Игровые технологии на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»
статья по орксэ (4 класс)

Светлана Анатольевна Савинкова

Использование игровых технологий на уроках курса ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_urokah_orkse_savinkova.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

                                             Савинкова Светлана Анатольевна

                МАОУ «СОШ № 85»

                               Кемерово, Кемеровская область

  Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в  школе ставит перед учителем  задачу – способствовать формированию у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

  Перед учителем возникает вопрос: как заинтересовать учащихся в изучении нового предмета? Для развития познавательной активности обучающихся на уроках  применяются игровые технологии, которые позволяют развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся. Участие в играх создаёт положительный эмоциональный настрой, воспитывает позитивный взгляд на жизнь, жизненные трудности, учит строить взаимоотношения с другими людьми на основе взаимоуважения, доброжелательности, любви.

  Игровые технологии являются одной из форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся. Эмоциональность игры способствуют активизации психологических процессов и функции ребенка. Игра помогает использованию знаний в новой ситуации. Изучаемый материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания. Через игру ребенок может реализовать свои потребности в общении, творчестве, самоопределении.

 Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые стимулируют учащихся к учебной деятельности.

   На уроках ОРКСЭ игровые технологии  применяются на различных этапах урока.

Для психологического настроя можно провести игры, которые  активизируют работу класса. Учащиеся слушают учителя, отвечают, выполняют определенные действия, учатся работать в коллективе. Это хороший способ освободиться  от неприятностей  и сконцентрироваться на работе.

 Прием «Дерево возможностей».

Перед началом урока предлагаются листочки разного цвета. Учащиеся самостоятельно выбирают любой листочек. Учитель сообщает результаты выбора.

Зеленый - успех на уроке, красный - желание общаться, желтый - будут активными, синий - проявят настойчивость.

 Прием «Подари улыбку».

На доске прикреплены улыбающиеся мордашки. Каждый ребёнок выбирает любую картинку и дарит другому ученику вместе со своей улыбкой.

 Прием «Цветок настроения».

На каждой парте лежат три лепестка: красный - настроение отличное, зеленый - хорошее, синий - плохое. Из этих лепестков составляется цветок.

  Для постановки учебной задачи можно предложить разгадать ребусы, кроссворды. Например, при изучении темы «Россия наша Родина» предложить обучающимся составить слово  из букв в нужном порядке  А – 6, Р – 1, И – 4, О – 2, Н – 5, Д – 3  (Родина). Для формулирования темы урока – написать свое имя и раскрасить в любимый цвет («Свобода и моральный выбор»).

 При работе по формированию этических понятий используются игровые приемы, которые способствуют пониманию и усвоению новых слов.

 Прием « Нарисуй слово».

Изобразить изучаемое понятие  в виде рисунка.

 Прием «Собери цепочку».

 Подобрать однокоренные слова к изучаемому термину.

 На уроках предполагается работа с пословицами. Эту работу можно построить в игровой форме следующими приемами: допишите, соберите, восстановите пословицы.

 Прием «Собери пословицу».

 Предлагается достаточно узнаваемая пословица, все слова в которой перепутаны. Задача детей – восстановить исходное предложение.

 Прием «Найди пару».

 Пословицы даются под номерами. Нужно указать номера пословиц, которые имеют схожий смысл.

Прием «Доскажи словечко».

Читается текст. Ученики договаривают нужные по смыслу слова.

При закреплении материала очень продуктивно использовать ролевые и деловые игры.

Прием «Интервью».

Предлагается составить вопросы по изучаемой теме и опросить своих одноклассников.

Прием «Корзина ситуаций».

Учащиеся  разыгрывают  диалоги, ситуации, предложенные учителем. Дают оценку поступкам героев.

 На уроках ОРКСЭ используется большое количество литературных произведений. При работе с литературными произведениями используются

  Прием «Театр у микрофона».

Учащиеся читают произведение по ролям.

  Прием «Мини-спектакль».

Инсценирование  литературных произведений.

При подведении итога урока для определения эмоционального состояния учащихся  предложить следующие игровые технологии.

  Прием «Смайлики».

 Раздаются  человечки, у которых не нарисовано лицо. Учащиеся рисуют те эмоции, которые свойственны им в данный момент.

 Прием «Солнышко».

 Учащимся предложить представить себя лучами солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению.

 Прием «Дерево успеха».

 Определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала. Учащиеся оценивают свои успехи на уроке.

  Прием «Светофор».

  Поднимают карточку определенного цвета, которая  выражает  удовлетворение своей работы на уроке. 

  Применение игровых технологий на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» оказывает позитивное влияние на учащихся, так как способствуют творческому развитию, учат правильному общению, формируют толерантное отношение к другим мнениям. Во время игры учащиеся учатся  анализировать жизненные ситуации, повышают свою самооценку. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок.Основы религиозных культур и светской этики.Крещение

Основы религиозных культур и светской этики.Крещение...

Использование современных педагогических технологий, электронных образовательных ресурсов на уроках Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе

Предмет "Основы православной культуры и светской этики"  введен в образовательные учреждения совсем недавно. В своей  статье мы, я и моя коллега преподаватель основ религиозной культуры и св...

Презентация к уроку основы религиозных культур и светской этики по теме "Буддизм"

Данная презентация поможет познакомить учащихся с  мировой религией - Буддизм. В презентации отражены основные учения буддизма, фотогрфии храмов, рассказывается о праздниках. В конце предлаг...

Использование дидактического материала на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

        Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Использование игровых технологий на уроках Основы религиозных культуры и светской этики.

     Именно на уроках ОРКСЭ поставлена задача духовно-нравственного развития ребёнка, а это лучше делать через практику. Поэтому и эффективно использовать на этих уроках игровые ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»

Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.Задачи урока:– формировать навыки конст...