Занятие-исследование по теме «Воздух-это не ничто»
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Александрова Марина Валентиновна

 Занятие «Воздух – это не ничто. Воздух занимает место» проводится в 3 классе во время внеурочной деятельности, представляет собой занятие-исследование с лабораторным оборудованием. Его роль совершенствовать навыки  экспериментально-исследовательской деятельности обучающихся на занятиях во внеурочной деятельности с   современным учебным оборудованием для экспериментальных и практических работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Лаборатория+

Класс: 3-а

Учитель: Александрова М.В.

Тема занятия: «Свойства воздуха. Воздух-это не ничто » (Занятие-исследование)

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме

Тип занятия: открытие нового знания

Цели занятия: создание представлений учащихся о свойствах воздуха; обобщить знания детей об использовании человеком свойства воздуха.

 Задачи

Предметные: продолжить формирование представлений о воздухе, сформировать понятие, что воздух-это не «ничто», он занимает объем, о свойствах  воздуха, о использовании его свойств человеком;

Метапредметные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, развивать учебно-познавательный интерес к  экспериментально - исследовательской деятельности, к отгадыванию тайн природы, к практическим способам решения новой задачи; развивать умение пользоваться учебной и справочной литературой;  развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы

За время урока учениками будут проведены опыты, которые помогут ребят сформировать свои знания о свойствах воздуха.

УУД, формируемые на уроке:

  • Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  • Познавательные - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
  • Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в группах.

Методы:    проблемный, частично- поисковый

Форма организации познавательной деятельности: групповая

Средства обучения: презентация, лаборатория

Технологическая карта внеурочного занятия

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные действия

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока.

Включение в деловой ритм и игровую деятельность.

Подготовка к работе

Личностные:самоопределение;регулятивные: целеполагание; коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Постановка учебной проблемы

Цель:

1) определение темы и целей урока

Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.

Демонстрация 3 стаканов: в 1 –ластик, во 2- разноцветные стикеры, 3-пустой.

Демонстрация опыта «Водолазный колокол»

-Почему платок остался сухим?

-Почему вода не заполняет стакан?

-Значит, был ли стакан пустым?

Демонстрирует опыт, наклонив стакан.

-А что увидели сейчас?

- Какой будет тема наших занятий? Слайд1

-Что вы знаете о воздухе?

-Что бы вы  хотели еще узнать о воздухе?    Слайд2

 

Цель наших занятий - ответить на  эти вопросы.

Рассматривают стаканы.

Предполагают, что это воздух

-Тема - воздух

Узнать:

  • Состав воздуха
  • Свойства воздуха
  • Значение воздуха

У детей формируется интерес к учебному материалу, способность к самооценке,  понимание чувств  других, сопереживание                       ( ЛИЧН); учатся  осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия ( РЕГ); осуществлять поиск нужной информации( ПОЗН);

3.Построение проекта выхода из затруднения

Организует  исследование проблемной ситуации.

-Какие свойства  воздуха  мы можем назвать, глядя на первые два стакана?

-Посмотрев опыт, который я продемонстрировала, какую гипотезу мы выдвинули

- Что такое гипотеза? Где узнаем значение? Эту гипотезу нам предстоит доказать или опровергнуть, выполнив исследовательскую работу. Слайд 3

 Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?

(с друзьями).

Распределите в команде дружно обязанности.

 Проведите эксперименты, понаблюдайте, зафиксируйте результаты. Затем перейдите к другому  столу. После всех наблюдений сделайте вывод

Работа в группах. Задание для  проведения опытов.

 

1.Опыт: Подводная лодка.

2. Опыт: Надувание воздушного шарика в бутылке.

3. Опыт: Переливание воздуха  

4.  Опыт:Что закрывает воронку

 Вывод: воздух занимает место.

 

Подведение итогов эксперимента.

-Что сегодня о воздухе мы узнали?

 Заполним таблицу.

Составляют алгоритм решения проблем.

В словаре

На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке            ( ЛИЧН); учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (РЕГ); осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте                ( ПОЗН); формулировать собственное мнение и позицию (КОМ).  

4. Применение новых знаний

-А как вы думаете, зачем мы изучаем воздух и его свойства?

 Мы с вами сейчас представим, что мы ученые-изобретатели.  Для чего, в каких изобретениях мы можем применить это свойство воздуха?

1 Обдумывание своих проектов.

2. Прочитайте про изобретение водолазного колокола и объясните.

Выполняют творческие задания. Работа в группах.

Осуществляют  поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети спорят                   ( ПОЗН);                формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра ( Личн.УУД);

5. Рефлексия деятельности

Слайд 4

Нам сегодня на занятии очень помог воздушный шарик.  Давайте мы отпустим его полетать. Шарики двух цветов. Если вам на занятии было интересно, комфортно, если вы узнали что-то новое, то запускаем желтый шарик. Если занятие не было полезным -зеленый.

Оцените нашу работу.

Организованное таким образом подведение итога урока позволяет коллективно назвать его наиболее яркие и содержательные моменты. И каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы.

6. Дом.задание

- Объясните значение фразеологизмов. Что такое фразеологизмы? Подберите пословицы, загадки.

Взлететь  на воздух

Глотай воздух

Говорить/ сказать  на воздух

Взорваться,подорваться.  Бесследно исчезнуть

Угроза расправы

 Говорить впустую

4-5-6.Опыт

 На горлышко пустой бутылки надет воздушный шарик, ученики ставят бутылку в чашку с горячей водой (нагреваем руками, феном)- шарик надувается. Какой вывод сделаем?

Вывод:  Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Воздух при нагревании расширяется


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие - исследование по теме: "комнатные растения - наши друзья" 1 класс

Конспект занятия исследования по теме: "Комнатные растения - наши друзья"...

Самостоятельная работа по окружающему миру по теме:"Воздух.Температура воздуха."

Самостоятельная работа по окружающему миру по теме: "Воздух.Температура воздуха"....

Урок окружающего мира по теме "Воздух. Свойства воздуха"

Урок познания мира построен в форме самостоятельного добывания новых знаний. Ученики находятся в роли исследователей, которые с опорой на собственный опыт открывают свойства воздуха и познают его знач...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Воздух и его свойства. Охрана воздуха"

Данный методическая разработка урока  по окружающему миру позволит на этапе изучения нового материала дать представление о значении воздуха для жизни на Земле, его свойствах и  составе....

Занятие-исследование на тему: "Исследование почвы"

Данный материал содержит разработку занятия по внеурочной деятельности  и самоанализ занятия по теме "Исследование почвы". В ходе проведения опытов используется мобильный класс....

Урок по окружающему миру на тему: «Воздух. Распространение воздуха над поверхностью»

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Воздух. Распространение воздуха над поверхностью»(слайд 1)1.    Организационный момент.Есть на земле огромный дом (слайд 2)Под крышей голубо...

«Свойства воздуха. Воздух-это не ничто »

Занятие «Воздух – это не ничто. Воздух занимает место» проводится в 3 классе во время внеурочной деятельности, представляет собой занятие-исследование с лабораторным оборудованием. Е...