урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ляпина Нина Егоровна

Урок окружающего мира, 4 класс, УМК "Школа России". Тема: Мир древности: далёкий и близкий. Урок спланирован с учётом организации групповой и парной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Класс: 4

УМК: Школа России

Тема: Мир древности: далёкий и близкий

Цель: познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом.

Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, работать в группе; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конрезультата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять желание больше узнать.

Оборудование: медиапроектор, учебник, дополнительная литература, кроссворды, карточки для работы в группах, ноутбуки, «Электронная тетрадь по окружающему миру»

Ход урока

I. Организационный момент

Чтобы историю узнать,

Не только книги нужно читать,

А с учителем дружить,

И все знания ворошить.

- Итак, давайте поворошим наши знания, проверим домашнее задание.

2. Актуализация знаний.

«Электронная тетрадь»- работа в парах на ноутбуках, зад.75,71

- К какой эпохе относится повторённый нами материал? (первобытная история)

-Как называется следующая по счёту эпоха истории? (История древнего мира)

3. Определении темы, постановка задач.

Как будет звучать тема урока? (История древнего мира или Мир древности: далёкий и близкий»

- Назовите антонимы в названии темы (далёкий, близкий)

- Почему историю древнего мира называют далёкой? (события происходили очень давно)

-А почему близкой? (можем узнать об этих событиях и исторических документов, в музеях и т. д)

- Прочитайте цели урока в учебнике на с. 7 «На следующем уроке…)

4.Решение учебной задачи. Работа в группах.

- Познакомимся с тремя древними государствами: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.

Работать будем в группах:

Экскурсоводы по Древнему Египту,

Экскурсоводы по Древней Греции

Экскурсоводы по Древнему Риму

Внештатные фотокорреспонденты канала «Россия» - 2 группы

Журналисты местной газеты газеты

- Экскурсоводы познакомят нас с материалами музея;

-Внештатные фотокорреспонденты канала «Россия» расскажут об исторических сооружениях в прямом эфире;

- Журналисты из газеты возьмут интервью у посетителей музея.

- Свои выступления вы можете сопровождать кадрами из готовой презентации, расположенной на рабочем столе ноутбуков и компьютера.

Задания группам (карточки)

Группа 1 (Экскурсоводы по древнему Египту)

  1. Прочитайте материал учебника с. 8-10
  2. Ответьте устно на предложенные вопросы.
  • Когда и где появилось Египетское царство?
  • Почему была возможна жизнь на берегах Нила?
  • Кто управлял миром, по мнению египтян?
  • Назовите египетских богов.
  • Как называли бога мудрости, счета и письма?
  • Как его изображали?
  • Что относят египтяне к дарам Тота?
  • Как писали египтяне?
  • Какие сооружения и для кого возводили египтяне?
  1. Просмотрите презентацию к уроку .
  2. Распределите роли.
  3. Подготовьте выступление.
  4. Расскажите свой материал в группе, затем классу.

Группа 2 (фотокорреспонденты из Древнего Египта)

1.Прочитайте материал на карточках.

Статуи Рахотепа и Неферт.

Древние египтяне изготовляли скульптуры. В храмах и усыпальницах найдено множество объемных скульптур фараонов и чиновников.

Наиболее красочными являются скульптурные изображения фараона Рахотепа и его жены Неферт, обнаруженные в мастабе царицы. Портретные статуи выполнены в традиционной позе. Оба сидят на кубических стульях-тронах с прижатой к груди левой рукой. Правая рука покоится на коленях.

Хранящиеся в Каирском музее статуи признаны одними из лучших образцов портретной скульптуры Древнего царства.

                                                     Загробная жизнь.

Для египтян была важна загробная жизнь и подготовка к ней. Для благополучия после смерти необходимо было соблюдать определенные ритуалы и правила. Для «вечного» существования по древнеегипетским верованиям нужно сохранить тело умершего и соорудить для него дом.

Для знатного человека строили мастабу, для обычного  человека гробницу.

Для фараонов ещё при жизни возводились колоссальные усыпальницы с тайными подземными ходами- пирамидами. В них помещали саркофаг с мумифицированным царем и все необходимые вещи и ценности для «вечного» существования

                                                     Статуя Меритамуна

При раскопках в городе Ахмим были найдены останки статуи Рамсеса II и одиннадцатиметровая статуя его дочери. Эта статуя дочери фараона Рамсеса II хорошо сохранилась. Археологи выкопали предмет искусства не полностью, большая его часть осталась под землёй. Туристы находят это довольно необычным, так как сначала они видят яму, а потом торчащую из неё голову статуи.

