Исследование способов очистки воды в домашних условиях. 4 класс
опыты и эксперименты по окружающему миру (4 класс)

Убашеева Оксана Бадмажаповна

ВВЕДЕНИЕ

В столовой нашей школы стоит кулер. Мы постоянно пьем воду на перемене, особенно после уроков физической культуры. Многие ребята приносят воду в бутылочках. Но как бы нам не хотелось пить, мы все равно пьем воду из-под крана. Водопроводная вода без дополнительной обработки не питьевая. Каждый из нас, тем или иным способом, старается поддержать собственное здоровье. Поэтому я выбрал тему «Исследование способов очистки воды в домашних условиях». 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время многие люди, опасаясь заражения инфекционными заболеваниями, употребляют только очищенную воду, используя различные средства и способы очистки питьевой воды. Можно предположить, что их действия оправданы, так как водопроводная система в большинстве случаев старая и нуждается в замене. По поводу воды, которую мы пьем, проводится множество дискуссий. С экранов телевизоров нам рассказывают об опасностях которыми грозит неочищенная вода. Реклама навязывает различные средства очистки воды. Но в действительности так ли полезно всегда пить очищенную  воду?

Цель работы: изучение способов очистки  воды и их сравнительный анализ.

Задачи:

1)  Изучить научно - познавательную литературу по данной  теме;

2)  Провести анкетирование;

3) Изучить способы очистки питьевой воды (фильтрование, кипячение, отстаивание, замораживание, насыщение ионами кремния), их эффективность;

Объект исследования: изучение способов фильтрации воды.

Предмет исследования:  сравнительный анализ способов фильтрации.

 Гипотеза:  если подобрать соответствующие материалы, то и в домашних условиях можно очистить воду.

Методы исследования:

  • изучение научно-познавательной литературы;
  • анкетирование;
  • эксперимент;
  • наблюдение.

Материально - техническое обеспечение: цифровой фотоаппарат, компьютер, принтер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Закаменский район

 МАОУ «СОШ №5 г.Закаменск»

Районная научно-практическая конференция

                             учащихся начальных классов

«Первые шаги»

Номинация: экология

Тема: «Исследование способов очистки воды в домашних условиях».

Автор: Баиров Радислав, ученик 4 «В» класса

МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»

Домашний адрес: г. Закаменск, ул. Юбилейная, 14а-44

Руководитель: Убашеева Оксана Бадмажаповна

Телефон:89516285938

       

г. Закаменск

2018 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………...…...……………….с. 3

Теоретическая часть…………………………………………………………………….с. 4-5

Практическая часть……………………………………………………………………...с. 5-6

Заключение……………………………………….……………………………...…….......с. 7

Литература…………………………………………….…………………..…………….....с. 8

Приложение.

Презентация.

ВВЕДЕНИЕ

В столовой нашей школы стоит кулер. Мы постоянно пьем воду на перемене, особенно после уроков физической культуры. Многие ребята приносят воду в бутылочках. Но как бы нам не хотелось пить, мы все равно пьем воду из-под крана. Водопроводная вода без дополнительной обработки не питьевая. Каждый из нас, тем или иным способом, старается поддержать собственное здоровье. Поэтому я выбрал тему «Исследование способов очистки воды в домашних условиях». 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время многие люди, опасаясь заражения инфекционными заболеваниями, употребляют только очищенную воду, используя различные средства и способы очистки питьевой воды. Можно предположить, что их действия оправданы, так как водопроводная система в большинстве случаев старая и нуждается в замене. По поводу воды, которую мы пьем, проводится множество дискуссий. С экранов телевизоров нам рассказывают об опасностях которыми грозит неочищенная вода. Реклама навязывает различные средства очистки воды. Но в действительности так ли полезно всегда пить очищенную  воду?

Цель работы: изучение способов очистки  воды и их сравнительный анализ.

Задачи:

1)  Изучить научно - познавательную литературу по данной  теме;

2)  Провести анкетирование;

3) Изучить способы очистки питьевой воды (фильтрование, кипячение, отстаивание, замораживание, насыщение ионами кремния), их эффективность;

Объект исследования: изучение способов фильтрации воды.

Предмет исследования:  сравнительный анализ способов фильтрации.

 Гипотеза:  если подобрать соответствующие материалы, то и в домашних условиях можно очистить воду.

Методы исследования:

  • изучение научно-познавательной литературы;
  • анкетирование;
  • эксперимент;
  • наблюдение.

