Окружающий мир, 3 класс "Экономика и экология" УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Окружающий мир, 3 класс "Экономика и экология" УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_1.docx468.77 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 8.04.19

Школа: ОЦс №1

Класс: 3 «Б»

ФИО учителя: Кравченко Е.В.

ФИ студента: Круглова Д.

ФИО методиста: Мухина И.Г.

                                                                 

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Экономика и экология»

Цель деятельности учителя:

- формирование у представления о двух сторонах экономики – полезной и опасной; систематизирование и расширение знаний обучающихся о состоянии природы нашей планеты; формирование у обучающихся представления   об экологических проблемах нашей планеты.

 Планируемые результаты:

Предметные:

 - знать определение понятий «экономика» и «экология», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз», о состоянии природы нашей планеты, об экологических проблемах нашей планеты;

 - уметь обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека;

Личностные:

 - принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

 - проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 - осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: проектор, учебник окружающего мира по программе «Школа России» 3 класс, рабочая тетрадь (на

печатной основе), раздаточный материал.

Этапы урока

Методы и приёмы

Хроно-

метраж

Содержание

 Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

(Словесный м.: монолог, беседа)

2 мин.

-Здравствуйте, ребята! 

- Проверьте всё ли готово к уроку, всё ли вы достали и положили на парту.

Все готовы к интересному познанию нового? Присаживайтесь.

- Здравствуйте.

-Да

Л: самоопредедение

II. Актуализация знаний и мотивация

(Словесный м.: беседа)

5 мин

- Ребята, но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке?

- Что такое семейный бюджет?

- Для чего он нужен?

- Какие виды доходов может получать семья?

- Если бы вы получили на День рождения большую сумму денег. Куда вы её потратите?

- Семейный бюджет.

- Сумма, заработанная членами семьи за месяц.

Ответы детей.

-З/плата, пенсия, пособия.

Ответы детей.

П: структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

(Словесный м.: беседа;

Наглядный м.:

демонстрация слайда)

3 мин

Ребята, перед вами карточки, продолжите предложения в паре с соседом. Подумайте, затем впишите слово.

Итак, давайте проверим. Кто готов?

- Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется экология.

- Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача экономики. 

-Давайте попробуем сформулировать тему урока.

- Что мы хотим узнать сегодня на уроке и чему научится?

Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется ____________

Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача

____________

«Экономика и экология»

- 1) Узнать, что такое экономика и экология, «экологическая катастрофа», «экологический прогноз».

2) Узнать о состоянии природы нашей планеты, об экологических проблемах нашей планеты.

 3) Научится обнаруживать связи между экономикой и экологией.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

(Словесный м.: беседа, рассказ;

Наглядный м.:

демонстрация слайда;

Практический м.:

работа с учебником)

5 мин

- Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология?

– Ребята, что изображено на рисунках?

 - А почему там разные цвета?

 - Да, наша земля очень богата. В ней есть и моря, и океаны, леса и поля, пустыни и горы, полезные ископаемые, и плодородные земли…

– Природа нашего края очень богата и красива! Посмотрите, какие чудесные места есть вокруг нас!

(Демонстрация фото красивых мест России)

 - А как вы думаете, все ценят эти богатства?

 - Что вы делаете для того, чтобы природа стала чище и красивее?

 - Да, сейчас из - под снега выходит мусор, который мы бросали, целую зиму. А что вы делаете с собранным мусором?

- Многие люди в весеннее время убираются у себя во дворе, в огороде – это очень хорошо, но когда дым от костров поднимается в воздух и отравляет его – это уже очень плохо! Нужно стараться, чтобы меньше вреда наносить природе.

– Ребята, представьте, что перед вами большое болото. Какая там растительность и животный мир?

(Представить картинку болота с растительностью и животными)

- Что станет, если в один прекрасный день, люди решат на место болота построить городок?

 - Другой пример. В море потерпело аварию судно, которое везло нефть, и нефть вылилась в море, покрыла даже берега. Какой вред был нанесен природе?

-Давайте с вами откроем учебник на стр. 79 и рассмотрим картинку.

 - Нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу!

 - Кто виноват в такой катастрофе?

- Назовите составные части экологии? Что входит в экологию? Связаны ли они между собой?

Приведите примеры.

- А сейчас мы с вами рассмотрим и поговорим, какие две стороны имеет экономика.

- Для чего нам нужна экономика?

- Из каких отраслей состоит экономика?

Вспоминайте, вы проходили это на предыдущих занятиях в прошлой четверти.

- Что даёт людям сельское хозяйство?

- Это полезная сторона экономики. В чем же заключается, опасна сторона сельского хозяйства?

- Что даёт людям металлургия?

Это полезная сторона экономики. В чем же заключается опасная сторона?

- Планета Земля – полушария.

- Вода, лес, пустыня и горы.

- Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но наносит большой вред природе.

-Сажаем растения, убираем мусор, чистим родники…

- Сжигаем, бросаем в яму…

- Мох, карликовые березы, осока, лягушки, улитки, рыбы, цапля, рябчики…

- Погибнут и растения, и животные.

- Пострадали птицы, рыбы, растения, люди.

- Человек

- Солнце, воздух, вода, растения, животные. Да.

-Животные не могут жить без воды и растений. Без солнца растения будут погибать и т.д.

-Для удовлетворения потребностей.

-Сельское хозяйство, электроэнергетика, металлургия, химическая промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность.

