Метод проектов
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Панферова Галина Михайловна

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе.

Тема урока: «Защита проекта «Зимние месяцы».

Панферова Галина Михайловна

Цели: на основе наблюдения и представления раскрывать и распознавать признаки зимней природы; жизнь растительного и животного мира зимой;

развивать внимание, любознательность, мышление, (учить анализировать, сравнивать, делать выводы);

развивать личностные качества (доброту, ответственность); воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: выставка книг, диски с музыкой П.И.Чайковского «Времена года», картины, рисунки детей.

     Ход урока.    

     І. Организационный момент, сообщение целей урока.

     Приветствие класса. Проверка готовности к уроку.

      - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! У нас сегодня необычный урок, где много гостей. Давайте поприветствуем их. Пусть вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием.

      - Ребята, послушайте загадку, и вы догадаетесь, о чем пойдет речь на уроке.

                  Кто, угадай-ка?

                  Седая хозяйка

                  Тряхнет перинки –

                  Над миром пушинки!     (Зима)

      - На этом уроке мы узнаем, какие тайны и чудеса таит в себе наша сибирская зимушка-зима. Тема нашего урока «Защита проекта «Зимние месяцы».

Сегодня мы будем говорить обо всём, что знаем о зиме.

      - Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь построила она свой серебряный дворец, покрыла снегом дома и деревья, замостила лужи, озера, реки. Зима – одно из самых любимых в народе времен года. Это время покоя и отдыха. Народ ласково называет зиму – зимушкой, волшебницей, чародейкой, гостьей, матушкой.

              Здравствуй, русская молодка,

              Раскрасавица – душа,

              Белоснежная лебедка,

              Здравствуй, матушка-зима!

                                                       П.А.Вяземский

В ней все: обилие снега, мягкого, пушистого; сказочная красота инея на ветвях деревьев, морозная дымка, природа околдована чарами зимы, зимние забавы детей и даже взрослых.

       - Какие вы знаете зимние месяцы? (ответы детей). Правильно. Вот и начнем мы с вами защиту нашего проекта с первого зимнего месяца  декабря.

      ІІ. Основная часть.

   (1-я группа)

  • 1-й ученик:   Назовите-ка, ребятки,

                                        Месяц в этой вот загадке:

                                        Дни его всех дней короче,

                                        Всех ночей длиннее ночи.

                                        На поля и на луга

                                        До весны легли снега.

                                        Только месяц наш пройдет –

                                        Мы встречаем Новый год.  (Декабрь)

          2-й ученик:

 Свое нынешнее имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова «децем» - что значит десять, так как он был десятым месяцем года. После календарной реформы Юлия Цезаря декабрь стал двенадцатым месяцем.

         3-й ученик:

Этот месяц в народе называют «студень»: на всю зиму землю студит. Имя «хмурень», пора хмурого серого неба и ранних сумерек, «просинец» - когда выпадают ясные денечки и в разрывах облаков вдруг показывается ярко-синее небо. Декабрь ветром гнет, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет – лютует, потому и «лютовей» или «лютень».

         4-й ученик:

А еще декабрь величают «ветрозвон» и «ветрозим», «заморозь» - первый месяц зимы с морозами, холодными ветрами и снегопадами. В декабре замерзают реки, поэтому он еще «ледостав». В этом месяце год кончается, зима начинается. Декабрь – полночь года, самый темный месяц, шапка зимы, канун новогодья.

         1-й ученик:    В декабре, в декабре

                                 Все деревья в серебре.

                                 Нашу речку, словно в сказке,

                                 За ночь вымостил мороз,

                                 Обновил коньки, салазки,

                                 Ёлку из лесу привез.

                                 Ёлка плакала сначала

                                 От домашнего тепла,

                                 Утром плакать перестала,

                                 Задышала, ожила!

                                                                  (С. Маршак.)

          2-й ученик:

Пословицы и поговорки:

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Декабрь гвоздит, мостит, приколачивает.

Декабрь сердит, на весь год землю студит.

В декабре мороз нарастает, зато день прибывает.

         3-й ученик

Загадки декабря

Пришла девушка Беляна, побелела вся поляна.   (Зима)

В огне не горит и в воде не тонет.   (Лёд)

Скатерть бела всю землю одела.  (Снег)

Вырос лес, белый весь. Пешком в него не войти, на коне не въехать.

