"Как живут животные?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Пичихина Ирина Викторовна

Конспект открытого урока 1 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zhivut_zhivotnye.rar29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир                                                 Дата проведения: 06.12.2017    

1 класс                    УМК «Школа России»

Учитель: Пичихина Ирина Викторовна

Тема: Как живут животные?

Цель урока: расширение  представлений учащихся  о жизни животных и условиях, необходимых для их жизни.

Задачи урока:

1.        познакомить учащихся с условиями жизни животных;

2.        расширить знания о жизни животных, опираясь на ранее полученные знания;

3.        учить доказывать, что животные - это живые существа;

4.        развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

5.        формировать общеучебные умения и навыки: работать с учебником, карточками, точно выполнять инструкции учителя;

6.        воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению. 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты: обучающиеся научатся:

- наблюдать за жизнью животных;

- определять, чем питаются животные;

- определять постройки животных;

- узнавать зверя по описанию (загадке);

- узнавать зверей на рисунке по их частям;

 -знать, что животные – живые существа;

- знать, что животные питаются, передвигаются, строят жилища;

- знать, что животным необходимы для жизни пища, воздух, вода, тепло и свет.

Метапредметные:

Регулятивные: предвидение возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные: общеучебные – осознание и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах;

Логические – переработка полученной информации: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные – формулировать свои затруднения, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные результаты: осознание необходимости бережного отношения к животным.

Тип урока: урок – исследование.

Методы и формы обучения: исследовательский, объяснительно – иллюстративный, работа в парах, работа с учебником.

Оборудование для обучающихся: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, рабочие листы с заданием, сигнальные карточки.

Оборудование для учителя: видеопроектор, ноутбук, презентация, иллюстрации животных и их жилищ.

Ход урока:

1.Организационный момент.        

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада вас приветствовать Ребята, у нас на уроке присутствуют гости. Поздороваемся с ними.

Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!

II. Формирование новых знаний и умений. Постановка учебной задачи.

–Ребята, закройте глаза. Сегодня мы совершим увлекательную прогулку.

(Слайд 2 «Лес» со звуками шума деревьев и пением птиц. Звучит музыка: звуки леса.)

- Откройте глазки. Куда же мы совершим сегодня путешествие? (Ответы детей)

В добрый лес, могучий лес.

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете дети,

Чудные тайны откроете эти.

- Ребята, а что растёт в лесу? (Растения,  деревья, кустарники, травы.)

- Лес без растений не лес.

-Выходите те ребята, у которых, а партах лежат изображение растений.

-На какие группы можно разделить все растения? (деревья, кустарники, травы)

-А сейчас встаньте по группам отдельно.

-Ребята кто знает название этих растений, назовите (ответы детей)

-Какие растения растут в нашей местности?

-Чем эти растения отличаются друг от друга?

Растения относятся к живой природе?

Докажите.

-Чтобы все растения смогли жить, что для этого необходимо? (солнце, воздух и вода)

Как нужно себя вести в лесу? (Ответы детей)

-Как скучно и тихо в нашем лесу. Может кого-то не хватает? Если вы отгадаете мои загадки, то сможете узнать, для кого лес является домом.

Игра «Доскажи словечко»

( По мере отгадывания загадок на слайде 3  появляются картинки-отгадки)

Утро... Весь в цветах лужочек...
Но смотри: один цветочек
Вдруг вспорхнул – и полетел,
И опять на кустик сел!
Удивительный цветок:
Ножки, глазки, стебелёк,
Между крыльев – складочка
Да ведь это ж...
Бабочка.

Хитрая плутовка,
рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее...
Лиса

Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит…
Воробей.

В озере большая злюка,
Это зубастая и хищная …  Щука.

- Так для кого же лес является домом? О ком пойдёт речь сегодня на уроке? 

(О животных) (Вывешивается карточка «животные»)

- Правильно, ребята. Сегодня мы продолжим знакомство с животными и узнаем, как они живут. (Слайд 4: Тема урока: Как живут животные)

-  А помогать нам будут Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.

