Технологическая карта урока по окружающему миру на тему:«Причины возникновения радуги, её цвета».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Казакова Анастасия Валерьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx72.02 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ

Фролова Анастасия Валерьевна

ПРЕДМЕТ

Окружающий мир

1 класс

МЕСТО урока в курсе: пятый в разделе «Почему и зачем?»

Уровень образовательной программы:

1) базовый

Тема урока: «Причины возникновения радуги, её цвета».

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

Определить цвета и последовательность цветов радуги; объяснить, почему появляется радуга; узнать, что нужно, чтобы увидеть радугу; посмотреть, какой бывает радуга в природе.

Задачи:

Образовательные:

- формировать первоначальные представления о цвете;

- познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;

- обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.

Развивающие:

- развивать образное мышление, любознательность обучающихся и интерес к явлениям природы.

Воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки;

- учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя. 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

усвоить, что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики;

 научиться воспроизводить последовательность цветов радуги с опорой на фразу – подсказку.

Личностные:

формирование эстетического вкуса; расширение кругозора; формирование правильного восприятия и умения ценить красоту природы; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.  

Метапредметные:

учиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; задавать вопросы самому и отвечать на вопросы учителя; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; умение оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; учиться работать в парах, находить и исправлять ошибки в своей и чужой работе.

Регулятивные УУД:

возможность ориентироваться в учебнике; оценка результата своих действий; прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в обучении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неудачи, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные УУД:

  общеучебные – самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей урока; логические – осуществление  поиска необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, из собственного опыта, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные УУД:

 доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

 учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

 соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Оборудование:

– компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация и мультфильм, видео физкультминутка;
– учебник: автор А.А. Плешаков “Окружающий мир” 2 часть, рабочая тетрадь;
– разноцветные волнистые полоски семи цветов,  раздаточный материал, наглядный материал к уроку, цветные карандаши, фломастеры.    

Методы – наглядный, словесный, практический.

Формы обучения – фронтальная, парная, групповая.

Технологическая карта урока

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат

I.Организационный этап.

(1 мин)

Создание условий для осознанного вхождения обучающихся в пространство деятельности на уроке.

Здравствуйте ребята!

Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

-На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

-Мы хороший, дружный класс?

- Да! И всё получится у нас!

Работаем старательно

Слушаем внимательно! (слайд 1)

Слушают учителя, настраиваются на урок.

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

Личностные, регулятивные (организация рабочего места). Эмоциональный настрой на урок.

II.Актуализация знаний

(2 минуты)

Актуализировать знания обучающихся для открытия новых знаний.

Что узнать тему сегодняшнего урока, я расскажу вам историю, которая произошла с нашим героем Муравьишкой.

Однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо.  

Давайте отгадаем загадку и узнаем, какое чудо увидел Муравьишка.

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти.

-Что появилось на небе?

Слушают.

Обучающиеся работают с загадкой.

Радуга.

Развитие мыслительных операций

Коммуникативные: участие в диалоге, ответы на вопросы учителя

Умение работать в коллективе по предложенному плану учителя.

III.Постановка учебной задачи

(5 минуты)

IV.Открытие «нового» знания

(20 минут)

Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого, опора на жизненный опыт.

Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия

Формировать умение делать выводы; развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющие выявлять связи между изученными и новыми материалами. Решение проблемной ситуации.

- Какая тема урока сегодня? (на доске обозначается тема «Причины возникновения радуги, ее цвета». (слайд 2)

-Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

-  На какие вопросы будем отвечать?

- Ребята, кто из вас видел радугу?

- Какое чувство вы испытали, когда увидели радугу?

Ф. И. Тютчев написал такие замечательные строки: (слайд 3)

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве.

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла.

Она полнеба охватила,

И в высоте изнемогла.

Что такое воздушная ярка? Как вы понимаете?

- Что значит изнемогла?

 - Сейчас вас познакомлю с отрывком из мультфильма «Ох и Ах». Посмотрите его внимательно и ответьте после просмотра, с каким настроением встретили радугу герои мультфильма.

