Технологическая карта "Окружающий мир" "Нервная система человека"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Фадина Татьяна Владимировна

Технологическая карта "Окружающий мир" по теме: "Нервная система человека" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта23.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                     Учитель начальных классов

                                                                                                                                                              ГБОУ школа № 507

Фадина Татьяна Владимировна

Предмет:  Окружающий мир

Класс:  4

Тема урока: «Нервная система человека»

Цели урока: Узнать, как работает нервная система человека, о её строении, узнать у гигиене нервной системы

Планируемые результаты:

- предметные: знать термины «нервная система», «головной и спиной мозг», «нервы»; уметь работать с учебно-познавательным текстом, уметь работать в парах и в группах, узнать правила гигиены нервной системы.

- личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к старшим и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Оборудование: учебник окружающего мира (А.А.Плешаков, 4 класс, 2 часть), презентация.

Этапы урока.

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя.

Деятельность

 ученика

Планируемые результаты

 (УУД)

Орг. Момент

Психологический настрой

1 минута

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда

Мы начнём урок, друзья.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

Р: настраиваться на работу

Постановка учебной задачи и её решение

Практическое задание (опиши предмет)

Словесное задание (соотнеси понятия)

Словесный: формулировка темы и цели урока.

10 минут

- Ребята, возьмите в руки карандаш любого цвета.

- Опишите его.

- С помощью, каких органов чувств вы смогли описать карандаш?

- Какие ещё органы чувств вы знаете?

Соотнесите эти понятия по порядку: Слайд 1

Вкус                       глаза

Осязание             уши

Обоняние            кожа

Зрение                  язык

Слух                       нос

- Как вы думаете, что заставляет, слажено работать наши органы чувств?

 (нервная система)

- Так о чём пойдет речь на уроке? Какова тема нашего урока?

 (нервная система)

- Моя цель сегодня на уроке познакомить вас со строение и работой нервной системы.

Выполнять задание,

Описывать предмет.

Рассуждать о том, какие органы чувств помогли описать предмет.

Соотносить понятия.

Определить тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Практич.: чтение текста в учебнике, работа со схемой

Словесн.: устный опрос

Словесн.: беседа

Практич.: работа в тетрадях

Практич.: взаимопроверка

Практич.: работа в группах над заданием

Практич.: фронтальная проверка.

Словесн.: подведение итога о нервной системе человека.

25 минут

- Как вы думаете, что обеспечивает приспособление организма к внешней среде? (нервная система)

- Давайте убедимся в правильности ваших ответов.

- Откройте учебники на с.38 и прочитайте текст.

- Кто-то один прочитает вслух.

-Какой вывод мы можем сделать? (нервная система помогает организму приспособиться к внешней среде)

- Рассмотрите схему строения нервной   системы  

слайд №1 «Нервная система»

- Что такое нервы? (волокна, передающие указания от мозга телу)

- Где находятся нервы? (проходят через всё тело)

- Что такое спиной мозг? (пучок нервов)

- Где он находится? (внутри позвоночника)

- Теперь прочитайте текст на с.40.

   Слайд №2 «Головной и спинной мозг»

- Кто-то один прочитает вслух.

- Какой наиболее развитый отдел головного мозга? (левое и правое полушария)

- За что отвечают эти полушария? (за способность думать, решать задачи, рисовать, читать и т.д.)

- Какая ещё есть функция у головного мозга? (контролирует и управляет всеми защитными рефлексами)

- Какие рефлексы вы знаете? (чихать, кашлять, моргать, одёргивать руку при соприкосновении с горячим и т.д.)

- Мы с вами всегда осознаём, что мы делаем.

- Однако многие решения мозг принимает самостоятельно.

- Приведите пример (работа внутренних органов)

  Слайд №3 «Разные участки головного мозга»

- Хорошо, ребята.

- А теперь давайте закрепим изученное, выполнив работу в тетрадях на странице        №          

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

- Давайте проверим как вы выполнили задания.

- Ребята, как вы уже знаете, нервная система человека отвечают за работу всех органов чувств и за работу мозга.

- Нервную систему нужно беречь.

- А как её беречь?

- Объединитесь в группы и придумайте правила гигиены нервной системы.

- Давайте послушаем правила, которые вы составили и положим их в корзину знаний.

- Давайте оценим выступления.

- Спасибо.

- Итак, ребята, какой можем сделать вывод о нервной системе человека?

Отвечать на вопросы.

Читать текст в учебнике, рассматривать схему нервной системы человека.

Обсуждать прочитанное, принимать участие в беседе.

Рассуждать о рефлексах человека, приводить примеры.

Выполнять задание в рабочих тетрадях, проводить взаимопроверку.

Работать в группах, выводить правила

гигиены нервной системы, выступать с подготовленным материалом, оценивать работу товарищей, подводить итог.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Практич.: подведение итогов

5 минут

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- А теперь ответьте на вопрос, который вы видите на доске и дополните фразу.

- Что мне этот урок дал для жизни?