-Продукты питания.

-В загрязнении почвы, ядохимикатами.

-Металл.

-Загрязнение воздуха и воды.

П: структурирование знаний

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи

П: структурирование знаний

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи

П: структурирование знаний

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи

V. Первичное закрепление во внешней речи

(Словесный м.: беседа, рассказ

Практический м.:

работа с учебником)

7 мин

- Сейчас обсудите в парах полезную и опасную стороны экономики других отраслей?  

-Кто может ещё привести примеры полезной и опасной стороны экономики?

- Давайте, сейчас прочитаем текст учебника на стр. 80-82. С 1 ряда по цепочке.

- Итак, какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных?

- Как экономить воду? Как её охранять?

- Какое значение имеет почва для жизни на Земле?

- Какой вред человек наносит почве?

- Как нужно охранять почву?

- Ребята, что вы поняли об экономике? Сколько сторон она имеет? Какие?

Дети работают в парах.

Ответы детей

- Без воды жизнь на Земле невозможна.

- Ставить фильтры на трубы, сажать деревья вокруг водоемов.

- На земле выращивают растения.

-Вырубает леса, загрязняет мусором, вспахивает почву, нарушая жизнь микроорганизмов.

- Не загрязнять, не вырубать огромные территории лесов.

-2. У экономики есть две стороны: одна необходимая и полезная, другая – опасная, наносящая вред окружающей среде при производстве продукции.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами

П: структурирование знаний

Динамическая пауза

2 мин

-Ребята, давайте немного взбодримся, проведём физ. минутку. Перед вами будет видеоролик, ваша задача – повторять движения.

(Выполняют физ. минутку)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

(Словесный м.: объяснение;

Практический м.:

конструирование дома)

7 мин

- Ребята, сегодня нередки случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными.  Почему в таких грибах могли появиться ядовитые вещества?

- Некоторые промышленные предприятия сливают в водоёмы отработанную воду, содержащую ядовитые вещества.

Как это может отразиться на рыбных богатствах?  

- Ребята, вот чтобы не случалось таких катастроф необходимо составлять экологические прогнозы. Как вы думаете, что это?

Давайте откроем стр. 82, найдём подтему «Что будет, если…» и прочитаем 1 абзац. Кто готов?

- Итак, давайте попробуем составить экологический прогноз для ситуаций (На экране слайд):

1 вариант работает над 1 ситуацией.

2 вариант работает над 2 ситуацией.

- Закончили. Какие рекомендации мог бы дать эколог фермерам и проектировщикам завода?

(Ответы детей)

-Рыба будет вымирать в водоёмах

«В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей».

«На берегу озеро было принято решение построить завод, в отходах которого содержится ртуть».

- Найти другое место для постройки дома, чтобы сохранить жизнь рыб.

-Хищные звери — это часть жизни на Земле, уничтожать их нельзя, большинство может быть занесены в Кр.книгу.

П: структурирование знаний

Р: коррекция

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи

VII. Включение в систему знаний

(Словесный м.: объяснение, беседа;

Практический м.: упражнение)

10 мин

-Давайте с вами выполним задание в рабочей тетради. Откройте стр.23, выполняем задания под № 1 и №2 самостоятельно. Не забываем пользоваться учебником разрешено.

№1. Прочитайте в учебнике и выпишите ответ.

№2. Прочитайте задания. Используя текст учебника, заполните таблицу.

-Итак, давайте проверим. Кто хочет ответить на №1? Кто на №2?

- Теперь переходим к следующему заданию №3. Кто прочитает задание и стихотворение? Предлагаю всем вместе выполнить это задание. Ответьте на вопрос, что нельзя купить? Пока 1 отвечает, остальные записывают в тетрадь.

 

П: структурирование знаний

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи

VIII. Рефлексия деятельности

(Словесный м.: беседа)

4 мин

-Ребята, давайте подведём итог нашего урока

- Давайте вспомним какая была тема нашего урока. Что мы хотели узнать нового на этом уроке? Узнали?

- Как связаны между собой экономика и экология? Какие стороны экономики существуют? В чем заключается полезная сторона? В чём заключается опасная сторона?

 - Что вы можете сказать о своей работе на уроке? Активно ли вы работали на уроке? А кого из ребят можно выделить? Кто на уроке был активнее остальных?

- Ребята, запишите домашнее задание: Учебник - стр. 79-84 читать, РТ-  № 4,5.

- «Экономика и экология»

- 1) Узнать, что такое экономика и экология, «экологическая катастрофа», «экологический прогноз».

2) Узнать о состоянии природы нашей планеты, об экологических проблемах нашей планеты.

 3) Научится обнаруживать связи между экономикой и экологией.Узнали.

- У экономики есть две стороны: одна необходимая и полезная, другая – опасная, наносящая вред окружающей среде при производстве продукции.

(Ответы детей)

(Ответы детей)

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: осознание качества и уровня усвоения знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Тест по окружающему миру на тему "Страны России" (3 класс, УМК "Школа России")

Данный тест составлен по материалу учебника окружающий мир (2 часть.) автора А.А. Плешакова, УМК "Школа России", 3 класс. Тест позволяет проверить качество усвоения материала по разделу "Страны России...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Россия на карте" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по окружающему мируТема урока: «Россия на карте». Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с ч...

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Золотое кольцо России. Плёс, Суздаль, Владимир» (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золото...