты.

( Текст «Битва за Москву»)(Приложение 1)

- Возьмите карточки с текстом. Ознакомьтесь. Ответьте на вопрос: что предпринималось для обороны Москвы?

- (Слайд 8) Как вы думаете, что это такое? (аэростат)

- Из чего он сделан?

- Что это такое?    (ежи)

- Для чего устанавливались «ежи»?

- Кто командовал западным фронтом?  (Г.К. Жуков)

- (Слайд 9) портрет Г.К. Жукова.

-  (Слайд 10) «Всё для фронта! Всё для победы!» - этот призыв звучал в те годы. Люди трудились без устали, чтобы фронт получил новейшее оружие: автоматы, самолёты, танки.

Фронтальная форма работы

Презентация

Запись сообщения о начале войны

Фронтальная форма работы

Беседа

Презентация

Работа с картой

Фронтальная форма работы

Беседа

Презентация

Работа с текстом

Работа в парах

Физическая минутка

Вы, наверное, устали?

И поэтому все встали.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Посидим и отдохнём.

И опять урок начнём.

Фронтальная форма работы

V.Изучение нового материала

- (Слайд 11) Многочисленными страницами беспримерных человеческих подвигов украшена история сражений за Москву.

- 600 самолётов-истребителей охраняли небо Москвы и среди них истребитель Виктора Талалихина.

- Вот, что рассказывал сам В. Талалихин.

Ученик читает сообщение.

- Какой подвиг совершил В. Талалихин?

Таран  - способ воздушного боя – нанесение удара по вражескому самолёту винтом или крылом.

- (Слайд 12) Бои шли не только в воздухе, но и на земле. До сих пор жив в памяти народной подвиг героев-панфиловцев. Генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. (Герой Советского союза, погиб в бою за Москву.)

Ученик читает сообщение.

-  (Слайд 13) Как погиб политрук Василий Клочков?

- Выполнили ли герои приказ своего командира?

- Чьи слова стали эпиграфом урока?

- (Слайд 14) В ночь с 5 на 6 декабря войска Советской Армии от обороны перешли в мощное контрнаступление. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Советская Армия одержала первую большую победу. Эта победа под Москвой воодушевила Советских людей.

- В ходе советского наступления к началу января германские войска были отброшены на 100 – 250 км от столицы.

- Были освобождены города: Калуга, Тверь, Клин, Истра.

Фронтальная форма работы

Беседа

Презентация

Подготовленное сообщение обучающегося

Подготовленное сообщение обучающегося

Фронтальная форма работы

Беседа

Презентация

VI.Закрепление изученного материала

- Сейчас я вам раздам тест, который покажет как вы запомнили материал урока (Приложение 2)

- Сверим ответы (Слайд 15)

Самостоятельная работа

Тест

VII.Итог урока. Рефлексия

- (Слайд 16) О каком главном сражении вы узнали?

- Когда произошёл перелом в ходе Великой Отечественной войне?

- О других сражениях вы узнаете из статьи в учебнике (с.140 – 146).

- Продолжите предложения:

Я узнал…

Мне было интересно…

Теперь  могу…

        

Приложение 1

БИТВА ЗА МОСКВУ

Операция Вермахта по захвату столицы Советского Союза города Москвы получила в немецких штабах название «Шторм». Началась она 30 августа 1941 года, когда в наступление перешла 3 Танковая группа под командованием генерала Г.Гота. А 2 сентября на Москву наступала уже вся предназначавшаяся для этой операции группа армий «Север».

Германская авиация более чем в три раза превосходила советскую по количеству боевых самолетов. Но наши летчики из состава авиации трех советских фронтов и ПВО Москвы сумели дать достойный отпор 1 Воздушному флоту под командованием генерала Рихтгофена. Немецкие «Юнкерсы» BF-109 и «Фокке-Вульфы»FW-190 советские истребители сбивали десятками и сотнями, но и сами несли тяжелые потери – 500 краснозвездных самолетов «ЯК-1», «МИГ-3» , «И-16», «Харрикейнов» и «Мустангов» потеряли за время Московской битвы советские ВВС. Вместе с советскими летчиками небо Москвы защищали и французские пилоты из эскадрильи «Нормандия – Неман». Особенно отличился капитан Г.-И. Марсейль, лично сбивший 158 самолетов,первые из которых он сбил, ещё воюя во Франции.