-На какой вопрос мы должны ответить после просмотра?

- Ответьте, пожалуйста.

- Почему в воздухе возникло такое чудо?

- Кто строитель? Вы уже догадались?

- А вы заметили, как появилась в мультфильме радуга?

-Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.

Солнце светит и смеётся

А на Землю дождик льётся.

И выходит на луга

Семицветная дуга.

- Почему только тогда можно увидеть радугу?

- На что попадают в небе солнечные лучи?

-Что при этом образуется?

  Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Оно светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

1. Проблемный вопрос

- Вот и наш Муравьишка, заинтересовался.

- А почему же радуга разноцветная?

- Почему это природное явление так непродолжительно?

Устанавливают цель урока.

Что такое радуга? Как и когда она появляется? Из каких цветов состоит радуга?

Дети описывают свои чувства.

Слушают и представляют картину природы.

Это радуга.

Теряла силы, ослабевала.

Просмотр мультфильма.

С каким настроение встретили радугу герои мультфильма?

С радостным, веселым.

Думают.

Когда светит солнце и идёт дождь.

Слушают.

Дети пытаются ответить на вопрос.

На капельки дождя.

Радуга.

Слушают сообщение учителя.

Думают.

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

Формулировка учебной задачи как темы урока.

Коммуникативные: участие в диалоге, ответы на вопросы учителя

Регулятивные: принятие практической задачи.

Познавательные: находить ответы на вопросы.

Личностные: высказывать свое мнение.

а) Для того, чтобы ответить на эти вопросы мы проведем небольшое исследование. 

Работать будем в парах. Возьмите конверт под номером 1.

Используя все вложенные в него картинки попробуйте создать настроение летнего дня после дождя.

(дети работают с раздаточным материалом: дом, дерево, солнце, туча и разноцветные волнистые полоски семи цветов)

- Какие возникли затруднения?

-Для чего у вас появились полоски 7 цветов?

-Как вы думаете, а почему я вам дала не прямые, а волнистые полоски?

Б) – Давайте мы рассмотрим, как радуга образуется при помощи луча и призмы. Призма- это прозрачное стекло, заменяющая капельку воды.  Оказывается, цвет – это волны, которые мы воспринимаем глазом. Солнечный свет представляет собой волны разной длины и поэтому они разного цвета. (слайд 4, видео)

Вывод:

- Что нам заменяла призма?

- Что стало с солнечным лучом, когда он прошел через призму?

- Кто же главный “художник” в природе?

- Почему же радуга разноцветная?

Правильно. Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма

Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом, и получается радуга.

   Какие же вы молодцы. Нам просто необходимо немного отдохнуть.

3. Физминутка (обучающиеся просматривают мультимедийную презентацию, повторяют движения под музыку)

Давайте вернемся к нашей радуге, которая у вас получилась на парте. А почему у каждой пары получилась своя радуга?

 -Как их правильно расположить, мы сейчас узнаем.

4. Решение проблемной ситуации. Продолжение изучения нового материала.

- Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку:

«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». (слайд 5)

Кто догадается, как подсказка может нам помочь?

Давайте назовем эти цвета.

Мы узнали правильную последовательность цветов радуги. И запомните ребята цвета всегда идут по порядку и никогда не могут поменяться местами.

А теперь разложите разноцветные полоски правильно, проверьте.

Работа в парах 

Работа в тетради с. 27, №2

- Что надо сделать, прочитайте задание.

Разукрасьте шарики, используя фразу- подсказку, которую вы узнали.

Определим цвета наших полосок.

-Проверьте друг у друга свою работу.

А теперь исправьте ошибки в своей радуге. (Правильный вариант появляется на доске, слайд 6)

5. Обобщение ответов обучающихся

- Ребята, а на какое слово похоже слово радуга?

- И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут -радуга. Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги.

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например, с самолета, она будет казаться кругом.  

Слушают.

Дети работают в парах и составляют схему появления радуги.

Не знаем, как правильно расположить цвета радуги.

Для составления радуги.

Капельку воды.

Распался на цветные лучики.

Солнце.