Пирамида Хеопса.

Пирамида Хеопса — самая большая из всех гигантских гробниц. Ее высота составляет почти 147 метров, а длина основы равна 233 метра. При этом вес каждого блока, использованного в строительстве, составляет 25 — 30 тонн. Всего в пирамиду уложено около 300 тысяч массивных блоков. Ее строительство продолжалось более 30 лет, десять из которых потребовалось для прокладывания дороги, по которой транспортировались блоки к месту строительства. В комплексе пирамиды Хеопса важную композиционную роль играет фигура сфинкса, высеченная из целой скалы. Сфинкс напоминает лежащего льва, вот только лицо у него человеческое, и напоминает портретные черты самого фараона Хеопса.

Длина сфинкса равна 57 метров, а высота в передней части составляет 20 метров. Сфинкс — это фантастическое существо, являющееся воплощением идеализированного образа полубога — получеловека.

Каирский акведук

Вдоль автострады стоит реальный памятник того времени — акведук, снабжавший столицу водой круглый год. Это узкая каменная, но не сплошная стена арочного типа. Она возводилась с некоторым наклоном от источника воды к ее потребителям, чтобы вода шла самотеком. В данном случае этим потребителем была цитадель Каира. Три километра своеобразного каирского «водопровода» не разобрали, а оставили как напоминание о древней истории Египта. Из проезжающих автомашин выглядывают с фотоаппаратами туристы, которые делают снимки и увозят на разные континенты частицу памяти о Древнем Египте.

2.Ответьте устно на предложенные вопросы.

  • Какие статуи признаны одними из лучших образцов портретной  
  • скульптуры Древнего Египетского царства?
  • Как назывался построенный «дом» для знатного человека после смерти?
  • Гробница- это «дом» после смерти для кого?
  • Что помещали в пирамиды?
  • Чему удивляются туристы, увидев статую дочери фараона Рамсеса II?
  • Как называется самая большая из всех гигантских гробниц в Египте?
  • Кто такой сфинкс?
  • Зачем возвели акведук вдоль автострады?

3.Просмотрите презентацию к уроку .

4.Распределите роли.

5.Подготовьте выступление.

6. Расскажите свой материал в группе, затем классу.

Выступление можно начать словами:

-Добрый день. В прямом эфире внештатные фотокорреспонденты канала «Россия». Мы представим материал об исторических сооружениях Древнего Египта.

Я…нахожусь рядом  с… (передо мной….)

Группа 3 (Экскурсоводы по древней Греции)

1.        Прочитайте материал учебника с. 10-12

2.        Ответьте устно на предложенные вопросы.

  • Когда возникла  Греция?
  • Какой город является столицей Греции?
  • Что является сердцем Афин?
  • Что такое Акрополь?
  • Назовите самый знаменитый храм Акрополя.
  • Какая скульптура находилась в центре Парфенона?
  • Что происходило в городе Олимпия?
  • Как древние греки изменили письменность?

4.        Просмотрите презентацию к уроку 

5.        Распределите роли.

6.        Подготовьте выступление.

7.        Расскажите свой материал в группе, затем классу.

Группа 4 (фотокорреспонденты из Древней Греции)

  1. Прочитайте  материал на карточках.

Богиня Афина- покровительница города.

Однажды греки решили построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт очень долгая жизнь, поэтому Афина захотела дать городу своё имя, а Посейдон- своё. Решили назвать город именем того бога, который сделает горожанам лучший подарок. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу- забил из скалы источник. Греция- страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику- а вода-то морская, солёная. Негодным оказался подарок бога морей.

Афина ударила копьём в землю- и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева греки ели свежими, солёными, выдавливали из них масло. Подарок Афины был признан лучшим, и город назвали в её честь Афинами.

Гора Олимп.

На севере Греции есть высокая гора  Олимп. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Изображали греки своих богов похожими на людей. Главным среди греческих богов считался Зевс – бог неба и грома, ему были подчинены бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид.  

Статуя Зевса Олимпийского.

Зевс изображён сидящим на троне, установленном на массивном ступенчатом пьедестале, на котором располагались позолоченные статуи богов. Сам Громовержец держал в одной руке скипетр, увенчанный орлом, на ладони другой руки стояла золотая статуя Ники. Высота изваяния Зевса составляла около 10 метров. Казалось, что, если бог встанет, то он окажется выше самого храма.