-Какие задачи придумал нам Муравей Вопросик на урок?

(Слайд 5: 1.Убедимся, что животные – живые существа.

2. Вспомним, как ухаживать за домашними животными.)

III. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений. Повторение изученного.                                                                                                                                 Чтобы ответить на поставленные вопросы, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда найдем правильный ответ. (Слайд 6)

- Ребята, давайте подумаем, к какой группе  можно отнести каждое из этих животных?

(Бабочка – насекомое. Насекомые – это животные, у которых 6 ног.

Воробей – птица. Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

Лиса – это зверь. Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью.. Звери выкармливают своих детёнышей молоком, поэтому их называют млекопитающими.

Щука – это рыба. Рыбы – это водные животные, тело которых покрыто чешуёй.)

IV. Открытие нового знания.

  • Наши животные проголодались. Давайте проведём исследование: выполним задание в парах и определим, кто что ест.
  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

Работа в парах (по карточкам).

Задание 1. Определите, кто что ест. Найдите к каждому рисунку пару (соедините стрелочками).

- Перед началом работы послушайте правила работы в паре.

Помогать друг другу нужно

И работать вместе дружно.

А когда закончим дело,

Поднимаем руки смело.

- Какая пара справится, просигнализируйте с помощью сигналов светофора.

Получилась картинка: Белка – орехи

Лягушка – комар

                                 Заяц – трава

     Синичка – гусеница

                                           Лиса – мышь

(Самопроверка: по презентации Слайд 7 – поднимаем сигналы светофора)

- Что необходимо животным для жизни? (Пища.)  (Вывешивается карточка)

-Но для роста детёнышей и жизни взрослых животных нужна не только еда. Подумайте, что ещё нужно животным? (Вода) (Вывешивается карточка)

Итог: все животные питаются, но по-разному.

V. Физминутка «Мышка» (электронная по презентации)     (Слайд 8)

VI. Продолжение работы по теме урока.

- Что должны делать животные, чтобы добыть пищу? (Передвигаться) 

- С помощью чего разные животные могут передвигаться?

Для следующего исследования нам понадобится учебник-путеводитель.

Задание 2. Работа по учебнику на с. 72.

- Каким животным принадлежат части тела и для чего они нужны?

(Крыло принадлежит птице. Оно необходимо ей для того, чтобы летать.)

- У кого ещё есть крылья? (У насекомых.)

- А если у животного крыльев нет? А у водных животных?

Получилась картинка:

Крыло – птице, бабочке.

Лапы – лягушке

Хвост – рыбе

Лапа – кошке

   (Слайд 9)

Итог: все животные передвигаются, но делают это по – разному.

У каждого животного бывает потомство. А как называют место, где выводят потомство?

(Дом, жилище.) – А почему в жилище, домике? ( Там тепло.)

- Так что же необходимо для жизни животных? (Тепло) (Вывешивается карточка)

- Давайте исследуем жилища животных.

Задание 3. «Посели животное в его домик»

Игра «Кто в каком домике живёт»

 (На доске картинки. Необходимо поселить животное в его домик.)

Получилась картинка:

ласточка - гнездо

дятел – дупло

бобр – хатка

мышь – нора

оса – осиное гнездо

- У какого животного жилье называется норой? (У хомяка.)

  • Кто знает, как  называется жилище бобра?  (Хатка)

Часть хатки со входом находится на берегу водоема, а часть – под водой.

  • У каких животных домики в виде гнезда?   Правильно, и ласточка, и оса строят гнезда.

 А что делает дятел?  

  • Все домики разные. Это зависит от того, какой образ жизни ведет животное. Где, как правило, находятся гнезда? Почему? Где находятся норы? Почему?
  • Птицы летают, поэтому  их гнезда – на деревьях, кустарниках. Рыбы плавают, поэтому их жилье – под водой. Кто-то из зверей построит дом из веток или выроет его под землей.

Что еще необходимо для жизни животных? (Свет). (Вывешивается карточка)

Итог: Многие животные строят домики, жилища для себя и своего потомства.