Из-за солнечного цвета.

Формулируют вывод совместно с учителем.

Разминка.

Рассуждают.

Не знаем, в каком порядке нужно правильно расположить цвета.

Проговаривают

фразу- подсказку.

По первым буквам этих слов определяется последовательность

цветов радуги.

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Делают задание, проверяют.

 Представить, что на радуге живут радужные человечки. У каждого из них воздушный шарик своего цвета.

Дети отмечают буквами названия цветов.

Проверяют у соседа по парте.

Слово «радуга» похоже на слово «радость».

Слушают.

Обобщить ответы детей. Выделить правильные ответы детей, подвести к выводу.

Регулятивные умение высказывать свое предположение

Личностные навык сотрудничества со сверстниками и взрослым

Познавательные (отвечать на

вопрос учителя)

Вывод: ответили на первый вопрос Муравьишки.

Коммуникативные (умение работать в паре, выполнять определенную роль)

Коммуникативные (умение работать в паре)

Личностные (формирование мотивации к учению)

V. Структурирование полученных знаний, первичное закрепление

(4 минуты)

Построение нового способа действия.

Организовать усвоение учениками нового; зафиксировать новое содержание урока.

а) Работа по учебнику (стр.41).

-Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают)

Вспомните правила ухода за растениями, так ли поливают?

- С какой целью еще наши герои могут взять шланг с водой? Как вы думаете, что они хотят получить?

- Может ли, получиться у них радуга?

- Почему?

б) Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя?

- Молодцы.

- Вы хорошо поработали.

Проговаривают правила.

Радугу.

Да, если выглянет солнышко.

Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.

Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день.

Выявляет полученные знания. Возвращает учащихся к первому вопросу и мотивирует к применению полученных знаний.

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, делать выводы)

Коммуникативные (работа в парах, нормы общения)

Познавательные (выполнять элементарные логические действия: анализ, синтез.

Регулятивные (организовывать работу по плану, определять цель работы)

VI.Первичное закрепление нового способа действия

(5 минут)

Зафиксировать в представлении детей новое учебное действие; организация практической работы.

   – Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу и поработать в группах. Откройте конверт №2, у каждой группы своя картинка. (Картинки:1 группа- луг, 2 группа-река).

Создайте веселую радугу. Сколько дуг будет у вашей радуги? 

-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу и добавить её на картинку с помощью карандашей или фломастеров.

У кого же самая веселая радуга? 

Молодцы! Давайте отдохнем.

Физкультминутка.  Радуга. 
В небе дождь, гроза.   Закрывай глаза! 
Дождь прошел. Трава блестит. 
В небе радуга стоит. 
Поскорей, поскорей    выбегай из дверей, 
По траве    босиком,   прямо в небо   прыжком. 
 

Слушают.

7.

Дети работают в группах.

Свою радугу дети вывешивают на доску.

Выполняют движения.

Проверка усвоения нового знания.

VII. Рефлексия.

(3 мин)

Итог урока

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Какие два открытия мы сегодня сделали?

- Сегодня на уроке мы построили радугу.

- С каким настроением мы её строили?

- Покажите с помощью капелек ваше настроение:

 - урок прошел отлично, я активно работал.

- урок был интересным, но у меня возникли вопросы.

- урок не понравился, я плохо работал на уроке.

- Вот какой чудесный дождик у нас сегодня получился.

Что вы сегодня узнали?

- Молодцы! Спасибо за урок.

1. Как появляется радуга на небе.

2.  Какого цвета радуга.

С радостным.

Дети выходят к доске и прикрепляют капельки к тучке.

Узнали, как и когда появляется радуга, почему она разноцветная, с помощью фразы-подсказки запомнили последовательность ее цветов.

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности

Коммуникативные (слушать и понимать речь других, соблюдать нормы этикета)

Познавательные (делать выводы о проделанной работе)

Личностные (формирование мотивации к учению)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Тип урока:изучение  и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по Окружающему миру «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (1 класс УМК Школа России)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний о цветах и бабочках луга, дать представление об их взаимосвязи и правилах поведениия в лесу. Задачи урока...