Материально - техническое обеспечение: цифровой фотоаппарат, компьютер, принтер.

  1.  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для сохранения здоровья человек должен пить только чистую питьевую воду, не содержащую вредные примеси. В ходе выполнения исследовательской работы мною были изучены разные способы очистки питьевой воды.

1. Фильтрование - процесс разделения неоднородных систем при помощи пористых перегородок. Фильтрование жидкостей в лаборатории проводят с помощью воронок, в которые вкладывается специальная фильтровальная бумага, можно упаковать 5 таблеток активированного угля в марлю или вату и поместить их на дно сосуда для воды. К утру, вода будет уже очищена.

2. Отстаивание. Для очищения воды этим способом необходимо налить воду в емкость и оставить не менее чем на 6-7 часов, не закрывая крышкой. В первые З-4 часа из воды испарятся летучие примеси такие как хлор и аммиак, а в последующие 2-3 часа – осядут соли тяжелых металлов. Затем осторожно слейте ¾ воды в чистую емкость, остальное вылейте.

3. Кипячение - процесс доведения воды до кипения. Налить в сосуд воды и прокипятить 15 минут. При этом процесс сопровождается выделением пара. При кипячении воды оседают коллоидные частицы грязи, выпадают в осадок соли, образуя накипь, вода умягчается, уменьшается содержание легколетучих компонентов и часть свободного хлора, уничтожаются практически все болезнетворные микробы, вирусы и возбудители паразитарных заболеваний. При длительном кипячении возрастает концентрация нелетучих веществ, солей тяжёлых металлов, пестицидов, органических веществ.

4. Очищение воды кремнием.  Для приготовления кремниевой воды нужно взять стеклянную посуду ёмкостью 2 – 3 литра, положить 40 – 50 грамм не слишком крупных камней кремния и налить воды. Банку поставить на светлое место, но без попадания прямых солнечных лучей. Через 2 – 3 дня эту воду уже можно использовать как для питья, так и для приготовления пищи. До конца всю воду пить нельзя – примерно пол-литра оставшейся в банке воды нужно сливать в раковину – это грязная вода.

5. Получение дистиллированной воды.  Дистиллированную воду в домашних условиях можно получить посредствам заморозки. Отстоянную воду заливаем в емкость для заморозки и ставим в морозильную камеру. По физико-химическим свойствам чистая вода замерзает быстрее, чем вода с примесями.  Когда в емкости образуется лед (примерно наполовину или чуть больше), верхнюю жидкость сливаем, а образовавшийся лед таем при комнатной температуре. Образовавшаяся жидкость и есть дистиллированная вода.

II.   ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Обработка анкетных данных.

Я  провёл анкетирование в своём классе. Было опрошено 25  детей. Из анкет стало ясно, что не все одноклассники пьют очищенную воду: 7 детей пьют водопроводную воду из крана, столько же пьют колодезную воду, по 4 человека - воду из скважины и фильтрованную воду. Большинство ребят пьют холодную кипяченую воду.

       

2.2. Очистка водопроводной воды

1 способ очистки воды: фильтрование. Я опыты буду проводить в специальной емкости, которая состоит из пластиковой воронки, трубки для фильтрации, пластиковой крышки и чашки. Я приготовил мутную воду, в состав которой входит глина, чтобы увидеть действительно ли очищается вода. Начинаем эксперимент:

  1. Один из способов очистки воды осуществляется путем добавления в воду различных химических реагентов, которые, вступая в реакцию с загрязнителями, осаждают их в виде нерастворимых осадков. Химическая очистка воды позволяет уменьшить содержание нерастворимых примесей до 95%, а растворимых - до 25 %.

В первой трубке я высыпаю кварцевый песок, а во второй – активированный уголь. Наливаю в воронку воду с глиной, фильтрованную воду в чашке сравниваю с водой в стакане. Вода очистилась. [1]

  1. Очищение воды с помощью спонжиков и бумажных фильтров. На дно трубки я ложу спонжики и бумажные фильтры и в воронку наливаю мутную воду. Вода стала чистой. [2]

2 способ очистки воды: получение дистиллированной воды.  Дистиллированную воду в домашних условиях можно получить посредствам заморозки. Отстоянную воду заливаем в емкость для заморозки и ставим в морозильную камеру. Образовавшийся лед таем при комнатной температуре. Образовавшаяся жидкость и есть дистиллированная вода.[3]

2.3  Очистка воды в специальном фильтре «Барьер».