(Слайд 10) (Учащиеся сигнализируют сигналами светофора, правильно ли выполнено задание.)

-Дети, подумайте, в чем  же ещё нуждается живое существо?

(Воздух) (Вывешивается карточка)

 - Прочитаем, что на стр. 73 говорит нам Мудрая Черепаха.

VII.Физминутка «Лошадки».   

Эй, лошадки, все за мной!

Поспешим на водопой!

Вот река, широка и глубока,

Не достанешь до дна.

А водица вкусна! Пейте!

Хороша водица!

Постучим копытцем!

Эй, лошадки, все за мной!

Поскакали все домой.

VIII. Включение нового знания в систему знаний. Повторение пройденного материала.

- Вспомним ещё раз все условия жизни животных. 

СВЕТ, ВОЗДУХ, ПИЩА, ВОДА, ТЕПЛО    (Слайд 11)

 

  • Все эти условия животным даёт природа. Эти же условия нужны не только лесным животным, но и домашним. (Слайд 12)
  • Но есть ещё одно условие, без которого животные не смогут жить. Оно зависит от человека. Это забота человека о животных.
  • Как мы можем заботиться о домашних животных?

(Ответы учащихся)

(Ассоциативный куст)

 – Ребята, как вы думаете, откуда берутся бездомные кошки и собаки? (Ответы ребят)

(Чтение учителем стихотворения «Г. Мельникова» на фоне (Слайд 13)

Все мяукал котенок  во дворе под кустом,

Все хотелось котенку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал желтый лист –

Показалось котенку, что позвали «кис-кис».

Замирая от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.

- Грустное стихотворение, правда? Пусть никогда не случится так, чтобы ваш питомец потерял кров и остался одинок. Не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Ведь это не забавная игрушка, а живое существо, которому вы становитесь защитником на долгие годы.

ӀХ. Рефлексия

 - Куда  на уроке мы совершили прогулку? (В лес)

 - Для кого лес является домом? (Для животных)

 - Понравилась ли вам наша прогулка в лес?

- Что доказывает, что животные – живые существа? (Двигаются, растут, выводят потомство, питаются и т.д.)

- Давайте вспомним, что необходимо животным для жизни?

СВЕТ, ВОЗДУХ, ПИЩА, ВОДА, ТЕПЛО

- На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответ на вопрос: Как живут животные? Как вы считаете, мы смогли найти ответы на эти вопросы?

(Слайд 14)

- Оцените себя с помощью сигналов светофора.

Если у вас всё получилось, то покажите зеленый сигнал, если были допущены ошибки, вы поднимаете жёлтый сигнал, вам было трудно при выполнении заданий, вы многое не поняли,  не нашли ответ на вопросы урока – покажите красный сигнал.

- Из вас получились хорошие исследователи. Молодцы!!! (Слайд 15)

Сегодня мы говорили о животных, их жизнь на нашей планете во многом зависит от нас, людей. Поэтому закончить урок я хочу стихотворением В. Берестова «Хоровод»:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и  маленьким зверятам

Хорошо живётся с  нами рядом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по литературному чтению по УМК Школа 2100 на тему "Живут волшебники земные тепло своих сердец даря"

Данный урок был проведён в 4 классе по произведению  К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...

"Как живут животные"

Интересный материал для урока окружающий мир 1 класс презентация "Как живут животные?"...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме:"Как живут растения?"

Урок в 1 классе  по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир»  по теме «Как живут растения?» пятый в разделе «Как, откуда и куда?». Материал урока опирается на знания...

Презентация "Как живут животные?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"

Презентация "Как живут животные?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"...

Презентация "Как живут животные?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"

Презентация "Как живут животные?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"...

урок-путешествие "Где живут белые медведи?"

Урок в увлекательной форме дает представление о растительном и животном мире Арктики и Антарктиды....

"Где живут белые медведи и где живут пингвины?"

Интегрированный урок окружающий мир + труд в первом классе....