Мне показалось важным…

Отвечать на вопросы учителя, анализировать свою работу на уроке

Р: понимание      причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.

1 группа

1группа.

Головной мозг.

При рождении вес головного мозга составляет примерно 300гр, а у взрослого он - около 1500гр  Головной мозг человека устроен необыкновенно сложно. При внешнем осмотре мозга внимание, прежде всего, привлекают два больших полушария. Сзади помещается мозжечок, поверхность которого более тонко изрезана. Ниже больших полушарий расположен ствол мозга, переходящий в спинной мозг. Клетки собраны в группы, и каждая группа имеет свои обязанности. Одни воспринимают звуки, другие различают цвета, третьи реагируют на запах. Есть группы клеток, которые отвечают за речь, зрение, вкус. Есть клетки, которые отвечают за движение, логику, слух, осязание. Клетки мозга обладают способностью запоминать и, когда понадобиться, находить правильный ответ. Мозг похож на центр управления твоим организмом. Он постоянно получает информацию о его состоянии и контролирует работу тела.  Головной мозг относится к центральной нервной системе.

2 группа.

Нейроны – нервные клетки.

В теле человека содержатся сотни нервов. Нейроны - нервные клетки. В нашем теле около 100 миллиардов нейронов. Вытянутые в ряд нейроны человека составят 1000км. Они подсоединены к каждой мышце тела, даже самой маленькой. Когда мышца получает от нерва сигнал, она сокращается. Нервы не только тянутся к мышцам. Они, словно тоненькие провода, отходят от всех твоих органов и проходят в мозг. По таким нервам к нему идут сведения о работе желудка, кишечника, сердца, легких и почек. Существуют нейроны, которые имеют продолжение по всему организму, составляя нечто вроде сети, состоящей из несущих информацию кабелей - нервов. Нервы похожи на тонкие белые нити. Каждый из них состоит из сотен продолжений нейронов и может достигать метра в длину. Их задача - как можно быстрее передавать информацию по телу.

Сенсорные нервы передают информацию, идущую от тела к мозгу. Это - данные, передаваемые глазами, ушами, носом и кожей человека.

Моторные нервы передают информацию в обратном направлении, в том числе команды, идущие от мозга к мышцам. Именно благодаря моторным нервам мы можем двигаться. А в целом вся эта сеть называется периферической нервной системой.

3 группа

Спинной мозг.

  Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).

Главная задача спинного мозга - обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно. Его можно назвать «информационной дорогой». Сам же спинной мозг удобно примостился  внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм! Но он  является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать. Спинной мозг составляет часть центральной нервной системы.

Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда - в  двигательный нерв, который и передает приказ: «Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро - еще до того, как головной мозг зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль. Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.

4 группа.

Гигиена нервной системы.

  Мозг всё время нуждается в пище. Его пронизывает множество кровеносных сосудов, по которым кровь доставляет мозгу питание и воздух, за 2 секунды обегает все его клетки. При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадает сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность.

Нервная система нуждается в периодическом отдыхе. Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, для детей не менее 10 часов, прогулки, и физический труд на свежем воздухе.

Вред приносят содержащиеся в табаке и спиртных напитках яды. Разрушает нервную систему и грубость в отношениях между людьми. Никогда не грубите, будьте вежливы и предупредительны. Пользуйтесь чаще волшебными словами: спасибо и пожалуйста.

Помните: « Все болезни от нервов» - говорят в народе.

  Необходимо регулярно и полноценно питаться: клетки мозга нуждаются в питании больше, чем любые другие клетки нашего организма. Если человек недостаточно или неправильно питается, это означает, что его мозг голодает, а голодный мозг «соображает» плохо.

Сдерживайте свой гнев. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу нормально развиваться. Читайте много хороших книг. Старайтесь завести как можно больше друзей. Ребята, у которых много друзей, обычно знают больше, чем те, у которых мало друзей или вовсе нет.

Если вас что-то серьезно беспокоит, скажите об этом родителям. Слишком сильно переживать, долго чувствовать себя несчастным и скрывать это очень вредно, особенно для твоего мозга и нервной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Нервная система человека " по программе "Гармония"

В презентации рассматриваются разные участки невной системы человека. Определяется термин "нерв" и его составляющие. На анимационных примерах демонстрируется связь НС с органами чувств. Представленны ...

"Нервная система человека"

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по разделу "Организм человека" УМК "Гармония". Использованы иллюстрации головного мозга, спинного мозга и нервных окончаний и клеток....

Презентация "Нервная система человека"

Предназначена для урока окружающего мира в 4 классе....

Нервная система человека

1.Познакомить с функциями нервной системы, с её строением. 2.Развивать умения пользоваться полученными ранее знаниями. Для понимания нового материала. 3.Воспитывать умения выслушивать мнение однокла...

Нервная система человека.

Цель урока:1.УЗНАТЬ О СТРОЕНИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.2. УЗНАТЬ, КАК ОНА РАБОТАЕТ....

Нервная система человека

Технологическая карта урока окружающий мир...