В тяжелых оборонительных боях под Мценском отличилась советская 4-я танковая бригада, изрядно потрепавшая немецкую 2 Танковую группу. Командовал бригадой полковник Поль Арман, первый из танкистов, удостоенный звания Героя Советского Союза. Он начал воевать с фашистами еще в Финляндии, в 1936 году. В рядах 4-ой танковой бригады, вскоре по приказу Г.Жукова переименованной во 2-ю гвардейскую, сражался и лучший за всю Великую Отечественную войну советский танковый ас Д.Лавриненко. Он уничтожил на своем Т-26 52 вражеских танка. За этот подвиг в 1941 году Президент СССР присвоил Д.Лавриненко звание Героя Советского Союза. Погиб же герой не в танковом бою. Он был сражен минометным осколком, когда подходил в своей танкистской шинели с погонами старшего лейтенанта к танку командира бригады.

Выдержав удар немецко-фашистских войск, измотав и обескровив их своей стойкой обороной, Красная Армия перешла 9 декабря 1941 года в решительное контрнаступление. Оно завершилось сокрушительным поражением Вермахта под Москвой, первым во Второй мировой войне.

Приложение 2

Тест «Проверьте себя».

  1. Великая Отечественная война началась …. июня ……… года.
  2. Во главе Западного фронта в 1941 году был поставлен ……………………
  3. В воздушном бою пошёл на таран …………………………………………..
  4. У разъезда Дубосеково бой вёл политрук ………………………………….
  5. Отечественная война названа так потому, что …………………………….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великая Отечественная война

Слайд 2

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война

Слайд 4

Бресткая крепость Смоленск Минск Киев

Слайд 5

Вероломное нападение фашистских войск

Слайд 6

Битва за Москву Почему фашистским войскам не удалось взять Москву?

Слайд 7

"Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва" (?)

Слайд 8

аэростат «ежи»

Слайд 9

Георгий Константинович Жуков

Слайд 10

"Всё для фронта! Всё для победы!"

Слайд 11

Виктор Талалихин таран

Слайд 12

Иван Васильевич Панфилов

Слайд 13

"Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!" политрук Василий Клочков

Слайд 14

контрнаступление Калуга Тверь Клин Истра

Слайд 15

Тест Великая Отечественная война началась …… июня ……… года. Во главе Западного фронта в 1941 году был поставлен ……………………............... В воздушном бою пошёл на таран …………………………………………………… У разъезда Дубосеково бой вёл политрук ……………………………………………………… 5. Отечественная война названа так потому, что ………………………………………………… 22 1941 Г.К. Жуков Виктор Талалихин Василий Клочков весь народ сражался за Родину

Слайд 16

Битва за Москву


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К 70-летию битвы под Москвой посвящается.

Материалы для уроков истории и окружающего мира.УМК "Школа России" Можно  использовать для оформления стенда....

Классный час "Битва за Москву"

Классный час "Битва за Москву"...

Урок мужества, посвященный 70-летию битвы под Москвой.

Героем становится тот, кто своими делами, мыслями, поступками живет для людей.Героической бывает целая жизнь, если она отдана людям....

Классный час на тему "Битва за Москву"

   Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное ...

Курская дуга. Битва за Москву. Сталинградская битва. Блокада.

Данные презентации относятся к уроку в 4 классе "Героические страницы истории нашей Родины"...

Классный час по теме "Битва под Москвой"

Классный час по теме "Битва под Москвой" Направление: гражданско-патриотическоеЭпиграф:“Сыны Москвы с отвагой несравненнойВы все расчеты вражьи погребли:Здесь пробил час душителя вселенной,З...

Презентация на тему "Битва под Москвой".

Презентация подготовлена к классному часу "Битва под Москвой", содержит основные факты Великой битвы, доступные для понимания учащихся начальной школы....