                                                                                  (Морозный узор на стекле)

             

          4-й ученик:

Народные приметы:

Если в декабре  большие сугробы – это к урожаю.

Если ночью был иней, днем снег не выпадет.

Дым столбом  - к морозу.

Зимой тепло – летом холодно.

          1-й ученик:

Наши наблюдения:

Самый сильный мороз был 22 декабря – 37 градусов.

Самый тёплый день 1 декабря – 0 градусов.

Было 10 солнечных дней. Средняя температура декабря  -20 градусов мороза.

22 декабря – самый короткий день, который длился 7 часов.

       Может быть, какие-то вопросы будут  выступающим или дополнение о месяце декабре?

    - Послушаем о следующем зимнем месяце.

    (2-я группа)

  • 1-й ученик:   Щиплет уши, щиплет нос,

                             Лезет в валенки мороз.

                             Брызнешь воду – упадет

                             Не вода уже, а лёд.

                             Даже птице не летится,

                             От мороза стынет птица.

                             Повернуло солнце к лету,

                             Что, скажи, за месяц это?   (Январь)

2-й ученик:

Первый месяц года – январь – назван так римлянами в честь двуликого бога Януса. И январь с двумя лицами – солнце и мороз. Название месяца – «просинец», от слова «просинь» – прояснение после долгого периода пасмурных дней. Да и лед на реках синеет из-за того, что становится толстым. Январь точно рассекает зиму пополам, и за это его называли «сечень».

            3-й ученик:

Январь - году начало, зиме середина. Дни становятся длиннее, больше светлых часов. Солнце встает раньше и ярче светит, заторопилось к весне. А сугробы все выше, снег глубже, лед толще. В январе мы наблюдаем настоящую сибирскую сказочную зиму.

           4-й ученик:

Дохнуло холодами на лес. Спят, укутавшись в сугробы, ёлочки, утонули по колено в снегу тонкие осинки и березки. Мороз им не страшен. А вот большим деревьям холоднее, потрескивают от мороза, стонут на весь лес от стужи. Спрятались звери. Редко кого встретишь на лесной тропе. Только голод выгонит лесных жителей из укрытий.

           5-й ученик:

В кронах тайги не страшно зимой только двум птицам клесту и кедровке. У клеста корма много на еловых ветках - урожай шишек. А кедровка побеспокоилась о пропитании заранее – заложила на хранение несколько кладовых с орехами. Самый счастливый в тайге – косолапый мишка. Не знает он забот всю зиму, посапывает себе в тёплой берлоге. Живет лес в январе нелегкой жизнью.

               1-й ученик:

Пословицы и поговорки:

 Месяц январь – зимы государь.

Январь – ломонос: береги свой нос.

В январе и горшок на печи замерзает.

Январь подкладывает дров в печку.

                2-й ученик:

Зимние загадки:

Все лето стояли. Зимы ожидали. Дождались поры. Помчались с горы. (Санки)          

Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются.  (Лыжи)   

Льётся речка – мы лежим, лед на речке мы бежим.  (Коньки)

Я – вода и по воде плаваю.  (Льдина)

                 3-й ученик:

Народные приметы:

Если январь холодный, июль будет сухой, жаркий, не жди грибов до осени.

Коли в январе март, бойся в марте января.

Морозы на последней неделе января обещают холодное лето.

Сух январь – крестьянин богат.

                 4-й ученик:

Наши наблюдения:

Самый морозный день был 8 января – 45 градусов мороза.

Самый теплый день был 12 января – 10 градусов мороза.

В январе было 25 солнечных дней. Средняя температура в январе – 30 градусов мороза.

Долгота дня 22 января  - 8 часов 2 минуты, день стал длиннее на час с лишним.

      Будут ли вопросы или дополнения о месяце январе?

  - Послушаем о последнем зимнем месяце.

      (3-я группа)

  • 1-й ученик:   По ночам мороз силён,

                                        Днём капели слышен звон.

                                        День прибавился заметно.

                                        Ну, так что за месяц это?  (Февраль)

                2-й ученик:

Февраль – «межень» по-народному. За то, что он вроде календарной межи между зимой и весной. Ещё называют его «лютень» (из-за больших морозов), «бокогрей» (солнышко пригревает). А все-таки видно, что весна близко: день на два с половиной часа прибавился. И, главное, воздух уже весенний, ароматный.