Трон был сделан из чёрного дерева, украшенного драгоценными камнями и накладками из золота и слоновой кости.

Храм Эрехтейон.

Храм был посвящён Афине, Посейдону и Эрехтею, в нём хранилось множество святынь. Его планировка достаточно сложна и необычна.   Отдельные части здания размещены на разных уровнях.

2.Ответьте устно на предложенные вопросы.

        -Какой подарок подарила богиня Афина горожанам?

        - Какой подарок подарил горожанам бог Посейдон?

- Какова высота изваяния Зевса?

-Кого поселили древние греки на вершине горы Олимп?

- Кому посвящён храм  Эрехтейон?

4.Просмотрите презентацию к уроку .

5.        Распределите роли.

6.        Подготовьте выступление.

7.        Расскажите свой материал в группе,  затем классу.

Группа 5 (Экскурсоводы по Древнему Риму)

1.        Прочитайте материал учебника с. 10-12

2.        Ответьте устно на предложенные вопросы.

-В каком году основан город Рим?

-Какие древние постройки сохранились в современном городе Риме?

-Что такое Пантеон?

-Какой город был погребён под слоем пепла при извержении вулкана Везувий?

В каком веке закончилась история Древнего Рима?

4.        Просмотрите презентацию к уроку 

5.        Распределите роли.

6.        Подготовьте выступление.

7.        Расскажите свой материал в группе, затем классу.

Группа 6 ( журналисты)

Интервью с посетителями музея:

-Добрый день, я журналист газеты нашего города….

-Могу ли я задать вам несколько вопросов?

- Представьтесь, пожалуйста.

-Что вам понравилось на экскурсии?

-Что было самым интересным?

-Что вас удивило?

-Хотели бы вы посетить эту страну?

-Чьё выступление из группы вам понравилось больше всего?

-на работу отводится 8 минут

Работу экскурсоводов и внештатных корреспондентов будем оценивать по следующим критериям: 5баллов (1 б за каждый критерий)

1. Изложение материала ( всё понятно, последовательно)

2. Выступление чёткое.

3. Использована презентация.

4.Работа группы слаженная, дружная.

5. Группа пришла к общему результату.

Работу журналистов из газеты по следующим критериям: 5 баллов

1.Диалог проведён в доброжелательной форме.

2.Вопросы чёткие.

3.Вопросы интересные.

4.Заданы вопросы по теме выступления

4.Группа работала дружно.

-В ходе выступления с помощью журналистом выявим лучших выступающих в группах.

Работа в группах (задания на карточках)

Учитель:

Первый зал музея посвящён Древнему Египту.

-Приглашаем экскурсоводов первой группы.

-Оцените работу экскурсоводов по критериям (слайд)

- Спасибо, присаживайтесь.

- В нашем зале присутствуют журналисты и они хотят задать несколько вопросов присутствующим.

- На связь вышли фотокорреспонденты, которые сейчас находятся в Египте и расскажут нам о сохранившихся достопримечательностях Древнего Египта.

(выходят дети 2-ой группы)

(оценка работы по критериям)

- Спасибо, присаживайтесь.

- Задать несколько вопросов желают представители местной прессы (журналисты)

Второй  зал музея посвящён Древней Греции.

Приглашаем экскурсоводов по Древней Греции.

((оценка работы по критериям)

- Спасибо, присаживайтесь.

-У журналистов есть вопросы к присутствующим, пожалуйста.

- На связь вышли фотокорреспонденты, которые сейчас находятся в Древней Греции и расскажут нам о её достопримечательностях .

 (выходят дети 4 группы)

(оценка работы по критериям)

- Задать несколько вопросов желают представители местной прессы (журналисты)

Третий  зал музея посвящён Древнему  Риму.

Приглашаем экскурсоводов по Древнему Риму.

((оценка работы по критериям)

- Спасибо, присаживайтесь.

-У журналистов есть вопросы к присутствующим, пожалуйста

-Оценим работу наших журналистов.

Выявим рейтинг лучших выступающих.

VIII. Подведение итогов урока

История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке  нашей эры.

—  Посмотрите на тему урока и скажите: почему мир древности может быть близким? (Многие строения и знания древности дошли до наших дней.)

—  Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

 Рефлексия

Домашнее задание

1. Стр. 14 отв. на вопросы           2. РТ стр.5-6 № 1-5.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...