         У нас в доме стоит фильтр-кувшинка «Барьер». Каждый месяц мы меняем кассеты. Мне стало интересно, как очищается вода и что находится внутри кассеты. Специально для опытов мама мне купила одну кассету «Классик», которая состоит из герметичной резьбы – исключает проникновение неочищенной воды в отфильтрованную, из кокосового активированного угля, обработанного серебром – предотвращает рост бактерии и удаляет побочные продукты хлорирования, из ионообменного волокна – удаляет тяжелые металлы и растворенное железо.

Эксперимент № 4:

  1. Освобождаю сменную кассету от коробки и аккуратно вырезаю крышку, снимаю фильтр, содержимое высыпаю в трубки.
  2. Наливаю мутную воду. Фильтрованная кокосовым активированным углем вода чистая и прозрачная.[4]

Рекомендации:

  1. Ответственнее относится к выбору способа очистки питьевой воды;
  2. Помнить о том, что во время процесса очищения из воды удаляются не только не нужные и опасные для организма вещества, но и полезные компоненты;
  3. Очищать питьевую воду только при необходимости, если она действительно не надлежащего качества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проводя свою исследовательскую работу, я могу сказать, что цель исследовательской работы была достигнута с помощью решения поставленных задач. Для сохранения здоровья человек должен пить только чистую питьевую воду, не содержащую вредные примеси. Моя гипотеза подтвердилась. В домашних условиях можно очистить воду.

Но в повседневной жизни мы не пользуемся самодельным фильтром из природного материала. Поэтому водопроводную воду лучше пить, по крайней мере, отстоявшейся и кипячёной. Замораживание и очистка активированным углём с последующей фильтрацией через вату и тряпочку – это долгий процесс, и много воды для приготовления пищи и для питья на каждый день мы таким способом не очистим. Покупать на каждый день для хозяйственных нужд утилизированную воду – очень дорого. Можно получить очищенную питьевую воду, используя покупные фильтры. Это бережёт и время и деньги. А вот беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха,

Тебя невозможно описать,

Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:

Ты есть сама жизнь».

Антуан де Сент Экзюпери.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Большая серия знаний. Химия/ Коллектив авторов. м.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», «Русское энциклопедическое товарищество», 2007.-128 с.:ил.
  2. Большая серия знаний. Биология/ Коллектив авторов.-М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», «Русское энциклопедическое товарищество», 2006.-128 с.:ил.
  3. Новейший полный справочник школьника: 5-11 классы: в 2-х т.: Биология; Химия; Математика; Физика; География. – М.: Эксмо, 2009.-576 с.
  4. Рубинов П.Д. Химия: полный курс. 8-11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD).- СПб.: Питер, 2011.-336 с.: ил.
  5. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-288 с.

 

Используемые интернет сайты:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki
  2. http://engineeringsystems.ru/o/otstaivanie-vody.php
  3.  http://www.chudovoda.ru/info/news/30

Приложение 1

  1. Очистка воды кварцевым песком и активированным углем.

Вывод: Фильтрованная вода чистая и прозрачная.

  1. Очистка воды через спонжик и бумажные фильтры.

Вывод: вода очищается через спонжик и бумажные фильтры.

  1. Получение дистиллированной воды.

В морозильнике замораживаю стакан с водой. Когда лёд тает,

получившая жидкость и есть дистиллированная вода.

  1. Очистка воды в специальном фильтре «Барьер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Определение качества воды в домашних условиях»

Цель исследования: изготовить PH-индикатор  из краснокачанной  капусты в домашних условиях и определить с  его помощью качество воды из разных источников....

Исследование качества воды в домашних условиях.

Научно-исследовательская работа с презентацией для учащихся начальной школы и воспитанников детских садов старшей и  подготовительной группы....

Загрязнение и очистка воды

Презентация к уроку окружающего мира для 4 класса....

Методические разработки "Очистка воды".

По типу урок – изучение нового материала с использованием ИКТ, (исследование, на котором экспери­мент служит наглядным пособием).Использовалось следующее оборудование: УМК «Гармон...

Паспорт проекта "Очистка воды" 3 класс

Паспорт проекта "Очистка воды" 3 класс...

Проект "Выбор способа выращивания микрозелени в домашних условиях"

Проект "Выбор способа выращивания микрозелени в домашних условиях"...