                 3-й ученик:

Февраль – финал зимы. Последние холода. Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится в лесу меж голых берез и осин. А в безветрие все осыпано инеем. Крепкие морозы в феврале бывают только по ночам. Днём в затишье начинает пригревать солнце.

                  4-й ученик:

Месяц февраль – частых метелей. Называли его «вьюговой» или «снежень».

Дни в феврале, как правило, яркие, солнечные, но холодные. Изменчив, капризен февраль. То оттепель с плюсовой отметкой на термометре, то мороз под  20 градусов.  

                  5-й ученик:    Дуют ветры в феврале,

                                           Воют в трубах громко.

                                           Змейкой мчится по земле

                                           Лёгкая позёмка.

                  1-й ученик:

Пословицы и поговорки:        

Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

У февраля два друга – метель и вьюга.

Февраль – месяц лютый, спрашивает: как обутый?

Хоть февраль злится, но весну чует.

                  2-й ученик:

Зимние загадки:

Бел, а не сахар, ног нет, а идёт.  (Снег)

Лечу – кручу, на весь мир ворчу.  (Вьюга. Метель)

Не огонь, а жжётся.  (Мороз)

Белая морковка зимой растёт.  (Сосулька)

                3-й ученик:

Народные приметы:

Как в феврале аукнется, так осенью откликнется.

Февраль холодный и сухой – август жаркий.

Воробьи дружно чирикают – к теплу.

Зима снежная – лето дождливое.

               4-й ученик:

В конце зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. На фермах появляются телята. Люди готовятся к весеннему севу, проводят задержание снега, вывозят навоз на поля. В лесу они занимаются заготовкой древесины.

                5-ученик:

Наши наблюдения:

Самый морозный день был 9 февраля – 40 градусов мороза.

Самый теплый день был 18 февраля – 0 градусов.

В феврале было 25 солнечных дней. Средняя температура в феврале – 29 градусов мороза.

Долгота дня 22 февраля 10 часов 10 минут, день стал длиннее на 2 часа с лишним.

       Учитель: Мы с вами проследили, как можно с помощью стихов, рассказов, которые пишут поэты, писатели; с помощью красок, которыми пишут  художники картины, передать чувства, эмоции, любовь к родной природе. Певцы могут с помощью песен, а композиторы – с помощью музыки.

Композитор П.И.Чайковский написал «Времена года», где каждый месяц имеет свою окраску.

Послушаем музыку – декабрь, январь, февраль. Постарайтесь определить её смысл. Что вы представляли, когда слушали музыку? Какое настроение у вас, когда вы слышите эту музыку?    

      ІІІ. Заключение.

Ученик: Проведя наблюдения за явлениями природы зимой, можно сделать следующие выводы:

  1. При наблюдении  за явлениями природы в разные зимние месяцы,  мы видели изменения в природе, так как и предполагали.

     Декабрь – полночь года, месяц долгих ночей, коротких дней и

     морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме – середина.

               Февраль – месяц снегопадов, злых вьюг, а самое главное воздух уже

                весенний.  

  1. В отношении древних к природе есть близкое нам и по сей день. Это  старинные праздники: святки (колядки), масленица, пасха. О том, как празднуют эти праздники, мы написали в нашей книге.

        Ученик: В результате нашего проекта получился  продукт – книга, которая называется «Зимние месяцы». Мы её подарим ребятам старшей группы детского сада

        Учитель: Ребята, вы молодцы! Вы сегодня освоили метод проекта, вы уже знаете, что такое проект, как создать проект. Вы стали опытнее, умеете работать в коллективе, распределять работу. Желаю успехов в освоении метода проекта!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....

Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"

В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....

Метод проектов как один современных методов достижения дидактической цели

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим резу...

Метод проекта в условиях ФГОС. Проект "Я люблю свою маму"

Проект ко Дню матери. Краткосрочный проект для детей школьного возраста «Я люблю свою маму»...

Метод проектов в условиях школьного логопункта. Проект "Слово в слове"

Представляю опыт работы над проектом "Слово в слове": этапы проекта (деятельность логопеда, учащихся), методический паспорт, описание продукта (игры)....